|
|
Статья: Аудит первичных документов в коммерческих организациях ("Аудиторские ведомости", 2004, N 5)
"Аудиторские ведомости", N 5, 2004
АУДИТ ПЕРВИЧНЫХ ДОКУМЕНТОВ В КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Как во внешнем, так и во внутреннем аудите особое место принадлежит аудиту первичных документов. Любая аудиторская проверка начинается с оценки состояния первичного учета. Данные, полученные в процессе этой проверки, обобщаются и служат основой для дальнейшей проверки сводных регистров бухгалтерского учета (журналов-ордеров, оборотно-сальдовых ведомостей, отчетных форм и т.д.). В связи с этим актуальность и необходимость создания эффективной проверки первичного учета не вызывают сомнений. Первичный учет следует рассматривать с позиции ручной формы бухгалтерского учета и с позиции автоматизированной формы бухгалтерского учета. В первом случае первичный учет представляет научно-обоснованную систему наблюдения, сбора, регистрации и накопления первичных хозяйственных фактов финансово-хозяйственной деятельности организаций. В условиях компьютерной обработки данных (автоматизированная форма учета) первичный учет - это научно-обоснованная система наблюдения, сбора, регистрации, накопления и первоначальной обработки посредством прикладных компьютерных программ первичных хозяйственных фактов финансово-хозяйственной деятельности организаций. Схематично первичный учет представлен на рисунке.
Входная учетно-аналитическая информация
¦
\¦/
Первичные хозяйственные факты, регистрируемые в бухгалтерском учете
¦ \¦/
Элементы учетно-аналитической системы - первичный учет
¦ ¦ ¦ \¦/ \¦/ \¦/
Сбор, регистрация Массив первичной Среда и накопление учетной информации функционирования первичных фактов первичного учета
Схема первичного учета
В составе подсистемы первичного учета специалисты также выделяют организацию документооборота. Однако документооборот относится к учетно-аналитической системе в целом, поэтому представляется некорректным отнесение его к какой-либо подсистеме бухгалтерского учета. Информация, содержащаяся в первичных учетных регистрах, нужна определенным группам пользователей. В первую очередь такая информация необходима бухгалтерской службе организации и отделу внутреннего контроля (в случае его наличия). Кроме того, отдельные элементы информационной базы первичного учета (данные о затратах и доходах и пр.) представляют интерес для управленческого персонала организации (менеджеров различных уровней, администрации). В отдельных случаях состояние первичного учета проверяется со стороны внешних пользователей (налоговых инспекций, отдела по борьбе с экономическими преступлениями и аудиторских организаций). Нам представляется целесообразной методика аудита первичного учета в коммерческих организациях, изложенная ниже. Непосредственно перед планированием и разработкой программы аудита первичного учета аудитору (аудиторам) необходимо провести юридическую экспертизу состояния первичного учета. Юридическая экспертиза заключается в том, что внутренние нормативные документы, регулирующие организацию и технологию ведения первичного учета, носят официальный характер и не противоречат нормам бухгалтерского и налогового законодательства. Основным внутренним нормативным документом, устанавливающим правовые основы функционирования учетно-аналитической системы, является учетная политика организации. Помимо учетной политики коммерческая организация должна разработать нормативную базу по первичному учету, в которой следует отразить, в частности: - организационно-правовые основы и технологию документооборота; - формы первичной учетной документации <*>; - список лиц, имеющих право подписи первичных учетных регистров; - организацию архивирования бухгалтерских документов.
————————————————————————————————
<*> Подразумевается создание и внедрение учетных регистров по отдельным участкам бухгалтерского учета, по которым не разработаны унифицированные формы первичной документации Госкомстатом России и иными ведомствами (например, учетные регистры по лизинговым операциям).
Аудитор должен убедиться в существовании внутренней нормативной базы, регулирующей первичный учет. Если применяемая организацией внутренняя нормативная база содержит существенные расхождения с действующим бухгалтерским и налоговым законодательством, то необходимо разработать рекомендации по устранению данных расхождений. Перед составлением плана и программы аудита учетно-аналитическую систему организации можно разбить на следующие участки: - не контролируемые главным бухгалтером; - со средним и высоким уровнем риска внутреннего контроля (например, учет кассовых операций, учет труда и заработной платы); - где отсутствуют первичные учетные регистры; - с ручной обработкой учетной информации; - где первичные документы не контролируются главным бухгалтером (например, участок управленческого учета, контроль на котором осуществляют менеджеры). Оценив результаты предварительной проверки состояния и функционирования подсистемы первичного учета, аудитор может сделать один из выводов: - есть необходимость осуществить предварительную проверку состояния первичного учета в целом или в ее компоненте; - отсутствует необходимость в тестировании первичного учета (если высока степень надежности системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля). Если это целесообразно, то аудитор разрабатывает и представляет руководству экономического субъекта рекомендации по нейтрализации ошибок в организации и методике первичного учета и совершенствованию первичного учета. Планирование, оценка аудиторского риска и обобщение данных проверки (формулирование выводов и составление на их основе аудиторского заключения) аналогичны методике проверки отдельных участков учетно-аналитической системы организации. В качестве примера приведем примерный перечень тестов для проверки состояния внутреннего контроля и учета основных средств (см. таблицу).
Перечень тестов проверки состояния внутреннего контроля и учета основных средств
————T———————————————————————————————————————————T————————T———————¬
| N | Содержание вопроса |Варианты|Уровень|
|п/п| | ответа | оценки|
| | +———T————+ |
| | | да| нет| |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 1|Имеется ли в организации служба внутреннего| | х |Низкий |
| |контроля | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 2|Организован ли раздельный синтетический и | х | |Средний|
| |аналитический учет в организации | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 3|Применяются ли типовые формы аналитического| х | |Высокий|
| |учета основных средств | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 4|Все ли объекты основных средств отражены | х | |Высокий|
| |в аналитическом учете | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 5|Проводятся ли инвентаризации основных | х | |Средний|
| |средств | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 6|Создается ли для проведения инвентаризации | | х |Низкий |
| |комиссия | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 7|Участвуют ли в проведении инвентаризации | | х |Низкий |
| |представители общественности | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 8|Осуществляется ли контроль за основными | | х |Низкий |
| |средствами со стороны руководства | | | |
| |предприятия | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 9|Правильно ли начисляется износ по основным | х | |Средний|
| |средствам | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 10|Все ли объекты распределены по | | х |Низкий |
| |материально—ответственным лицам | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 11|Учитывается ли движение основных средств | х | |Средний|
| |при начислении амортизации | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 12|Применяется ли метод ускоренной амортизации| | х |Средний|
| |по отдельным объектам основных средств | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 13|Все ли объекты приняты в расчет при | х | |Высокий|
| |начислении амортизации | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 14|Все ли объекты распределены по | | х |Средний|
| |материально—ответственным лицам | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 19|Оформляется ли документально выбытие | х | |Высокий|
| |основных средств | | | |
+———+———————————————————————————————————————————+———+————+———————+
| 20|Правильно ли исчисляется сумма НДС при | х | |Средний|
| |поступлении, реализации и выбытии основных | | | |
| |средств | | | |
L———+———————————————————————————————————————————+———+————+————————
Анализ данных таблицы показывает, что в исследованной коммерческой организации средний уровень внутреннего контроля. Исходя из практики аудиторской деятельности типичные ошибки и нарушения в организации и методике ведения первичного учета можно сгруппировать следующим образом: - ошибки и нарушения, характерные для всей подсистемы первичного учета; - ошибки и нарушения, характерные для отдельных участков учетно-аналитической системы. Полезно также отдельно выделять нарушения, допускаемые работниками бухгалтерии в процессе сбора и регистрации; накопления и обработки первичных хозяйственных фактов. Например, при сборе и регистрации первичных хозяйственных фактов бухгалтеры допускают счетные ошибки при фиксации оперативного факта и т.д. Отметим, что арифметические ошибки довольно широко распространены в бухгалтерском учете.
О.А.Александров Кандидат экономических наук Московская финансово-юридическая академия Подписано в печать 16.04.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |