Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 29.03.2004 N 04-02-05/2/10 "О применении упрощенной системы налогообложения"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 29.03.2004 N 04-02-05/2/10

"О ПРИМЕНЕНИИ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ">

В Письме "упрощенцам" Минфин разъяснил две спорные ситуации. Ответ чиновников на первый вопрос несколько неожидан и заинтересует тех, кто рекламирует свою или чужую продукцию. Второй ответ поможет налогоплательщикам правильно заполнить Книгу учета доходов и расходов в тех случаях, когда им придется возвращать ошибочно полученные деньги.

Минфин предупреждает:

налог на рекламу можно не платить

Порядок исчисления и уплаты налога на рекламу регламентируется местным законодательством. Воспользовавшись этой возможностью, в ряде городов власти ввели "централизованный" порядок уплаты налога. Собирать налог, а затем переводить его в бюджет они обязали распространителей рекламы - специализированные агентства, издательства, радиостанции и т.д.

В чем суть "централизации"? По местным правилам не позднее чем в тот день, когда реклама размещена, заказчик должен перечислить рекламному агентству не только оплату за услуги, но и сумму налога на рекламу. В платежном документе эта сумма выделяется отдельной строкой. Затем в установленные сроки распространитель рекламы перечисляет полученную сумму в доход местного бюджета. При этом местные налоговые инспекции считают, что распространители рекламы являются налоговыми агентами и несут ответственность за своевременную уплату налога. Такой порядок действует во многих российских городах: Пензе, Белгороде, Нефтекумске и т.д.

Если согласиться с существующим положением дел, то у бухгалтеров рекламных агентств, применяющих "упрощенку", неизбежно возникнет вопрос: как отразить полученные средства в Книге учета доходов и расходов - общей суммой или без налога на рекламу?

Ответа на этот вопрос Минфин не нашел. Впрочем, его и не может быть. Ведь в вопросе описана ситуация, совершенно невероятная с правовой точки зрения. Поэтому в Письме сказано, что распространитель рекламы не может быть ни налоговым агентом, ни плательщиком налога за другую организацию. Если продолжить этот ответ, то можно смело утверждать: местные законы и положения о налоге на рекламу, в которых предусмотрен подобный порядок, не соответствуют федеральному законодательству.

Дело в том, что платить налог обязаны не изготовители и не распространители рекламы, а рекламодатели. Об этом сказано в ст.21 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Следовательно, рекламные агентства должны платить налог в единственном случае: когда они рекламируют сами себя. Выполнять функции налогового агента, перечисляя налог за заказчиков, изготовители и распространители рекламы не обязаны. Более того, они по определению не могут быть налоговыми агентами. Ведь налоговые агенты должны удерживать налог из средств, выплаченных реальным налогоплательщикам, а затем перечислять его в бюджет (п.3 ст.24 НК РФ). Никто из распространителей рекламы никаких средств рекламодателям не выплачивает. Наоборот, агентства получают от заказчиков деньги в качестве платы за свои услуги.

Напомним, что местные нормативные акты о налогах и сборах не могут противоречить федеральному законодательству (п.5 ст.1 НК РФ). Однако, несмотря на то что большинство местных законов о рекламе было принято уже после вступления в силу части первой Налогового кодекса (1 января 1999 г.), некоторые из них ей не соответствуют. Вывод прост: если в вашем городе действуют "неправильные" правила, их можно проигнорировать. А спор с налоговой инспекцией, который обязательно возникнет в такой ситуации, вы легко выиграете в суде.

Кстати, есть и еще один аргумент для того, чтобы опротестовать незаконные положения. В некоторых случаях "централизованный" порядок уплаты налога на рекламу ведет к двойному налогообложению одних и тех же расходов.

Представьте, что московская организация рекламирует свою продукцию в местной газете г. Белгорода. По Закону г. Москвы от 21.11.2001 N 59 "О налоге на рекламу" она признается плательщиком этого налога в столице как рекламодатель. В то же время белгородская газета прибавит сумму этого налога к стоимости своих услуг. Ведь такой порядок установлен Положением городского Совета депутатов от 26.01.2001 N 102 "О местных налогах и сборах в бюджет г. Белгорода". Таким образом, фактически налог на рекламу фирма заплатит дважды. А это противоречит конституционному принципу однократности налогообложения.

От отмены незаконных правил легче станет всем. Изготовители и распространители рекламы избавятся от несвойственной им функции сборщика налогов, а рекламодатели, пусть временно, но все-таки смогут высвобождать часть своих оборотных средств, которые совершенно необоснованно уходят на оплату повышенной стоимости услуг рекламных агентств. Платить налог им придется один раз в конце отчетного периода.

Манна с небес

Отвечая на второй вопрос, Минфин пояснил, как вести учет ошибочно поступивших средств. Разъяснения касаются технических особенностей оформления Книги учета доходов и расходов. Руководствоваться ими нужно всем "упрощенцам": и тем, кто выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, и тем, кто платит единый налог с разницы между доходами и расходами.

Приход и расход в одном периоде

В Книге учета доходов и расходов нужно фиксировать все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период. Такой порядок установлен Приказом МНС России от 12.10.2002 N БГ-3-22/606 <*>. Поэтому при заполнении разд.I "Доходы и расходы" в графе 4 следует отражать все поступления на расчетный счет, в том числе и ошибочно зачисленные.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован в "НА" N 1, 2004.

Чтобы не усугублять ошибку, надо сделать так, чтобы "лишние" деньги не попали в общую сумму доходов, с которой начисляется единый налог. Минфин предложил вообще не указывать случайные средства в графе 5 "доходы, учитываемые при расчете единого налога". К сожалению, на практике бухгалтеру не всегда заранее известно о том, что какая-то сумма "упала" на расчетный счет ошибочно. В такой ситуации он может включить ее в состав облагаемых доходов.

Ошибку надо исправить. Если вы ведете Книгу на компьютере, то удалить ранее сделанную запись не составит труда. Тем, кто работает с бумажным вариантом Книги, будет несколько сложнее - после того как случайная сумма возвращена, в графе 5 нужно сделать соответствующую запись со знаком минус.

Пример 1. ООО "Звезда" сдает в аренду недвижимое имущество. Фирма платит единый налог, объектом налогообложения являются доходы.

В марте 2004 г. арендатор ООО "Астрон" ошибочно перечислил организации арендную плату в сумме 20 000 руб. "Звезда" возвратила ему деньги в этом же месяце.

Книгу учета доходов и расходов организация ведет в бумажном виде. Зачисление и возврат ошибочно поступивших сумм бухгалтер "Звезды" отразил в Книге следующим образом:

     
   ————————————————————————————————T——————————————————————————————————————————¬
   |          Регистрация          |              Сумма, руб.                 |
   +———T—————————————T—————————————+————————T———————————T—————————T———————————+
   | N | Дата и номер|  Содержание | Доходы |   в т.ч.  |Расходы —|   в т.ч.  |
   |п/п|  первичного |   операции  | — всего|  доходы,  | всего   |  расходы, |
   |   |  документа  |             |        |учитываемые|         |учитываемые|
   |   |             |             |        |при расчете|         |при расчете|
   |   |             |             |        |  единого  |         |  единого  |
   |   |             |             |        |   налога  |         |   налога  |
   +———+—————————————+—————————————+————————+———————————+—————————+———————————+
   | 1 |      2      |      3      |    4   |     5     |    6    |     7     |
   +———+—————————————+—————————————+————————+———————————+—————————+———————————+
   |...|     ...     |     ...     |   ...  |    ...    |   ...   |    ...    |
   +———+—————————————+—————————————+————————+———————————+—————————+———————————+
   | 7 |Платежное    |Получена от  | 20 000 |   20 000  |    —    |      —    |
   |   |поручение    |ООО "Астрон" |        |           |         |           |
   |   |от 15.03.2004|арендная     |        |           |         |           |
   |   |N 52         |плата по     |        |           |         |           |
   |   |             |договору     |        |           |         |           |
   |   |             |от 01.01.2003|        |           |         |           |
   |   |             |N 24         |        |           |         |           |
   +———+—————————————+—————————————+————————+———————————+—————————+———————————+
   |...|     ...     |     ...     |   ...  |    ...    |   ...   |    ...    |
   +———+—————————————+—————————————+————————+———————————+—————————+———————————+
   | 26|Платежное    |Возврат      |—20 000 |  —20 000  |    —    |     —     |
   |   |поручение    |ООО "Астрон" |        |           |         |           |
   |   |от 31.03.2004|ошибочно     |        |           |         |           |
   |   |N 52         |перечисленной|        |           |         |           |
   |   |             |15.03.2004   |        |           |         |           |
   |   |             |суммы        |        |           |         |           |
   L———+—————————————+—————————————+————————+———————————+—————————+————————————
   

Обратите внимание: если возврат ошибочно зачисленной суммы произошел в тот же день, в Книге учета доходов и расходов можно не делать вообще никаких записей. Об этом сказано, в частности, в Письме УМНС по г. Москве от 30.09.2003 N 21-09/54666. И хотя в нем рассматривается ситуация, когда деньги возвращались из кассы организации, ничто не запрещает использовать такой порядок и при безналичных расчетах.

Приход и расход в разных периодах

Если "упрощенец" возвратил денежные средства после того, как закончился отчетный квартал или год, возможны несколько вариантов.

Поскольку доходы и расходы определяются кассовым методом, сумма, ошибочно зачисленная на расчетный счет, должна увеличить налоговую базу. Но когда случайные деньги возвращены до того, как налогоплательщик сдал декларацию за отчетный период, переплаты по налогу можно избежать. Ошибочную сумму не нужно указывать в графе 5, тем более что Письмо Минфина позволяет это сделать. Саму же операцию возврата надо отразить в Книге в следующем квартале в графе 4 со знаком минус.

Если деньги возвращены после того, как декларация за отчетный период составлена, то переплата все-таки будет. Но отчаиваться не стоит. Поскольку единый налог рассчитывается нарастающим итогом с начала года, вы сможете компенсировать переплату в следующем отчетном периоде. Для этого нужно зачеркнуть ошибочную сумму в графе 5 и заверить исправление подписью руководителя и фирменной печатью. Таким образом, налоговая база будет восстановлена, а если в результате исправлений в бюджете окажутся лишние суммы, то их можно будет зачесть в счет предстоящих платежей.

Подробнее об исправлениях в Книге учета доходов и расходов читайте в комментарии к Письму Минфина России от 15.12.2003 N 04-02-05/1/108 <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Документ опубликован в "НА" N 1, 2004.

А.В.Мамаев

Аудитор

Подписано в печать

16.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 11.03.2004 N 04-04-06/40 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8) >
Статья: <Комментарий к Постановлению ФСС РФ от 17.03.2004 N 24 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.