Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Постановлению ФСС РФ от 04.12.2003 N 134 "Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 7)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 7, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ФСС РФ ОТ 04.12.2003 N 134

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

О ПОРЯДКЕ НАЗНАЧЕНИЯ, ПРОВЕДЕНИЯ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ

ВЫЕЗДНЫХ ПРОВЕРОК СТРАХОВАТЕЛЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ

СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

И ПРИНЯТИЯ МЕР ПО ИХ РЕЗУЛЬТАТАМ">

Перед вами - новая версия Методических указаний по проведению выездных проверок (далее - Указаний), в ходе которых инспекторы ФСС РФ будут оценивать правильность начисления и уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Появление этого документа вызвано поправками, внесенными в страховое законодательство за два с лишним года, которые истекли после выхода в свет первого варианта методички.

Принципиальных изменений - два.

Во-первых, все правила привлечения страхователей к ответственности и начисления пеней за несвоевременную уплату взносов теперь сгруппированы в одном документе. Раньше эти вопросы регулировались ежегодными законами о бюджете Фонда социального страхования. В свою очередь эти законы ссылались на часть первую Налогового кодекса, и фактически порядок привлечения к ответственности за неуплату страховых взносов был аналогичен системе наказаний за налоговые правонарушения.

С апреля 2003 г. меры ответственности за неуплату (неполную уплату) взносов, а также размеры и порядок начисления пеней прописаны непосредственно в Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). С изменениями, внесенными в него Федеральным законом от 22.04.2003 N 47-ФЗ, мы знакомили читателей в 10-м номере "НА" за прошлый год.

Во-вторых, поменялся порядок финансирования страховых выплат и дополнительных расходов на лечение и реабилитацию пострадавших от несчастных случаев. Раньше единовременные и ежемесячные страховки выплачивал работодатель. При этом ему разрешалось вычитать потраченные средства из суммы начисленных страховых взносов.

С июля 2003 г. все расходы (кроме оплаты больничных листов и дополнительных отпусков на время лечения) взял на себя Фонд социального страхования. Новый порядок был предусмотрен Федеральным законом от 07.07.2003 N 118-ФЗ. Мы комментировали его в 14-м номере "НА" за прошлый год.

Кроме того, в документе нашли отражение новые правила регистрации фирм и предпринимателей и порядок определения среднего заработка для расчета пособий по временной нетрудоспособности. Принцип "одного окна", который освободил работодателей от ответственности за несвоевременную регистрацию в фонде, закреплен Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ, а 12-месячный период, исходя из которого в 2004 г. нужно оплачивать больничные листы, - Федеральным законом от 08.12.2003 N 166-ФЗ. Оба документа были напечатаны в 1-м номере "НА" за этот год.

Таким образом, с причинами появления обновленных Указаний вы уже знакомы. А что же поменялось в самой методичке?

По существу опубликованный документ представляет собой незначительно переработанный вариант старого. Чиновники исправили устаревшие положения, уточнили номера и названия законов, на которые они ссылались, а также дополнили методичку двумя новыми подразделами.

В первом из них (п.п.98 - 114 Указаний) говорится об использовании страховых взносов на предупреждение производственного травматизма и профзаболеваний. С этим подразделом следует ознакомиться работодателям, у которых есть соответствующее разрешение из местного отделения фонда и которые действительно расходовали начисленные взносы на профилактические мероприятия.

Второй подраздел (п.п.115 - 123) может заинтересовать работодателей, которые в 2003 г. имели право на скидки к страховым тарифам или, наоборот, кому были установлены надбавки. В нем рассматривается порядок оплаты санаторно-курортных путевок, выданных работникам в пределах этих сумм.

Обратите внимание на последний пункт этого раздела: в нем говорится, что в 2004 г. оплачивать путевки за счет страховых взносов нельзя.

Регламент проведения проверки практически не изменился. Учитывая, что в 3-м номере "НА" за 2002 г. мы рассматривали его очень подробно, наш сегодняшний комментарий мы посвящаем обзору наиболее важных положений методички, которые бухгалтеру нужно учесть, чтобы качественно подготовиться к проверке.

Подготовка, проведение и оформление результатов проверки

Расширен состав критериев, по которым сотрудники фонда будут отбирать кандидатов на выездную проверку (п.2 Указаний). К тем, что были раньше, добавились:

- наличие задолженности по страховым взносам и единому социальному налогу (в той части, которая поступает в ФСС РФ);

- замечания, сделанные в ходе камеральной проверки отчетов по форме N 4-ФСС РФ <*>. Напомним, что начиная с отчета за I квартал 2004 г. применяется форма N 4-ФСС РФ, утвержденная Постановлением ФСС РФ от 01.12.2003 N 130.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Документ опубликован в "НА" N 1, 2004.

Разработчики Указаний отказались от нормативных сроков проверки, которые раньше приводились в качестве рекомендованных. Эти сроки определялись в зависимости от численности работающих на предприятии. Теперь оговаривается только максимальный срок проверки - два месяца, который может быть увеличен до трех месяцев, если у фирмы есть филиал или представительство (п.7 Указаний).

Правила составления акта проверки остались прежними. Зато более детально прописан порядок его вручения (п.п.20 - 24). Приводятся даже образцы записей, которые нужно сделать, если руководитель фирмы-страхователя или предприниматель отказывается подписать акт или уклоняется от его получения.

В целом же механизм вручения не изменился: если из рук в руки акт передать не удалось, его пошлют по почте, а датой получения будет считаться шестой день после отправки заказного письма. Порядок подачи разногласий по акту, а также принятия окончательных решений руководством местного отделения фонда также не изменился.

Если в ходе проверки выявлена недоимка по страховым взносам, страхователю направят требование о ее погашении и об уплате пеней (п.п.30 - 34). Погасить долг предложат добровольно, но, если фирма откажется, фонд попытается взыскать ее принудительно.

Порядок взыскания недоимок и пеней установлен ст.22.1 Закона N 125-ФЗ. Основные положения этой статьи включены в Указания (п.п.40 - 46). Напомним, что долг по страховым взносам можно взыскивать не только за счет денег на расчетом счете, но и за счет другого имущества страхователя. В связи с этим в методичке коротко описывается схема взаимодействия сотрудников фонда с судебными исполнителями. Если вас интересуют подробности этой схемы, то нужно ознакомиться с совместным Приказом Минюста и ФСС РФ от 10.12.2003 N 280, где механизм принудительного исполнения решений фонда раскрывается полностью. Мы же обратим внимание лишь на два важных момента:

- чтобы "позвать на помощь" судебного пристава, отделению фонда отводится шесть месяцев. Этот срок исчисляется с того дня, когда из банка возвратилось неисполненное инкассовое поручение на взыскание недоимки за счет денежных средств страхователя (п.41 Указаний);

- если в течение трех дней после того, как решение о взыскании недоимки было принято, его не направили в службу судебных приставов, оно теряет силу, и в дальнейшем задолженность можно будет взыскать только через суд (п.44 Указаний).

Если помимо недоимки в ходе проверки обнаружены и нарушения, за которые Законом N 125-ФЗ предусмотрена ответственность, то фирму оштрафуют. Раньше для этого было достаточно решения фонда. Теперь порядок усложнился. На основании решения страхователю сначала направят требование о добровольной уплате штрафа. И только когда требование не будет выполнено, представители Фонда смогут обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании штрафа (п.п.50 - 52 Указаний).

Проверка начисления страховых взносов

Возросший объем разд.II методички объясняется главным образом разнообразием нормативных актов, которые регулировали порядок начисления и уплаты страховых взносов в 2001 - 2004 гг. О них мы говорили в начале комментария.

Прежде всего разработчики Указаний привели реквизиты всех федеральных законов, которыми действие страховых тарифов, установленных в 2001 г., распространялось на последующие периоды. Кроме того, они рассказали о постановлениях, которыми Правительство РФ и Пенсионный фонд определили, как начислять взносы и как рассчитывать скидки и надбавки к страховым тарифам (напомним, что последний раз эти правила уточнялись Постановлением Правительства РФ от 11.12.2003 N 754, их новая редакция опубликована в "НА" N 1, 2004). Здесь же подробно описываются льготы для организаций инвалидов и состав документов, которые инспектор обязательно потребует, чтобы убедиться в правомерности применения этих льгот (п.59 Указаний).

Обратим внимание на два пункта разд.II.

В п.56 сказано, что многопрофильные предприятия определяют класс своего профессионального риска по основному виду деятельности. У коммерческих организаций основным видом деятельности считается тот, доходы от которого по итогам предыдущего года имеют наибольший удельный вес в общем объеме выручки. Проверять, соответствуют ли тарифы, по которым фирма начисляет страховые взносы, основному виду деятельности, инспекторы будут с помощью Отчета о прибылях и убытках. Следовательно, бухгалтеру нужно заранее убедиться в том, что показатели, отраженные в расшифровках к строке 010 формы N 2, соответствуют выбранным тарифам.

Подтвердить класс своего профессионального риска на 2004 г. все страхователи должны были до 1 апреля. К этому сроку в территориальное отделение фонда нужно было представить:

- заявление по форме, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 06.02.2002 N 12 <**>;

- справку-подтверждение, где отражается распределение доходов и поступлений за 2003 г.;

- копию пояснительной записки к годовому бухгалтерскому балансу.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Документ опубликован в "НА" N 7, 2002.

В течение двух недель сотрудники фонда проверят представленные документы и направят страхователю уведомление об установленных страховых тарифах. Если по каким-либо причинам фирма не выполнила эти требования, то в те же сроки (до 15 апреля) фонд самостоятельно определит основной вид деятельности и класс профессионального риска. При этом инспекторы будут руководствоваться фискальными соображениями и из всех возможных страховых тарифов выберут наиболее высокие.

В п.61 приводится перечень выплат, освобожденных от начисления страховых взносов. На сегодняшний день это самый точный перечень, которым следует руководствоваться при решении спорных вопросов. Он сформирован на основе Постановления Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, но учитывает все изменения, которые произошли в законодательстве за последние четыре года.

Начисление пеней и штрафных санкций

В п.п.62 - 73 Указаний подробно рассматривается порядок начисления пеней за несвоевременную или неполную уплату страховых взносов. Все разъяснения основаны на обновленных положениях ст.ст.22, 22.1 и 22.2 Закона N 125-ФЗ. Назовем лишь самые важные из них:

- страховые взносы нужно перечислять ежемесячно в срок, установленный для выдачи зарплаты за истекший месяц. Пени начисляются со следующего дня и по день уплаты взносов включительно;

- пени начисляются в размере 1/300 учетной ставки Банка России, которая действовала в период с момента образования недоимки и до ее погашения;

- отделения фонда могут предоставлять страхователям отсрочки по уплате страховых взносов сроком на один год. Отсрочки оформляются специальными соглашениями. Пока эти соглашения в силе, фонд не начисляет пени на сумму задолженности. Правда, при условии, что предприятие исправно платит текущие страховые взносы. Такой порядок был предусмотрен Законами о бюджете Фонда социального страхования на 2002 и 2003 гг. Он сохранился и в наступившем году (ст.7 Федерального закона от 08.12.2003 N 166-ФЗ);

- пени не начисляются, если страхователь докажет, что он не мог погасить недоимку из-за приостановления операций по его банковским счетам или из-за ареста имущества.

В п.п.74 - 78 разъясняется порядок привлечения страхователя к ответственности за допущенные нарушения, а также приводятся размеры установленных штрафных санкций.

Проверка правильности страховых выплат и пособий

В подразделе, где рассматривается порядок начисления страховых выплат и пособий по временной нетрудоспособности, учтены изменения, внесенные в Закон N 125-ФЗ в июле прошлого года. Кроме того, для справки здесь приводятся все контрольные показатели, которые нужно было соблюдать при расчете компенсаций в 2001 - 2003 гг.: минимальные размеры оплаты труда, а также предельные размеры ежемесячных и единовременных страховых выплат.

В заключение отметим, что в 2004 г. порядок начисления страховых выплат при несчастных случаях несколько изменился. Предельная сумма единовременной выплаты увеличена с 27 000 до 30 000 руб. Такую же сумму получат родственники погибшего в результате несчастного случая. Действие п.1 ст.11 Закона N 125-ФЗ, где говорится о том, что единовременная выплата рассчитывается исходя из 60 МРОТ, вновь приостановлено. Однако "разморожено" действие п.11 ст.12 этого Закона, согласно которому размер ежемесячной страховой выплаты должен индексироваться с учетом инфляции.

А.П.Распутин

Аудитор

Подписано в печать

02.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: В 2004 г. организация в порядке долевого участия в строительстве жилого дома приобрела квартиру, которую после перевода в нежилой фонд будет использовать в качестве офиса. В каком порядке следует начислять амортизацию по данной квартире для целей налогообложения прибыли? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 15) >
Статья: <Комментарий к Письму ФСС РФ от 25.02.2004 N 02-18/07-1202 <О расчете социальных пособий>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.