|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 11.03.2004 N 04-04-06/40 "О порядке применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 11.03.2004 N 04-04-06/40 "О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ УПРОЩЕННОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ">
Минфин России разъяснил порядок применения упрощенной системы налогообложения для индивидуальных предпринимателей. В опубликованном Письме речь идет о контроле за остаточной стоимостью внеоборотных активов, о ведении Книги учета доходов и расходов, а также об обстоятельствах, при которых предприниматели обязаны вернуться к обычной схеме уплаты налогов. Названные вопросы, безусловно, заслуживают внимания. Однако все они неразрывно связаны с особенностями перехода предпринимателей на "упрощенку". Поэтому свой комментарий мы начнем с того, что напомним об этих особенностях.
Как "уйти", чтобы не возвращаться
Применять "упрощенку" запрещено предпринимателям, которые: - производят подакцизные товары, добывают и реализуют полезные ископаемые (за исключением общераспространенных); - занимаются игорным бизнесом; - являются участниками соглашений о разделе продукции; - переведены на уплату единого сельхозналога; - используют труд более 100 наемных работников. Такие условия обозначены в п.3 ст.346.12 Налогового кодекса. Если предприниматели их соблюдают, они могут перейти на "упрощенку", не обращая внимания на ограничения, которые установлены для организаций. Напомним, что организациям разрешается переходить на этот спецрежим, если по итогам 9 месяцев предыдущего года доход от реализации у них не превысил 11 000 000 руб., а остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов меньше или равна 100 000 000 руб. Предприниматели могут подать заявление о переходе на "упрощенку", даже если оба названных показателя превышают установленный норматив. Однако, используя это право, надо иметь в виду следующее. Если в период применения упрощенной системы за год предприниматель получит выручку свыше 15 000 000 руб. или суммарная остаточная стоимость его внеоборотных активов станет больше 100 000 000 руб., ему придется вернуться к общему порядку исчисления налогов (п.4 ст.346.13 НК РФ). Это значит, что с начала того периода, в котором произойдет превышение, он должен будет пересчитать все налоги в соответствии с общим режимом налогообложения (НДФЛ, ЕСН и НДС). Таким образом, объем выручки и стоимость основных средств и нематериальных активов никак не влияют на возможность перехода на "упрощенку", но имеют большое значение во время ее применения. Учитывая это, прежде чем подавать заявление, нужно оценить перспективы своего развития и заранее наметить способы сохранить свое право на льготы. На практике проще всего разделить бизнес. Подходя к "критической" отметке, нужно подобрать верного человека, который согласился бы зарегистрироваться в качестве предпринимателя и принять на себя часть вашей выручки или основных средств. Разумеется, с "партнером" надо будет поделиться доходами и избавить его от хлопот, связанных с оформлением документации, уплатой налога и составлением отчетности. Для этого можно оформиться к нему бухгалтером или финансовым менеджером. Можно придумать и другие формы сотрудничества - главное, чтобы выбранная кандидатура была надежной и ей можно было доверять.
Придется осваивать ПБУ
Предприниматели, перешедшие на "упрощенку", должны завести новую Книгу учета доходов и расходов взамен той, в которой они отражали свою деятельность, когда платили налог на доходы физлиц. Форма этой книги утверждена Приказом МНС России от 28.10.2002 N БГ-3-22/606 <*>. На основании записей, сделанных в Книге, рассчитываются суммы единого налога и контролируется уровень доходов, позволяющих применять льготный режим. ————————————————————————————————<*> Документ опубликован в "НА" N 24, 2002.
Что же касается остаточной стоимости внеоборотных активов, то контролировать ее нужно по бухгалтерским правилам. Конкретнее - по ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и по ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов". Более подробно вы можете познакомиться с этими положениями в бераторе "Бухгалтерский учет в документах (с комментариями)". Конечно, у абсолютного большинства предпринимателей нет и никогда не будет основных средств и нематериальных активов с остаточной стоимостью более 3 000 000 долларов. А если кто-то и обладает таким богатством, то его следует заранее распределить между близкими людьми. Если же такая возможность исключена, то либо самому, либо с помощью привлеченного бухгалтера, но предпринимателю придется вести полноценный учет дорогостоящего имущества. Надо будет фиксировать даты его ввода в эксплуатацию и выбытия, при необходимости переоценивать, начислять амортизацию и т.д. Причем суммы начисленной амортизации в данном случае никак не скажутся на величине налога: при "упрощенке" расходы на приобретение основных средств списываются в особом порядке.
Н.М.Абрамова Аудитор Подписано в печать 16.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |