|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Продажи через дисконтные системы ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2004, N 2)
"Главбух". Приложение "Учет в торговле", N 2, 2004
ПРОДАЖИ ЧЕРЕЗ ДИСКОНТНЫЕ СИСТЕМЫ
Многие торговые организации участвуют в нескольких дисконтных системах или сами выпускают карты. Покупателей привлекает возможность с помощью одной дисконтной карты получать скидки в различных торговых сетях, в организациях сферы услуг и т.д. Дисконтная система - это соглашение нескольких организаций об использовании единой карты. Вступая в дисконтную систему, торговое предприятие автоматически увеличивает свою клиентскую базу в несколько раз. Как правило, организация, входящая в систему, предоставляет покупателям, имеющим дисконтную карту, скидки при покупке товаров во всех своих магазинах, в том числе и в других городах, в течение определенного срока. Дисконтные карты бывают простыми и накопительными. Обычная карта дает ее держателю (покупателю) право на скидку фиксированного размера - независимо от того, на какую сумму он купит товаров в магазинах системы. Учет таких карт относительно прост. Продавцу достаточно визуального ознакомления с картой и внесения ее номера в компьютерную программу учета или кассовый аппарат. Накопительная дисконтная карта содержит данные о накопленных клиентом скидках. Для автоматизированного учета при покупке товара карту обычно вставляют в щель кассового терминала, и дается команда на уменьшение стоимости покупки в соответствии с условиями договора и в зависимости от накопленной скидки. При этом автоматически производится запись о новой покупке. Дисконтные карты можно приобрести как отдельно, так и дополнительно к платежным банковским картам Visa, EuroCard/MasterCard и др.
Юридические основы
С правовой точки зрения дисконтные системы могут быть организованы по разным схемам.
Система на основе договора простого товарищества предполагает заключение договора между торговыми организациями, занимающими равное положение, объединившимися для достижения общей цели - распространения за плату среди неограниченного круга лиц дисконтных карт, предоставляющих их держателям право на получение скидок при покупке товаров у любой из организаций, участвующих в товариществе. По такому договору предполагается (ст.1044 Гражданского кодекса РФ) два варианта: - любая торговая организация, участвующая в договоре, может распространять дисконтные карты; - договором определяется одна или несколько организаций, которые могут выпускать и/или распространять карты, а полномочия других ограничены. Другой вариант дисконтной системы - создание центральной организации, которая предназначена для координации деятельности магазинов по выпуску дисконтных карт, по скидкам. На нее же можно возложить контрольные функции за соблюдением общих правил дисконтной системы. Так как получение прибыли не является целью деятельности такой организации, она может быть учреждена как некоммерческая, основанная на членстве. Например, некоммерческое партнерство, ассоциация или союз юридических лиц (ст.121 Гражданского кодекса РФ). Еще одна форма организации дисконтной системы предполагает получение прибыли центральной коммерческой организацией. Ее деятельность заключается в распространении за плату дисконтных карт, выпуске совместных карт, размещении рекламы, привлечении к участию в дисконтной системе торговых организаций и т.д. Кроме того, возможно построение моделей дисконтных систем, сочетающих в себе элементы различных типов.
Участие в дисконтной системе
Чтобы иметь право торговать по дисконтным картам, магазину сначала необходимо оформить следующие документы: - приказ о маркетинговой политике как составной части учетной политики; - приказ руководителя об утверждении прайс-листов на весь ассортимент продаваемых товаров, в том числе и со скидкой; - приказ об уценке сезонного или залежалого товара; - положение о переоценке товара в связи с истечением или приближением даты истечения сроков годности или реализации товаров; - положение о применении дисконтных карт. В связи с тем что организации вступают в дисконтную систему, чтобы увеличить объем продажи товаров, расходы на эти цели связаны с реализацией и направлены на получение дохода. Следовательно, в налоговом учете расходы по участию в дисконтной системе относят к прочим согласно пп.49 п.1 ст.264 Налогового кодекса РФ. Все эти расходы включают в состав косвенных и в полном объеме относят к расходам текущего отчетного (налогового) периода в соответствии со ст.320 Налогового кодекса РФ. Согласно п.1 ст.146 Налогового кодекса РФ операции по реализации дисконтных карт на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения по НДС. Налоговая база при распространении карт определяется в порядке, установленном в п.1 ст.154 Налогового кодекса РФ. В общем случае продажа дисконтных карт осуществляется для полной или частичной компенсации расходов на их изготовление и не направлена на получение прибыли от их распространения. В бухгалтерском учете эти хозяйственные операции отражают следующими записями: Дебет 10 Кредит 60 - отражены затраты на изготовление дисконтных карт; Дебет 19 Кредит 60 - учтен НДС со стоимости расходов на изготовление дисконтных карт; Дебет 44 Кредит 10 - распространены в рамках маркетинговой акции дисконтные карты среди покупателей; Дебет 60 Кредит 51 - оплачены работы по изготовлению дисконтных карт; Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету НДС со стоимости работ по изготовлению дисконтных карт.
Цена товара с дисконтом
Организации торговли самостоятельно определяют цену на свою продукцию. Исключение составляют лишь случаи, когда применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными государственными органами (ст.424 Гражданского кодекса РФ). Предоставляемые скидки <*> со стоимости купленных товаров - это всего лишь уменьшение ранее заявленной продавцом цены. ————————————————————————————————<*> Подробно о торговых скидках читайте в Приложении N 2, 2003, с. 46.
При этом цена товара с учетом скидки и будет являться фактически предусмотренной договором купли-продажи (ст.492 Гражданского кодекса РФ). Ведь договор купли-продажи в розничной торговле фактически считается заключенным в момент совершения покупки. И пока не доказано обратное, предполагается, что цена со скидкой соответствует уровню рыночных цен. Налоговые органы в соответствии с п.2 ст.40 Налогового кодекса РФ при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов на предприятиях торговли вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в следующих случаях: - между взаимозависимыми лицами; - по товарообменным операциям; - при совершении внешнеторговых сделок; - при отклонении цены более чем на 20 процентов в сторону понижения или повышения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам в пределах непродолжительного периода времени. Следовательно, если торговая организация продает товары со скидками собственным работникам либо предоставляет скидки по дисконтным картам более чем на 20 процентов, то налоговые органы могут проконтролировать правильность применения цен и доначислить налоги исходя из рыночных цен на реализованные товары. При предоставлении скидок в размере, превышающем 20 процентов продажной цены, в целях избежания налоговых рисков должно быть подготовлено обоснование предоставления скидки, указывающее на то, что: - скидка является обычной; - скидка предоставлена по основаниям, предусмотренным в п.3 ст.40 Налогового кодекса РФ. А именно: обусловлена маркетинговой политикой (при продвижении на рынки новых, не имеющих аналогов товаров, а также при продвижении товаров на новые рынки); сезонными колебаниями потребительского спроса на товары; потерей товарами качества; истечением или приближением истечения сроков годности или реализации товаров и т.п. У покупателей - физических лиц, приобретающих товары и услуги по дисконтным картам, не возникает облагаемых доходов в виде материальной выгоды. Это следует из п.1 ст.212 Налогового кодекса РФ, в котором приведен закрытый перечень доходов в виде материальной выгоды, облагаемых налогом на доходы физических лиц.
Отражение в бухгалтерском учете
Выручка от продажи товаров является для торговой организации доходом по обычным видам деятельности на основании п.5 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 32н. Выручку принимают к учету в сумме, равной величине поступления денежных средств (п.6 ПБУ 9/99). Величина поступления определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем с учетом всех предоставленных скидок, - это предусмотрено в п.6.5 ПБУ 9/99. Проблемы с бухгалтерским учетом скидок зависят от способа учета товаров, применяемых в торговой организации. Предприятия оптовой торговли ведут учет в покупных ценах, что позволяет не задумываться над организацией специального учета предоставляемых покупателю скидок. Розничные магазины могут вести учет как в покупных, так и в продажных ценах. Второй вариант приводит к использованию счета 42 "Торговая наценка", на котором формируется разница между покупной и продажной стоимостью товаров. Факт предоставления скидки отражается в бухгалтерском учете розничной организации специальной проводкой лишь в случае, если реализуемые товары отражены в учете организации по продажной цене. В такой ситуации предоставленная скидка сторнируется проводкой по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции с кредитом счета 42. Дальнейшие бухгалтерские проводки отражают реализацию товара исходя из цены фактической реализации. Зачем нужна сторнировочная проводка? Это связано с тем, что вариант учета товаров по продажным ценам предполагает соответствие стоимости товаров, отраженных на счете 41, ценам их фактической реализации покупателям. Отсутствие при предоставлении скидок соответствующих корректировок продажной стоимости товаров приведет к завышению сумм реализованной торговой наценки.
Пример. ЗАО "Буратино", входящее в дисконтную систему, имеет сеть магазинов розничной торговли детской одеждой. Бухгалтерский учет ведется по продажным ценам. Покупатель - владелец дисконтной карты - приобретает в магазине товары со скидкой 10 процентов. Стоимость детской куртки без скидки составляет 12 000 руб. (в том числе НДС - 1830,51 руб.). Себестоимость товара составляет 8260 руб. (в том числе НДС - 1260 руб.). Хозяйственные операции по движению товара отражены в бухгалтерском учете записями: Дебет 41 Кредит 60 - 7000 руб. (8260 - 1260) - оприходован товар от поставщика; Дебет 19 Кредит 60 - 1260 руб. - учтен НДС по приобретенному товару; Дебет 41 Кредит 42 - 5000 руб. - начислена торговая наценка на приобретенный товар; Дебет 50 Кредит 90 субсчет "Выручка" - 10 800 руб. (12 000 руб. - (12 000 руб. х 10%)) - получены денежные средства в оплату за куртку с учетом дисконта; Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 42 ——————————¬ — |1200 руб.| (12 000 руб. х 10%) — сторнирована сумма скидки, L——————————предоставленной владельцу дисконтной карты с продажной цены; Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 41 - 12 000 руб. - списана стоимость проданных товаров; Дебет 90 субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 42 ——————————¬ — |3800 руб.| (5000 — 1200) — сторнирована реализованная торговая L——————————наценка; Дебет 90 субсчет "НДС" Кредит 68 субсчет "НДС" - 1647,46 руб. (10 800 руб. : 118% х 18%) - начислен НДС по реализованному товару.
Многие розничные торговые организации ведут учет товаров по покупным ценам. В этом случае факт предоставления дисконтной скидки покупателям в бухгалтерском учете продавца не отражается. В качестве первичного документа унифицированной формы при предоставлении дисконтных скидок покупателям составляется Акт об уценке товарно-материальных ценностей (унифицированная форма N МХ-15), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. N 66. Акт составляется на всю партию товара, на который предоставлена скидка. При использовании современных кассовых аппаратов операции по предоставлению скидок можно запрограммировать в ККМ. В этом случае размер скидок будет отражаться на кассовой ленте.
Налоговый учет
Налоговая база по НДС формируется исходя из цены реализации товара за минусом дисконтной скидки. В целях налогообложения прибыли доходом от реализации считается выручка, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары в денежной и (или) натуральной формах (п.2 ст.249 Налогового кодекса РФ). Дисконтная скидка на товары в налоговом учете не отражается, если сумма скидки не превышает величину торговой наценки. Это связано с тем, что налоговый учет товара ведется по его покупной стоимости и колебания цены товара в пределах торговой наценки не должны отражаться в налоговом учете. Если же сумма дисконтной скидки уменьшит покупную стоимость товара, то такой расход должен быть признан в налоговом учете в качестве прочего расхода, связанного с реализацией. Расходы на предоставление скидок, превышающих величину наценки, не поименованы в ст.270 Налогового кодекса РФ как расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли. Таким образом, если организация сможет доказать экономическую обоснованность произведенных расходов и подтвердить их правильно оформленными документами (ст.252 Налогового кодекса РФ), то она вправе признать такие расходы в целях налогообложения прибыли.
О.Д.Жижина Аудитор Подписано в печать 08.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |