Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Откройте, милиция! ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 14)



"Учет.Налоги.Право", N 14, 2004

ОТКРОЙТЕ, МИЛИЦИЯ!

Проверки, проводимые налоговыми органами, - явление для бухгалтера вполне привычное. А вот появление на пороге сотрудников милиции способно вывести из равновесия. В каких же случаях и почему за налогоплательщика берутся органы внутренних дел? Какими полномочиями они обладают при проведении проверок?

Полицейское наследство

С 1 июля прошлого года прекратились полномочия налоговой полиции, а функции по борьбе с налоговыми преступлениями перешли к органам внутренних дел. Так что теперь именно сотрудники милиции расследуют преступления в области налогов и сборов и участвуют в проверках.

Что же касается форм участия в налоговых проверках, то в Законе РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (в ред. от 30.06.2003) названы две формы такого участия. Во-первых, это участие в проверках по запросу налогового органа. Это право предоставлено органам внутренних дел и ст.36 НК РФ. В данном случае речь идет об обычной выездной налоговой проверке, которая проводится по правилам Налогового кодекса. Основанием для участия милиции является запрос налоговиков (подробнее см. "УНП" N 8, 2004, с. 4 "Одна голова хорошо, а две - лучше").

Если же у милиции появятся данные, указывающие на признаки налогового преступления, она проводит самостоятельную проверку (п.35 ст.11 Закона "О милиции"). Эти проверки уже не являются налоговыми и не ограничены нормами налогового законодательства. Они-то и вызывают особый интерес налогоплательщиков.

Нужен повод

Порядок проведения милицией проверок налогоплательщиков утвержден Приказом МВД России от 16.03.2004 N 177. А для проведения таких проверок в органах внутренних дел даже созданы специальные подразделения.

Что же является основанием для проведения милицейской проверки? Вопреки распространенному мнению никаких планов по проверкам в милиции не существует. Ведь для проведения проверки нужны данные, указывающие на признаки налогового преступления. Это могут быть любые сведения, содержащие информацию о подготовке или совершении преступления, - сообщения граждан, юридических лиц, органов власти, информация, полученная оперативно-разыскным путем. Причем при получении таких сведений органы внутренних дел должны провести их проверку в течение трех дней (п.1 ст.144 УПК РФ). Все это и делает невозможным составление планов проверок.

Постановление о назначении проверки сотрудники милиции обязаны предъявить налогоплательщику перед тем, как приступить к ревизии. В постановлении о назначении проверки должен быть указан состав проверяющих сотрудников. Причем лица, не указанные в постановлении, участвовать в проверке не могут.

Осмотр с проникновением

Какие полномочия есть у милиции для проведения проверок? Прежде всего, это предоставленное Законом "О милиции" право беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями и гражданами.

Беспрепятственность означает, что сотрудники милиции могут проникать в помещение в любое время суток независимо от присутствия руководителя или собственника, а также преодолевать препятствия или сопротивление (например, вскрыть окна, двери и т.д.). Однако тут надо иметь в виду - любые права могут использоваться милицией только для выполнения своих обязанностей. Поэтому принудительные меры должны быть обоснованны и соразмерны тяжести предполагаемого правонарушения, а также силе оказываемого противодействия. И в данном случае получение доступа в помещение имеет целью не подавление сопротивления, а быстрое и полное изъятие доказательств правонарушения, в том числе черновых записей, бухгалтерских документов, кассовых аппаратов и т.д.

Органы внутренних дел вправе производить осмотр помещений, под которым понимается не только внешний (визуальный) осмотр имущества, но и вскрытие сейфов, хранилищ, складских и подсобных помещений, перемещение различных вещей, предметов. Обратим внимание: осмотр может производиться только в присутствии собственника имущества, его представителей или уполномоченных им лиц - продавца, бухгалтера, кладовщика. Помимо этого при проведении осмотра обязательно должны присутствовать понятые.

Кстати, заметим, что, если проверка проводится в помещениях налогоплательщика, последний имеет полное право присутствовать не только при осмотре, но и при любых других действиях проверяющих.

Документы, базы, кассы

Одна из основных задач органов милиции при проведении проверки - сбор доказательств, свидетельствующих о преступлении. Поэтому при проведении проверок они вправе получать от налогоплательщика заверенные копии любых документов. Кроме того, милиционеры могут изымать документы и материальные ценности, образцы сырья и продукции. Это касается и материалов информационных баз, банков данных, а также иных носителей информации.

Если изъятие документов приведет к приостановлению деятельности организации, то оно не может длиться более 48 часов.

Особое внимание надо обратить на процедуру изъятия. Так, проверяющие обязаны записать в протокол сведения обо всех изъятых вещах или документах. При этом листы изымаемых документов обязательно нумеруются и их количество указывается в протоколе. Копия протокола под расписку вручается лицу, у которого были изъяты документы, ценности или образцы.

При нарушении этого порядка или сроков изъятия документов налогоплательщик может пожаловаться на действия сотрудников милиции в прокуратуру или суд.

Если изъять доказательства невозможно, органы внутренних дел могут воспользоваться еще одним полномочием. Они вправе опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей. Опечатывание заключается в запирании помещений (всех возможных путей проникновения внутрь) или кассовых аппаратов, наклеивании бирки с печатью органа внутренних дел, с разборчивыми подписями понятых и указанием должности, звания, фамилии, инициалов лица, производившего опечатывание, с его подписью и указанием даты опечатывания. Как и изъятие, опечатывание, если оно ведет к приостановлению деятельности организации, не может длиться более 48 часов.

Объяснения проверим

Есть у проверяющих из милиции и другие полномочия. Так, сотрудники милиции вправе требовать от должностных или материально-ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства. Причем такую информацию милиционеры могут запрашивать не только у проверяемой организации, но и у ее контрагентов. Для этого им направляются письменные запросы. Вправе милиция и направить запрос с требованием о представлении копий документов. Помимо этого, если потребуется, сотрудники милиции могут провести даже ревизию хозяйственной деятельности налогоплательщика или инвентаризацию его имущества. Кстати, в таком случае срок проверки может увеличиться до 30 дней (п.3 ст.144 УПК РФ).

Акт превращается в дело

По результатам проверки составляется акт, в котором фиксируется выявление нарушения. Один экземпляр акта сотрудники милиции обязаны вручить проверяемому. Далее на основании данных, выявленных в ходе проверки, будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела. Если в итоге проверяющие придут к выводу, что оснований для возбуждения уголовного дела нет, то будет вынесено официальное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. В противном случае из-под пера проверяющих выйдет постановление о возбуждении уголовного дела. В этом случае согласно Уголовно-процессуальному кодексу (ст.146) после утверждения постановления о возбуждении дела прокурором проверяющие должны будут уведомить об этом налогоплательщика. Налогоплательщик, не согласный с решением о возбуждении уголовного дела, может обжаловать его вышестоящему прокурору или в суд (ст.123 - 125 УПК РФ).

И.А.Гайдаш

Старший специалист - ревизор

Федеральной службы по экономическим

и налоговым преступлениям

МВД России

Подписано в печать

12.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Возврат аванса в "упрощенке" ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 14) >
Вопрос: Дачно-строительный кооператив за счет членских взносов участников оплачивает работы по установке ворот, строительству дороги. Возникает ли в этом случае объект обложения по НДС на основании пп.2 п.1 ст.146 НК РФ? ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 14)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.