Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 05.04.2004 N 16-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главу 26.1 части второй налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 8, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 05.04.2004 N 16-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ВНЕСЕНИИ В ГЛАВУ 26.1

ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">

Опубликованный выше документ изменил Налоговый кодекс. Эти поправки коснулись сельхозпредприятий.

"Подарки" для фермеров

Законодатели стремятся сделать все, чтобы сельскохозяйственные производители приносили бюджету хоть какие-то доходы. Однако первая попытка ввести для них единый налоговый режим окончилась неудачей - условия, которые были прописаны в гл.26.1 Налогового кодекса в конце 2001 г., никого не заинтересовали.

Вторую попытку власти предприняли в конце прошлого года. Глава 26.1 приобрела характер закона прямого действия. Независимо от регионального законодательства ее нормы действуют на всей территории России, а порядок начисления и уплаты единого сельхозналога во многом стал похож на упрощенную систему, ставшую популярной среди небольших фирм и индивидуальных предпринимателей.

Закон, который мы публикуем сегодня, делает сельскохозяйственную "упрощенку" еще более привлекательной.

Во-первых, он освобождает тех, кто переходит на уплату единого сельхозналога, от обязанности восстанавливать входной НДС, ранее принятый к вычету. Причем эта льгота распространяется на все приобретенные товары (работы, услуги), включая недоамортизированные основные средства и нематериальные активы. Тем самым устраняется повод для изъятия в бюджет дополнительных средств, которым с удовольствием пользуются налоговики при переводе предприятий на другие спецрежимы, в частности на "упрощенку". В противовес освобождению вводится и ограничение: суммы НДС, уплаченные поставщикам в то время, когда фирма начисляла единый сельхозналог, после возврата на обычную систему налогообложения к вычету не принимаются.

Во-вторых, продлен срок подачи заявлений о переходе на уплату единого сельхозналога в 2004 г. Этот шаг сделан навстречу тем, кто решил воспользоваться преимуществами нового режима, но не успел известить об этом свою налоговую инспекцию до 1 февраля. Теперь подавать заявления можно вплоть до 1 июня. Таким образом, если агрофирма соответствует критериям, установленным ст.346.3 Налогового кодекса, то, даже если она подаст свое заявление 31 мая, на уплату единого сельхозналога ее должны перевести с 1 января 2004 г. Формы документов, которые применяются при переходе на сельскохозяйственную "упрощенку", утверждены Приказом МНС России от 28.01.2004 N БГ-3-22/58 <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован на с. 98.

Безусловно, обе поправки полезны, и многие сельхозпроизводители оценят их по достоинству. Однако переход на новую схему налогообложения задним числом в середине года чреват серьезными осложнениями. Прежде всего должен быть решен вопрос о зачете или возврате тех налогов, которые уже уплачены или будут уплачены в бюджет до 9 мая, когда опубликованный документ вступит в силу. Сам Закон эту проблему не снимает, но аналогичная ситуация уже возникала в 2002 г., когда плательщиков ЕНВД сначала заставили начислять ЕСН, а через несколько месяцев освободили от этой обязанности. Тогда все вопросы решались на уровне МНС России, теперь нужно ждать разъяснений от Минфина.

Что делать с "лишними" налогами

Сложности будут с НДС, налогом на прибыль, ЕСН и налогом на имущество. Если бы разрешение на смену налогового режима агрофирма получила в начале года, то платить эти налоги и сдавать по ним декларации ей бы не пришлось. Но на сегодняшний день в инспекции уже сданы квартальные отчеты по НДС и ЕСН, а к концу месяца туда должны поступить декларации по налогам на прибыль (до 28 апреля) и на имущество (до 30 апреля).

Разумеется, мы говорим об общих правилах уплаты налогов и представления отчетности. У тех, кто начисляет налог на прибыль по нулевой ставке, и у тех, кто освобожден от налога на имущество региональными властями, проблем будет меньше. Кстати, если следовать принятому Закону, то предприятия, получившие уведомления о переводе на сельскохозяйственную "упрощенку" до 28 апреля, формально могут и не отчитываться за I квартал по этим двум налогам. Другое дело, что на практике налоговики могут притормозить выдачу таких уведомлений до 9 мая. И тогда "опоздавшим" сельхозпроизводителям придется сдавать все декларации, предусмотренные общей системой налогообложения. А это означает, что в лицевых счетах инспекторы начислят все отраженные в отчетах налоги и у предприятий появится дополнительная задолженность, которую потом придется погашать взаимозачетом или списывать.

Какой механизм зачета придумает Минфин в такой ситуации, сказать трудно. Скорее всего, от новоиспеченных плательщиков единого сельхозналога потребуются уточненные декларации по налогу на прибыль, ЕСН и налогу на имущество. Их надо будет составить так, чтобы налоговые базы и суммы налога, начисленные к уплате или к уменьшению в первоначальных отчетах, теперь были бы равны нулю.

После того как записи в лицевых счетах скорректируют, суммы перечисленных налогов будут считаться переплатой. Если по этим налогам имеется задолженность за прошлые периоды, ее зачтут в счет погашения недоимки. Если же задолженности нет, переплату можно вернуть на расчетный счет. Для этого нужно подать в налоговую инспекцию соответствующее заявление. После этого в течение месяца излишне уплаченные налоги должны быть возвращены.

Что произойдет с суммами НДС, отраженными в декларациях 2004 г., сказать еще труднее. Следуя нормам гл.26.1 Налогового кодекса, плательщики единого сельхозналога не должны принимать к вычету входной НДС и не обязаны предъявлять этот налог покупателям при реализации продукции. Тем не менее в январе - апреле и то и другое уже имело место по причинам, не зависящим от налогоплательщиков. В результате у одних предприятий образовалось дебетовое сальдо по расчетам с бюджетом, у других - кредитовое. Хотя по закону ни того ни другого показателя у них быть не должно.

Не будем забегать вперед и прогнозировать действия Минфина. Мы вернемся к этой проблеме сразу же, как только появятся официальные разъяснения. В любом случае они должны выйти в свет не позже 30 июня, когда закончится первый отчетный период по единому сельхозналогу.

С.В.Ранцева

Аудитор

Подписано в печать

16.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: У нашей организации есть несколько филиалов. Недавно один из них открыл счет в банке. Мы сообщили об этом в две налоговые инспекции: по местонахождению этого филиала и местонахождению головного подразделения. А наш инспектор утверждает, что сообщение нужно было разослать по всем налоговым инспекциям, в которых зарегистрированы наши филиалы. Грозит ли нам штраф? ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8) >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 05.04.2004 N 04-03-1/54 "О требованиях к заполнению реквизитов счетов-фактур"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.