![]() |
| ![]() |
|
Интервью: "Одно окно" на всех ("Главбух", 2004, N 8)
"Главбух", N 8, 2004
"ОДНО ОКНО" НА ВСЕХ
Дуканов Сергей Сергеевич - руководитель департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России.
С начала, этого года налоговики взяли на себя заботу о регистрации предприятий и частных предпринимателей в "одном окне". Пока, правда, не все идет так гладко, как хотелось бы. Почему так происходит? Как зарегистрироваться, не тратя при этом лишних времени и денег? В каких случаях следует дать отпор чиновникам, требующим дополнительные документы?
- "Одно окно" было создано для удобства налогоплательщиков. Теоретически теперь не нужно бегать по фондам, когда регистрируешь предприятие или вносишь изменения в учредительные документы. Но налогоплательщики жалуются, что им все же приходится самим обходить инстанции и дублировать информацию, сданную в "одно окно". Особенно это касается Пенсионного фонда... - Налогоплательщики часто указывают неверные адреса. В результате складывается следующая ситуация. Пенсионный фонд, получив информацию о новом юрлице, отправляет ему уведомление о постановке на учет. Однако документ не находит адресата и возвращается. Пенсионный фонд составляет список таких предприятий, направляет его в налоговые органы. Должностные лица предприятия вызываются в налоговые органы для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.25 КоАП. Но пока все это происходит, налогоплательщик начинает сам обращаться к сотрудникам фонда, выяснять, почему не пришел ответ... Итог: во-первых, налогоплательщик теряет время, а во-вторых, его могут наказать за недостоверные сведения. - Какое же наказание за это грозит? - Либо предупреждение, либо штраф в размере 5000 руб. - согласно ст.14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Ну и, конечно, еще нужно исправить нарушение и указать верный адрес.
- И все же, что делать, если уведомление о постановке на учет в фонде все не приходит? - Если вы уверены, что указали правильные данные, то беспокоиться не надо. Достаточно уже того, что предприятие или предприниматель зарегистрированы в ИМНС. - То есть никто не вправе наказывать за то, что фирма не встала на учет в фондах? - Верно. В Административный кодекс внесены соответствующие изменения. - Но ведь не секрет, что до сих пор требуют предъявлять такие свидетельства, скажем, в банке при открытии счета. Как поступать налогоплательщику в этой ситуации? - В таких случаях надо цитировать выдержки из Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ и Письма ЦБ РФ от 30 января 2004 г. N 15-Т. Там четко и ясно все объяснено. Кстати, сейчас жалоб на банки мы почти не получаем, не то что в начале года. Тогда банки по старинке требовали бумаги из Соцстраха, из Госкомстата, почему-то ОКПО, ОКОНХ... - А с какими структурами у налогоплательщиков все же возникают проблемы? - Бывает, что документы о постановке на учет требуют при получении лицензии. Это происходит от того, что лицензирующие органы в разных регионах устанавливают совершенно разные условия. Возникает непонимание также и с санэпиднадзором, пожарными, таможенниками. Единственный выход - жестче общаться с чиновниками, отстаивать свои права. Видите ли, чиновники привыкли спрашивать эти документы и будут их требовать еще очень долго, какие бы законы не издавались. - Напомните, пожалуйста, что должен сделать налогоплательщик для того, чтобы везде зарегистрироваться? - Отдать документы в "одно окно" своей ИМНС, а через пять рабочих дней прийти в инспекцию и получить два свидетельства - о регистрации и о постановке на учет в налоговых органах. Впрочем, можно подождать, пока эти документы придут по почте. Также по почте к налогоплательщику приходят и сведения из фондов. - По каким причинам могут отказать в регистрации? - Оснований всего два. Первое - неполный комплект поданных документов. В этом случае юрлицам и ПБОЮЛ нужно заново собирать документы, подавать их на регистрацию и соответственно платить государственную пошлину. Юрлицам - 2000 руб., частным предпринимателям - 400 руб. Второе основание - налогоплательщик подал документы не в ту инстанцию. Например, хотят в налоговый орган подать документы на регистрацию общественно-политического движения, тогда как этим занимается управление юстиции. Иногда даже пытаются зарегистрировать коммерческий банк не в управлении Центробанка, а в налоговой. - Существуют ли какие-либо особенности в регистрации для ПБОЮЛ? - С 1 января 2004 г. для них вообще введен совершенно новый порядок регистрации. Но требования к предпринимателям простые. Главное - правильно заполнить заявление. Единственная проблема заключается в том, что зачастую бизнесмены неправильно определяют вид своей экономической деятельности. Здесь может помочь консультация в ИМНС. - О каких именно изменениях следует сообщать юридическим лицам и предпринимателям в налоговые органы? - Для юридических лиц это реорганизация, ликвидация, изменения в учредительных документах, смена адреса и т.д. ПБОЮЛ должен предупреждать о смене адреса, фамилии, паспорта, вида деятельности. - В какой срок юрлица и ПБОЮЛ должны поставить вас в известность о происшедших изменениях? - В течение трех рабочих дней. За это время необходимо направить в налоговые органы соответствующее уведомление. За опоздание - предупреждение или штраф в 5000 руб. - А если частный предприниматель умер? Должны ли его наследники отправить вам какую-то информацию о случившемся? - Нет. Информация о смерти предпринимателей поступает в налоговые органы сразу из загсов. И с начала 2004 г. налоговые органы автоматически вносят в реестр предпринимателей запись о прекращении деятельности этого человека. Если наследник решит продолжить дело, то ему надо будет уже самому пройти регистрацию. - Теперь давайте поговорим о нарушениях в регистрации, которые совершают намеренно. Например, открытие фирм по подложным паспортам. Как сейчас борются с этим явлением? - Отслеживать такие случаи становится все проще. Сейчас мы формируем информационную базу данных, где собираем сведения о паспортах, которые граждане потеряли или обменяли. Эту информацию передают органы внутренних дел. База нужна, чтобы во время регистрации каждая ИМНС могла проверять заявителей на предмет того, какие паспортные данные те указывают. И хотя база еще не совсем готова, но в ней уже несколько десятков тысяч паспортов. - Что вы делаете, обнаружив такой паспорт? - Отказываем в регистрации и сообщаем в правоохранительные органы. - А если вы оформили регистрацию и только потом узнали, что документы фальшивые? - Конечно, бывает, что информация несколько запаздывает. Но убедившись, что паспорт подложный - после очередного пополнения базы, когда из ОВД приходит ответ на письменный запрос или поступает соответствующая информация от граждан, - налоговый орган обращается в суд с иском о ликвидации зарегистрированной фирмы. Суды обычно удовлетворяют такие иски. - Значит, владелец такой фирмы постоянно находится под угрозой разоблачения? - Да. И подвергает опасности своих сотрудников, в частности главного бухгалтера. Рискуют и те, кто решил купить подозрительную фирму, ведь ее могут ликвидировать. И тогда покупателю повезет, если он вернет свои деньги. Но вполне возможно, он останется и без денег, и без предприятия. - И последний вопрос. К 2005 г. частные предприниматели, вставшие на учет до 1 января 2004 г., должны пройти перерегистрацию. Как идет этот процесс? - За три месяца перерегистрировались только 300 000 из 4 700 000 ПБОЮЛ. Мы опасаемся, что подавляющее большинство займется этим только в декабре. Хочу предупредить предпринимателей: поторопитесь. Ведь сейчас процедура перерегистрации занимает от 40 минут до пяти рабочих дней. А в конце года, когда наши сотрудники будут завалены несколькими миллионами заявлений, перерегистрация может затянуться на несколько месяцев.
Беседовала С.Стрельникова Подписано в печать 14.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |