Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Аудит первичных документов в коммерческих организациях ("Аудиторские ведомости", 2004, N 5)



"Аудиторские ведомости", N 5, 2004

АУДИТ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Как во внешнем, так и во внутреннем аудите особое место принадлежит аудиту первичных документов. Любая аудиторская проверка начинается с оценки состояния первичного учета. Данные, полученные в процессе этой проверки, обобщаются и служат основой для дальнейшей проверки сводных регистров бухгалтерского учета (журналов-ордеров, оборотно-сальдовых ведомостей, отчетных форм и т.д.). В связи с этим актуальность и необходимость создания эффективной проверки первичного учета не вызывают сомнений.

Первичный учет следует рассматривать с позиции ручной формы бухгалтерского учета и с позиции автоматизированной формы бухгалтерского учета.

В первом случае первичный учет представляет научно-обоснованную систему наблюдения, сбора, регистрации и накопления первичных хозяйственных фактов финансово-хозяйственной деятельности организаций. В условиях компьютерной обработки данных (автоматизированная форма учета) первичный учет - это научно-обоснованная система наблюдения, сбора, регистрации, накопления и первоначальной обработки посредством прикладных компьютерных программ первичных хозяйственных фактов финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Схематично первичный учет представлен на рисунке.

Входная учетно-аналитическая информация

¦

\¦/

Первичные хозяйственные факты,

регистрируемые в бухгалтерском учете

¦

\¦/

Элементы учетно-аналитической системы - первичный учет

¦ ¦ ¦

\¦/ \¦/ \¦/

Сбор, регистрация Массив первичной Среда

и накопление учетной информации функционирования

первичных фактов первичного учета

Схема первичного учета

В составе подсистемы первичного учета специалисты также выделяют организацию документооборота. Однако документооборот относится к учетно-аналитической системе в целом, поэтому представляется некорректным отнесение его к какой-либо подсистеме бухгалтерского учета.

Информация, содержащаяся в первичных учетных регистрах, нужна определенным группам пользователей. В первую очередь такая информация необходима бухгалтерской службе организации и отделу внутреннего контроля (в случае его наличия). Кроме того, отдельные элементы информационной базы первичного учета (данные о затратах и доходах и пр.) представляют интерес для управленческого персонала организации (менеджеров различных уровней, администрации). В отдельных случаях состояние первичного учета проверяется со стороны внешних пользователей (налоговых инспекций, отдела по борьбе с экономическими преступлениями и аудиторских организаций).

Нам представляется целесообразной методика аудита первичного учета в коммерческих организациях, изложенная ниже.

Непосредственно перед планированием и разработкой программы аудита первичного учета аудитору (аудиторам) необходимо провести юридическую экспертизу состояния первичного учета. Юридическая экспертиза заключается в том, что внутренние нормативные документы, регулирующие организацию и технологию ведения первичного учета, носят официальный характер и не противоречат нормам бухгалтерского и налогового законодательства.

Основным внутренним нормативным документом, устанавливающим правовые основы функционирования учетно-аналитической системы, является учетная политика организации. Помимо учетной политики коммерческая организация должна разработать нормативную базу по первичному учету, в которой следует отразить, в частности:

- организационно-правовые основы и технологию документооборота;

- формы первичной учетной документации <*>;

- список лиц, имеющих право подписи первичных учетных регистров;

- организацию архивирования бухгалтерских документов.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Подразумевается создание и внедрение учетных регистров по отдельным участкам бухгалтерского учета, по которым не разработаны унифицированные формы первичной документации Госкомстатом России и иными ведомствами (например, учетные регистры по лизинговым операциям).

Аудитор должен убедиться в существовании внутренней нормативной базы, регулирующей первичный учет. Если применяемая организацией внутренняя нормативная база содержит существенные расхождения с действующим бухгалтерским и налоговым законодательством, то необходимо разработать рекомендации по устранению данных расхождений.

Перед составлением плана и программы аудита учетно-аналитическую систему организации можно разбить на следующие участки:

- не контролируемые главным бухгалтером;

- со средним и высоким уровнем риска внутреннего контроля (например, учет кассовых операций, учет труда и заработной платы);

- где отсутствуют первичные учетные регистры;

- с ручной обработкой учетной информации;

- где первичные документы не контролируются главным бухгалтером (например, участок управленческого учета, контроль на котором осуществляют менеджеры).

Оценив результаты предварительной проверки состояния и функционирования подсистемы первичного учета, аудитор может сделать один из выводов:

- есть необходимость осуществить предварительную проверку состояния первичного учета в целом или в ее компоненте;

- отсутствует необходимость в тестировании первичного учета (если высока степень надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля).

Если это целесообразно, то аудитор разрабатывает и представляет руководству экономического субъекта рекомендации по нейтрализации ошибок в организации и методике первичного учета и совершенствованию первичного учета.

Планирование, оценка аудиторского риска и обобщение данных проверки (формулирование выводов и составление на их основе аудиторского заключения) аналогичны методике проверки отдельных участков учетно-аналитической системы организации. В качестве примера приведем примерный перечень тестов для проверки состояния внутреннего контроля и учета основных средств (см. таблицу).

Перечень тестов проверки состояния внутреннего

контроля и учета основных средств

     
   ————T———————————————————————————————————————————T————————T———————¬
   | N |            Содержание вопроса             |Варианты|Уровень|
   |п/п|                                           | ответа | оценки|
   |   |                                           +———T————+       |
   |   |                                           | да| нет|       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   |  1|Имеется ли в организации служба внутреннего|   |  х |Низкий |
   |   |контроля                                   |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   |  2|Организован ли раздельный синтетический и  | х |    |Средний|
   |   |аналитический учет в организации           |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   |  3|Применяются ли типовые формы аналитического| х |    |Высокий|
   |   |учета основных средств                     |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   |  4|Все ли объекты основных средств отражены   | х |    |Высокий|
   |   |в аналитическом учете                      |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   |  5|Проводятся ли инвентаризации основных      | х |    |Средний|
   |   |средств                                    |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   |  6|Создается ли для проведения инвентаризации |   |  х |Низкий |
   |   |комиссия                                   |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   |  7|Участвуют ли в проведении инвентаризации   |   |  х |Низкий |
   |   |представители общественности               |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   |  8|Осуществляется ли контроль за основными    |   |  х |Низкий |
   |   |средствами со стороны руководства          |   |    |       |
   |   |предприятия                                |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   |  9|Правильно ли начисляется износ по основным | х |    |Средний|
   |   |средствам                                  |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   | 10|Все ли объекты распределены по             |   |  х |Низкий |
   |   |материально—ответственным лицам            |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   | 11|Учитывается ли движение основных средств   | х |    |Средний|
   |   |при начислении амортизации                 |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   | 12|Применяется ли метод ускоренной амортизации|   |  х |Средний|
   |   |по отдельным объектам основных средств     |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   | 13|Все ли объекты приняты в расчет при        | х |    |Высокий|
   |   |начислении амортизации                     |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   | 14|Все ли объекты распределены по             |   |  х |Средний|
   |   |материально—ответственным лицам            |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   | 19|Оформляется ли документально выбытие       | х |    |Высокий|
   |   |основных средств                           |   |    |       |
   +———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
   | 20|Правильно ли исчисляется сумма НДС при     | х |    |Средний|
   |   |поступлении, реализации и выбытии основных |   |    |       |
   |   |средств                                    |   |    |       |
   L———+———————————————————————————————————————————+———+————+————————
   

Анализ данных таблицы показывает, что в исследованной коммерческой организации средний уровень внутреннего контроля.

Исходя из практики аудиторской деятельности типичные ошибки и нарушения в организации и методике ведения первичного учета можно сгруппировать следующим образом:

- ошибки и нарушения, характерные для всей подсистемы первичного учета;

- ошибки и нарушения, характерные для отдельных участков учетно-аналитической системы.

Полезно также отдельно выделять нарушения, допускаемые работниками бухгалтерии в процессе сбора и регистрации; накопления и обработки первичных хозяйственных фактов. Например, при сборе и регистрации первичных хозяйственных фактов бухгалтеры допускают счетные ошибки при фиксации оперативного факта и т.д. Отметим, что арифметические ошибки довольно широко распространены в бухгалтерском учете.

О.А.Александров

Кандидат экономических наук

Московская финансово-юридическая

академия

Подписано в печать

16.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" ("Аудиторские ведомости", 2004, N 5) >
Статья: Взаимодействие налоговых органов с органами внутренних дел при проведении налогового контроля ("Аудиторские ведомости", 2004, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.