Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению ФСС РФ от 17.03.2004 N 24 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ФСС РФ ОТ 17.03.2004 N 24

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ,

ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ

ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ И

ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ">

Одновременно с Инструкцией о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования <*> ФСС РФ обновил Методические указания по проведению выездных проверок страхователей. Несмотря на то что новый документ предназначен для инспекторов фонда, бухгалтерам и предпринимателям тоже стоит с ним ознакомиться. Методичка учитывает все изменения, которые произошли в законодательстве за два года, истекшие с момента выхода в свет прежней Инструкции. Поэтому немало полезного в документе найдут и обычные страхователи - плательщики ЕСН, и фирмы, перешедшие на один из специальных налоговых режимов.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован на с. 54.

По сути новая методичка - это емкий справочник, где сконцентрирована вся информация, необходимая для правильного начисления пособий и выплат, источником которых являются средства соцстраха. Исключение составляют расходы на выплату пособий пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. В бюджете ФСС РФ эти расходы стоят особняком. Они финансируются за счет специальных страховых взносов, правильность начисления которых сотрудники фонда будут проверять, руководствуясь указаниями, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 04.12.2003 N 134 <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Документ опубликован в "НА" N 7, 2004.

По сравнению с прежней методичкой новый документ стал объемнее. В нем отражен ряд дополнительных требований, четко разграничены периоды, в которых действовали разные правила выплаты пособий, более конкретно прописан порядок работы проверяющих. Зная о том, как поведет себя инспектор и где он будет искать нарушения в первую очередь, бухгалтер сможет заранее подготовиться к проверке: восстановить недостающие документы, исправить ошибки, переоформить бумаги, составленные небрежно, и т.д. В общем, методичку надо читать. А в комментарии мы поможем вам сориентироваться в ее структуре и обратим внимание на те особенности, о которых фонд рассказал впервые.

Порядок проведения проверок

Планированию, предварительному отбору кандидатов, документальному оформлению результатов проверок, а также механизму принятия и исполнения решений фонда посвящен разд.I методички (п.п.1 - 38). Ничего революционного здесь не произошло. Как и раньше, сотрудники фонда должны проверять каждую фирму не реже чем раз в три года. Длительность проверки не может превышать двух месяцев. Еще по месяцу прибавляется на проверку каждого филиала.

Прежними остались и критерии отбора кандидатов на выездную проверку. Это значительные расходы на выплату пособий и замечания, сделанные в ходе камеральных проверок отчетности. Выездная проверка может охватывать не более чем три предыдущих календарных года. Причем если выездная проверка проводится по результатам камеральной, инспектор вправе проверить и законченный отчетный период текущего года.

Перед началом проверки сотрудники фонда должны предъявить вам решение о ее проведении (подписанное руководителем территориального отделения) и служебные удостоверения. Без этих документов проводить проверку они не имеют права, а вы можете не допускать их на территорию предприятия.

Обратите внимание: проверять правильность начисления и уплаты единого социального налога работникам ФСС запрещено. Это прерогатива налоговой инспекции.

Что будут проверять

Наиболее интересным для бухгалтеров является разд.II методички. Здесь сосредоточена информация обо всех видах социальных пособий и о расходах, которые можно было финансировать за счет соцстраха в течение 2001 - 2003 гг., а также в текущем году.

Каждому пособию (виду расходов) посвящен самостоятельный подраздел. Однако все они построены по общему принципу:

- сначала указывается нормативная база, которая регулировала порядок расходования средств в том или ином периоде;

- затем характеризуются особенности начисления пособий (финансирования расходов) для различных категорий работников;

- в конце приводятся требования к документальному оформлению затрат и даются ссылки на регистры бухгалтерского учета, в которых инспекторы должны будут искать ошибки.

Порядок начисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам раскрывается в п.п.45 - 59 методички. Здесь нужно обратить внимание на два момента.

Во-первых, с 2004 г. изменился порядок определения среднего заработка для оплаты больничных листов. Эту проблему мы подробно рассматривали в нескольких комментариях к документам Минтруда и ФСС РФ, опубликованным в предыдущих номерах "НА".

А во-вторых, в методичке (п.58) впервые появился перечень недостатков в оформлении бюллетеней. Столкнувшись с ними, инспектор откажет фирме в оплате пособий за счет фонда. Проверяющего заинтересуют все детали, вплоть до того, мог ли врач продлевать больничный лист без разрешения клинико-экспертной комиссии и в каком санатории лечился ребенок-инвалид, для ухода за которым бюллетень был выдан одному из его родителей.

Если на вашем предприятии выплачивались единовременные пособия при рождении ребенка, то вместе с расходным кассовым ордером в бухгалтерии должны храниться (п.62):

- заявление о выплате пособия, составленное сотрудником;

- справка ЗАГСа о рождении ребенка;

- справка с места работы другого родителя о том, что ему такое пособие не выплачивалось.

Помимо разовых пособий при рождении ребенка работникам могут выплачиваться ежемесячные пособия по уходу за ребенком до полутора лет. В 2001 г. размер этих пособий составлял 200 руб., а с 1 января 2002 г. - 500 руб. в месяц. Проверяя правильность начисления таких выплат, инспектор поднимет документы, перечисленные в п.66 методички, и сличит дату окончания больничного листа по беременности и родам с датой начала отпуска по уходу за ребенком (п.67).

Обратите внимание: если кто-нибудь из родителей берет отпуск по уходу за ребенком до трехлетнего возраста, ему начисляются не пособия за счет соцстраха, а компенсации за счет работодателя. Напомним, что весной прошлого года п.20 Постановления Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206, который устанавливает это требование, был признан недействительным (Определение Верховного Суда РФ от 06.05.2003 N КАС 03-165). Однако Определением Президиума Верховного Суда РФ от 24.12.2003 N 56пв-03 нормы этого пункта восстановлены. Поэтому выплачивать ежемесячные компенсации в размере 50 руб. по-прежнему обязаны все организации, независимо от форм собственности. Напомним, что эти суммы уменьшают налогооблагаемую прибыль, однако пенсионными взносами, ЕСН и НДФЛ не облагаются.

Порядок начисления пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (п.п.69 - 72), пособий на погребение (п.п.73 - 77) и пособий при усыновлении ребенка (п.п.78 - 83) в последние два года не менялся. Главное, что заинтересует проверяющих, - правомерность выплаты пособий, то есть наличие оправдательных документов.

Что касается четырех выходных дней, положенных одному из родителей для ухода за ребенком-инвалидом, то с 24 апреля 2003 г. средний заработок для их оплаты нужно рассчитывать исходя из зарплаты, начисленной за фактически отработанное время в течение предыдущих 12 месяцев (п.84).

В методичке появился новый подраздел (п.п.88 - 90), посвященный проверкам на предприятиях, которые применяют упрощенную систему налогообложения, платят ЕНВД или единый сельхозналог. У таких фирм есть два варианта оплаты больничных листов:

- если фирма начисляет только единый налог, то фонд выплатит пособие исходя из минимального размера оплаты труда в расчете на полностью отработанный месяц. Разницу между минимальным и "нормальным" размером пособия работодатель выплачивает за свой счет, причем доплату до 11 700 руб. он вправе учесть при налогообложении;

- если помимо единого налога фирма платит в ФСС добровольные страховые взносы, то фонд полностью оплатит больничный лист. Ставка добровольных отчислений - 3 процента от налоговой базы по ЕСН для работодателей и 3,5 процента - для предпринимателей, работающих индивидуально.

Обратите внимание: методичка предписывает инспекторам проверять правильность начисления пособий "сплошным методом путем анализа первичных бухгалтерских документов и сверки их с записями в регистрах бухгалтерского учета (журналы-ордера, Главная книга)". Однако предприятия, перешедшие на "упрощенку", по закону могут не вести бухучет в полном объеме. В таких случаях проверяющим придется удовлетвориться первичкой и Книгой учета доходов и расходов - ничего другого от страхователя они требовать не вправе.

Перечень пособий, которые начисляются с учетом районных коэффициентов, приводится в п.128 методички.

Расходы на приобретение путевок

Вся информация, необходимая для правильного оформления расходов на приобретение путевок, сведена в разд.III и IV. В разд.III говорится о санаторно-курортных путевках для работников, а в разд.IV - о путевках для детей.

В ходе проверки сотрудники фонда установят:

- соответствуют ли установленным нормативам суммы расходов, предъявленные страхователем к возмещению из фонда;

- правильно ли ведется учет приобретенных путевок;

- как оформлена выдача путевок (имел ли тот или иной работник право на льготное санаторно-курортное обслуживание).

Порядок финансирования соцстраховских путевок в последние годы неоднократно менялся. И хотя чиновники из местного отделения вряд ли пропустили бы завышенные расходы, бухгалтеру все-таки стоит проверить, не получила ли фирма чего-нибудь лишнего из фонда.

Путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей оплачивались за счет средств соцстраха:

- с 1 января по 30 мая 2001 г. - в пределах 265 руб. на одного человека в сутки (не более чем за 24 дня);

- с 31 мая по 31 декабря 2001 г. - в пределах 350 руб. на одного человека в сутки (не более чем за 24 дня);

- с 1 января по 31 декабря 2002 г. - в пределах 420 руб. на одного человека в сутки (не менее чем за 14 дней, но не более чем за 24 дня).

С 1 января 2003 г. и по настоящее время фонд не финансирует подобные расходы. Однако это ограничение не распространяется на работников, признанных пострадавшими от воздействия радиации. Они обеспечиваются путевками или денежными компенсациями в порядке, описанном в п.п.103 - 105 методички.

Помимо части стоимости путевок для работников фонд оплачивал расходы на оздоровление детей.

В 2001 г.:

- полную стоимость путевок в оздоровительные лагеря для всех детей до 15 лет включительно;

- полную стоимость путевок в санаторные лагеря со сроком лечения 21 - 24 дня для детей, имеющих соответствующие медицинские показания;

- не менее 50 процентов стоимости путевок в стационарные загородные лагеря (без хозяйственных расходов).

Дополнительные льготы были предусмотрены для бюджетных организаций и предприятий, находившихся в сложном финансовом положении.

В 2002 г.:

- путевки в санаторные оздоровительные лагеря в пределах 350 руб. на одного ребенка в сутки (не более чем за 24 дня);

- путевки в стационарные загородные лагеря (по договорам с фондом, но не более чем за 24 дня).

В 2003 и в 2004 гг.:

- путевки в санаторные оздоровительные лагеря в пределах 400 руб. в сутки на одного ребенка (не более чем за 24 дня);

- путевки в стационарные загородные лагеря (по договорам с фондом, но не более чем за 24 дня).

Ограничения, которые должны соблюдаться при заключении договоров с местными отделениями фонда, ежегодно устанавливаются Правительством РФ. Основные положения правительственных постановлений приводятся в п.п.117 - 124 методички.

Н.С.Буданцева

Аудитор

Подписано в печать

16.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 29.03.2004 N 04-02-05/2/10 "О применении упрощенной системы налогообложения"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8) >
Статья: <Комментарий к Постановлению ФСС РФ от 09.03.2004 N 22 "Об утверждении Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.