Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Динамичное развитие аудиторской профессии: баланс государственного и общественного регулирования ("Аудиторские ведомости", 2004, N 5)



"Аудиторские ведомости", N 5, 2004

ДИНАМИЧНОЕ РАЗВИТИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОФЕССИИ:

БАЛАНС ГОСУДАРСТВЕННОГО И ОБЩЕСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Принятие Федерального закона "Об аудиторской деятельности" в 2001 г. дало профессии законодательную основу, в настоящее время сформированы системы аттестации и лицензирования, продолжается работа по подготовке правил (стандартов) аудиторской деятельности, Правительством Российской Федерации утверждены первая и вторая очереди федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита, и завершена работа над стандартами третьей очереди. За период реализации Федерального закона подготовлены и приняты 5 постановлений Правительства Российской Федерации, более 10 приказов и ряд писем Минфина России по вопросам регулирования аудиторской деятельности. Достигнуты неплохие количественные и качественные показатели в сфере аттестации аудиторов, лицензирования аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, контроля качества аудиторских услуг. Рассмотрение всех актуальных вопросов аудиторской деятельности осуществляется при непосредственном участии профессионального аудиторского сообщества, в первую очередь в рамках Совета по аудиторской деятельности при Минфине России.

Вместе с тем жизнь не стоит на месте, и для продолжения динамичного развития профессии требуется внесение определенных поправок в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", в том числе в рамках проводящейся в стране административной реформы.

Правительством Российской Федерации было определено, что Минфин России имеет следующие потенциально избыточные функции регулирования в области аудиторской деятельности:

- осуществление контроля за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

- ведение государственных реестров аттестованных аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и учебно-методических центров в соответствии с положением о ведении реестров, утверждаемым уполномоченным федеральным органом, а также представление информации, содержащейся в реестрах, всем заинтересованным лицам;

- организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации.

В целях совершенствования законодательства, в том числе на базе данных позиций, в Совете по аудиторской деятельности при Минфине России была создана рабочая группа по подготовке поправок в указанный Федеральный закон.

На наш взгляд, положительным фактором является то, что в состав данной рабочей группы наряду с представителями Минфина России вошли представители практически всех семи аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, высококвалифицированные юристы и представители Минэкономразвития России и Банка России.

Активное привлечение профессиональной общественности планируется на различных стадиях прохождения законопроекта, включая Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, и, как это уже практиковалось при прохождении базового закона через соответствующие экспертные комитеты, возможно обсуждение предлагаемых изменений на различного рода семинарах, научно-практических конференциях, включая международные и других общественно-значимых мероприятиях.

Стратегически указанные функциональные вопросы предлагается передать в сферу деятельности запланированного к созданию единого общероссийского аудиторского объединения и саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. При этом уточняются позиции, касающиеся индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, с учетом новых требований. Рассмотрим эти позиции и требования.

Во-первых, предлагается, что индивидуальным аудитором является физическое лицо, отвечающее требованиям, установленным Федеральным законом "Об аудиторской деятельности", зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Индивидуальный аудитор не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Индивидуальный аудитор обязан состоять в членстве в одном из саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, входящих в единое общероссийское аудиторское объединение, проходить процедуры контроля качества аудита на общих основаниях и застраховать гражданскую ответственность при проведении аудиторской деятельности.

Требованиями к осуществлению аудиторской деятельности для аудитора должны, на наш взгляд, являться:

- соблюдение законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности;

- государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя - для индивидуального аудитора;

- обязательное членство в одном из саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, входящих в единое общероссийское аудиторское объединение, и включение в единый реестр индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций;

- наличие квалификационного аттестата аудитора;

- страхование гражданской ответственности при осуществлении аудиторской деятельности - для индивидуального аудитора.

При этом аудиторская организация должна соответствовать требованиям к осуществлению аудиторской деятельности, установленным в соответствии с проектом настоящего федерального закона после его принятия, и осуществлять свою деятельность по проведению аудита на условиях и в порядке, предусмотренном Федеральным законом.

Требованиями к осуществлению аудиторской деятельности для аудиторской организации, по нашему мнению, должны являться:

- соблюдение законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности;

- обязательное членство в одном из саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, входящих в единое общероссийское аудиторское объединение, и включение в единый реестр индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, и эта позиция сейчас находит поддержку большинства профессионального сообщества в отличие от периода прохождения действующего Федерального закона.

- страхование гражданской ответственности при осуществлении аудиторской деятельности;

- не менее 51% уставного (складочного) капитала аудиторской организации должно принадлежать аудиторам и (или) аудиторским организациям, при этом необходимо отметить, что данная позиция была уже заложена в правительственном варианте действующего закона.

- руководителем аудиторской организации может быть только аудитор;

- наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аудиторов, при этом хотелось обратить внимание, что в связи с несоблюдением данного требования в настоящее время Минфин России только в марте 2004 г. приостановил действие более 50 лицензий аудиторских организаций.

Предлагается к введению позиция, что годовая консолидированная финансовая отчетность, составленная в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке аудиторской организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также такое понятие, как международные стандарты аудита Международной федерации бухгалтеров.

Предлагается, что порядок разработки федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности определяется Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа и международные стандарты аудита Международной федерации бухгалтеров являются обязательными для аудиторских организаций при проведении обязательного аудита годовой консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важной позицией является предложение, что составление заведомо ложного аудиторского заключения влечет:

- для индивидуальных аудиторов ответственность в виде исключения в установленном порядке из членов саморегулируемого профессионального аудиторского объединения и из единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, аннулирования квалификационного аттестата аудитора, а также привлечения его к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- для аудиторских организаций ответственность в виде исключения аудиторской организации из членов саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений и из единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.

Статью "Страхование гражданской ответственности аудиторов и аудиторских организаций" предлагается изложить в следующей редакции.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации вправе заниматься аудиторской деятельностью при условии заключения договора страхования гражданской ответственности.

Страховым случаем является причинение убытков третьим лицам в связи с осуществлением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности, установленное вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда или третейского суда.

Минимальные требования к страхованию гражданской ответственности для индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций устанавливаются саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением, членами которого они являются.

В статье "Контроль качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций" предлагается, что система проверки качества работы индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций устанавливается саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением, членами которого они являются, с учетом рекомендаций единого общероссийского аудиторского объединения и уполномоченного федерального органа.

В ст.15 действующего Закона наименование статьи предлагается изложить в следующей редакции: "Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности, обучение и повышение квалификации аудиторов".

При этом определяется, что аттестация проводится единым общероссийским аудиторским объединением и осуществляется в форме квалификационного экзамена, а порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, типы аттестатов, программы обучения и квалификационных экзаменов, а также порядок их сдачи в Российской Федерации утверждаются уполномоченным федеральным органом по представлению единого общероссийского аудиторского объединения и по согласованию с ним.

Дополнительные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора, а также перечень документов, подаваемых вместе с заявлением о допуске к аттестации, определяются единым общероссийским аудиторским объединением по согласованию с уполномоченным федеральным органом.

Каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым единым общероссийским аудиторским объединением по представлению саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений.

Важно, на наш взгляд, предложение, что при аннулировании квалификационного аттестата аудитор автоматически исключается из единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, который ведет единое общероссийское аудиторское объединение.

На определенной стадии прохождения проекта, видимо, встанет вопрос, а, как нам представляется, он уже давно назрел, о введении обязательной 2-3-летней стажировки в уполномоченных аудиторских фирмах перед допуском к аттестации. При этом возможно введение поэтапной сдачи квалификационного экзамена или прохождение ежегодного повышения квалификации в первые годы действия этой нормы в случае ее принятия. Это должно способствовать переходу от количественной составляющей аттестованных аудиторов к качественной. По нашему мнению, необходимо внедрение научно-технологической цепочки непрерывного образования и воспитания кадрового резерва, особенно для средних и крупных аудиторских фирм. Макет данной цепочки может выглядеть следующим образом: базовый колледж - вуз - стажировка (помощник аудитора) в аудиторской фирме - учебно-методический центр (УМЦ), квалификационный экзамен - работа (аудитор) в аудиторской фирме - УМЦ, ежегодное повышение квалификации с обязательным привлечением к занятиям профессионалов-практиков.

Статью 17 "Уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности" предлагается изложить в следующей редакции.

Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. Положение о федеральном органе утверждает Правительство Российской Федерации.

Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:

- разработка и реализация государственной политики в сфере аудиторской деятельности;

- издание и утверждение в пределах своей компетенции нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;

- организация разработки и представление на утверждение Правительству Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, согласованных с Советом по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе и с единым общероссийским аудиторским объединением;

- организация работы Совета по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;

- утверждение положения о ведении единого государственного реестра саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений;

- рассмотрение документов для включения в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений и включение некоммерческих организаций, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений;

- ведение единого государственного реестра саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений;

- осуществление контроля за единым общероссийским аудиторским объединением и саморегулируемыми профессиональными аудиторскими объединениями, не вошедшими в единое общероссийское аудиторское объединение, в том числе по вопросам организации системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов и контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и соблюдения ими федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также осуществление последующего контроля по жалобам и обращениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и заинтересованных пользователей проаудированной отчетности;

- исполнение функций единого общероссийского аудиторского объединения при приостановлении его деятельности в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в случае нарушений требований настоящего Федерального закона и других законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации;

- определение объема и разработка порядка представления уполномоченному федеральному органу отчетности единого общероссийского аудиторского объединения и саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, не вошедших в единое общероссийское аудиторское объединение;

- утверждение положения о порядке ведения единым общероссийским аудиторским объединением единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, порядке ведения саморегулируемыми профессиональными аудиторскими объединениями реестра их членов и размещения информации, содержащейся в указанных реестрах, в информационных системах общего пользования;

- утверждение порядка проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности;

- осуществление контроля за проведением обязательного аудита, организацией работы конкурсных комиссий по отбору аудиторских организаций для осуществления обязательного аудита организаций, в уставном (складочном) капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%;

- исключение саморегулируемого профессионального аудиторского объединения из единого государственного реестра саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений.

Предлагается к введению ст.18 "Саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения". При этом определяется, что саморегулируемыми профессиональными аудиторскими объединениями признаются созданные в установленном порядке в целях саморегулирования на условиях членства негосударственные некоммерческие организации, объединяющие индивидуальных аудиторов и аудиторские организации, включенные в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Статус саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений.

Основанием для включения некоммерческой организации, объединяющей индивидуальных аудиторов и аудиторские организации, в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений является выполнение ею следующих требований:

- объединение в составе саморегулируемого профессионального аудиторского объединения в качестве его членов не менее 1000 аттестованных аудиторов и (или) не менее 250 аудиторских организаций, имеющих место нахождения не менее чем в одной трети субъектов Российской Федерации, и эта позиция после длительных дебатов была большинством голосов поддержана Советом по аудиторской деятельности;

- наличие органов контроля за выполнением требований законодательства об аудиторской деятельности и стандартов аудиторской деятельности членами профессионального аудиторского объединения;

- наличие утвержденных минимальных требований к страхованию членами профессионального аудиторского объединения гражданской ответственности при осуществлении аудиторской деятельности.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение обязано ежегодно проводить независимый аудит своего бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Основными функциями саморегулируемого профессионального аудиторского объединения являются:

- утверждение правил членства в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении;

- утверждение размера и порядка внесения вступительного и ежегодных членских взносов своих членов;

- осуществление процедур по принятию в члены саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, приостановлению, восстановлению членства и исключению из членов объединения по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

- ведение реестра своих членов и представление информации, содержащейся в реестре, единому общероссийскому аудиторскому объединению для ведения единого реестра аттестованных аудиторов и аудиторских организаций, а также всем заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

- контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, Кодекса этики аудиторов, правил (стандартов) саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, условий проведения обязательного аудита, качества работы, соблюдения действующих нормативных актов, инструкций и рекомендаций при оказании аудиторских и сопутствующих аудиту услуг в соответствии с утвержденной единым общероссийским аудиторским объединением системой контроля качества аудита и согласованной с уполномоченным федеральным органом;

- применение мер воздействия по итогам проведенных проверок по контролю качества аудита к членам объединения;

- ходатайство о выдаче квалификационных аттестатов аудиторов и сертификатов о повышении квалификации аудиторов в соответствии с системой аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации перед единым общероссийским аудиторским объединением;

- ходатайство перед единым общероссийским аудиторским объединением об исключении из единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в отношении своих членов;

- представление интересов аудиторов в российских и международных профессиональных организациях аудиторов;

- организация информационного и методического обеспечения членов саморегулируемого профессионального аудиторского объединения;

- разработка и утверждение правил (стандартов) саморегулируемого профессионального аудиторского объединения;

- защита профессиональных интересов аудиторов в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, судах и правоохранительных органах;

- организация обучения и повышения квалификации аудиторов;

- получение и представление оперативной информации для ведения единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций единым общероссийским аудиторским объединением;

- утверждение минимальных требований к страхованию членами саморегулируемого профессионального аудиторского объединения гражданской ответственности при оказании аудиторских услуг;

- контроль за соблюдением своими членами утвержденных саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением минимальных требований к страхованию гражданской ответственности при осуществлении аудиторской деятельности.

Планируется к введению ст.19 "Порядок включения некоммерческих организаций в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений". Данная статья определяет, что некоммерческая организация, удовлетворяющая требованиям ст.18 настоящего проекта федерального закона, вправе подать в уполномоченный федеральный орган заявление о включении в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений.

Уполномоченный федеральный орган принимает решение о включении в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений или об отказе во включении в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений в течение 45 дней с момента представления некоммерческой организацией следующих документов:

а) заявления о включении в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений в качестве саморегулируемого объединения;

б) заверенных в установленном порядке копий учредительных документов;

в) заверенной в установленном порядке копии документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

г) заверенные некоммерческой организацией копии:

документов, подтверждающих внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц - ее членов;

свидетельств о государственной регистрации ее членов в качестве индивидуальных предпринимателей - для индивидуальных аудиторов;

д) заверенные некоммерческой организацией копии квалификационных аттестатов индивидуальных аудиторов;

е) заверенные в установленном порядке копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

ж) утвержденные некоммерческой организацией минимальные требования к страхованию членами некоммерческой организации гражданской ответственности при осуществлении аудиторской деятельности;

з) копии заявлений аудиторов и аудиторских организаций о вступлении в саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение.

Уполномоченный федеральный орган в письменном виде отказывает некоммерческой организации во включении в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, если некоммерческая организация не соответствует одному из требований, предусмотренных ст.18 настоящего проекта федерального закона. Отказ во включении в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений может быть обжалован заявителем в суд. Уполномоченный федеральный орган исключает из единого государственного реестра саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений некоммерческую организацию в случае, если ею подано заявление об исключении из единого государственного реестра саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, ликвидации некоммерческой организации или в случаях нарушения ею требований законодательства Российской Федерации.

Основаниями для исключения некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений могут быть:

- несоответствие саморегулируемого профессионального аудиторского объединения одному из требований ст.18 настоящего проекта федерального закона;

- неустранение и (или) несоблюдение сроков для устранения саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением нарушений, послуживших основанием для направления в саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение предписания об их устранении.

Новая ст.20 определяет основные права и обязанности саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Так, саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение обязано:

- сообщать в единое общероссийское аудиторское объединение и уполномоченный федеральный орган о возникшем несоответствии саморегулируемого профессионального аудиторского объединения требованиям ст.18 настоящего проекта федерального закона не позднее 10 дней с момента возникновения такого несоответствия;

- представлять в единое общероссийское аудиторское объединение отчет о своей деятельности в части исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом, в порядке, определяемом единым общероссийским аудиторским объединением по согласованию с уполномоченным федеральным органом;

- уведомлять единое общероссийское аудиторское объединение о приостановлении, восстановлении и прекращении членства участников в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении;

- отказать в принятии в члены саморегулируемого профессионального аудиторского объединения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

- вести реестр своих членов и представлять информацию, содержащуюся в реестре, единому общероссийскому аудиторскому объединению для ведения единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, а также всем заинтересованным лицам в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом;

- контролировать соблюдение членами саморегулируемого профессионального аудиторского объединения стандартов аудиторской деятельности, законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение вправе:

- от своего имени обжаловать в установленном законодательством Российской Федерации порядке любые акты и (или) действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, нарушающих или создающих угрозу нарушения прав и интересов саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, любого из его членов в отдельности или группы членов;

- участвовать в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, стандартов аудиторской деятельности, методик, рекомендаций органов государственной власти по вопросам, связанным с аудиторской деятельностью;

- запрашивать и получать от органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию, необходимую для выполнения саморегулируемыми профессиональными аудиторскими объединениями возложенных на них настоящим Федеральным законом обязанностей;

- ходатайствовать перед единым общероссийским аудиторским объединением об обращении в суд с заявлением об аннулировании квалификационных аттестатов аудиторов в отношении своих членов;

- делегировать осуществление контроля соблюдения членами саморегулируемого профессионального аудиторского объединения стандартов аудиторской деятельности, законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации, единому общероссийскому аудиторскому объединению;

- приостанавливать, восстанавливать и прекращать членство участников саморегулируемого профессионального аудиторского объединения по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

- уведомлять единое общероссийское аудиторское объединение о приостановлении, восстановлении и прекращении членства участников в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие возникновение или создающие угрозу возникновения конфликта интересов саморегулируемого профессионального аудиторского объединения с интересами объединенных в его составе членов.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение вправе осуществлять иные права и обязанности, предусмотренные его уставом и не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Статью 21 по вопросам ведения саморегулируемыми профессиональными аудиторскими объединениями реестров членов саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений предлагается изложить с учетом ряда важных позиций, а именно:

- в реестре членов саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений указываются сведения, представляемые членами саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений при вступлении в саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение и в период членства;

- информация, содержащаяся в реестре членов саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, является открытой, подлежит размещению в информационных системах общего пользования и (или) предоставляется по запросам граждан и юридических лиц;

- срок предоставления информации из реестра не может превышать 7 дней со дня поступления соответствующего запроса;

- порядок ведения саморегулируемыми профессиональными аудиторскими объединениями реестра их членов, ведения единым общероссийским аудиторским объединением единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций и размещения информации, содержащейся в реестрах, в информационных системах общего пользования, утверждается уполномоченным федеральным органом.

Статья 22 "Членство в саморегулируемых профессиональных аудиторских объединениях" проекта предлагает, что членство в одном из саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, входящих в единое общероссийское аудиторское объединение, является обязательным для индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.

Аудитор, индивидуальный аудитор и аудиторская организация могут быть членами хотя бы одного или нескольких саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Приостановление или прекращение членства хотя бы в одном из саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений влечет за собой исключение индивидуального аудитора и аудиторской организации из единого реестра, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций.

Индивидуальным аудиторам и аудиторским организациям, соответствующим требованиям к осуществлению аудиторской деятельности, установленным Федеральным законом, не может быть отказано во вступлении в саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение принимает решение о приеме в саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение или об отказе в приеме в течение 30 дней с даты поступления заявления и необходимых документов. По истечении 30 дней со дня подачи заявления о вступлении в саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение и неполучения отрицательного ответа претендент приобретает членство в этом объединении.

Для вступления в саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение претендент представляет в саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение следующие документы:

а) заявление о вступлении в саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение с указанием:

наименования, организационно-правовой формы и места нахождения - для аудиторской организации;

фамилии, имени, отчества, места жительства и данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального аудитора;

б) копия нотариально заверенного квалификационного аттестата аудитора с предъявлением оригиналов в случае, если копия не заверена нотариусом;

в) копия нотариально заверенного свидетельства о постановке претендента на учет в налоговом органе с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом;

г) копии нотариально заверенных учредительных документов и документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом - для аудиторской организации;

д) копия нотариально заверенного свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом - для индивидуального аудитора.

Основанием для отказа в принятии в члены саморегулируемого профессионального аудиторского объединения являются:

- несоответствие представленных документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом;

- исключение претендента из единого реестра, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, в том числе ввиду прекращения либо приостановления в установленном порядке на момент подачи заявления членства в ином саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении;

- аннулирование квалификационного аттестата аудитора претендента - индивидуального аудитора или аудитора.

В случае принятия решения о приеме в саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение претенденту в течение 10 дней выдается документ (свидетельство) о членстве в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении.

Отказ в принятии в члены саморегулируемого профессионального аудиторского объединения может быть обжалован в судебном порядке.

В случае признания судом незаконным отказа в принятии в члены саморегулируемого профессионального аудиторского объединения индивидуальный аудитор или аудиторская организация вправе взыскать с саморегулируемого профессионального аудиторского объединения в судебном порядке причиненный ущерб.

Планируется к введению очень важная ст.23 "Контроль саморегулируемого профессионального аудиторского объединения за деятельностью своих членов". Предлагается, что контроль саморегулируемого профессионального аудиторского объединения за деятельностью своих членов осуществляется в форме проверок. Проверки проводятся по инициативе саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, а также по заявлениям юридических и физических лиц, уполномоченного федерального органа, иных органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов.

Предметом проверки является соблюдение правил (стандартов) аудиторской деятельности и законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Продолжительность проверки не должна превышать 30 дней.

По результатам проверки составляется акт в 2 экземплярах, один из которых передается члену саморегулируемого профессионального аудиторского объединения. В случае несогласия с актом проверки он имеет право в течение 7 дней письменно представить свои замечания, которые прилагаются к акту проверки.

В случае выявления нарушений саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение вправе по результатам проверки:

а) выносить решения, обязывающие члена саморегулируемого профессионального аудиторского объединения устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

б) выносить предупреждение члену саморегулируемого профессионального аудиторского объединения;

в) приостанавливать действие членства, индивидуального аудитора и аудиторской организации в случае выявления саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением неоднократных нарушений или грубого нарушения членом саморегулируемого профессионального аудиторского объединения требований законодательства об аудиторской деятельности, нарушения стандартов аудиторской деятельности;

г) прекращать действие членства индивидуального аудитора и аудиторской организации в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении в случае, если индивидуальный аудитор или аудиторская организация в установленный саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением срок не устранили нарушения, послужившие основанием для приостановления их членства;

д) ходатайствовать перед единым общероссийским аудиторским объединением об обращении в суд с заявлением об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение обязано установить срок устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия членства. Указанный срок не может превышать одного месяца.

Член саморегулируемого профессионального аудиторского объединения обязан уведомить в письменной форме саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия членства.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение, приостановившее в установленном порядке действие членства, принимает решение о возобновлении его действия и сообщает об этом члену саморегулируемого профессионального аудиторского объединения в письменной форме в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения нарушений, повлекших за собой приостановление действия членства.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение сообщает уполномоченному федеральному органу и единому общероссийскому аудиторскому объединению об имеющихся фактах нарушений или грубого нарушения членом саморегулируемого профессионального аудиторского объединения требований законодательства об аудиторской деятельности, нарушения стандартов аудиторской деятельности, приостановлении членства и (или) о возобновлении его действия, прекращении действия членства не позднее 10 дней со дня принятия соответствующего решения или установления факта нарушения.

Саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение несет перед своими членами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и уставом саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, ответственность за неправомерные действия должностных лиц саморегулируемого профессионального аудиторского объединения при осуществлении контроля за деятельностью членов саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, включая приостановление и прекращение членства индивидуального аудитора или аудиторской организации.

Член саморегулируемого профессионального аудиторского объединения вправе обжаловать решение саморегулируемого профессионального аудиторского объединения о приостановлении или прекращении членства в суд.

В случае признания судом незаконным решения саморегулируемого профессионального аудиторского объединения о приостановлении или прекращении в нем членства индивидуальный аудитор или аудиторская организация вправе взыскать с саморегулируемого профессионального аудиторского объединения в судебном порядке причиненный ущерб.

Необходимо отметить, что на данном этапе практически все аккредитованные профессиональные аудиторские объединения не справляются с объемом (а он достаточно небольшой), определяемым Минфином России по контрольным мероприятиям. Решение этих вопросов требует больших затрат труда и времени, а также наличия высококлассного персонала и значительных ресурсов. При этом, на наш взгляд, обязательна подготовка комплексной схемы данного блока. Вероятно, перечисленные факторы станут основой для переговорного процесса ведущих профессиональных аудиторских объединений. И, хотя для переговорного процесса это очень сложное направление, примеры из международной практики, которые уже даже приводились, свидетельствуют о том, что между объединениями здесь сближение возможно.

Так, в Великобритании тремя ведущими профессиональными объединениями, а именно Институтом присяжных бухгалтеров Англии и Уэльса (ICAEW), Институтом присяжных бухгалтеров Шотландии (ICAS) и Институтом присяжных бухгалтеров Ирландии (ICAI) в целях осуществления контроля качества создан объединенный отдел мониторинга (JMO). Численность данной структуры 48 специалистов, из них 30 инспекторов и 18 специалистов, занятых подготовкой сводных материалов, в том числе для указанных институтов и соответствующего департамента (DTI) правительства.

Примечательно, что аудиторские организации в соответствии с определенной шкалой производят отчисления своим институтам, а те в свою очередь направляют централизованные ежегодные перечисления данной контрольной структуре, из которых формируется ее бюджет, при этом просто поражает степень независимости контролеров. Например, только за 2001 г. было осуществлено 957 аудиторских визитов по контролю качества, под обязательную проверку в год подпадают примерно 20 - 25 аудиторских общественно значимых организаций, а всего в трех указанных институтах состоят (по данным на 2002 г.) 8197 зарегистрированных аудиторских фирм.

Объединению усилий профессионального сообщества в России должно способствовать принятие в 2003 г. Кодекса этики аудиторов России. Нельзя без пристального внимания оставлять и вопросы организации внутреннего контроля как основополагающие в контрольном блоке и характерно, что одним из первых документов методического плана было принятие в 2003 г. Методических рекомендаций по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг, разработанных на основе федерального Правила (стандарта) N 7 "Внутренний контроль качества аудита".

Что касается единой структуры, то предлагается к введению ст.24 "Единое общероссийское аудиторское объединение". В ней указывается, что единое общероссийское аудиторское объединение создается в целях координации деятельности саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, выполнения ряда функций регулирования аудиторской деятельности, а также для представления интересов саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Единое общероссийское аудиторское объединение создается в форме негосударственной некоммерческой организации, основанной на добровольном членстве саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Единое общероссийское аудиторское объединение образуется Всероссийским съездом саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Образование других организаций и органов с функциями и полномочиями, аналогичными функциям и полномочиям единого общероссийского аудиторского объединения, не допускается. Устав единого общероссийского аудиторского объединения принимается Всероссийским съездом саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Единое общероссийское аудиторское объединение подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.

Основными функциями единого общероссийского аудиторского объединения являются:

- разработка, утверждение и изменение критериев, предъявляемых к членам единого общероссийского аудиторского объединения;

- координация деятельности саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений;

- представление интересов саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений в органах государственной власти, органах местного самоуправления и иных организациях на территории Российской Федерации и за рубежом;

- утверждение кодекса этики аудиторов, рекомендаций по его применению и контролю соблюдения норм профессиональной этики;

- участие в разработке федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, инструкций и методических рекомендаций по их применению;

- участие в проведении экспертиз проектов федеральных законов по вопросам аудиторской деятельности;

- организация разработки и согласование правил (стандартов) саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений;

- организация на основе единого порядка, утвержденного уполномоченным федеральным органом, системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации;

- аккредитация учебно-методических центров, организация ведения реестра аккредитованных учебно-методических центров;

- разработка и утверждение учебных программ повышения квалификации аудиторов;

- разработка и утверждение тестов, вопросов экзаменационных билетов и задач по аттестации аудиторов;

- разработка и утверждение планов проверок по контролю за деятельностью учебно-методических центров;

- организация контроля за надлежащей реализацией учебно-методическими центрами системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации;

- проведение аттестации аудиторов в Российской Федерации;

- выдача квалификационных аттестатов аудиторов в соответствии с системой аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации;

- организация разработки и утверждение по согласованию с уполномоченным федеральным органом системы контроля качества оказания аудиторских услуг аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами в Российской Федерации;

- разработка и утверждение планов проверок по контролю качества аудиторских услуг, оказываемых аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами;

- обобщение практики проверок по контролю качества оказания аудиторских услуг аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами и контролю за деятельностью учебно-методических центров, разработка рекомендаций по усовершенствованию систем контроля;

- организация разработки, утверждение, определение объема и порядка представления ежегодной отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

- организация ведения и ведение единого реестра индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций, а также предоставление информации, содержащейся в едином реестре, заинтересованным лицам в соответствии с утвержденными положениями;

- применение мер воздействия и выработка рекомендаций по мерам воздействия на саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, индивидуальных аудиторов и аудиторские организации по итогам проведенных проверок по контролю качества оказания аудиторских услуг;

- подготовка обращений в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения с мотивированным ходатайством о наложении взыскания на членов, нарушающих действующее законодательство и нормативные правовые акты в области аудиторской деятельности;

- учреждение общероссийского третейского аудиторского суда;

- рассмотрение обращений, ходатайств, апелляций, жалоб саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, пользователей аудиторских услуг индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций и вынесение соответствующих решений и (или) рекомендаций на рассмотрение уполномоченным федеральным органом и (или) Советом по аудиторской деятельности;

- осуществление иных функций в соответствии с уставом единого общероссийского аудиторского объединения.

Единое общероссийское аудиторское объединение вправе проводить экспертизу и выдавать экспертные заключения по результатам проведенных правоохранительными органами проверок деятельности саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Деятельность единого общероссийского аудиторского объединения может быть приостановлена уполномоченным федеральным органом в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что создание единого общероссийского аудиторского объединения, предусмотренное проектом федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", подготовленным Минфином России, является концептуальной основой передачи отдельных функций регулирования аудиторской деятельности от государственного сектора к общественному.

Мировой опыт развития саморегулирования аудиторской профессии (необходимо при этом отметить, что в настоящее время в странах Западной Европы и США усиливается именно государственное регулирование аудиторской деятельности в связи с тем, что, как показывает имеющийся опыт, общественное регулирование не в состоянии обеспечить повсеместный контроль за профессиональной деятельностью аудиторских организаций на примере случаев с аудитом таких крупных организаций, как Enron, Worldcom, Swissair) свидетельствует о том, что обеспечение единых требований, условий и качества осуществления аудиторской деятельности на территории отдельного государства может обеспечить только одно саморегулируемое аудиторское объединение, наделенное соответствующими полномочиями, либо несколько подобных объединений при условии создания ими единых подходов и объединения своей работы. При этом рекомендации авторитетных международных организаций по развитию профессионального аудиторского движения в России свидетельствуют о необходимости единого профессионального аудиторского объединения, в том числе на это указывалось Европейским Союзом в рамках реализации проекта ТАСИС "Реформа российской системы аудита". Президент IFAC г-н Рене Риколь в ходе своего недавнего официального визита в Россию также высказал предложение о необходимости в России одного или по крайней мере двух аудиторских объединений, при этом он подчеркнул необходимость усиления на данном этапе контроля со стороны государства.

Кроме того, непосредственно представителями аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, уже заключивших в настоящее время Соглашение о взаимодействии российских профессиональных объединений аудиторов и бухгалтеров по вопросам развития аудита в России, отмечена необходимость еще более тесной консолидации для эффективной реализации передаваемых полномочий. Отдельно взятые аккредитованные объединения не в состоянии сегодня обеспечить необходимый уровень реализации указанных полномочий. Это было отражено в выступлениях представителей руководства аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений и учебно-методических центров по подготовке, аттестации и повышению квалификации аудиторов 21 - 22 октября 2003 г. в Санкт-Петербурге на расширенном заседании Совета по аудиторской деятельности при Минфине России. Вместе с тем в законопроекте в целях исключения вновь кардинальной реорганизации системы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации придается также большое значение развитию ныне аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и их роли в создании единой "зонтичной" организации.

Вопросам контроля посвящены несколько статей законопроекта.

В частности, ст.25 "Контроль за деятельностью саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, не входящих в единое общероссийское аудиторское объединение, и единого общероссийского аудиторского объединения" в проекте гласит, что контроль за деятельностью саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, не входящих в единое общероссийское аудиторское объединение, и единого общероссийского аудиторского объединения осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок, проводимых уполномоченным федеральным органом.

Проверка деятельности саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, не входящего в единое общероссийское аудиторское объединение, и единого общероссийского аудиторского объединения проводится должностными лицами уполномоченного федерального органа. Плановая проверка деятельности саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, не входящего в единое общероссийское аудиторское объединение, и единого общероссийского аудиторского объединения проводится один раз в два года в соответствии с утверждаемым уполномоченным федеральным органом планом проверок.

Уполномоченный федеральный орган принимает решение о проведении внеплановой проверки деятельности единого общероссийского аудиторского объединения или саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, не входящего в единое общероссийское аудиторское объединение, на основании заявлений юридических и физических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов о нарушении единым общероссийским аудиторским объединением или саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением законодательства об аудиторской деятельности. В ходе проверки деятельности единого общероссийского аудиторского объединения уполномоченный федеральный орган вправе провести встречную проверку саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, входящего в единое общероссийское аудиторское объединение.

По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах. Первый экземпляр акта проверки направляется руководителю проверяемого объединения заказным письмом с уведомлением о вручении или передается непосредственно руководителю проверяемого объединения под роспись, о чем во втором экземпляре акта проверки, который остается в уполномоченном федеральном органе, делается пометка о вручении с указанием даты вручения.

Руководитель проверяемого объединения в 3-дневный срок с даты получения акта знакомится с ним, подписывает один экземпляр с пометкой "возражений не имею" и направляет его в уполномоченный федеральный орган заказным письмом с уведомлением о вручении или передает непосредственно руководителю проверяющей группы. Второй экземпляр акта остается в проверяемом объединении.

При наличии возражений руководитель проверяемого объединения делает об этом оговорку перед своей подписью и одновременно прилагает к акту проверки свои письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью. Представленные возражения или замечания рассматриваются уполномоченным федеральным органом для принятия им решения по результатам проверки.

Руководитель проверяемого объединения вправе обжаловать действия должностных лиц, осуществляющих проверку, руководителю уполномоченного федерального органа в течение 10 дней с даты их совершения или в суд.

На основании акта проверки уполномоченным федеральным органом принимается решение, о котором проверенное объединение извещается в письменной форме в трехдневный срок с даты принятия решения.

Уполномоченный федеральный орган вправе направить в проверенное объединение предписание об устранении выявленных нарушений.

Предписание уполномоченного федерального органа об устранении выявленных нарушений законодательства об аудиторской деятельности может быть обжаловано проверенным объединением в суд.

Проверенное объединение в установленный в предписании срок устраняет указанные нарушения и направляет в уполномоченный федеральный орган (заказным письмом с уведомлением о вручении) отчет об устранении нарушений с приложением подтверждающих материалов.

В случае невыполнения предписания об устранении выявленных нарушений уполномоченный федеральный орган вправе приостановить деятельность единого общероссийского аудиторского объединения и исключить саморегулируемое профессиональное аудиторское объединение, не входящее в единое общероссийское аудиторское объединение, из единого государственного реестра саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений.

Статья 26 "Контроль за деятельностью саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, входящих в единое общероссийское аудиторское объединение" в проекте дополняет в плане вопросов контроля ст.25 и определяет, что контроль за деятельностью саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений, входящих в единое общероссийское аудиторское объединение, осуществляется единым общероссийским аудиторским объединением.

Проверка деятельности саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, входящего в единое общероссийское аудиторское объединение, проводится штатными работниками подразделения внешнего контроля единого общероссийского аудиторского объединения. Плановая проверка деятельности саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, входящего в единое общероссийское аудиторское объединение, проводится один раз в два года в соответствии с утверждаемым единым общероссийским аудиторским объединением планом проверок.

Единое общероссийское аудиторское объединение принимает решение о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемого профессионального аудиторского объединения, входящего в единое общероссийское аудиторское объединение, на основании заявлений юридических и физических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления и правоохранительных органов о нарушении саморегулируемым профессиональным аудиторским объединением законодательства об аудиторской деятельности.

По результатам проверки составляется акт проверки в двух экземплярах. Первый экземпляр акта проверки направляется руководителю проверяемого объединения заказным письмом с уведомлением о вручении или передается непосредственно руководителю проверяемого объединения под роспись, о чем во втором экземпляре акта проверки, который остается в едином общероссийском аудиторском объединении, делается пометка о вручении с указанием даты вручения.

Руководитель проверяемого объединения в 3-дневный срок с даты получения акта знакомится с ним, подписывает один экземпляр с пометкой "возражений не имею" и направляет его в единое общероссийское аудиторское объединение заказным письмом с уведомлением о вручении или передает непосредственно руководителю проверяющей группы. Второй экземпляр акта остается в проверяемом объединении.

При наличии возражений руководитель проверяемого объединения делает об этом оговорку перед своей подписью и одновременно прилагает к акту проверки свои письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью. Представленные возражения или замечания рассматриваются единым общероссийским аудиторским объединением для принятия им решения по результатам проверки.

Руководитель проверяемого объединения вправе обжаловать действия должностных лиц, осуществляющих проверку, президенту единого общероссийского аудиторского объединения в течение 10 дней с даты их совершения или в суд.

На основании акта проверки единым общероссийским аудиторским объединением принимается решение, о котором проверенное объединение извещается в письменной форме в трехдневный срок с даты принятия решения.

Единое общероссийское аудиторское объединение вправе направить в проверенное объединение предписание об устранении выявленных нарушений.

Предписание единого общероссийского аудиторского объединения об устранении выявленных нарушений законодательства об аудиторской деятельности может быть обжаловано проверенным объединением в суд.

Проверенное объединение в установленный в предписании срок устраняет указанные нарушения и направляет в единое общероссийское аудиторское объединение (заказным письмом с уведомлением о вручении) отчет об устранении нарушений с приложением подтверждающих материалов.

В случае невыполнения предписания об устранении выявленных нарушений единое общероссийское аудиторское объединение вправе ходатайствовать перед уполномоченным федеральным органом об исключении саморегулируемого профессионального аудиторского объединения из единого государственного реестра саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений.

Предлагается уточнить и редакцию статьи "Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе" (ст.27 проекта). В новой редакции говорится, что в целях обеспечения координации деятельности и учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности и потребителей аудиторских услуг создается Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе (далее - Совет).

Совет осуществляет следующие функции:

- принимает участие в подготовке и предварительном рассмотрении нормативных правовых актов, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, методических рекомендаций в области аудиторской деятельности;

- согласовывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности и представляет их уполномоченному федеральному органу;

- рассматривает обращения и ходатайства саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа.

В состав Совета входят должностные лица уполномоченного федерального органа, представители Центрального банка Российской Федерации (Банка России), федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих регулирование профессиональной деятельности организаций, подлежащих обязательному аудиту, представители потребителей аудиторских услуг, единого общероссийского аудиторского объединения, научных и образовательных учреждений.

Число представителей единого общероссийского аудиторского объединения должно составлять не менее 33% общего числа членов Совета; это, безусловно, новаторство, но оно идет в ногу с современным международным опытом в этой области.

Положение о Совете по аудиторской деятельности утверждается уполномоченным федеральным органом.

Очень важна в плане демократизации новая ст.28 "Всероссийский съезд саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений". Предлагается, что высшим органом единого общероссийского аудиторского объединения является Всероссийский съезд саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений. Съезд созывается не реже одного раза в два года. Съезд считается правомочным, если в его работе принимают участие не менее двух третей делегатов съезда.

Всероссийский съезд саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений:

1) принимает устав единого общероссийского аудиторского объединения;

2) принимает кодекс этики аудиторов;

3) утверждает единую норму представительства от саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений на Всероссийский съезд саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений;

4) формирует состав Совета единого общероссийского аудиторского объединения и принимает решение о досрочном прекращении полномочий его членов;

5) определяет размер отчислений саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений на общие нужды единого общероссийского аудиторского объединения исходя из численности саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений и категорий членства в саморегулируемом профессиональном аудиторском объединении;

6) утверждает смету расходов на содержание единого общероссийского аудиторского объединения;

7) утверждает отчеты Совета единого общероссийского аудиторского объединения, в том числе об исполнении сметы расходов на содержание единого общероссийского аудиторского объединения;

8) избирает ревизионную комиссию единого общероссийского аудиторского объединения и утверждает ее отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности Совета единого общероссийского аудиторского объединения;

9) утверждает регламенты Всероссийского съезда саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений и Совета единого общероссийского аудиторского объединения;

10) утверждает структуру единого общероссийского аудиторского объединения;

11) определяет место нахождения Совета единого общероссийского аудиторского объединения;

12) осуществляет иные функции, предусмотренные уставом единого общероссийского аудиторского объединения.

Статья 29 "Проведение первого Всероссийского съезда саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений" посвящена процедурным вопросам. Так, уполномоченный федеральный орган совместно с аккредитованными при уполномоченном федеральном органе на дату вступления в силу настоящего Федерального закона саморегулируемыми профессиональными аудиторскими объединениями, а также другими саморегулируемыми профессиональными аудиторскими объединениями организует проведение первого Всероссийского съезда саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений.

Избрание делегатов на первый Всероссийский съезд саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения проводят на собраниях (конференциях) по нормам представительства, определяемым уполномоченным федеральным органом.

Решения собрания (конференции) принимаются в соответствии с уставом саморегулируемого профессионального аудиторского объединения.

Первый Всероссийский съезд саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений считается правомочным, если в его работе приняли участие не менее двух третей делегатов съезда.

Открытие первого Всероссийского съезда саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений поручается старшему по возрасту аудитору, участвующему в съезде. Для ведения заседания делегаты съезда избирают президиум.

Решения первого Всероссийского съезда саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений принимаются простым большинством голосов делегатов съезда.

Предлагается, что аккредитованные до вступления в силу проекта настоящего федерального закона профессиональные аудиторские объединения вправе в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящей статьи привести свои уставные документы в соответствие с требованиями ст.ст.18 и 19 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" с учетом внесенных в него в случае принятия настоящего Федерального закона изменений и подать в установленном порядке заявление в уполномоченный федеральный орган на включение в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений.

По истечении указанного срока аккредитация профессиональных аудиторских объединений, полученная до вступления в силу предложений настоящего проекта федерального закона, считается недействительной, и включение в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" с учетом внесенных в него изменений.

Аудиторы, индивидуальные аудиторы и аудиторские организации, которые отвечают требованиям Федерального закона "Об аудиторской деятельности" с учетом внесенных в него изменений, вправе создавать саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения в порядке, установленном настоящим уточненным вариантом Федерального закона и законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.

После создания саморегулируемого профессионального аудиторского объединения его включение в единый государственный реестр саморегулируемых профессиональных аудиторских объединений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" с учетом внесенных в него изменений.

С 1 января 2006 г. ранее выданные лицензии на осуществление аудиторской деятельности утрачивают силу, и аудиторы, индивидуальные аудиторы, аудиторские организации, не вступившие в саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения, входящие в единое общероссийское аудиторское объединение, не вправе осуществлять аудиторскую деятельность.

Предлагается, что:

- квалификационные аттестаты аудитора, выданные в установленном порядке до вступления в силу настоящего проекта федерального закона, сохраняют свое действие;

- учебно-методические центры, включенные в установленном порядке в государственный реестр до вступления в силу настоящего Федерального закона, включаются в реестр учебно-методических центров единого общероссийского аудиторского объединения в случае наличия их заявления;

- федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные в установленном порядке Правительством Российской Федерации, сохраняют свое действие.

При этом планируется, что саморегулируемые профессиональные аудиторские объединения будут обязаны не позднее 1 марта 2006 г. опубликовать реестры аудиторов, индивидуальных аудиторов и аудиторских организаций в информационных системах общего пользования.

Принятие данных предложений и изменений, на наш взгляд, должно дать новый импульс развитию аудиторской профессии в России.

А.В.Крикунов

Руководитель Департамента

Минфина России,

заместитель председателя

Совета по аудиторской деятельности,

доктор экономических наук

Подписано в печать

16.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Организация арендует земельный участок по договору аренды, заключенному на срок менее года. Будут ли учитываться для целей налогообложения прибыли расходы организации в виде арендной платы в случае пролонгации указанного договора на срок менее года при отсутствии государственной регистрации этого договора? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 15) >
Статья: Применение ПБУ 20/03 "Информация об участии в совместной деятельности" ("Аудиторские ведомости", 2004, N 5)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.