![]() |
| ![]() |
|
Статья: Бухгалтерский и налоговый учет операций, связанных с приобретением и эксплуатацией кассовых аппаратов ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 5)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 5, 2004
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПРИОБРЕТЕНИЕМ И ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ КАССОВЫХ АППАРАТОВ
С введением в действие Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ), обязавшего применять контрольно-кассовую технику при расчетах наличными не только с физическими, но и с юридическими лицами, многие организации вынуждены приобретать кассовые аппараты. В предлагаемой вниманию читателей статье рассказывается о том, как отразить в бухгалтерском учете и учесть для целей налогообложения расходы, связанные с покупкой и эксплуатацией кассовых аппаратов.
Требования к кассовым аппаратам. Порядок ее регистрации
В соответствии с п.1 ст.4 Закона N 54-ФЗ требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна: - быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика; - быть исправна, опломбирована в установленном порядке; - иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. До принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации по вопросам, касающимся требований к кассовым аппаратам и порядку их регистрации, следует руководствоваться Положением по применению контрольно-кассовых машин, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. N 745, Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. N 104, и Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденным Приказом Госналогслужбы России от 22 июня 1995 г. N БГ-3-14/36 (см. Письмо МНС России от 23 июня 2003 г. N БГ-10-22/406, Письмо Управления МНС по г. Москве от 23 июля 2003 г. N 29-08/41041). Перед регистрацией кассового аппарата в налоговых органах необходимо заключить договор на техническое обслуживание и ремонт контрольно-кассовых машин с центром технического обслуживания. В соответствии с Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах организации и другие юридические лица, их филиалы и обособленные подразделения, а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг, подают заявление по месту регистрации контрольно-кассовых машин по форме, приведенной в Приложении N 1 к указанному Порядку. К заявлению прилагаются паспорта на подлежащие регистрации контрольно-кассовые машины и договор об их техническом обслуживании и ремонте Центром технического обслуживания или непосредственно предприятием-изготовителем контрольно-кассовых машин из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Более подробную информацию о перечне документов, необходимых для регистрации контрольно-кассовых машин, организации могут получить в своей налоговой инспекции. Регистрация контрольно-кассовой машины осуществляется налоговым органом после проверки достоверности данных, указанных в заявлении организации, не позднее 5 дней с момента подачи заявления. Регистрация производится путем внесения сведений о контрольно-кассовой машине в Книгу учета контрольно-кассовых машин организаций, ведущуюся налоговым органом. Одновременно с регистрацией контрольно-кассовой машины налоговый орган выдает организации Карточку регистрации контрольно-кассовой машины в налоговом органе. Карточка регистрации хранится в организации по месту установки контрольно-кассовой машины в течение всего срока ее эксплуатации, предъявляется по требованию представителей налогового органа и других организаций, осуществляющих контроль за применением контрольно-кассовых машин, и возвращается налоговому органу при снятии контрольно-кассовой машины с регистрации. До принятия соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, до вступления в силу Закона N 54-ФЗ (Письмо МНС России от 17 декабря 2003 г. N ШС-6-33/1321@). В соответствии с п.7 Положения по применению контрольно-кассовых машин в организациях не допускается применение контрольно-кассовых машин без оснащения их средствами визуального контроля (голограмм) "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание".
Принятие кассового аппарата к бухгалтерскому учету
В соответствии с п.4 ПБУ 6/01 при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий: - использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации; - использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев; - организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов; - способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем. Таким образом, учитывая требования ПБУ 6/01, контрольно-кассовые аппараты должны приниматься к учету в составе основных средств. Контрольно-кассовые аппараты принимаются к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на приобретение аппарата (за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов), а также на доставку и приведение в состояние, пригодное для использования (п.п.8 и 12 ПБУ 6/01). Поскольку кассовый аппарат можно использовать только после его принятия на техническое обслуживание и регистрации в налоговых органах, связанные с этим затраты необходимо включить в его первоначальную стоимость. Учет затрат на приобретение контрольно-кассового аппарата ведут в общеустановленном порядке с использованием счета 08 "Вложения во внеоборотные активы": дебет счета 08 кредит счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками, 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму расходов, связанных с приобретением и вводом в эксплуатацию кассового аппарата. Основанием для принятия к учету кассового аппарата служит акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма N ОС-1, утверждена Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"). Принятие контрольно-кассового аппарата к учету в качестве основных средств отражается записью: дебет счета 01 "Основные средства" кредит счета 08 - на сумму первоначальной стоимости кассового аппарата. В соответствии с п.20 ПБУ 6/01 при принятии кассового аппарата к учету необходимо определить срок его полезного использования. Для определения срока полезного использования можно воспользоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1. В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359, кассовые аппараты имеют код 14 3010020 6 и относятся к средствам механизации и автоматизации управленческого и инженерного труда. Согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, такие объекты относятся к четвертой амортизационной группе, которой соответствует имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно. В соответствии с п.17 ПБУ 6/01 стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации. Выбранный организацией способ начисления амортизации должен быть зафиксирован в ее учетной политике. В случае если первоначальная стоимость аппарата не превышает 10 000 руб. (или иного установленного в учетной политике лимита), организация может принять решение о списании его стоимости на затраты единовременно в момент ввода аппарата в эксплуатацию (п.18 ПБУ 6/01). В этом случае одновременно с предыдущей записью в учете оформляется запись: дебет счета 44 "Расходы на продажу" кредит счета 01 - на сумму первоначальной стоимости основных средств.
Пример 1. Торговая организация приобрела кассовый аппарат стоимостью 8024 руб. (в том числе НДС - 1224 руб.). Центру технического обслуживания за освидетельствование кассового аппарата, голограммы и т.д. перечислено 944 руб. (в том числе НДС - 144 руб.). Согласно учетной политике организации основные средства стоимостью менее 10 000 руб. списываются на издержки обращения в момент ввода их в эксплуатацию. Принятие к учету кассового аппарата отразится в учете организации проводками: дебет счета 08 кредит счета 60 - на сумму стоимости кассового аппарата - 6800 руб.; дебет счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" кредит счета 60 - на сумму налога на добавленную стоимость - 1224 руб.; дебет счета 08 кредит счета 60 - на сумму затрат по доведению кассового аппарата до состояния, пригодного к использованию, - 800 руб.; дебет счета 19 кредит счета 60 - на сумму налога на добавленную стоимость - 144 руб.; дебет счета 01 кредит счета 08 - на сумму первоначальной стоимости кассового аппарата, введенного в эксплуатацию, - 7600 руб. (6800 руб. + 800 руб.); дебет счета 44 кредит счета 01 - на сумму первоначальной стоимости кассового аппарата - 7600 руб.; дебет счета 60 кредит счета 51 "Расчетные счета" - на сумму денежных средств, перечисленных поставщику кассового аппарата, - 8024 руб.; дебет счета 60 кредит счета 51 - на сумму денежных средств, перечисленных центру технического обслуживания, - 944 руб.; дебет счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" кредит счета 19 - на сумму налога на добавленную стоимость, предъявленного к вычету, - 1368 руб. (1224 руб. + 144 руб.).
Принятие кассового аппарата к налоговому учету
В налоговом учете в соответствии с п.1 ст.257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ. К амортизируемому имуществу для целей налогообложения относятся только те кассовые аппараты, срок полезного использования которых более 12 месяцев и первоначальная стоимость которых превышает 10 000 руб. (п.1 ст.256 НК РФ). В соответствии с пп.3 п.1 ст.254 НК РФ затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом, относятся к материальным затратам. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию. Таким образом, для условий примера 1 в налоговом учете стоимость кассового аппарата будет списана на материальные расходы в момент ввода его в эксплуатацию.
Расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание кассовых аппаратов
Как уже было отмечено ранее, одним из условий регистрации кассового аппарата в налоговых органах является заключение договора на техническое обслуживание и ремонт кассовых аппаратов с центром технического обслуживания. В бухгалтерском учет расходы организации, связанные с техническим обслуживанием, ремонтом кассовых аппаратов и их эксплуатацией (стоимость расходных материалов), относятся к расходам по обычным видам деятельности на основании п.7 ПБУ 10/99. Организации торговли и общественного питания отражают в учете эти расходы следующим образом: дебет счета 44 кредит счета 60, 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - на сумму расходов на эксплуатацию и техническое обслуживание кассовых аппаратов. В налоговом учете расходы, связанные с эксплуатацией и техническим обслуживанием кассовых аппаратов, включаются в состав материальных расходов на основании пп.2 и 6 п.1 ст.254 НК РФ.
Особенности учета кассовых аппаратов организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения
В соответствии с п.4 ст.346.11 НК РФ для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций. То есть в случае реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за наличные организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, обязаны применять контрольно-кассовые аппараты. Согласно п.3 ст.4 Закона о бухгалтерском учете организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Таким образом, все вышесказанное в отношении бухгалтерского учета кассовых аппаратов справедливо и для этой категории организаций. В соответствии с п.3 ст.346.16 НК РФ при определении сроков полезного использования основных средств организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения, также следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1. Что касается налогового учета кассовых аппаратов, то их стоимость включается организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в состав расходов, уменьшающих доходы, на основании пп.1 п.1 ст.346.16 НК РФ. При этом следует иметь в виду, что стоимость кассовых аппаратов, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, включается в состав расходов в момент ввода их в эксплуатацию (пп.1 п.3 ст.346.16 НК РФ). Поскольку согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, срок полезного использования кассовых аппаратов составляет свыше 5 лет и до 7 лет включительно, то в соответствии с пп.2 п.3 ст.346.16 НК РФ расходы на приобретение кассовых аппаратов, приобретенных до перехода организации на упрощенную систему налогообложения, списываются на расходы в следующем порядке: - в течение первого года применения упрощенной системы налогообложения - 50 процентов стоимости; - второго года - 30 процентов стоимости и - третьего года - 20 процентов стоимости. При этом в течение налогового периода расходы принимаются по отчетным периодам равными долями. Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения. На основании пп.5 п.1 и п.2 ст.346.16 НК РФ материальные расходы принимаются при налогообложении применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций ст.254 НК РФ. Согласно пп.2 и 6 п.1 ст.254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты на приобретение материалов, используемых на хозяйственные нужды (в частности, на эксплуатацию основных средств), и затраты на приобретение работ и услуг производственного характера (в частности на техническое обслуживание основных средств). Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе учесть в составе расходов, уменьшающих доходы, стоимость расходных материалов, необходимых для эксплуатации контрольно-кассовых аппаратов, и затраты на техническое обслуживание.
С.Н.Сергеева Подписано в печать 12.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |