|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Тонкости бухгалтерской отчетности ("Главбух", 2004, N 7)
"Главбух", N 7, 2004
ТОНКОСТИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
Ложников Игорь Николаевич - заместитель руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России
Пора подбивать итоги за I квартал 2004 г. И вновь перед бухгалтером встают проблемы, решение которых четко не прописано в законодательстве. Что такое существенный показатель? Как быть, если из-за округлений актив не совпадает с пассивом? Где учитывать еще не зарегистрированную недвижимость? Лучше всех ответы на эти вопросы должны знать в Минфине России.
- Один из самых распространенных вопросов, который задают бухгалтеры: как лучше сдавать отчетность - приносить лично, отправлять по почте или по электронным каналам? - Каких-либо строгих требовании в этом плане не существует. Единственное ограничение касается подачи бухгалтерской отчетности по Интернету. В Законе о бухучете сказано: представление отчетности в электронном виде должно быть санкционировано обеими сторонами - принимающей и сдающей. То есть прежде чем требовать или представлять отчет по электронным каналам связи, чиновники и организация должны договориться об этом. Ведь здесь все зависит от того, есть ли у сторон необходимая техника, соответствующие программы кодирования и так далее. - Надо ли обособленным подразделениям организации представлять бухотчетность в свои налоговые инспекции? - Не надо. Бухгалтерская отчетность составляется по юридическому лицу в целом. Подразделения, которые входят в структуру юрлица, подготавливают отчетность для внутренних целей. Ее не представляют ни в органы госстатистики, ни в налоговую инспекцию.
- А головному отделению нужно отчетность по юрлицу в целом отсылать не только в свою налоговую, но и в инспекции, к которым прикреплены филиалы? - Нет. Ведь Законом о бухучете и иными нормативно-правовыми актами, регулирующими правила представления бухгалтерской отчетности, такая обязанность не предусмотрена. - Теперь давайте перейдем собственно к заполнению бланков. Многие бухгалтеры спрашивают, что такое существенные показатели отчетности? - Ни в нашем законодательстве, ни в международных правилах жестких критериев нет. Минфин России рекомендует следующее. Если сумма однородных хозяйственных операций предприятия составляет пять и более процентов от общего объема соответствующих показателей - активов или обязательств, - то этот показатель можно считать существенным. Например, когда доход от сдачи имущества в аренду превышает пять процентов от общей выручки, данную сумму в отчете о прибылях и убытках можно вынести в отдельный показатель. Но в конечном счете каждая организация в своей учетной политике сама определяет критерии существенности. - В новых формах отчетности не у всех строк есть коды. Может ли фирма проставить их самостоятельно? - Да, некоторым строкам предприятия могут сами присваивать коды. Это строки, куда заносят показатели, которые не нужны для статистического наблюдения. Поэтому они присутствуют в формах бухотчетности, но не закодированы. То же самое касается и показателей, которые организация вводит самостоятельно, чтобы расшифровать существенные для нее данные. Им бухгалтер также дает коды сам. - Кстати, о расшифровках: почему в формах их стало меньше? - Вы правы, из баланса исключено большинство расшифровок. Например, там больше необязательно расшифровывать показатели основных средств, нематериальных активов, капитальных вложений. Сделано это потому, что теперь расшифровки приведены в форме N 5 и дублировать их в двух бланках нет смысла. Хотя это вовсе не значит, что организация не имеет права детализировать такие показатели в балансе. - Как заполнять форму N 2 тем предприятиям, у которых один вид деятельности на общем режиме налогообложения, а другой - на ЕНВД? - Я считаю, что такие фирмы должны несколько изменить графы N 3 и N 4 в форме N 2. Каждую их них следует разделить на две подграфы. И в одной подграфе приводить доходы и расходы от деятельности, по которой уплачивается налог на прибыль, а в другой - показатели для ЕНВД. Ведь согласно законодательству, если организация одновременно является плательщиком налога на прибыль и ЕНВД, она обязана вести раздельный учет. - Налоговики настаивают на том, что новую и уже используемую недвижимость надо учесть в составе основных средств, как только будут поданы документы на государственную регистрацию. Между тем п.52 Методических указаний гласит: учитывать имущество на счете 08 можно до тех пор, пока организация не получит свидетельство... - В данном случае требование налоговиков неправомерно. Тот же п.52 методички предоставляет предприятию возможность выбора. То есть оно может принять объект недвижимости на счет 01 как при передаче документов на регистрацию, так и уже получив свидетельство. Соответственно тому, на каком счете организация отразит это основное средство, и будет заполняться баланс. - Предположим, предприятие решило не переводить такую недвижимость на счет 01, а подождать государственной регистрации. Нужно ли в таком случае начислять по объекту амортизацию? - Непременно. Организация, эксплуатирующая объект, должна начислять по нему амортизацию, даже если имущество отражено на счете 08. Так что не забудьте учесть сумму амортизационных отчислений, заполняя баланс. А потом, приходуя эту недвижимость уже в качестве основного средства, необходимо уточнить ее первоначальную стоимость. - Из-за округлений и из-за того, что данные надо приводить в тысячах, актив с пассивом порой не совпадает. Например, в активе получилась 21 тыс. руб., а в пассиве - 20 тыс. Как бухгалтерам выходить из таких ситуаций? - Согласен, такое иногда случается. Но о том, как справляться с подобной проблемой, в нормативных актах ничего не сказано. Могу дать совет из собственной практики. Такие отклонения составляют, как правило, не более тысячи рублей. Я их показывал по счету 76 "Прочие дебиторы и кредиторы" - без всяких бухгалтерских записей, просто для арифметического соответствия актива и пассива. - И наконец, допустим, что в отчетности все-таки допущены ошибки или она была сдана не вовремя. Какие штрафы грозят за это фирме? - Налоговый кодекс РФ предусматривает следующие наказания. Если отчетность составлена с ошибками, то по ст.120 с предприятия возьмут 5000 руб. А за опоздание с бухотчетностью, согласно ст.126, штраф - по 50 руб. за каждый документ. Поэтому если речь идет об отчетности за первый квартал, то опоздавшую фирму оштрафуют на 100 руб. То есть 50 руб. за баланс и 50 руб. за отчет о прибылях и убытках.
Беседовала С.Стрельникова Подписано в печать 31.03.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |