|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Налог на прибыль ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 15)
"Учет.Налоги.Право", N 15, 2004
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Константин Викторович Новоселов - заместитель начальника отдела департамента налогообложения прибыли МНС России.
- У меня вопрос по командировочным расходам. В частности, по проезду работников к месту командировки и обратно. Можем ли мы для этих целей использовать машину, по которой мы платим сотруднику компенсацию за использование ее в служебных целях? - Скажите, документы, подтверждающие расходы, у вас есть? - Да, есть путевые листы, есть расчет расхода топлива на километр пути. Документально все можем оформить. Возникает вопрос - можем ли мы учесть эти расходы? - Вам нужно правильно квалифицировать данные расходы. Дело в том, что это будут не расходы на командировку, а расходы на содержание транспорта. - Но это же расходы на командировку... - А как вы будете их выделять? Допустим, у вас компенсация 1200 руб. в месяц за использование автомобиля в служебных целях. А какие еще расходы вы хотите включить?
- На ГСМ сверх компенсации. - Нет, сверх компенсации ничего учесть не можете. - А если мы так договор с ним составили? - Компенсация выплачивается не по договору, а по приказу руководителя организации, и она предполагает выплату работнику, использующему личный автомобиль в служебных целях, фиксированной суммы, и все. В нее включено все, и бензин в том числе. То, о чем вы говорите, скорее нужно рассматривать как договор аренды транспортного средства. - А если мы арендуем машину у физического лица, тогда расходы на ГСМ мы можем учесть? - Да, можете. В этом случае расходы у вас будут учитываться как расходы на содержание автотранспорта в общеустановленном порядке. То есть при наличии путевого листа с учетом требований по его заполнению, документов по приобретению ГСМ, фактическому расходу топлива. - И выделять их как расходы на командировку не нужно? - Нет, но за некоторым исключением. Предположим, ваши сотрудники поехали за основным средством... - Вот они так и ездили. - Значит, вы должны выделить эти расходы. Может быть, по чекам, может быть, по километражу. И тогда вы их будете учитывать уже в стоимости основного средства как расходы, связанные с его приобретением и доставкой. Если же это обычная текущая поездка, например встреча с поставщиками, то тогда выделять эти расходы и учитывать отдельно не нужно.
* * *
- Я так мучаюсь с абонентской платой. Мне за телефон выставят счет за март в конце апреля. Неужели я в следующем квартале должна эту сумму в убытках учитывать? - А счет какой датой у вас датирован? - 31 марта. - Вот в марте вы и должны учесть их в составе расходов, уменьшающих налоговую базу. - А мне баланс и декларацию надо сдавать. А счет мне дадут только в конце апреля. - Понимаете, это уже проблемы, связанные исключительно с вашим поставщиком услуг связи. Если вы в декларации за первый квартал эти расходы не отразите, то вам придется сдавать уточненные декларации согласно ст.54 Налогового кодекса.
* * *
- У нас товар поступает от поставщика через транспортную контору. Транспортные расходы оплачивает поставщик. Но нас просят оплатить въезд на территорию и 1 - 2 дня хранения товара. Какие документы мне кроме кассового чека эта транспортная контора должна представить? - Конечно, из кассового чека не видно, что за услуги вам были оказаны. - Согласна с вами, но счета-фактуры и акта выполненных работ у меня нет. Есть еще приходный ордер. - А что в нем у вас написано? - Хранение груза на складе. - Боюсь, что этого мало для документального подтверждения расходов. Здесь вопрос в том, предусмотрены ли эти платежи вашим договором. - Тогда с этой транспортной конторой и мне заключать договор? - В любом случае из какого-то документа должно следовать, что вы храните там товар. Иначе чья это обязанность? Может быть, это не ваша обязанность хранить там товар и это должен делать ваш поставщик.
* * *
- Скажите, пожалуйста, расходы на буклеты списываются все же в размере 1 процента от выручки или полностью? - Здесь вам нужно руководствоваться ст.264 Налогового кодекса. - В том-то и дело, что там не написано про буклеты. Только про каталоги и брошюры. И перечень считается закрытым? - Да, перечень расходов на рекламу, которые не нормируются для целей налогообложения прибыли, закрытый. - Значит, считать 1 процент? - Да, эти ваши расходы будут нормироваться. Если вы произвели расходы, которые прямо не поименованы в п.4 ст.264 Налогового кодекса, то они будут относиться к прочим видам рекламы и учитываться в целях налогообложения в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации.
* * *
- У меня вопрос по списанию страховок. Есть правило: если страховой взнос разовый, то он растягивается для налога на прибыль на период страховки. А вот у нас страховка на год. Причем половина ее приходится на другой год. И платеж не разовый, а делится на две части. Неужели мы должны принимать эти платежи после оплаты? Если буквально читать ст.272, п.6, то получается, что учесть эти расходы мы должны сразу после их оплаты. - Совершенно верно. Общий принцип, изложенный в ст.272 Налогового кодекса, следующий - расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся. Поэтому если платеж у вас разовый, то расходы вы учитываете равномерно. Но поскольку уплата вами производится несколькими платежами, в расходах они учитываются по мере перечисления страховых взносов. Об этом и говорит п.6 ст.272 Налогового кодекса.
* * *
- У нас есть деятельность, переведенная на уплату ЕНВД, и деятельность, облагаемая налогом на прибыль. Как нам заполнять декларацию по налогу на прибыль? Показать только то, что относится к деятельности, облагаемой налогом на прибыль, или же сначала все, а потом отнять то, что относится к ЕНВД? - Вы в декларации по налогу на прибыль должны показать только то, что относится к деятельности, облагаемой по обычной системе налогообложения. У вас должен быть раздельный учет. - То есть если мы в налоговую сдаем нашу отчетность, в которой видно, что выручка столько-то и при этом мы сдаем декларацию по налогу на прибыль, где выручка другая, то это нормально? - Это абсолютно нормально. Даже не беспокойтесь. Если у налогового органа при проведении камеральной проверки возникнет такой вопрос, напишете пояснение.
* * *
- Сотрудник работает без трудовой книжки как совместитель. Работает уже давно - восемь лет. Мы его сейчас послали на повышение квалификации. Расходы на его обучение я не могу принять? - Нет, не можете. Пункт 3 ст.264 Налогового кодекса указывает на то, что в расходы принимаются затраты на подготовку и переподготовку только штатных работников организации.
* * *
- Вопрос по ст.269 Кодекса. Иностранное лицо - нерезидент выдало нам кредит. Оно имеет более 20 процентов наших акций. Как в таком случае нам применять ставки по налогу на прибыль? Если мы выплачиваем эти проценты, которые приравниваются к дивидендам, мы на сумму этих процентов сначала начисляем налог на прибыль, а потом еще налог на дивиденды? - Минуточку, давайте по порядку. Статья 269 Налогового кодекса говорит о том, что если у вашего иностранного заимодателя более 20 процентов ваших акций, то расходы на выплату процентов по займу вы учитываете в особом порядке. - Так, с этим понятно. Вот пока мы только начисляем им проценты. Налог мы должны сейчас удерживать или же при выплате им этих процентов? - Как налоговый агент вы удерживаете налог в момент выплаты дохода согласно п.2 ст.287 Налогового кодекса. Перечисляете налог в течение трех дней после выплаты дохода.
* * *
- У меня в качестве взноса в уставный капитал получен системный блок стоимостью 10 000 руб. Но самостоятельно работать он не может. Сейчас покупается "бэушный" монитор и я комплектую рабочее место. Имущество будет больше 10 000 руб. и подлежит амортизации. Но могу ли я разные сроки установить для этих объектов? - Поскольку системный блок без необходимого оборудования работать сам по себе не будет, то вам для начала следует сформировать стоимость всего объекта как комплекса конструктивно-сочлененных предметов. Раз относиться этот объект будет к одной амортизационной группе, то будет и один срок полезного использования этого объекта.
* * *
- Из Ростовской области беспокоят. У нас с 1993 г. основные средства не востребованы. Они стоят. В частности, "ЗИЛы", тракторные прицепы. Я хочу спросить: по ним мне в налоговом учете начислять амортизацию? Они у нас фактически не используются в деятельности, приносящей доход. - В принципе по всем основным средствам амортизация начисляется. Если вы не хотите ее начислять, то вам нужно их перевести на консервацию, что вам и советую сделать в вашей ситуации. Нужно только решение вашего руководства. - Но ведь больше трех месяцев не разрешают консервировать. У нас они уже были на консервации, а потом налоговая заставила их вернуть... - Зачем? Если основные средства находятся на консервации более трех месяцев, то амортизацию по ним не нужно начислять. Пункт 3 ст.256 Налогового кодекса.
* * *
- Мы заключаем договор на строительно-монтажные работы. Но у заказчика очень длительная процедура подписания договора: месяц, а то и два, три. В итоге мы начинаем работать и производить расходы еще за несколько месяцев до подписания договора. Сможем ли мы эти расходы отнести в уменьшение налогооблагаемой прибыли? - А у вас в договоре написано, с какого числа он вступает в силу? - Вообще он действует с даты подписания. - Тогда у вас может возникнуть определенная проблема с учетом этих расходов. - Но по документам, которые относятся к этим расходам, видно, что они связаны с выполнением этого договора. - Мне кажется, вам имеет смысл пересмотреть договор. Расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся. На момент, когда вы произвели расходы, нельзя было однозначно сказать, что они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, - договора у вас еще не было. Согласитесь, может сложиться такая ситуация, что заказчик вообще не подпишет договор.
* * *
- У меня вопрос по ст.324.1 по резервам на отпуска. Мы составили смету на этот резерв. В 2003 г. я начисляла рассчитанные суммы ежемесячно. Люди ходили в отпуска. Но отпуска у меня отгуляли не все работники. На конец года я должна полностью закрыть резерв? - Если у вас остались работники, которым отпуск был положен в 2003 г., но они его не использовали, вы можете эту часть оставить. Но для этого вам нужно провести инвентаризацию остатка резерва. - Я это сделала. Но моя налоговая заставила, чтобы я все это включила в доходы. - Это неверно. У вас данные по каждому работнику? - Да, я сделала выборку по конкретным работникам, кто не отгулял, и их суммы оставила. - Вы правильно поступили. Вы уточнили резерв. Включать в доходы суммы, которые приходятся на работников, не отгулявших отпуск, вы не должны согласно п.4 ст.324.1 Налогового кодекса.
Подписано в печать 19.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |