Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Тонкости бухгалтерской отчетности ("Главбух", 2004, N 7)



"Главбух", N 7, 2004

ТОНКОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Ложников Игорь Николаевич - заместитель руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России

Пора подбивать итоги за I квартал 2004 г. И вновь перед бухгалтером встают проблемы, решение которых четко не прописано в законодательстве. Что такое существенный показатель? Как быть, если из-за округлений актив не совпадает с пассивом? Где учитывать еще не зарегистрированную недвижимость? Лучше всех ответы на эти вопросы должны знать в Минфине России.

- Один из самых распространенных вопросов, который задают бухгалтеры: как лучше сдавать отчетность - приносить лично, отправлять по почте или по электронным каналам?

- Каких-либо строгих требовании в этом плане не существует. Единственное ограничение касается подачи бухгалтерской отчетности по Интернету. В Законе о бухучете сказано: представление отчетности в электронном виде должно быть санкционировано обеими сторонами - принимающей и сдающей. То есть прежде чем требовать или представлять отчет по электронным каналам связи, чиновники и организация должны договориться об этом. Ведь здесь все зависит от того, есть ли у сторон необходимая техника, соответствующие программы кодирования и так далее.

- Надо ли обособленным подразделениям организации представлять бухотчетность в свои налоговые инспекции?

- Не надо. Бухгалтерская отчетность составляется по юридическому лицу в целом. Подразделения, которые входят в структуру юрлица, подготавливают отчетность для внутренних целей. Ее не представляют ни в органы госстатистики, ни в налоговую инспекцию.

- А головному отделению нужно отчетность по юрлицу в целом отсылать не только в свою налоговую, но и в инспекции, к которым прикреплены филиалы?

- Нет. Ведь Законом о бухучете и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими правила представления бухгалтерской отчетности, такая обязанность не предусмотрена.

- Теперь давайте перейдем собственно к заполнению бланков. Многие бухгалтеры спрашивают, что такое существенные показатели отчетности?

- Ни в нашем законодательстве, ни в международных правилах жестких критериев нет. Минфин России рекомендует следующее. Если сумма однородных хозяйственных операций предприятия составляет пять и более процентов от общего объема соответствующих показателей - активов или обязательств, - то этот показатель можно считать существенным. Например, когда доход от сдачи имущества в аренду превышает пять процентов от общей выручки, данную сумму в отчете о прибылях и убытках можно вынести в отдельный показатель. Но в конечном счете каждая организация в своей учетной политике сама определяет критерии существенности.

- В новых формах отчетности не у всех строк есть коды. Может ли фирма проставить их самостоятельно?

- Да, некоторым строкам предприятия могут сами присваивать коды. Это строки, куда заносят показатели, которые не нужны для статистического наблюдения. Поэтому они присутствуют в формах бухотчетности, но не закодированы. То же самое касается и показателей, которые организация вводит самостоятельно, чтобы расшифровать существенные для нее данные. Им бухгалтер также дает коды сам.

- Кстати, о расшифровках: почему в формах их стало меньше?

- Вы правы, из баланса исключено большинство расшифровок. Например, там больше необязательно расшифровывать показатели основных средств, нематериальных активов, капитальных вложений. Сделано это потому, что теперь расшифровки приведены в форме N 5 и дублировать их в двух бланках нет смысла. Хотя это вовсе не значит, что организация не имеет права детализировать такие показатели в балансе.

- Как заполнять форму N 2 тем предприятиям, у которых один вид деятельности на общем режиме налогообложения, а другой - на ЕНВД?

- Я считаю, что такие фирмы должны несколько изменить графы N 3 и N 4 в форме N 2. Каждую их них следует разделить на две подграфы. И в одной подграфе приводить доходы и расходы от деятельности, по которой уплачивается налог на прибыль, а в другой - показатели для ЕНВД. Ведь согласно законодательству, если организация одновременно является плательщиком налога на прибыль и ЕНВД, она обязана вести раздельный учет.

- Налоговики настаивают на том, что новую и уже используемую недвижимость надо учесть в составе основных средств, как только будут поданы документы на государственную регистрацию. Между тем п.52 Методических указаний гласит: учитывать имущество на счете 08 можно до тех пор, пока организация не получит свидетельство...

- В данном случае требование налоговиков неправомерно. Тот же п.52 методички предоставляет предприятию возможность выбора. То есть оно может принять объект недвижимости на счет 01 как при передаче документов на регистрацию, так и уже получив свидетельство. Соответственно тому, на каком счете организация отразит это основное средство, и будет заполняться баланс.

- Предположим, предприятие решило не переводить такую недвижимость на счет 01, а подождать государственной регистрации. Нужно ли в таком случае начислять по объекту амортизацию?

- Непременно. Организация, эксплуатирующая объект, должна начислять по нему амортизацию, даже если имущество отражено на счете 08. Так что не забудьте учесть сумму амортизационных отчислений, заполняя баланс. А потом, приходуя эту недвижимость уже в качестве основного средства, необходимо уточнить ее первоначальную стоимость.

- Из-за округлений и из-за того, что данные надо приводить в тысячах, актив с пассивом порой не совпадает. Например, в активе получилась 21 тыс. руб., а в пассиве - 20 тыс. Как бухгалтерам выходить из таких ситуаций?

- Согласен, такое иногда случается. Но о том, как справляться с подобной проблемой, в нормативных актах ничего не сказано. Могу дать совет из собственной практики. Такие отклонения составляют, как правило, не более тысячи рублей. Я их показывал по счету 76 "Прочие дебиторы и кредиторы" - без всяких бухгалтерских записей, просто для арифметического соответствия актива и пассива.

- И наконец, допустим, что в отчетности все-таки допущены ошибки или она была сдана не вовремя. Какие штрафы грозят за это фирме?

- Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие наказания. Если отчетность составлена с ошибками, то по ст.120 с предприятия возьмут 5000 руб. А за опоздание с бухотчетностью, согласно ст.126, штраф - по 50 руб. за каждый документ. Поэтому если речь идет об отчетности за первый квартал, то опоздавшую фирму оштрафуют на 100 руб. То есть 50 руб. за баланс и 50 руб. за отчет о прибылях и убытках.

Беседовала

С.Стрельникова

Подписано в печать

31.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Налоговое обозрение от 31.03.2004> ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 14) >
Статья: <Что изменилось в учете и налогообложении на 31.03.2004> ("Главбух", 2004, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.