|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2004 N 16-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главу 26.1 части второй налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8)
"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, 2004
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 05.04.2004 N 16-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ В ГЛАВУ 26.1 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">
Опубликованный выше документ изменил Налоговый кодекс. Эти поправки коснулись сельхозпредприятий.
"Подарки" для фермеров
Законодатели стремятся сделать все, чтобы сельскохозяйственные производители приносили бюджету хоть какие-то доходы. Однако первая попытка ввести для них единый налоговый режим окончилась неудачей - условия, которые были прописаны в гл.26.1 Налогового кодекса в конце 2001 г., никого не заинтересовали. Вторую попытку власти предприняли в конце прошлого года. Глава 26.1 приобрела характер закона прямого действия. Независимо от регионального законодательства ее нормы действуют на всей территории России, а порядок начисления и уплаты единого сельхозналога во многом стал похож на упрощенную систему, ставшую популярной среди небольших фирм и индивидуальных предпринимателей. Закон, который мы публикуем сегодня, делает сельскохозяйственную "упрощенку" еще более привлекательной. Во-первых, он освобождает тех, кто переходит на уплату единого сельхозналога, от обязанности восстанавливать входной НДС, ранее принятый к вычету. Причем эта льгота распространяется на все приобретенные товары (работы, услуги), включая недоамортизированные основные средства и нематериальные активы. Тем самым устраняется повод для изъятия в бюджет дополнительных средств, которым с удовольствием пользуются налоговики при переводе предприятий на другие спецрежимы, в частности на "упрощенку". В противовес освобождению вводится и ограничение: суммы НДС, уплаченные поставщикам в то время, когда фирма начисляла единый сельхозналог, после возврата на обычную систему налогообложения к вычету не принимаются. Во-вторых, продлен срок подачи заявлений о переходе на уплату единого сельхозналога в 2004 г. Этот шаг сделан навстречу тем, кто решил воспользоваться преимуществами нового режима, но не успел известить об этом свою налоговую инспекцию до 1 февраля. Теперь подавать заявления можно вплоть до 1 июня. Таким образом, если агрофирма соответствует критериям, установленным ст.346.3 Налогового кодекса, то, даже если она подаст свое заявление 31 мая, на уплату единого сельхозналога ее должны перевести с 1 января 2004 г. Формы документов, которые применяются при переходе на сельскохозяйственную "упрощенку", утверждены Приказом МНС России от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 <*>. ————————————————————————————————<*> Документ опубликован на с. 98.
Безусловно, обе поправки полезны, и многие сельхозпроизводители оценят их по достоинству. Однако переход на новую схему налогообложения задним числом в середине года чреват серьезными осложнениями. Прежде всего должен быть решен вопрос о зачете или возврате тех налогов, которые уже уплачены или будут уплачены в бюджет до 9 мая, когда опубликованный документ вступит в силу. Сам Закон эту проблему не снимает, но аналогичная ситуация уже возникала в 2002 г., когда плательщиков ЕНВД сначала заставили начислять ЕСН, а через несколько месяцев освободили от этой обязанности. Тогда все вопросы решались на уровне МНС России, теперь нужно ждать разъяснений от Минфина.
Что делать с "лишними" налогами
Сложности будут с НДС, налогом на прибыль, ЕСН и налогом на имущество. Если бы разрешение на смену налогового режима агрофирма получила в начале года, то платить эти налоги и сдавать по ним декларации ей бы не пришлось. Но на сегодняшний день в инспекции уже сданы квартальные отчеты по НДС и ЕСН, а к концу месяца туда должны поступить декларации по налогам на прибыль (до 28 апреля) и на имущество (до 30 апреля). Разумеется, мы говорим об общих правилах уплаты налогов и представления отчетности. У тех, кто начисляет налог на прибыль по нулевой ставке, и у тех, кто освобожден от налога на имущество региональными властями, проблем будет меньше. Кстати, если следовать принятому Закону, то предприятия, получившие уведомления о переводе на сельскохозяйственную "упрощенку" до 28 апреля, формально могут и не отчитываться за I квартал по этим двум налогам. Другое дело, что на практике налоговики могут притормозить выдачу таких уведомлений до 9 мая. И тогда "опоздавшим" сельхозпроизводителям придется сдавать все декларации, предусмотренные общей системой налогообложения. А это означает, что в лицевых счетах инспекторы начислят все отраженные в отчетах налоги и у предприятий появится дополнительная задолженность, которую потом придется погашать взаимозачетом или списывать. Какой механизм зачета придумает Минфин в такой ситуации, сказать трудно. Скорее всего, от новоиспеченных плательщиков единого сельхозналога потребуются уточненные декларации по налогу на прибыль, ЕСН и налогу на имущество. Их надо будет составить так, чтобы налоговые базы и суммы налога, начисленные к уплате или к уменьшению в первоначальных отчетах, теперь были бы равны нулю. После того как записи в лицевых счетах скорректируют, суммы перечисленных налогов будут считаться переплатой. Если по этим налогам имеется задолженность за прошлые периоды, ее зачтут в счет погашения недоимки. Если же задолженности нет, переплату можно вернуть на расчетный счет. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. После этого в течение месяца излишне уплаченные налоги должны быть возвращены. Что произойдет с суммами НДС, отраженными в декларациях 2004 г., сказать еще труднее. Следуя нормам гл.26.1 Налогового кодекса, плательщики единого сельхозналога не должны принимать к вычету входной НДС и не обязаны предъявлять этот налог покупателям при реализации продукции. Тем не менее в январе - апреле и то и другое уже имело место по причинам, не зависящим от налогоплательщиков. В результате у одних предприятий образовалось дебетовое сальдо по расчетам с бюджетом, у других - кредитовое. Хотя по закону ни того ни другого показателя у них быть не должно. Не будем забегать вперед и прогнозировать действия Минфина. Мы вернемся к этой проблеме сразу же, как только появятся официальные разъяснения. В любом случае они должны выйти в свет не позже 30 июня, когда закончится первый отчетный период по единому сельхозналогу.
С.В.Ранцева Аудитор Подписано в печать 16.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |