Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Правовые основания взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2004 году ("Консультант", 2004, N 8)



"Консультант", N 8, 2004

ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В 2004 ГОДУ

Проблема взимания экологических платежей, по большому счету, окончательно не разрешена, т.к. в действующем экологическом законодательстве до сих пор не устранены противоречия.

В статье рассказывается о современном состоянии вопроса, о том, какие на данный момент существуют основания для их уплаты и какими документами они регулируются. Также автор предостерегает тех, кто вольно или невольно наносит ущерб окружающей среде, информируя о санкциях за подобные нарушения.

Практически все хозяйствующие субъекты оказывают то или иное негативное воздействие на окружающую среду, выбрасывая в атмосферу, сбрасывая в водные объекты загрязняющие вещества, а также размещая отходы от производственной и иной деятельности. Вследствие этого большинство организаций всех форм собственности должны вносить так называемые экологические платежи. Однако правомерность взимания этих платежей вызывает сомнение, т.к. ныне действующие нормативно-правовые акты по-разному определяют само название этих платежей и не содержат четкого экономического механизма их исчисления и взимания.

Так, Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (далее - Постановление N 632) утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. Это Постановление было издано в развитие Закона РФ от 19.12.1991 N 2060-1 "Об охране окружающей природной среды" (утратил силу с 2002 г. в связи с введением в действие Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; далее - Закон N 7-ФЗ). Вместе с тем Постановление N 632 продолжает действовать, т.к. его правомерность (конституционность) была подтверждена Определением КС РФ от 10.12.2002 N 284-О (далее - Определение N 284-О). Правда, в последующем отдельные нормы Постановления N 632 были отменены Решением ВС РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49. Речь идет о п.2 Постановления N 632 и п.9 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, признанных недействующими в части взыскания сумм платежей с природопользователей в безакцептном порядке.

Пунктом 2 Постановления N 632 поручалось Минприроды России разработать с привлечением заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Минэкономики России и Минфином России утвердить базовые нормативы платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Эти базовые нормативы платы были утверждены Минприроды России 27.11.1992 и ежегодно индексировались. В настоящее время они не применяются.

Особенности исчисления экологических платежей

Следует отметить, что в Законе N 7-ФЗ введено несколько иное название экологических платежей - плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст.16 этого Закона формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается законодательством Российской Федерации.

К законодательству в данном случае относятся и нормативно-правовые акты Правительства РФ. В связи с этим, когда в 2003 г. было принято новое Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 N 344 (далее - Постановление N 344), многие решили, что оно является реализацией указанной выше ст.16 Закона N 7-ФЗ. Тем более что Постановлением N 344 были утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления. В то время Законом N 7-ФЗ к видам негативного воздействия были, в частности, отнесены:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- размещение отходов производства и потребления.

Однако такой вывод неверен: ведь специальный законодательный акт, определяющий формы платы за негативное воздействие, как это следует из ст.16 Закона N 7-ФЗ, до настоящего времени не введен.

Таким образом, Постановление N 344 не может считаться принятым во исполнение Закона N 7-ФЗ. Трудности в порядке применения этого нормативно-правового акта поначалу были связаны и с тем, что в нем содержатся лишь нормативы платы и коэффициенты к ним (учитывающих различные экологические факторы), но нет практически ни одной ссылки на какой-либо нормативный акт, в соответствии с которым следует применять вновь утвержденные нормативы платы.

На самом деле Постановление N 344 было разработано и введено в действие взамен прежних базовых нормативов платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов. Эти нормативы платы практически перестали применяться после Решения ВС РФ от 12.02.2003 N ГКПИ 03-49.

Таким образом, несмотря на отсутствие в Постановлении N 344 отсылок на другие нормативные правовые акты, исчисление платежей по утвержденным этим Постановлением ставкам платы производится в 2004 г. в порядке, определенном Постановлением N 632.

При этом следует отметить, что при исчислении платежей по новым нормативам правомерно производить их корректировку (т.е. уменьшать их сумму) с учетом выполняемых природоохранных мероприятий (п.4 Постановления N 632).

Здесь целесообразно уточнить, какие природоохранные мероприятия учитываются в данном случае. Перечень соответствующих мероприятий приведен в Приложении 2 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утв. Минприроды России 26.01.1993 по согласованию с Минэкономики России и Минфином России (с изменениями, внесенными Приказом Госкомэкологии России от 15.02.2000 N 77). Он включает в себя различные природоохранные работы (их свыше 20) по охране и рациональному использованию водных ресурсов, воздушного бассейна. Кроме того, сюда же включены затраты по экологическому образованию кадров и некоторые научно-исследовательские работы (например, по созданию природоохранного оборудования и др.).

Следует также обратить внимание на то, что платежи по вновь вводимым ставкам платы не исчисляются индивидуальными предпринимателями (без образования юридического лица). Это следует из п.1 вышеупомянутого Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия. В нем предусмотрено, что данный Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.

Учитывая специфику определения платежной базы при осуществлении загрязнения окружающей среды различными видами вредных веществ, предприятия могут воспользоваться вышеупомянутыми Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды. Правда, обратить внимание следует лишь на разд.4 "Порядок расчета платы за загрязнение окружающей природной среды" и 5 "Порядок определения массы загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду", т.к. другие разделы этого документа практически неприменимы в связи с последними изменениями по рассматриваемым платежам.

Индексация и дифференциация экологических платежей

Теперь рассмотрим вопросы о возможном введении в 2004 г. коэффициентов индексации платы к вновь утвержденным ставкам платы на федеральном уровне (помимо тех, которые уже содержатся в Постановлении N 344 и учитывают соответствующие экологические факторы), а также о правомерности установления дифференцированных ставок платы региональными органами исполнительной власти.

Что касается индексации платы, то ранее индексация прежних базовых нормативов платы ежегодно производилась федеральным природоохранным органом. Такое право было предоставлено этому органу Постановлением N 632 еще и потому, что базовые нормативы, как отмечалось выше, были утверждены ведомственным документом. Теперь такую индексацию можно будет осуществить только при пересмотре ставок платы, утвержденных Постановлением N 344. Это обусловлено тем, что самим этим постановлением механизм индексации не установлен, а Федеральный закон от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" также не предусматривает индексацию ставок по каким-либо налогам и другим платежам.

Относительно дифференциации новых нормативов платы исполнительными органами субъектов Российской Федерации можно сказать следующее. Данные органы теперь не имеют для этого соответствующих полномочий. Ранее такое право им предоставлял пп."а" п.4 Постановления N 632. Исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации могли устанавливать дифференцированные ставки платы на основании утвержденных в соответствии с п.2 этого Постановления базовых нормативов платы. Однако этот пункт, как уже указывалось, признан ВС РФ недействующим. Новые же нормативы платы утверждены уже не ведомственным документом, а постановлением Правительства РФ.

Таким образом, в настоящее время вновь утвержденные нормативы платы должны применяться без каких-либо изменений их региональными органами власти. Это же касается и коэффициентов к новым нормативам платы (учитывающим различные экологические факторы - Приложение 2 к Постановлению N 344): они должны учитываться при расчете платежей предприятиями без каких-либо дополнительных решений со стороны региональных государственных органов власти. При этом при применении данных коэффициентов необходимо обратить внимание на следующее. В указанном выше Приложении 2 коэффициенты (учитывающие состояние атмосферного воздуха и почвы) распределены по территориям экономических районов, а не по федеральным округам. Однако ранее установленное распределение административно-территориальных единиц России по экономическим районам не соответствует нынешнему делению субъектов РФ по федеральным округам. В связи с этим с целью правильного определения предприятиями размера соответствующего коэффициента следует руководствоваться Общероссийским классификатором экономических регионов (ОК 024-95), утв. Постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 N 640.

Контроль государства за исчислением и поступлением

экологических платежей

Прежде чем рассматривать порядок осуществления контроля за исчислением и поступлением указанных платежей со стороны государственных органов, целесообразно указать на неналоговый характер этих платежей. Практически это означает, что налоговые органы не вправе применять нормы Налогового кодекса РФ в случае выявления нарушений в порядке исчисления и внесения экологических платежей. В настоящее время статус этих платежей установлен Конституционным Судом РФ в Определении N 284-О. В данном документе определено, что платежи за негативное воздействие на окружающую среду не обладают рядом признаков, присущих налоговому обязательству в его конституционно-правовом смысле, и не включаются в систему налогов, которая согласно ч.3 ст.75 Конституции РФ подлежит установлению федеральным законом.

Далее в Определении N 284-О отмечено, что в соответствии с нормативно-правовым комплексом, содержащимся в указанных положениях федерального законодательства в их взаимосвязи, платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются обязательными публично-правовыми платежами (в рамках финансово-правовых отношений) за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное на нее влияние в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия. Это необходимое условие для получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Указанные платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства. По сути, они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. При этом платежи за загрязнение окружающей среды взимаются лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с негативным воздействием на экологическую обстановку. Такая плата определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.

Исходя из изложенного выше, основные задачи по администрированию экологических платежей было бы логично решать территориальным органам МПР России. Необходимые полномочия для этого имеются. Так, Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 N 726, предусмотрено, что МПР России осуществляет руководство и общее методическое обеспечение работ по нормированию уровня (определению лимитов) различных видов вредного воздействия на природную среду. Также министерство выдает, приостанавливает действие и аннулирует лицензии (разрешения) на право осуществлять указанные виды вредного воздействия и осуществляет некоторые другие функции, ранее закрепленные за Госкомэкологии России. Кроме того, МПР России вправе утверждать инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы.

Р.Л.Курганов

Советник налоговой службы

Российской Федерации II ранга

Подписано в печать

01.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Выплата премий в натуральной форме ("Консультант", 2004, N 8) >
Вопрос: Имеются ли в ПФР сведения по установленным регионами срокам сдачи сведений о трудовом стаже? ("Консультант", 2004, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.