Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Система государственной регистрации: что нового? ("Консультант", 2004, N 8)



"Консультант", N 8, 2004

СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ: ЧТО НОВОГО?

На вопросы корреспондента журнала "Консультант" отвечает руководитель Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России Сергей Сергеевич Дуканов.

- Сергей Сергеевич, что в этом году изменилось в системе государственной регистрации и учета субъектов предпринимательской деятельности?

- С 1 января 2004 г. существенно подкорректирована система государственной регистрации и учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Изменения стали возможны благодаря принятию Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Прежде всего остановлюсь на изменениях, касающихся государственной регистрации юридических лиц. С 1 января 2004 г. установлен запрет на подачу документов в регистрирующие органы лицами, которые действуют на основании доверенности. Если ранее граждане на основании доверенности подписывали заявление и в последующем не несли административную и уголовную ответственность за подачу ложных или недостоверных сведений, которые впоследствии могли причинить существенный имущественный вред контрагентам, то теперь данная норма позволит избежать случаев безответственности заявителей, подающих документы на регистрацию. С нового года подписать заявление может только должностное лицо организации - в первую очередь, руководитель организации, а при учреждении организации - учредители. При этом следует обратить внимание, что подать документы в регистрирующий орган может любой (курьер, почтальон и др.), оснований для отказа в приеме документов у регистрирующего органа нет.

C 1 января 2004 г. впервые в нашем законодательстве появились нормы, касающиеся реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица. Теперь четко определены требования к регистрации, установлено, куда и какие подаются документы.

Также с нового года исключена неточность, которая существовала в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Организации, если она находится в стадии ликвидации, может быть отказано в регистрации. Сейчас ст.23 Закона дополнена новой нормой, она совершенно корректна и устраняет ранее существовавшую проблему.

Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом N 185-ФЗ в законодательные акты, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) увеличился состав показателей, которые будут в нем содержаться. В частности, в Реестре появятся сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД). Причем сведения о кодах будут определяться самим заявителем при представлении документов для государственной регистрации. Также в Реестр вносятся ИНН налогоплательщика (и КПП - для юридического лица), сведения о банковских счетах, поступающих в регистрирующие (налоговые) органы в соответствии со ст.86 НК РФ, сведения о номере и дате регистрации хозяйствующего субъекта в качестве страхователя, поступающие в регистрирующие (налоговые) органы в течение пяти дней с момента осуществления такой регистрации из органов государственных внебюджетных фондов. Кроме того, в Реестре появились сведения о филиалах и представительствах юридического лица и дополнительно - сведения об участниках юридического лица. Раньше сведения содержались только об учредителях, заполнялись они при учреждении организации и затем, как правило, не обновлялись. Теперь Реестр будет включать актуальные сведения об участниках обществ с ограниченной ответственностью, обществ с дополнительной ответственностью, хозяйственных товариществ (в отношении полных товарищей), а также сведения о держателе реестра акционеров акционерных обществ (это либо специализированный регистратор, либо эмитент - само акционерное общество). Хотелось бы обратить внимание руководителей акционерных обществ на необходимость представления в трехдневный срок с момента определения держателя реестра в регистрирующие (налоговые) органы сведений о реестродержателях акционеров, а также об изменении сведений о нем.

- Что следует знать индивидуальным предпринимателям по вопросу государственной регистрации?

- С 1 января 2004 г. на МНС России была возложена функция государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств на территории всей России. Методы осуществления регистрации практически те же самые, что и в отношении юридических лиц. На конец февраля 2004 г. данные почти о 200 тыс. индивидуальных предпринимателей уже занесены в Реестр. Из них 133 тыс. предпринимателей уже ранее были зарегистрированы, а 67 тыс. новых предпринимателей зарегистрировались с нового года. Учитывая, что всего предстоит обработать сведения примерно о 4700 тыс. ранее зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, и оценивая темпы подачи документов в регистрирующие органы, можно предположить, что к концу года все желающие смогут подать сообщения. Хотелось бы напомнить, что индивидуальные предприниматели, которые до 1 января 2005 г. не подадут о себе сообщение, утратят право считаться предпринимателями. Тем не менее физические лица заново смогут подать заявление и зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей.

Как уже отмечалось, с нового года на налоговые органы возложена функция по регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ). Сведения о КФХ будут содержаться в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. КФХ не являются юридическими лицами, а осуществляют свою деятельность в лице главы хозяйства, признающегося по своему статусу индивидуальным предпринимателем, но на сегодня все еще существуют КФХ, являющиеся юридическими лицами. Федеральным законом от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено, что к 2010 г. все КФХ - юридические лица должны стать КФХ - индивидуальными предпринимателями.

- Сергей Сергеевич, реализация концепции "одного окна" при осуществлении государственной регистрации продолжает совершенствоваться. Чем можно порадовать налогоплательщиков в этом году?

- Действительно, благодаря изменениям, которые внес Федеральный закон N 185-ФЗ, а также Постановлению Правительства от 26.02.2004 N 110, которым предусматривается изменение Правил ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, а также изменение форм документов, представляемых для государственной регистрации, процедура государственной регистрации и учета налогоплательщиков была усовершенствована.

Основное положение в реализации принципа "одного окна" связано с тем, что с 1 января 2004 г. хозяйствующие субъекты обращаются не во все государственные инстанции (органы государственных внебюджетных фондов и статистики), а непосредственно в регистрирующий орган и получают сразу свидетельство о регистрации юридического лица (предпринимателя) и свидетельство о постановке на учет. Счета в банке можно открывать уже на шестой день после подачи заявления о регистрации. В начале года налогоплательщики сталкивались с определенными трудностями при открытии счетов в банке на основании свидетельств о государственной регистрации и постановке на учет в налоговом органе. Вместе с тем после выхода Письма Банка России от 30.01.2004 N 15-Т, направленного в территориальные учреждения Банка России, ситуация нормализовалась. Еще раз следует подчеркнуть, что банки не должны требовать при открытии расчетного счета ни документы из Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ, ни коды статистики.

Со всеми ведомствами (Пенсионный фонд РФ, Госкомстат России, ФСС РФ, ФФОМС), участвующими в государственной регистрации, МНС России были заключены соглашения, согласно которым МНС России передает им сведения о всех вновь зарегистрированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, а также о всех изменениях в Реестре. При этом МНС России получает сведения от фондов для внесения изменений в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

Хотелось бы отметить, что, осуществляя государственную регистрацию хозяйствующих субъектов, налоговые органы теперь могут реально сосредоточить свои усилия на работе с недобросовестными организациями и предпринимателями. Это те, кто указывают о себе недостоверные данные, несуществующие адреса и пр. Если ранее можно было узнать, что организация находится по несуществующему адресу, через год-полтора, то сейчас об этом мы будем иметь информацию уже через две недели. Это связано с тем, что все уведомления, которые направляются в адрес юридических лиц и предпринимателей, придут именно на тот адрес, который они указали. В случае возвращения документов обратно в налоговый орган у его работников появляется основание для работы с ограниченным кругом налогоплательщиков - теми, кто сообщил о себе недостоверные сведения.

- Как изменился с нового года порядок учета юридических и физических лиц по иным основаниям?

- В настоящее время учет налогоплательщиков по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств производится на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество, а также регистрацию транспортных средств. Иначе говоря, для постановки на учет не требуется заявления или личного обращения в налоговые органы. Учет нотариусов и адвокатов также производится автоматически на основании сведений, получаемых соответственно от органов юстиции, выдающих лицензии на право нотариальной деятельности, советов адвокатских палат субъектов Российской Федерации.

- Как можно получить сведения из Единого государственного реестра?

- Согласно Правилам ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 "О Едином государственном реестре юридических лиц", с учетом изменений, внесенных в них Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110, содержащиеся в Реестре сведения о конкретном юридическом лице предоставляются по запросу, составленному в произвольной форме, в виде следующих документов:

- выписки из государственного реестра;

- копии документа (документов), содержащегося в регистрационном деле юридического лица;

- справки об отсутствии запрашиваемой информации.

Справка выдается, если в Едином государственном реестре нет сведений о юридическом лице либо в случае невозможности определить конкретное юридическое лицо.

Открытые и общедоступные сведения о юридических лицах, содержащиеся в Едином государственном реестре, могут быть предоставлены также в электронном виде: на компакт-диске или в режиме on-line по абонентскому обслуживанию. Другими словами, фактически пользователь может быть подключен к ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

- Кому данные сведения могут быть предоставлены и на каких условиях?

- Сведения из Единого государственного реестра могут быть предоставлены самому юридическому лицу при обращении в регистрирующий орган за повторной выдачей документа, подтверждающего факт внесения записи в Реестр. Физическим и юридическим лицам могут быть предоставлены сведения о конкретном юридическом лице при обращении за информацией о нем, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков. Физическим лицам предоставляется справка о соответствии или несоответствии изложенных в запросе сведений о персональных данных физического лица сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре. Размер платы за предоставление данной информации составляет 200 руб. за каждый из документов, о которых говорилось ранее. Размер платы за срочное предоставление сведений составляет 400 руб. за каждый документ.

Разовое предоставление сведений из Единого государственного реестра на диске составляет 50 000 руб., однократное предоставление обновленной информации - 5000 руб. Абонентское обслуживание одного рабочего места в год составляет 15 000 руб.

Подписано в печать

01.04.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Муниципальное учреждение выполняет муниципальный заказ по благоустройству города за счет целевых средств местного бюджета, выделяемых администрацией муниципального образования - собственником учреждения. При этом учреждение осуществляет механизированную уборку дорог и площадей города, откачку паводковых вод, ямочный ремонт городских дорог и т.д. Уплачивать ли НДС и налог на прибыль? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 13) >
Статья: Новый порядок отражения в учете и отчетности изменения учетной политики ("Консультант", 2004, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.