|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Упрощенная система: мнимое освобождение ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 11)
"Учет.Налоги.Право", N 11, 2004
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА: МНИМОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ
Одиннадцатого марта 2004 г. Минфин России издал сразу два Письма, посвященных вопросам ведения бухгалтерского учета организациями и предпринимателями, использующими упрощенную систему налогообложения. И общий вывод из этих Писем можно сделать такой: "упрощенцы" все же должны вести бухгалтерский учет. Причем не только организации (которым, напомним, закон предоставляет право при применении "упрощенки" ограничиться лишь учетом основных средств и нематериальных активов), но и предприниматели (которые и без "упрощенки" свободны от бухучета). Остановимся на доводах Минфина подробнее.
Дивиденд - заложник бухучета
(Комментарий к Письму Минфина России от 11.03.2004 N 04-02-05/3/19 <О порядке расчета чистой прибыли организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения>)
Начнем с Письма, затрагивающего интересы организаций. В документе за N 04-02-05/3/19 специалисты Министерства финансов РФ рассматривают следующую ситуацию. В 2003 г. организация применяла упрощенную систему налогообложения, получила прибыль и решила выплатить дивиденды. Но как этой организации определить чистую прибыль, из которой и положено делать выплаты акционерам? Ведь она вела учет только основных средств и нематериальных активов. На этот вопрос и взялся ответить Минфин России. И путем долгих рассуждений пришел к выводу, что, несмотря на предоставленное законом право не вести бухгалтерский учет, вести его все же надо. Иначе акционеры могут остаться без дивидендов. В подтверждение своего вывода авторы Письма сослались на ст.42 Федерального закона от 26.12.1995 N 208 "Об акционерных обществах", которая говорит, что дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли. А чистая прибыль, отмечают специалисты Минфина, определяется в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению. Кроме того, правила бухгалтерского учета потребуются еще и для того, чтобы рассчитать стоимость чистых активов общества. Ведь ст.102 ГК РФ запрещает выплачивать дивиденды, если после их выплаты стоимость чистых активов станет меньше уставного капитала. В итоге вывод напрашивается сам собой: чтобы правильно выплатить дивиденды, организация должна вести бухгалтерский учет, как говорится, по полной программе. На наш взгляд, организациям (и не только тем, которые собираются выплачивать дивиденды) стоит прислушаться к позиции Минфина. Ведь ведение бухгалтерского учета даже в период применения "упрощенки" может значительно облегчить им жизнь. Например, таким организациям не придется тратить силы, нервы и деньги на восстановление бухгалтерского учета при переходе на общую систему налогообложения (а ведь это может произойти и в середине года, если, например, доход организации превысит 15 млн руб.). Ну и конечно, у них не будет проблем с определением чистой прибыли, размера чистых активов и дивидендов.
Предприниматель и ПБУ
(Комментарий к Письму Минфина России от 11.03.2004 N 04-04-06/40 <О порядке определения предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, стоимости основных средств и нематериальных активов>)
Письмо, получившее N 04-04-06/40, прямо скажем, не порадует "упрощенцев"-предпринимателей. Ведь этим Письмом Минфин не только обязал их изучить правила бухгалтерского учета и организовать его ведение, но и подтвердил, что если остаточная стоимость основных средств и НМА, принадлежащих предпринимателю, превысит 100 млн руб., то с "упрощенкой" придется распрощаться. Обосновывает свой вывод Минфин так. Пунктом 4 ст.346.13 НК РФ установлено, что налогоплательщик теряет право на применение "упрощенки", если по итогам налогового или отчетного периода его доход превысит 15 млн руб. или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысит 100 млн руб. Эта норма, по мнению Минфина, распространяется на всех налогоплательщиков: как на организации, так и на предпринимателей. Поэтому предприниматели должны вести учет остаточной стоимости своих основных средств и нематериальных активов. Причем делать это они должны по правилам бухгалтерского учета (то есть по ПБУ 6/01 "Учет основных средств" и по ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов"). Использовать же для этих целей Порядок учета доходов и расходов, утвержденный совместным Приказом Минфина и МНС России от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, по мнению главного финансового ведомства страны, нельзя. И нельзя потому, что предназначен этот Порядок только для целей гл.23 НК РФ. Однако, на наш взгляд, Минфин несколько погорячился с выводами. Начнем с того, что требование вести бухучет в его "классическом" понимании никак не может быть обращено к предпринимателям. Ведь сам Закон "О бухгалтерском учете" (от 21.11.1996 N 129-ФЗ), который, собственно, и вводит обязанность ведения бухучета, распространяется только на организации. Об этом недвусмысленно сказано в ст.1 этого Закона. Так что требовать соблюдения правил бухучета от предпринимателей незаконно. Что же касается Порядка учета доходов и расходов, то он, хотя и применяется для целей гл.23 НК РФ, издан на основании ст.54 Кодекса. А эта статья регулирует общие для всех налогов правила определения налоговой базы. Поэтому раз глава об "упрощенке" не установила иного, то предприниматели могут при определении стоимости основных средств воспользоваться общим порядком, то есть тем, который утвержден совместным Приказом МНС и Минфина. Страдает "юридической хромотой" и позиция Минфина о том, что предприниматели, у которых стоимость основных средств и НМА превысила стомиллионный рубеж, должны вернуться к общему режиму налогообложения. Дело в том, что это требование п.4 ст.346.13 НК РФ распространяется только на организации. Ведь он требует считать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов по правилам бухучета. А эти правила, как мы уже выяснили, на предпринимателей не распространяются. Более того, буквально в предыдущей статье НК РФ прямо говорит, что лимит стоимости основных средств распространяется только на организации. Речь идет о пп.16 п.3 ст.346.12 НК РФ, где перечислены условия перехода на "упрощенку".
Цитируем закон. "...организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 100 млн рублей..." (пп.16 п.3 ст.346.12 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, для целей применения "упрощенки" предприниматели не обязаны следить за стоимостью своих основных средств и нематериальных активов.
А.Е.Смирнов Эксперт "УНП" Подписано в печать 22.03.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |