![]() |
| ![]() |
|
Статья: Банк клиента не выдаст? (Окончание) ("Бизнес-адвокат", 2004, N 8)
"Бизнес-адвокат", N 8, 2004
БАНК КЛИЕНТА НЕ ВЫДАСТ?
(Окончание. Начало см. "Бизнес-адвокат", N 7, 2004)
Согласно ч.2 ст.857 ГК РФ "сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом".
Необходимость и порядок предоставления указанных сведений клиентам и их представителям достаточно очевидны и вопросов не вызывают, поэтому в данном случае не рассматриваются. Сложнее обстоит дело с толкованием второго предложения указанной статьи ГК РФ, поскольку до сих пор отсутствует однозначное понимание того, каким законом должен быть предусмотрен этот порядок. Статья 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. N 395-1 (в ред. от 23 декабря 2003 г.) (далее - Закон о банках), которая является специальной нормой по отношению к ГК РФ, также не дает ясного ответа на этот вопрос. В целом порядок предоставления иным лицам сведений о клиентах, составляющих банковскую тайну, регулируется данной статьей в зависимости от отнесения клиентов к одной из групп - физические лица, не использующие счета для предпринимательской деятельности, и юридические лица и физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Основания предоставления банками сведений, касающихся "обычных" физических лиц, можно разделить на три категории:
- предоставление сведений без условий о всех клиентах - судам и (при наличии согласия прокурора) органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (т.е. по уже возбужденным уголовным делам); - предоставление сведений без условий, но касающихся только умерших клиентов, - лицам, указанным самим владельцем счета или вклада в сделанном банку завещательном распоряжении, нотариальным конторам по находящимся в их производстве наследственным делам о вкладах умерших вкладчиков и (в отношении счетов иностранных граждан) иностранным консульским учреждениям; - предоставление сведений при условии наличия оснований, предусмотренных законом, - организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, и уполномоченному органу, осуществляющему меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (при наступлении случаев, предусмотренных соответствующими федеральными законами о страховании банковских вкладов и о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем). Дополнительно к основаниям, указанным в ст.26 Закона о банках, появилось и еще одно "сложносочиненное", основанное на Решении Конституционного Суда РФ от 14 мая 2003 г. N 8-П, из которого следует, что право на получение в банках информации о банковских вкладах физических лиц имеют также судебные приставы-исполнители на основании п.2 ст.14 Федерального закона "О судебных приставах". Очевидно, что перечисленные основания практически не оставляют сомнений для их толкования, поскольку перечень государственных органов и иных лиц в данном случае закрытый, а в вышеуказанных законах, за исключением Федерального закона "О судебных приставах", прямо упоминается обязанность банков предоставлять названным органам соответствующую информацию при наступлении случаев, предусмотренных этими законами. Менее ясно Законом о банках регулируется предоставление информации, касающейся юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. С одной стороны, в Законе дается исчерпывающий перечень уполномоченных государственных органов и должностных лиц, которые вправе получать от банков сведения, представляющие собой банковскую тайну. Это - суды и арбитражные суды (судьи), Счетная палата РФ, органы государственной налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного следствия по (возбужденным уголовным) делам, находящимся в их производстве (при наличии согласия прокурора), органы внутренних дел (при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений), уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. С другой стороны, ст.26 Закона о банках гласит, что это право соответствующих органов реализуется в "случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности". В этой связи на практике все еще возникают вопросы. Должны ли быть прописаны в законодательных актах обязанности банков по предоставлению информации либо права соответствующих органов и должностных лиц по получению информации, защищенной банковской тайной? Либо это положение трактуется более широко, и банки обязаны руководствоваться положениями законов, дающих право государственным органам на получение любой информации от любых лиц и организаций, например, ст.11 Закона РФ "О милиции", ст.12 Федерального закона "О судебных приставах", ст.22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и других? Соответственно, могут ли любые государственные органы, в полномочиях которых законами об их деятельности закреплено право на получение любой информации от любых лиц и организаций, требовать от банков предоставления информации, защищенной банковской тайной, что фактически влечет за собой расширение перечня лиц, допущенных к банковской тайне? Представляется, что поскольку Закон о банках является специальным законом, регулирующим банковскую деятельность, и содержит специальные права и обязанности банков по отношению к иным участникам отношений, связанных с банковской деятельностью, то тем самым Закон ограничивает права иных субъектов в части вмешательства в деятельность банков. Следовательно, поскольку ст.26 Закона о банках не содержит никаких особых оговорок в отношении иных субъектов, имеющих право на получение сведений, составляющих банковскую тайну, то никакие иные органы и лица, кроме указанных в ней, не вправе требовать от банков обязательного представления указанных сведений независимо от наличия у них предоставленных иными законами полномочий требовать представления любой информации от любых лиц. Отсюда вытекает и еще один вывод о том, что поскольку ст.26 Закона о банках не допускает расширенного толкования, следовательно, положение этого Закона о том, что органы и должностные лица, указанные в ч.2 и ч.6 данной статьи, вправе получать от банков информацию о субъектах предпринимательской деятельности, составляющую банковскую тайну, только в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, означает, что данные права этих органов и соответствующие обязанности банков должны быть прямо указаны в этих законах. Например, ст.86 НК РФ - в отношении налоговых органов, ст.13 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" - в отношении Счетной палаты, ст.33 НК РФ и ст.403 ТК РФ и ст.ст.11, 12, 15 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" - в отношении таможенных органов, ст.7 Федерального закона "О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем" - в отношении Комитета финансового мониторинга России. Подобных оснований, "предусмотренных законодательными актами об их деятельности", Закон не требует для судов и судей (в том числе арбитражных), а также для органов предварительного следствия. Это вытекает из того, что данные основания в отношении указанных органов не требуются и в ч.4 ст.26 Закона о банках, касающейся представления банками сведений о счетах и операциях физических лиц. Хотя, например, в отношении организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, такая ссылка на основания, предусмотренные Законом о страховании вкладов физических лиц в банках, все же сделана. Представляется, что в силу исключительного статуса судебных органов и органов предварительного следствия законодатель сделал для них исключение, не требуя дополнительного законодательного регулирования в отношении банков, ограничиваясь общими полномочиями указанных органов по истребованию доказательств, содержащимися в Уголовно-процессуальном кодексе РФ, ГПК РФ и АПК РФ. Иногда возникают случаи, когда функции органа предварительного следствия выполняет сам прокурор в силу пп.2 п.2 ст.37 УПК РФ и ст.31 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации". В этих случаях прокурор, действуя в качестве органа предварительного следствия, вправе запрашивать в банках необходимую информацию. Однако представляется, что при этом все же должно быть соблюдено необходимое требование прокурорского надзора за соответствующим запросом. Соответственно, такой запрос прокурора должен содержать ссылку на указанные статьи, а выполнять необходимую надзорную функцию и давать согласие на получение указанной информации из банка в этом случае в силу указанных статей должен вышестоящий прокурор. На практике нередко возникают вопросы об исполнении запросов о предоставлении информации, содержащей банковскую тайну, в порядке ч.3 ст.26 Закона о банках, на основании которой "в соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений". С одной стороны, следует отметить, что данная норма не содержит, как ч.2 ст.26, формулировки о необходимости предоставления запросов указанными органами "в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности". Не очень понятно, чем от нее отличается формулировка "в соответствии с законодательством", но исходя из целесообразности действий законодателя можно предположить, что это означает то, что право органов внутренних дел на получение информации от банков теперь не требует отдельного указания на него в Законе РФ "О милиции". Напротив, представляется, что содержащееся здесь понятие "в соответствии с законодательством Российской Федерации" делает отсылку к содержащимся в Законе РФ "О милиции" и в Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности" правам органов внутренних дел на получение информации. С другой стороны, указанная норма содержит нижеследующие ограничения по кругу предмета и оснований запроса информации - функции по выявлению, предупреждению и пресечению только налоговых преступлений и ограничения по кругу запрашивающих субъектов - подразделения МВД России, в обязанности которого входят указанные функции. Статьей 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" функции выявления, предупреждения и пресечения преступлений относятся к задачам оперативно-разыскной деятельности. Согласно УК РФ налоговыми преступлениями являются преступления, составы которых предусмотрены ст.ст.198, 199, 199.1, 199.2 указанного Кодекса, отнесенные к категории преступлений в сфере экономической деятельности. Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. N 306 в структуре МВД России образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям. В соответствии с п.п.22, 29 Положения о Главном управлении по борьбе с экономическими преступлениями Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям, утвержденного Приказом МВД России от 13 августа 2003 г. N 634, оперативно-разыскная деятельность по преступлениям в сфере экономической деятельности относится к функциям данного управления. Таким образом, указанные в ст.26 Закона о банках функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений относятся к сфере Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России. В связи с этим представляется уместным привести вывод из консультации, данной Правовым департаментом Ассоциации российских банков по порядку применения ч.3 ст.26 Закона о банках (Вестник Ассоциации российских банков. 2003. N 21. С. 26). В соответствии с указанной консультацией поступивший в банк запрос органа внутренних дел о предоставлении информации, содержащей банковскую тайну, в рамках ч.3 ст.26 Закона о банках должен: - быть направлен в банк подразделением Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России и подписан его руководителем либо лицом, исполняющим функции руководителя данного подразделения; - быть оформлен в соответствии с п.17 Инструкции по делопроизводству и порядку работы с обращениями граждан в центральном аппарате и подчиненных подразделениях МВД России, утвержденной Приказом МВД России от 1 марта 1999 г. N 150; - содержать ссылки на ст.ст.2 и 6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", а также на ст.11 Закона "О милиции"; - содержать ссылку на письменное указание начальника органа внутренних дел на проведение проверки сведений о налоговом преступлении (проведение в отношении их оперативно-разыскных мероприятий) и на номер, присвоенный данным сведениям, в соответствии с п.п.2.2 и 24 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях, утвержденной Приказом МВД России от 13 марта 2003 г. N 158. Помимо указанных требований к запросу органа внутренних дел представляется, что в связи с ограниченностью круга правонарушений, при выявлении, предупреждении и пресечении которых банки должны выдавать информацию, относящуюся к банковской тайне, такие запросы также должны содержать обязательную ссылку на соответствующие статьи УК РФ, содержащие состав налоговых преступлений, а именно - ст.ст.199, 199.1, 199.2 УК РФ. Наибольшие споры на практике вызывает вопрос об объеме сведений, предоставляемых банками органам и лицам, которые имеют право на получение информации, содержащей банковскую тайну. Наиболее исчерпывающе этот вопрос решен в отношениях банков с уполномоченным органом, осуществляющим меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. На этот счет ст.26 Закона о банках дает прямую ссылку на соответствующий федеральный закон - о предоставлении сведений "в случаях, порядке и объеме, которые предусмотрены Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем". Банк руководствуется указанным Законом и соответствующими подзаконными актами, изданными в его исполнение. По поводу всех остальных органов и лиц ст.26 Закона о банках упоминает некие "справки по операциям и счетам" юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и "справки по счетам и вкладам" физических лиц. Отдельного законодательного определения понятия "справка" применительно к Закону о банках или к ГК РФ не существует. Однако в ст.71 ГПК РФ и в ст.75 АПК РФ понятие "справка" трактуется как вид письменных документов, содержащих сведения об обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения и разрешения дела, выполненных в форме цифровой, графической записи, в том числе полученных посредством факсимильной, электронной или другой связи либо иным позволяющим установить достоверность документа способом (фактически - в любой произвольной форме, кроме случаев, когда форма какой-либо справки прямо предписана каким-либо нормативным актом). Некоторые законодательные акты, в частности ст.17 Федерального закона "Об экспортном контроле" и ст.2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", упоминают также справки в устной форме, но только в контексте предоставления каких-либо сведений физическими лицами. Однако исходя из того, что ст.26 Закона о банках имеет в виду предоставление сведений банками, являющимися юридическими лицами, речь, конечно же, идет о справках, выдаваемых банками в письменной форме. Таким образом, под справкой "по операциям и счетам" либо "по счетам и вкладам" в контексте ст.26 Закона о банках понимается любой выданный и удостоверенный банком документ, содержащий следующую информацию: а) о наличии в банке счетов юридических и физических лиц в значении понятия "счет", содержащегося в ст.845 ГК РФ, то есть счетов, на которых учитываются средства клиентов и по которым по их распоряжению проводятся расчетные операции; б) о привлеченных банком во вклад средствах физических лиц в значении понятия "вклад", содержащегося в ст.834 ГК РФ; в) о совершаемых юридическими и физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, операциях принятия и зачисления средств на счет, перечисления и выдачи средств со счета в контексте п.1 ст.845 и ст.849 ГК РФ. Иная информация о клиентах понятием справки "по операциям и счетам" либо "по счетам и вкладам" не охватывается, а понятие "справка" в данном случае не подлежит расширительному толкованию. Соответственно, банк, относя любую информацию о клиентах к информации, защищенной банковской тайной в соответствии со ст.857 ГК РФ и ст.26 Закона о банках, не обязан предоставлять ее по запросам иных лиц и органов, если это прямо не предписано соответствующим законом, как это сделано, например, в отношении уполномоченного органа, осуществляющего меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Согласно Положению Банка России "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" от 5 декабря 2002 г. N 205-П (в ред. от 2 февраля 2004 г.) счета, открываемые банками клиентам, учитываются в виде отдельных лицевых счетов в балансе банка, на которых отражаются приходные и расходные операции клиентов, проходящих по данному счету. Экземпляры лицевых счетов с отражением всех операций по счету, отпечатанные в машинописном виде, являются выписками по клиентским счетам. Нетрудно заметить, что содержание таких выписок отвечает всем требованиям, предъявляемым к письменным справкам о счетах, операциях и вкладах. Соответственно, на практике указанные выписки используются банками в качестве справок о счетах, вкладах и операциях клиентов, предоставляемых банками иным лицам в соответствии со ст.26 Закона о банках. В то же время органы, имеющие право на получение от банков информации, относящейся к банковской тайне, нередко помимо указанных справок о счетах, вкладах и операциях требуют предоставления иных имеющихся в банках документов, относящихся к деятельности клиентов, в том числе учредительных, регистрационных, договорных, платежных документов, документов, оформляющих, сопровождающих, подтверждающих операции клиентов, и т.д. Между тем следует заметить, что ни один из имеющихся в банке документов, относящихся к деятельности клиента, кроме выписки с его лицевого счета, не подпадает под понятие справки о счетах, вкладах и операциях клиента. Следовательно, в обязанности банков не входит предоставление иным лицам в качестве справок каких-либо иных документов, кроме выписок с лицевых счетов клиентов. Это суждение подтверждается и Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 20 августа 2002 г. по делу N Ф04/2928-293/А67-2002, в котором сказано, что банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам проверяемых организаций, а не копии платежных документов, которые истребованы быть не могут. Представляется, что данное решение по аналогии, допускаемой гражданским правом, может быть использовано и в отношении других лиц и документов в тех случаях, когда речь идет о праве указанных лиц и об обязанности банков предоставлять справки о счетах, вкладах и операциях своих клиентов. Таким образом, обязанность банков выдавать иным лицам справки о счетах, вкладах и операциях своих клиентов ограничивается предоставлением выписок по расчетным (текущим) счетам юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отражающих поступление и расходование средств на данном счете, а также предоставлением сообщений о наличии счетов и вкладов (денежных сумм, помещенных во вклад) "обычных" физических лиц. Следует заметить, что обязанность банков предоставлять сведения об операциях клиентов распространяется только на клиентов - юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. На "обычных" физических лиц это требование не распространяется. Поэтому банк в отношении таких клиентов обязан ограничиться только сведениями о наличии в банке их счетов и сумм вкладов, но не вправе предоставлять сведения о приходно-расходных операциях, прошедших по указанным счетам и вкладам.
Ф.Гизатуллин К. ю. н., начальник юридического управления коммерческого банка Подписано в печать 12.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |