|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Спонсорская и благотворительная деятельность и уплата налога на рекламу ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 15)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 15, 2004
СПОНСОРСКАЯ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УПЛАТА НАЛОГА НА РЕКЛАМУ
Для многих организаций, рекламирующих свои товары и услуги, остается актуальным вопрос о том, относится ли спонсорская помощь к расходам на рекламу и облагается ли она налогом на рекламу. Не менее важным с точки зрения уплаты налога на рекламу является вопрос о том, в каких случаях благотворительная помощь может быть признана спонсорством. Поскольку объектом налогообложения являются расходы на рекламу, важно знать, подпадает ли спонсорская помощь под определение "реклама". В отсутствие соответствующего определения непосредственно в НК РФ можно руководствоваться ст.11 Кодекса, в соответствии с которой институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства. Основополагающим нормативно-правовым документом, регулирующим рекламную деятельность на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон). Поэтому для целей налогообложения используются определения Закона. Согласно ст.19 Закона спонсорством признается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах. Следовательно, спонсорство признается одной из разновидностей рекламы и спонсорский вклад в данном случае - это плата за рекламные услуги. В отличие от спонсорства благотворительной является добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки (ст.1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ (в ред. от 04.07.2003) "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Это означает, что организация, оказывающая благотворительную помощь, не получает встречного предоставления ни в имущественной, ни в какой-либо другой форме. Договоры, связанные с оформлением отношений по оказанию благотворительной помощи, по своей юридической природе являются безвозмездными. По смыслу ст.423 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что организация, оказывающая благотворительную помощь, не должна получать плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (передачу имущества, объектов интеллектуальной собственности, исключительных прав, выполнение работ либо оказание услуг и т.д.). К такого рода встречным предоставлениям по возмездному договору можно отнести и распространение информации о благотворителе (спонсоре). Таким образом, если договором или иным документом, оформляющим оказание благотворительной помощи, не предусмотрены обязанности лица, получающего такую помощь, по распространению информации о благотворителе, его товарах (работах, услугах), то оказываемая по такому договору помощь не является спонсорской. Такого рода предоставление не может быть признано рекламой и, соответственно, не облагается налогом на рекламу. Если лицо, получившее благотворительную помощь, все же приняло участие в распространении информации о благотворителе, например выступило с благодарностью в СМИ, но в соответствии с договорными отношениями на него такие обязанности возложены не были, расходы на благотворительность также не могут быть признаны рекламой.
Необходимо отметить, что в некоторых случаях организации может быть выгодно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на величину расходов по оказанию материальной поддержки тому или иному лицу, уплатив при этом в бюджет налог на рекламу. Для этого необходимо, чтобы такая поддержка была признана спонсорством и связанные с этим затраты признавались рекламными расходами (в соответствии с п.4 ст.264 НК РФ спонсорство будет относиться к категории "прочие виды рекламы". В отношении рекламных расходов данной категории установлено ограничение в размере 1% суммы выручки от реализации товаров, работ (услуг). В таком случае налогоплательщику необходимо обратить особое внимание на составление спонсорского договора. Спонсорский взнос будет признан платой за рекламу только в том случае, если условие об оказании рекламных услуг прямо приведено в спонсорском договоре. Данный вывод можно сделать исходя из смысла ст.19 Закона, на основании которого вклад осуществляется спонсором на условиях распространения спонсируемым рекламы, т.е. данные условия должны находить отражение в письменном соглашении сторон. В противном случае, т.е. если указание о распространении рекламной информации было дано спонсором устно либо распространение информации о спонсоре не оговорено, такие расходы нельзя признать расходами на рекламу. Данную точку зрения разделяют налоговые органы, которые в своих частных разъяснениях подтверждают, что условие распространения рекламы о спонсоре, его продукции спонсируемым лицом должно обязательно содержаться в договоре об оказании спонсорской помощи. В целях избежания налоговых рисков в случае безвозмездного, бескорыстного оказания благотворительной помощи при оформлении договора и составлении платежных документов не рекомендуется использовать термин "спонсорство". В частности, благотворительную помощь целесообразно направлять не в соответствии со спонсорским договором, а по письму лица, получающего такую помощь, с просьбой оказать ему материальную поддержку.
С.Кардаш Руководитель департамента налогов и права компании ENERGY CONSULTING Подписано в печать 07.04.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |