|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Постановлению ФСС РФ от 17.03.2004 N 24 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ФСС РФ ОТ 17.03.2004 N 24 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ">
Одновременно с Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования <*> ФСС РФ обновил Методические указания по проведению выездных проверок страхователей. Несмотря на то что новый документ предназначен для инспекторов фонда, бухгалтерам и предпринимателям тоже стоит с ним ознакомиться. Методичка учитывает все изменения, которые произошли в законодательстве за два года, истекшие с момента выхода в свет прежней Инструкции. Поэтому немало полезного в документе найдут и обычные страхователи - плательщики ЕСН, и фирмы, перешедшие на один из специальных налоговых режимов. ————————————————————————————————<*> Документ опубликован на с. 54.
По сути новая методичка - это емкий справочник, где сконцентрирована вся информация, необходимая для правильного начисления пособий и выплат, источником которых являются средства соцстраха. Исключение составляют расходы на выплату пособий пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В бюджете ФСС РФ эти расходы стоят особняком. Они финансируются за счет специальных страховых взносов, правильность начисления которых сотрудники фонда будут проверять, руководствуясь указаниями, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 04.12.2003 N 134 <**>. ————————————————————————————————<**> Документ опубликован в "НА" N 7, 2004.
По сравнению с прежней методичкой новый документ стал объемнее. В нем отражен ряд дополнительных требований, четко разграничены периоды, в которых действовали разные правила выплаты пособий, более конкретно прописан порядок работы проверяющих. Зная о том, как поведет себя инспектор и где он будет искать нарушения в первую очередь, бухгалтер сможет заранее подготовиться к проверке: восстановить недостающие документы, исправить ошибки, переоформить бумаги, составленные небрежно, и т.д. В общем, методичку надо читать. А в комментарии мы поможем вам сориентироваться в ее структуре и обратим внимание на те особенности, о которых фонд рассказал впервые.
Порядок проведения проверок
Планированию, предварительному отбору кандидатов, документальному оформлению результатов проверок, а также механизму принятия и исполнения решений фонда посвящен разд.I методички (п.п.1 - 38). Ничего революционного здесь не произошло. Как и раньше, сотрудники фонда должны проверять каждую фирму не реже чем раз в три года. Длительность проверки не может превышать двух месяцев. Еще по месяцу прибавляется на проверку каждого филиала. Прежними остались и критерии отбора кандидатов на выездную проверку. Это значительные расходы на выплату пособий и замечания, сделанные в ходе камеральных проверок отчетности. Выездная проверка может охватывать не более чем три предыдущих календарных года. Причем если выездная проверка проводится по результатам камеральной, инспектор вправе проверить и законченный отчетный период текущего года. Перед началом проверки сотрудники фонда должны предъявить вам решение о ее проведении (подписанное руководителем территориального отделения) и служебные удостоверения. Без этих документов проводить проверку они не имеют права, а вы можете не допускать их на территорию предприятия. Обратите внимание: проверять правильность начисления и уплаты единого социального налога работникам ФСС запрещено. Это прерогатива налоговой инспекции.
Что будут проверять
Наиболее интересным для бухгалтеров является разд.II методички. Здесь сосредоточена информация обо всех видах социальных пособий и о расходах, которые можно было финансировать за счет соцстраха в течение 2001 - 2003 гг., а также в текущем году. Каждому пособию (виду расходов) посвящен самостоятельный подраздел. Однако все они построены по общему принципу: - сначала указывается нормативная база, которая регулировала порядок расходования средств в том или ином периоде; - затем характеризуются особенности начисления пособий (финансирования расходов) для различных категорий работников; - в конце приводятся требования к документальному оформлению затрат и даются ссылки на регистры бухгалтерского учета, в которых инспекторы должны будут искать ошибки. Порядок начисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам раскрывается в п.п.45 - 59 методички. Здесь нужно обратить внимание на два момента. Во-первых, с 2004 г. изменился порядок определения среднего заработка для оплаты больничных листов. Эту проблему мы подробно рассматривали в нескольких комментариях к документам Минтруда и ФСС РФ, опубликованным в предыдущих номерах "НА". А во-вторых, в методичке (п.58) впервые появился перечень недостатков в оформлении бюллетеней. Столкнувшись с ними, инспектор откажет фирме в оплате пособий за счет фонда. Проверяющего заинтересуют все детали, вплоть до того, мог ли врач продлевать больничный лист без разрешения клинико-экспертной комиссии и в каком санатории лечился ребенок-инвалид, для ухода за которым бюллетень был выдан одному из его родителей. Если на вашем предприятии выплачивались единовременные пособия при рождении ребенка, то вместе с расходным кассовым ордером в бухгалтерии должны храниться (п.62): - заявление о выплате пособия, составленное сотрудником; - справка ЗАГСа о рождении ребенка; - справка с места работы другого родителя о том, что ему такое пособие не выплачивалось. Помимо разовых пособий при рождении ребенка работникам могут выплачиваться ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет. В 2001 г. размер этих пособий составлял 200 руб., а с 1 января 2002 г. - 500 руб. в месяц. Проверяя правильность начисления таких выплат, инспектор поднимет документы, перечисленные в п.66 методички, и сличит дату окончания больничного листа по беременности и родам с датой начала отпуска по уходу за ребенком (п.67). Обратите внимание: если кто-нибудь из родителей берет отпуск по уходу за ребенком до трехлетнего возраста, ему начисляются не пособия за счет соцстраха, а компенсации за счет работодателя. Напомним, что весной прошлого года п.20 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206, который устанавливает это требование, был признан недействительным (Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2003 N КАС 03-165). Однако Определением Президиума Верховного Суда РФ от 24.12.2003 N 56пв-03 нормы этого пункта восстановлены. Поэтому выплачивать ежемесячные компенсации в размере 50 руб. по-прежнему обязаны все организации, независимо от форм собственности. Напомним, что эти суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль, однако пенсионными взносами, ЕСН и НДФЛ не облагаются. Порядок начисления пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (п.п.69 - 72), пособий на погребение (п.п.73 - 77) и пособий при усыновлении ребенка (п.п.78 - 83) в последние два года не менялся. Главное, что заинтересует проверяющих, - правомерность выплаты пособий, то есть наличие оправдательных документов. Что касается четырех выходных дней, положенных одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом, то с 24 апреля 2003 г. средний заработок для их оплаты нужно рассчитывать исходя из зарплаты, начисленной за фактически отработанное время в течение предыдущих 12 месяцев (п.84). В методичке появился новый подраздел (п.п.88 - 90), посвященный проверкам на предприятиях, которые применяют упрощенную систему налогообложения, платят ЕНВД или единый сельхозналог. У таких фирм есть два варианта оплаты больничных листов: - если фирма начисляет только единый налог, то фонд выплатит пособие исходя из минимального размера оплаты труда в расчете на полностью отработанный месяц. Разницу между минимальным и "нормальным" размером пособия работодатель выплачивает за свой счет, причем доплату до 11 700 руб. он вправе учесть при налогообложении; - если помимо единого налога фирма платит в ФСС добровольные страховые взносы, то фонд полностью оплатит больничный лист. Ставка добровольных отчислений - 3 процента от налоговой базы по ЕСН для работодателей и 3,5 процента - для предпринимателей, работающих индивидуально. Обратите внимание: методичка предписывает инспекторам проверять правильность начисления пособий "сплошным методом путем анализа первичных бухгалтерских документов и сверки их с записями в регистрах бухгалтерского учета (журналы-ордера, Главная книга)". Однако предприятия, перешедшие на "упрощенку", по закону могут не вести бухучет в полном объеме. В таких случаях проверяющим придется удовлетвориться первичкой и Книгой учета доходов и расходов - ничего другого от страхователя они требовать не вправе. Перечень пособий, которые начисляются с учетом районных коэффициентов, приводится в п.128 методички.
Расходы на приобретение путевок
Вся информация, необходимая для правильного оформления расходов на приобретение путевок, сведена в разд.III и IV. В разд.III говорится о санаторно-курортных путевках для работников, а в разд.IV - о путевках для детей. В ходе проверки сотрудники фонда установят: - соответствуют ли установленным нормативам суммы расходов, предъявленные страхователем к возмещению из фонда; - правильно ли ведется учет приобретенных путевок; - как оформлена выдача путевок (имел ли тот или иной работник право на льготное санаторно-курортное обслуживание). Порядок финансирования соцстраховских путевок в последние годы неоднократно менялся. И хотя чиновники из местного отделения вряд ли пропустили бы завышенные расходы, бухгалтеру все-таки стоит проверить, не получила ли фирма чего-нибудь лишнего из фонда. Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей оплачивались за счет средств соцстраха: - с 1 января по 30 мая 2001 г. - в пределах 265 руб. на одного человека в сутки (не более чем за 24 дня); - с 31 мая по 31 декабря 2001 г. - в пределах 350 руб. на одного человека в сутки (не более чем за 24 дня); - с 1 января по 31 декабря 2002 г. - в пределах 420 руб. на одного человека в сутки (не менее чем за 14 дней, но не более чем за 24 дня). С 1 января 2003 г. и по настоящее время фонд не финансирует подобные расходы. Однако это ограничение не распространяется на работников, признанных пострадавшими от воздействия радиации. Они обеспечиваются путевками или денежными компенсациями в порядке, описанном в п.п.103 - 105 методички. Помимо части стоимости путевок для работников фонд оплачивал расходы на оздоровление детей. В 2001 г.: - полную стоимость путевок в оздоровительные лагеря для всех детей до 15 лет включительно; - полную стоимость путевок в санаторные лагеря со сроком лечения 21 - 24 дня для детей, имеющих соответствующие медицинские показания; - не менее 50 процентов стоимости путевок в стационарные загородные лагеря (без хозяйственных расходов). Дополнительные льготы были предусмотрены для бюджетных организаций и предприятий, находившихся в сложном финансовом положении. В 2002 г.: - путевки в санаторные оздоровительные лагеря в пределах 350 руб. на одного ребенка в сутки (не более чем за 24 дня); - путевки в стационарные загородные лагеря (по договорам с фондом, но не более чем за 24 дня). В 2003 и в 2004 гг.: - путевки в санаторные оздоровительные лагеря в пределах 400 руб. в сутки на одного ребенка (не более чем за 24 дня); - путевки в стационарные загородные лагеря (по договорам с фондом, но не более чем за 24 дня). Ограничения, которые должны соблюдаться при заключении договоров с местными отделениями фонда, ежегодно устанавливаются Правительством РФ. Основные положения правительственных постановлений приводятся в п.п.117 - 124 методички.
Н.С.Буданцева Аудитор Подписано в печать 16.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |