|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Новая глава Налогового кодекса - новые вопросы ("Все о налогах", 2004, N 4)
"Все о налогах", N 4, 2004
НОВАЯ ГЛАВА НАЛОГОВОГО КОДЕКСА - НОВЫЕ ВОПРОСЫ
В соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" разд.VIII части второй Налогового кодекса РФ дополнен гл.25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов", которая вступила в действие с 1 января 2004 г. Не один год длящаяся налоговая реформа, казалось, давала достаточно возможностей для кропотливой подготовки и принятия актов налогового законодательства. Но усиливающийся в последнее время поток изменений действующих актов, а также принятие актов, не дающих однозначного толкования отдельных норм, говорит о том, что процесс совершенствования законодательства будет продолжаться. Широкий спектр недоработок не позволяет в ближайшее время рассчитывать на высокую эффективность использования существующих механизмов налогообложения. Пунктом 2 ст.333.2 гл.25.1 НК РФ не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством РФ) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Какой же перечень должен утверждаться Правительством Российской Федерации? Если речь идет о перечне представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, то еще Федеральным законом от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" было установлено, что единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждается Правительством РФ по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают эти народы. Кроме того, Государственному Совету Республики Дагестан предоставлено право определять количественные и иные особенности ее коренных малочисленных народов (учитывая уникальность этнического состава населения Республики Дагестан по числу проживающих на ее территории народов), а также устанавливать перечень этих народов с последующим включением его в единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" Правительство РФ Постановлением от 24.03.2000 N 255 утвердило Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (в ред. от 28.03.2001). В свою очередь, Постановлением Государственного Совета Республики Дагестан от 18.10.2000 N 191 "Об особенностях применения Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" в Республике Дагестан" был установлен Перечень коренных малочисленных народов Республики Дагестан, который в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 N 236 считается частью Единого перечня.
При этом в связи с введением на территории Российской Федерации новых паспортов гражданина Российской Федерации, не содержащих сведений о национальной принадлежности, возникают трудности с определением объекта обложения у плательщиков сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов - физических лиц. Во втором случае речь может идти о перечне объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд и которые в целях гл.25.1 Налогового кодекса РФ не признаются объектами обложения. В этом случае исключение из перечня объектов обложения некоторых объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд, только для представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации ставит их в ущемленное положение по сравнению с лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования и для которых не признаются объектом обложения все объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд. Этим нарушаются права коренных малочисленных народов Российской Федерации, гарантированные ст.69 Конституции РФ и установленные Федеральным законом "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Возникает вопрос, может ли распространяться указанный Перечень на лиц, не относящихся к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования? По смыслу ст.333.2 НК РФ - нет. Представляется более целесообразным, поскольку речь идет не об утвержденном Правительством РФ перечне, а об утверждаемом, и учитывая данные последней переписи населения страны, выявившие рост количества национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, считать, что утверждаемым в соответствии со ст.333.2 НК РФ перечнем является перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Этой же статьей установлено, что право на применение данной льготы (исключение из объектов обложения ряда объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов) распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности этой категории плательщиков, а лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на вылов (добычу) объектов водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Отсутствие однозначных критериев определения количества объектов, необходимых для удовлетворения личных нужд (численность и возрастной состав населения, физиологические потребности, погодно-климатические условия, миграция объектов животного мира и водных биологических ресурсов и др.), не позволяет в достаточной степени объективно устанавливать лимиты их использования. В соответствии со ст.333.1 НК РФ организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и на пользование объектами водных биологических ресурсов, признаются плательщиками сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. Согласно ст.8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Одновременно в соответствии со ст.4 Закона РФ от 09.12.1991 N 2005-1 "О государственной пошлине" (в ред. 08.12.2003) с граждан Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, принадлежащих к коренным малочисленным народам и этническим общностям Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, на территориях их традиционного проживания и хозяйственной деятельности, а также лиц, не принадлежащих к указанным народам и этническим общностям, но постоянно проживающих на территории Крайнего Севера и в приравненных к нему местностях) за выдачу удостоверений на право охоты взимается государственная пошлина в размере 10% от минимального размера оплаты труда. Несмотря на то что сумма государственной пошлины в настоящее время является незначительной (10% от 100 руб. МРОТ = 10 руб.), налицо взимание за одно и то же юридически значимое действие (выдачу разрешений) и сбора за пользование объектами животного мира, и государственной пошлины. Статьей 333.3 НК РФ установлены размеры ставок сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. При этом, как упоминалось ранее, плательщиками сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира и на пользование объектами водных биологических ресурсов, а объектами обложения признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения), выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, установлены не только ставки сборов, но и перечень объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения), выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем согласно ст.34 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (в ред. от 11.11.2003) перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания без лицензии запрещено, определяется специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Надеемся, что эти и другие вопросы, возникающие при применении гл.25.1 "Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов" НК РФ, найдут свое решение в процессе совершенствования действующего законодательства Российской Федерации.
Л.Н.Сенокосов Советник государственной службы 1 класса Подписано в печать 23.03.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |