Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Взаимодействие налоговых органов с органами внутренних дел при проведении налогового контроля ("Аудиторские ведомости", 2004, N 5)



"Аудиторские ведомости", N 5, 2004

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ

С ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ

НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

До недавнего времени Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП России) была основным правоохранительным ведомством, с которым осуществлялось тесное взаимодействие налоговых органов. Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 306 "Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации" с 1 июля 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была ликвидирована, а функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений переданы вновь созданной службе в составе МВД России - Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (далее - ФСЭНП МВД России). Возглавляет ФСЭНП МВД России заместитель министра внутренних дел Российской Федерации <1>. ФСЭНП МВД России подчинена непосредственно министру, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации - начальник Службы криминальной милиции. В состав ФСЭНП МВД России входят два Главных управления: по борьбе с экономическими преступлениями и по борьбе с налоговыми преступлениями.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Указ Президента Российской Федерации от 04.06.2001 N 644 "О некоторых вопросах Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

К основным задачам ФСЭНП МВД России относятся организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере экономики, по которым производство предварительного следствия обязательно, налоговых преступлений, а также преступлений против интересов государственной власти, совершаемых в федеральных органах государственной власти; организация и проведение профилактических и оперативно-разыскных мероприятий по защите всех форм собственности от преступных посягательств в целях обеспечения благоприятных условий для развития предпринимательства и инвестиционной деятельности. Именно эти специфические правоохранительные задачи выделяют самостоятельную компетенцию ФСЭНП МВД России и определяют отличие функций названной службы от полномочий налоговых органов.

Законодательно полномочия ФСЭНП МВД России в налоговой сфере определены Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления". Критерием, с помощью которого законодатель дифференцирует нарушения в сфере налогообложения на преступления (расследование которых относится к компетенции ФСЭНП МВД России) и административные правонарушения (рассматриваемые налоговыми органами - Федеральной налоговой службой <2>), является их общественная опасность. Согласно п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.1997 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов" общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в уменьшении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57 Конституции Российской Федерации), что влечет непоступление денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" МНС России преобразовано в Федеральную налоговую службу.

В соответствии со ст.5 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" органы МВД России обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных Законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций. В настоящее время НК РФ не содержит положений, предоставляющих органам МВД России прав налоговых органов. В соответствии со ст.36 НК РФ (в ред. Закона N 86-ФЗ) по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых ими выездных налоговых проверках. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Таким образом, единственным направлением деятельности органов внутренних дел в налоговом контроле является право по запросу налоговых органов участвовать в осуществлении только одного вида налогового контроля - выездных налоговых проверках <3>. В отличие от федеральных органов налоговой полиции органы внутренних дел не являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Этот вопрос подробно освещен в Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок (Приложение N 1 к совместному Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 (зарегистрирован в Минюсте России 26.02.2004 N 5588).

<4> См. ст.9 НК РФ (в ред. Закона N 86-ФЗ).

Исходя из изложенного можно сделать вывод, что права органов внутренних дел - органов ФСЭНП МВД России согласно действующему законодательству (НК РФ и Закону от 18.04.1991 N 1026-1 (в ред. от 23.12.2003) "О милиции") уже полномочий, которыми ранее были наделены органы ФСНП России. Действующее в настоящее время закрепление полномочий налоговых органов и органов внутренних дел представляется оптимальным как с позиции защиты интересов налогоплательщиков от необоснованного вмешательства органов государства в их финансово-хозяйственную деятельность, так и с позиции интересов государственной казны, совершенствования государственного управления в налоговой сфере, борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями.

Для выполнения функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений органы внутренних дел имеют доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну (п.34 ст.11 Закона N 1026-1). Статьей 102 НК РФ (в ред. Закона N 86-ФЗ) устанавливается следующий режим доступа к сведениям, составляющим режим налоговой тайны, для органов внутренних дел.

Налоговую тайну составляют любые полученные органами внутренних дел сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

- разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

- об идентификационном номере налогоплательщика;

- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

- предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам).

Поступившие в органы внутренних дел сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица в соответствии с Перечнем, определяемым МВД России <5>. Никакие иные должностные лица органов внутренних дел не вправе иметь доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну. Налоговая тайна не подлежит разглашению органами внутренних дел, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу органа внутренних дел, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033 (в ред. от 20.02.2004) утвержден Перечень должностных лиц системы МВД России, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну.

Рассмотрим более подробно порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел с целью выявления их прав и обязанностей при осуществлении налогового контроля, а также определим гарантии защиты прав налогоплательщиков.

1. Налоговые органы вправе совместно с сотрудниками органов внутренних дел проводить выездные налоговые проверки не только налогоплательщиков, плательщиков сборов, но и налоговых агентов.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении (в случае проведения повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, решение о проведении проверки оформляется в виде мотивированного постановления). Если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной (повторной выездной) налоговой проверки, то руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении дополнений в принятое решение (постановление) о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы. В случаях назначения выездных налоговых проверок на основании постановления следователя, вынесенного по находящимся в его производстве уголовным делам, в решении о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны учитываться содержащиеся в постановлении следователя предложения по характеру, сроку и объему проверки и поставленные вопросы.

Если в ходе проведения выездной налоговой проверки возникает необходимость проверки налогов (сборов), не включенных в принятое решение (постановление) о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, то руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о назначении новой выездной (повторной выездной) налоговой проверки по указанным налогам (сборам) с учетом требований ст.ст.87 и 89 НК РФ.

2. Непосредственно после прибытия на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителю) служебные удостоверения, а также решение (постановление) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки.

Факт предъявления решения (постановления) удостоверяется подписью руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица (их представителя) на экземпляре данного решения (постановления) после слов "С решением (постановлением) на проведение выездной (повторной выездной) налоговой проверки ознакомлен" с указанием соответствующей даты. В случае отказа руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица (их представителя) от подписи на экземпляре решения (постановления) о проведении проверки должностным лицом налогового органа, возглавляющим проверяющую группу, в конце указанного документа производится запись о том, что решение (постановление) предъявлено указанным лицам и от подписи, удостоверяющей предъявление данного решения (постановления), эти лица отказались, заверенная подписью указанного должностного лица налогового органа.

При воспрепятствовании законной деятельности проверяющих сотрудники органа внутренних дел, привлекаемые для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налоговых органов, принимают меры по пресечению противоправных деяний в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3. Взаимодействие должностных лиц налоговых органов и сотрудников органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки не препятствует их самостоятельности при выборе предусмотренных законодательством средств и методов проведения контрольных и иных мероприятий в рамках своей компетенции при одновременном обеспечении согласованности всех осуществляемых ими в процессе проверки действий.

Функцию общей координации осуществляемых в процессе проведения проверки мероприятий выполняет руководитель проверяющей группы. Именно ему налогоплательщики вправе направлять жалобы на действия должностных лиц налоговых органов или органов внутренних дел при проведении выездной налоговой проверки.

4. Истребование необходимых для проверки документов производится в соответствии с п.1 ст.93 НК РФ.

Форма требования о представлении документов приведена в Инструкции МНС России N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденной Приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2000 г., регистрационный N 2259). Требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям) под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих.

При выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) и пени, а также формируются предложения о привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности. В случаях направления материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ст.198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица", ст.199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации", 199.1 "Неисполнение обязанностей налогового агента", ст.199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов" УК РФ, производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам (финансовый год соответствует календарному году).

Признаками преступления при совершении нарушения законодательства о налогах и сборах согласно указанным статьям УК РФ соответственно являются:

- непредставление физическим лицом налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов и (или) сборов в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающей 300 тыс. руб.;

- непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо включение в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, повлекшие за собой неуплату налогов и (или) сборов в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающей 1500 тыс. руб.;

- неисполнение налоговым агентом в личных интересах обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, в сумме, составляющей за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 тыс. руб., при условии, что доля неисчисленных, неудержанных, неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих исчислению, удержанию и перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо в сумме, превышающей 1500 тыс. руб.;

- сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере.

5. Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также руководителем проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом (их представителями).

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопросу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

6. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит соответствующее решение, копия которого вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу (их представителям) в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вынесения решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

В случае выявления фактов уклонения от уплаты налогов (сборов) в крупных и особо крупных размерах, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), налоговые органы направляют материалы проверки в орган внутренних дел в соответствии с Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления <6>. При выявлении в ходе проведения выездной налоговой проверки административных правонарушений должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном КоАП РФ.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Приложение N 3 к Приказу N 76/АС-3-06/37.

Таким образом, можно констатировать, что нарушение процедурных требований к проведению и оформлению результатов выездной налоговой проверки является основанием для отмены судами решений по результатам таких проверок.

7. Если в выявленном правонарушении содержатся признаки состава преступления, предусмотренного ст.ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ, то руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или органа внутренних дел выносится мотивированное постановление о прекращении производством соответствующего дела об административном правонарушении.

В случае принятия органом предварительного следствия при органе внутренних дел решения о прекращении уголовного дела орган внутренних дел в трехдневный срок уведомляет об этом налоговый орган. На основании указанного уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа отменяет ранее принятое постановление о прекращении дела об административном правонарушении производством и привлекает нарушителя к административной ответственности согласно действующему законодательству.

8. Сотрудники налоговых органов и органов внутренних дел при осуществлении возложенных на них задач обязаны действовать в строгом соответствии с федеральными законами, НК РФ, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, корректно и внимательно относиться к представителям организации, физическим лицам и иным участникам налоговых правоотношений, не унижать их честь и достоинство, соблюдать налоговую тайну <7>.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> См. п.5 Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок (Приложение N 1 к Приказу N 76/АС-3-06/37).

За совершение неправомерных действий при осуществлении служебных полномочий сотрудники налоговых органов и органов внутренних дел несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, уголовной ответственности). При причинении налогоплательщикам при проведении выездных налоговых проверок должностными лицами органов внутренних дел убытков они в соответствии с п.1 ст.37 НК РФ возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном НК РФ и иными федеральными законами. Действия сотрудников налоговых органов и органов внутренних дел могут быть обжалованы организациями и физическими лицами в вышестоящие налоговые органы и органы внутренних дел, прокуратуру и суд.

Важным является вопрос об определении компетенции органов внутренних дел по пресечению и расследованию преступлений, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Необходимо отметить, что в новой редакции ст.36 НК РФ исключено право органов ФСНП России (в настоящее время ФСЭНП МВД России) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Однако Законом N 86-ФЗ в ст.11 Закона N 1026-1 введен п.35, которым органам внутренних дел при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, предоставляется право проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, проведение органами внутренних дел названных проверок будет осуществляться в целях, по основаниям и в порядке, установленным законодательством об оперативно-разыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством - Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изменениями и дополнениями) и УПК РФ от 18.12.2001 N 177-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Кроме того, в соответствии с п.25 ст.11 Закона "О милиции" при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, органы внутренних дел вправе требовать обязательного проведения проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также проводить их в пределах сроков, установленных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях для проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении или совершенном административном правонарушении.

В случаях возбуждения в отношении физического лица уголовного дела (отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения) орган внутренних дел уведомляет об этом налоговый орган в трехдневный срок со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела (об отказе в возбуждении уголовного дела или его прекращении). При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении организации (физического лица), орган внутренних дел направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения <8>.

     
   ————————————————————————————————
   
<8> См. Инструкцию о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения (Приложение N 2 к Приказу N 76/АС-3-06/37).

Налоговый орган вправе принять на основании представленных органом внутренних дел одно из решений:

- назначить выездную налоговую проверку или провести камеральную налоговую проверку с истребованием дополнительных сведений, получением объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов, а также проведением других действий по осуществлению налогового контроля в соответствии с НК РФ;

- отказать в проведении мероприятий налогового контроля.

Основаниями для отказа налоговыми органами о проведении мероприятий налогового контроля по материалам, представленным органом внутренних дел, могут являться:

- отсутствие в представленных органом внутренних дел материалах фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах;

- наличие обстоятельств, препятствующих проведению выездной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором согласно материалам органа внутренних дел были совершены налоговые правонарушения, ранее был проверен налоговым органом по соответствующим видам налогов, за исключением случаев реорганизации и ликвидации организации, а также если материалы органа внутренних дел свидетельствуют о налоговых правонарушениях, совершенных в период времени, выходящий за три календарных года деятельности организации или физического лица, непосредственно предшествовавших году, в котором может быть проведена выездная налоговая проверка);

- наличие обстоятельств, препятствующих проведению камеральной налоговой проверки (если период деятельности организации или физического лица, в котором согласно материалам органа внутренних дел были совершены налоговые правонарушения, выходит за рамки срока проведения камеральной налоговой проверки).

При применении положений ст.87 НК РФ, устанавливающих ограничения в отношении проведения повторных выездных проверок, следует учитывать рекомендации, изложенные в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71. Относительно трехлетнего срока проведения налоговых проверок необходимо отметить, что в соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 07.11.2003 N 2203/03 указанный срок должен соотноситься с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении.

Согласно абз.2 ст.88 НК РФ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. Применяя указанную норму, следует исходить из того, что установленный ею срок не является пресекательным и его истечение не препятствует выявлению фактов неуплаты налога и принятию мер по его принудительному взысканию. В то же время пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней (п.3 ст.48 НК РФ).

В случае наличия названных обстоятельств, влекущих невозможность проведения мероприятий налогового контроля, руководитель налогового органа не вправе выносить решение о проведении выездной или камеральной налоговой проверки.

В заключение необходимо отметить, что создание в структуре органов внутренних дел ФСЭНП МВД России и наделение ее полномочиями по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономики, в том числе налоговых преступлений, существенным образом не повлияло на права и обязанности налогоплательщиков. Проведение совместных контрольных мероприятий сотрудниками налоговых органов и органов внутренних дел ни в коей мере не изменяет действие положений части первой НК РФ по срокам, порядку проведения и оформления выездных налоговых проверок, вынесению решения налоговых органов и возможности обжаловать действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов и органов внутренних дел.

Д.Г.Бурцев

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать

16.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Аудит первичных документов в коммерческих организациях ("Аудиторские ведомости", 2004, N 5) >
Статья: Внутрифирменный стандарт "Проверка соблюдения законодательных и нормативных актов при проведении аудита" ("Аудиторские ведомости", 2004, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.