|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Либерализация внешней торговли и валютного контроля ("Новая бухгалтерия", 2004, N 5)
"Новая бухгалтерия", N 5, 2004
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ
Принятые в конце прошлого года Законы о внешнеторговой деятельности и валютном регулировании существенно сократили полномочия органов власти по регулированию в этих областях. Об изменениях в законодательстве читайте ниже.
В июне текущего года вступают в силу два новых закона, затрагивающие интересы хозяйствующих субъектов, осуществляющих внешнеторговую деятельность. Первый - Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ). Второй - Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". В настоящей статье рассматриваются основные положения названных Законов.
Регулирование внешнеторговой деятельности
Закон N 164-ФЗ определяет основные принципы регулирования экспорта и импорта товаров, работ, услуг, интеллектуальной собственности, а также полномочия органов власти в сфере внешней торговли. В силу ст.10 Закона N 164-ФЗ, так же как и ранее, любые российские и иностранные лица обладают правом осуществлять внешнеторговую деятельность. Это право может быть ограничено только в случаях, предусмотренных международными договорами РФ и федеральными законами. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством: 1) установления в соответствии с законодательством РФ ввозных и вывозных таможенных пошлин; 2) нетарифного регулирования: - количественное ограничения импорта и экспорта отдельных товаров; - лицензирование в сфере внешней торговли товарами; - предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров. Отметим, что предоставление исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров - новая мера нетарифного регулирования. Причем перечень таких товаров, а также организации, которым предоставляется такое право, определяются федеральными законами; - антидемпинговые и компенсационные меры; 3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью; 4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности. Иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельности не допускаются (ст.12 Закона N 164-ФЗ). Правительство РФ, как и прежде, будет устанавливать ставки таможенного тарифа в пределах, определяемых федеральным законом, вводить количественные ограничения экспорта и импорта товаров в соответствии с международными договорами РФ, федеральными законами, а также определять порядок применения количественных ограничений экспорта и импорта. Дополнительно к полномочиям Правительства РФ Законом N 164-ФЗ отнесено регулирование следующих вопросов (п.2 ст.13 Закона N 164-ФЗ): - определение порядка лицензирования в сфере внешней торговли товарами и порядка формирования и ведения федерального банка выданных лицензий; - определение перечня товаров, за экспортом и (или) импортом которых устанавливается наблюдение; - определение порядка наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров.
* * *
По общему правилу импорт и экспорт товаров осуществляются без количественных ограничений (п.1 ст.21 Закона N 164-ФЗ). Исключения из этого правила установлены названным Законом. Причем Закон N 164-ФЗ существенно сужает полномочия Правительства РФ по ограничению экспорта и импорта товаров. Ныне действующий Федеральный закон от 13.10.1995 N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" позволяет Правительству РФ вводить количественные ограничения экспорта и импорта в отношении любых товаров. По новому Закону N 164-ФЗ Правительство РФ сможет устанавливать ограничения на экспорт только в отношении продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка РФ (п.2 ст.21 Закона N 164-ФЗ). Ограничения на импорт будут устанавливаться только в отношении сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов, ввозимых в РФ в любом виде и только в случаях, установленных пп.2 п.2 ст.21 Закона 164-ФЗ, т.е. при необходимости ограничения производства аналогичного российского товара и снятия с рынка излишка такого товара.
* * *
В Закон N 164-ФЗ введено новое понятие предотгрузочной инспекции (ст.28 Закона N 164-ФЗ). Предотгрузочная экспедиция является новой формой проверки ввозимых товаров. Целью введения предотгрузочной инспекции является защита прав и интересов потребителей, а также борьба с искажением сведений об импортируемых в РФ товарах, поскольку на практике участились случаи занижения стоимости ввозимых товаров. Предотгрузочная инспекция может вводиться в отношении тех или иных товаров на срок, не превышающий трех лет. При этом перечни товаров, в отношении которых вводится предотгрузочная инспекция, также утверждаются Правительством РФ. Расходы на осуществление предотгрузочной инспекции возлагаются на импортера товара. При этом для минимизации затрат импортера одновременно с принятием решения о введении предотгрузочной инспекции Правительство РФ снижает ставки таможенных пошлин на товары, в отношении которых такая инспекция вводится.
* * *
Особого внимания заслуживает гл.10 Закона N 164-ФЗ, посвященная государственному регулированию внешнеторговых бартерных сделок. Внешнеторговая бартерная сделка - это сделка, совершаемая при осуществлении внешнеторговой деятельности и предусматривающая обмен товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, в том числе сделка, которая наряду с указанным обменом предусматривает использование при ее осуществлении денежных и (или) иных платежных средств. Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью. В том случае, если совершается неравноценный обмен, возникает обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в стоимости товаров, работ, услуг, интеллектуальной собственности. Закон предъявляет ряд требований по оформлению внешнеторговой бартерной сделки. В документе, оформляющем такую сделку, должны указываться: 1) дата заключения и номер внешнеторговой бартерной сделки; 2) номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товара; 3) перечень услуг, работ, интеллектуальной собственности, их стоимость, сроки оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности; 4) перечень документов, представляемых российскому лицу для подтверждения факта оказания услуг, выполнения работ, передачи исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставления права на использование объектов интеллектуальной собственности. Следует также учитывать, что внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только после оформления соответствующего паспорта внешнеторговой бартерной сделки. В случае неравноценного обмена, когда одна из сторон производит доплату денежными средствами, в паспорте сделки указываются сведения о платежах с использованием денежных и (или) иных платежных средств.
Законодательство о валютном контроле
Значительные изменения внесены в законодательство о валютном регулировании вступающим в силу в июне 2004 г. Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). С момента вступления Закона N 173-ФЗ в силу все российские юридические лица и граждане будут вправе без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в иностранных банках, т.е. в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (отметим, что таковыми, в частности, являются большинство европейских государств). При этом следует иметь в виду, что об открытии (закрытии) таких счетов резиденты обязаны будут уведомлять налоговые органы по месту своего учета в срок не позднее одного месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета. Однако необходимо иметь в виду, что ст.12 Закона N 173-ФЗ, касающаяся порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации, вступает в силу только с июня 2005 г. (п.п.1, 2 ст.26 Закона N 173-ФЗ). До этого момента организациям придется руководствоваться порядком, установленным Законом РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Относительно операций, связанных с движением капитала, отметим следующее. Перечень таких операций сокращен и полностью приведен в Законе N 173-ФЗ. При осуществлении операций, связанных с движением капитала, Правительством РФ и ЦБ РФ могут устанавливаться ограничения. В частности, Правительство РФ и ЦБ РФ в соответствии со ст.ст.7 и 8 Закона N 173-ФЗ регулируют движения капитала посредством резервирования предусмотренной Законом суммы на определенный срок. Размер резервирования, устанавливаемый Правительством РФ, зависит от типа экспортируемых товаров, а также от срока, на который предоставлена отсрочка платежа. Так, например, в том случае, если российская организация предоставляет иностранному партнеру отсрочку платежа на срок от 180 дней до двух лет, резервированию подлежит сумма, не превышающая 50% от суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа. Центральным банком РФ также может быть установлено требование о резервировании в определенных ст.8 Закона N 173-ФЗ случаях. Размер резервирования, устанавливаемый ЦБ РФ, составляет от 20 до 100% от суммы осуществляемой валютной операции. Регулирование Правительством РФ и ЦБ РФ валютных операций, связанных с движением капитала, осуществляется до 1 января 2007 г. (п.3 ст.26 Закона N 173-ФЗ). В Законе N 173-ФЗ сохранено основное требование, установленное действующим в настоящее время Законом РФ от 09.10.1992 N 3615-1 об обязательной репатриации иностранной валюты и валюты РФ при осуществлении резидентами внешнеторговой деятельности. Это означает, что вся валюта, которую получают российские организации от внешнеторговой деятельности, должна вернуться в Россию. Сохранено также требование об обязательной продаже части валютной выручки. Напомним, что с 10 июля 2003 г. размер обязательной продажи валютной выручки от экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности составляет 25% от суммы валютной выручки (см. Указание ЦБ РФ от 09.07.2003 N 1304-У). Обращаем внимание, что норма ст.21 Закона N 173-ФЗ об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ действует только до 1 января 2007 г. (п.3 ст.26 Закона N 173-ФЗ).
Е.Карсетская АКДИ "Экономика и жизнь" Подписано в печать 19.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |