|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Подмосковье - зона трезвости? ("Новая бухгалтерия", 2004, N 5)
"Новая бухгалтерия", N 5, 2004
ПОДМОСКОВЬЕ - ЗОНА ТРЕЗВОСТИ?
Конкретных требований к составу представительских расходов в Налоговом кодексе РФ нет. Подмосковные налоговики решили поставить заслон спиртным напиткам.
Согласно п.2 ст.264 НК РФ к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. Налоговики Подмосковья считают, что стоимость спиртного нельзя включать в представительские расходы (см. Письмо УМНС по Московской области от 10.03.2004 N 04-27/03000). Аргументация проста: перечень затрат, относимых к представительским расходам, носит исчерпывающий характер, и, следовательно, затраты на приобретение алкогольной продукции, как не поименованные в нем, в представительские расходы включаться не должны. Вот продукты питания, купленные в магазинах, и готовые блюда в ресторанах - это - пожалуйста, - пишут налоговики. Позвольте, но в исчерпывающем перечне представительских расходов продукты питания и готовые блюда тоже не указаны. В п.2 ст.264 НК РФ еда и напитки лишь подразумеваются в завтраке, обеде или ином аналогичном мероприятии, а также в буфетном обслуживании во время переговоров. Чем готовые блюда отличаются от бутылки вина? Видимо, репутацией. В день подписания Письма заместителю руководителя УМНС России по Московской области И.А. Сорокиной это было, наверное, очевидно.
Но ведь репутацию спиртных напитков легко поправить, вспомнив про изречение древних "истина в вине", которое очень актуально при установлении контакта или поддержания взаимного сотрудничества с партнерами; про "наркомовские боевые 100 грамм" и про 50 мл сухого вина, выдаваемого в обед каждому моряку-подводнику в настоящее время. Поскольку законодательство конкретных требований к тому, что можно включать в указанные расходы, не установило, то включение расходов на приобретение спиртных напитков в состав представительских расходов является правомерным. К такому выводу пришел и ФАС Приволжского округа в принятом 28.08.2003 Постановлении N А 55-2139/03-6. Справедливости ради следует сказать, что не все налоговики видят криминал в приобретении организациями "зеленого змия". Так, советник налоговой службы III ранга А. Анохин в "Финансовой газете" N 36 за 2003 г. сказал, что к представительским расходам относится приобретение не только спиртных напитков, но и табачных изделий. Достаточно, - утверждает должностное лицо, - в программу мероприятий включить использование спиртных напитков и табачных изделий, чтобы расходы по их приобретению отнести к представительским расходам, а во избежание спора с налоговыми органами необходимо иметь документальное подтверждение фактического использования спиртных напитков и сигарет (сигар) при проведении официальных приемов, буфетном обслуживании и т.п. Здесь нелишне напомнить, что привлеченные к официальному обеду со стороны организации лица переговоры ведут нередко в вечернее время, когда рабочий день уже закончился. Поскольку переговоры - это тоже работа, то она оказывается уже сверхурочной. Привлечение к сверхурочной работе должно оформляться в соответствии со ст.99 ТК РФ. Избежать этой хлопотной процедуры да еще с дополнительными расходами на оплату сверхурочного времени можно следующими способами. Первый: привлекать к переговорам, выходящим за рамки рабочего времени, работников, которым установлен ненормированный рабочий день в соответствии со ст.101 ТК РФ. Второй: на день переговоров установить приказом рабочий день для участников в переговорах, который сдвигается на вечернее время. Что же делать подмосковным налогоплательщикам в свете рассматриваемого Письма? Вспоминается история двадцатипятилетней давности, когда из-за нехватки продуктов питания в СССР запретили покупать солдатам в качестве дополнительного питания мясомолочные продукты. "Что же, теперь солдату к празднику нельзя даже мороженое купить?" - спросили одного высокопоставленного финансиста. "Можно, - ответил тот, - но пусть в счете вам напишут "макароны". В упомянутом уже Постановлении ФАС Поволжского округа сказано, что при решении вопроса об отнесении представительских расходов к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль, достаточно руководствоваться установленным лимитом, который согласно п.2 ст.264 НК РФ составляет 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за соответствующий налоговый период. Позиция подмосковных налоговиков приведет лишь к проигранным ими делам в арбитражных судах, да к появлению у налогоплательщиков счетов из магазинов и ресторанов, в которых спиртное будет спрятано в других расходах.
В.Егоров АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 19.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |