Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Налог на прибыль ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 15)



"Учет.Налоги.Право", N 15, 2004

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Константин Викторович Новоселов - заместитель начальника отдела департамента налогообложения прибыли МНС России.

- У меня вопрос по командировочным расходам. В частности, по проезду работников к месту командировки и обратно. Можем ли мы для этих целей использовать машину, по которой мы платим сотруднику компенсацию за использование ее в служебных целях?

- Скажите, документы, подтверждающие расходы, у вас есть?

- Да, есть путевые листы, есть расчет расхода топлива на километр пути. Документально все можем оформить. Возникает вопрос - можем ли мы учесть эти расходы?

- Вам нужно правильно квалифицировать данные расходы. Дело в том, что это будут не расходы на командировку, а расходы на содержание транспорта.

- Но это же расходы на командировку...

- А как вы будете их выделять? Допустим, у вас компенсация 1200 руб. в месяц за использование автомобиля в служебных целях. А какие еще расходы вы хотите включить?

- На ГСМ сверх компенсации.

- Нет, сверх компенсации ничего учесть не можете.

- А если мы так договор с ним составили?

- Компенсация выплачивается не по договору, а по приказу руководителя организации, и она предполагает выплату работнику, использующему личный автомобиль в служебных целях, фиксированной суммы, и все. В нее включено все, и бензин в том числе. То, о чем вы говорите, скорее нужно рассматривать как договор аренды транспортного средства.

- А если мы арендуем машину у физического лица, тогда расходы на ГСМ мы можем учесть?

- Да, можете. В этом случае расходы у вас будут учитываться как расходы на содержание автотранспорта в общеустановленном порядке. То есть при наличии путевого листа с учетом требований по его заполнению, документов по приобретению ГСМ, фактическому расходу топлива.

- И выделять их как расходы на командировку не нужно?

- Нет, но за некоторым исключением. Предположим, ваши сотрудники поехали за основным средством...

- Вот они так и ездили.

- Значит, вы должны выделить эти расходы. Может быть, по чекам, может быть, по километражу. И тогда вы их будете учитывать уже в стоимости основного средства как расходы, связанные с его приобретением и доставкой. Если же это обычная текущая поездка, например встреча с поставщиками, то тогда выделять эти расходы и учитывать отдельно не нужно.

* * *

- Я так мучаюсь с абонентской платой. Мне за телефон выставят счет за март в конце апреля. Неужели я в следующем квартале должна эту сумму в убытках учитывать?

- А счет какой датой у вас датирован?

- 31 марта.

- Вот в марте вы и должны учесть их в составе расходов, уменьшающих налоговую базу.

- А мне баланс и декларацию надо сдавать. А счет мне дадут только в конце апреля.

- Понимаете, это уже проблемы, связанные исключительно с вашим поставщиком услуг связи. Если вы в декларации за первый квартал эти расходы не отразите, то вам придется сдавать уточненные декларации согласно ст.54 Налогового кодекса.

* * *

- У нас товар поступает от поставщика через транспортную контору. Транспортные расходы оплачивает поставщик. Но нас просят оплатить въезд на территорию и 1 - 2 дня хранения товара. Какие документы мне кроме кассового чека эта транспортная контора должна представить?

- Конечно, из кассового чека не видно, что за услуги вам были оказаны.

- Согласна с вами, но счета-фактуры и акта выполненных работ у меня нет. Есть еще приходный ордер.

- А что в нем у вас написано?

- Хранение груза на складе.

- Боюсь, что этого мало для документального подтверждения расходов. Здесь вопрос в том, предусмотрены ли эти платежи вашим договором.

- Тогда с этой транспортной конторой и мне заключать договор?

- В любом случае из какого-то документа должно следовать, что вы храните там товар. Иначе чья это обязанность? Может быть, это не ваша обязанность хранить там товар и это должен делать ваш поставщик.

* * *

- Скажите, пожалуйста, расходы на буклеты списываются все же в размере 1 процента от выручки или полностью?

- Здесь вам нужно руководствоваться ст.264 Налогового кодекса.

- В том-то и дело, что там не написано про буклеты. Только про каталоги и брошюры. И перечень считается закрытым?

- Да, перечень расходов на рекламу, которые не нормируются для целей налогообложения прибыли, закрытый.

- Значит, считать 1 процент?

- Да, эти ваши расходы будут нормироваться. Если вы произвели расходы, которые прямо не поименованы в п.4 ст.264 Налогового кодекса, то они будут относиться к прочим видам рекламы и учитываться в целях налогообложения в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации.

* * *

- У меня вопрос по списанию страховок. Есть правило: если страховой взнос разовый, то он растягивается для налога на прибыль на период страховки. А вот у нас страховка на год. Причем половина ее приходится на другой год. И платеж не разовый, а делится на две части. Неужели мы должны принимать эти платежи после оплаты? Если буквально читать ст.272, п.6, то получается, что учесть эти расходы мы должны сразу после их оплаты.

- Совершенно верно. Общий принцип, изложенный в ст.272 Налогового кодекса, следующий - расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся. Поэтому если платеж у вас разовый, то расходы вы учитываете равномерно. Но поскольку уплата вами производится несколькими платежами, в расходах они учитываются по мере перечисления страховых взносов. Об этом и говорит п.6 ст.272 Налогового кодекса.

* * *

- У нас есть деятельность, переведенная на уплату ЕНВД, и деятельность, облагаемая налогом на прибыль. Как нам заполнять декларацию по налогу на прибыль? Показать только то, что относится к деятельности, облагаемой налогом на прибыль, или же сначала все, а потом отнять то, что относится к ЕНВД?

- Вы в декларации по налогу на прибыль должны показать только то, что относится к деятельности, облагаемой по обычной системе налогообложения. У вас должен быть раздельный учет.

- То есть если мы в налоговую сдаем нашу отчетность, в которой видно, что выручка столько-то и при этом мы сдаем декларацию по налогу на прибыль, где выручка другая, то это нормально?

- Это абсолютно нормально. Даже не беспокойтесь. Если у налогового органа при проведении камеральной проверки возникнет такой вопрос, напишете пояснение.

* * *

- Сотрудник работает без трудовой книжки как совместитель. Работает уже давно - восемь лет. Мы его сейчас послали на повышение квалификации. Расходы на его обучение я не могу принять?

- Нет, не можете. Пункт 3 ст.264 Налогового кодекса указывает на то, что в расходы принимаются затраты на подготовку и переподготовку только штатных работников организации.

* * *

- Вопрос по ст.269 Кодекса. Иностранное лицо - нерезидент выдало нам кредит. Оно имеет более 20 процентов наших акций. Как в таком случае нам применять ставки по налогу на прибыль? Если мы выплачиваем эти проценты, которые приравниваются к дивидендам, мы на сумму этих процентов сначала начисляем налог на прибыль, а потом еще налог на дивиденды?

- Минуточку, давайте по порядку. Статья 269 Налогового кодекса говорит о том, что если у вашего иностранного заимодателя более 20 процентов ваших акций, то расходы на выплату процентов по займу вы учитываете в особом порядке.

- Так, с этим понятно. Вот пока мы только начисляем им проценты. Налог мы должны сейчас удерживать или же при выплате им этих процентов?

- Как налоговый агент вы удерживаете налог в момент выплаты дохода согласно п.2 ст.287 Налогового кодекса. Перечисляете налог в течение трех дней после выплаты дохода.

* * *

- У меня в качестве взноса в уставный капитал получен системный блок стоимостью 10 000 руб. Но самостоятельно работать он не может. Сейчас покупается "бэушный" монитор и я комплектую рабочее место. Имущество будет больше 10 000 руб. и подлежит амортизации. Но могу ли я разные сроки установить для этих объектов?

- Поскольку системный блок без необходимого оборудования работать сам по себе не будет, то вам для начала следует сформировать стоимость всего объекта как комплекса конструктивно-сочлененных предметов. Раз относиться этот объект будет к одной амортизационной группе, то будет и один срок полезного использования этого объекта.

* * *

- Из Ростовской области беспокоят. У нас с 1993 г. основные средства не востребованы. Они стоят. В частности, "ЗИЛы", тракторные прицепы. Я хочу спросить: по ним мне в налоговом учете начислять амортизацию? Они у нас фактически не используются в деятельности, приносящей доход.

- В принципе по всем основным средствам амортизация начисляется. Если вы не хотите ее начислять, то вам нужно их перевести на консервацию, что вам и советую сделать в вашей ситуации. Нужно только решение вашего руководства.

- Но ведь больше трех месяцев не разрешают консервировать. У нас они уже были на консервации, а потом налоговая заставила их вернуть...

- Зачем? Если основные средства находятся на консервации более трех месяцев, то амортизацию по ним не нужно начислять. Пункт 3 ст.256 Налогового кодекса.

* * *

- Мы заключаем договор на строительно-монтажные работы. Но у заказчика очень длительная процедура подписания договора: месяц, а то и два, три. В итоге мы начинаем работать и производить расходы еще за несколько месяцев до подписания договора. Сможем ли мы эти расходы отнести в уменьшение налогооблагаемой прибыли?

- А у вас в договоре написано, с какого числа он вступает в силу?

- Вообще он действует с даты подписания.

- Тогда у вас может возникнуть определенная проблема с учетом этих расходов.

- Но по документам, которые относятся к этим расходам, видно, что они связаны с выполнением этого договора.

- Мне кажется, вам имеет смысл пересмотреть договор. Расходы учитываются в том периоде, к которому они относятся. На момент, когда вы произвели расходы, нельзя было однозначно сказать, что они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода, - договора у вас еще не было. Согласитесь, может сложиться такая ситуация, что заказчик вообще не подпишет договор.

* * *

- У меня вопрос по ст.324.1 по резервам на отпуска. Мы составили смету на этот резерв. В 2003 г. я начисляла рассчитанные суммы ежемесячно. Люди ходили в отпуска. Но отпуска у меня отгуляли не все работники. На конец года я должна полностью закрыть резерв?

- Если у вас остались работники, которым отпуск был положен в 2003 г., но они его не использовали, вы можете эту часть оставить. Но для этого вам нужно провести инвентаризацию остатка резерва.

- Я это сделала. Но моя налоговая заставила, чтобы я все это включила в доходы.

- Это неверно. У вас данные по каждому работнику?

- Да, я сделала выборку по конкретным работникам, кто не отгулял, и их суммы оставила.

- Вы правильно поступили. Вы уточнили резерв. Включать в доходы суммы, которые приходятся на работников, не отгулявших отпуск, вы не должны согласно п.4 ст.324.1 Налогового кодекса.

Подписано в печать

19.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: И без доходов учтем расходы ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 15) >
Статья: Убытки признавать, а пени не платить ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 15)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.