Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу МВД России и МНС России от 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37 "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 6)



"Нормативные акты для бухгалтера", N 6, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ МВД РОССИИ И МНС РОССИИ ОТ 22.01.2004 N 76/АС-3-06/37

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

О ПОРЯДКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

И НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ,

ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕСЕЧЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

И ПРЕСТУПЛЕНИЙ">

Чиновники двух самых грозных для бизнеса ведомств определили, как они будут проводить совместные проверки. Принципиальная возможность таких акций предусмотрена ст.36 Налогового кодекса. В ней сказано, что по запросам налоговиков милиция может участвовать в их мероприятиях. Однако ни о правилах привлечения стражей порядка к налоговым проверкам, ни об их полномочиях в кодексе ничего не говорится.

Опубликованный Приказ восполняет этот пробел. Несмотря на то что многие положения нового документа посвящены процедурным вопросам, с наиболее важными из них все-таки стоит ознакомиться. Зная о механизме взаимодействия сотрудников МНС и МВД, бухгалтеры и предприниматели смогут заранее почувствовать, чем закончится проверка - банальным штрафом или возбуждением уголовного дела.

К Приказу прилагаются три Инструкции. В первой из них приводится общий порядок организации совместных проверок. Прочитав ее, вы узнаете, когда вместе с налоговым инспектором к вам на предприятие могут прийти силовики, чем они будут заниматься и чего следует ждать от проверки. Вторая и третья Инструкции проясняют, когда милицейская ревизия может повлечь за собой налоговую проверку и, наоборот, в каких случаях вслед за работниками налоговой инспекции к вам нагрянут люди из ОВД.

Инструкция о взаимодействии

Разумеется, "от нечего делать" милиция на помощь к налоговикам не придет. Чтобы привлечь оперативников к проверке, руководитель (заместитель руководителя) налоговой инспекции должен направить в ОВД официальный и обоснованный запрос. Правда, основания для составления подобного запроса в приказе сформулированы очень расплывчато. Например, инспекция может обратиться к силовикам, если у нее есть данные, "свидетельствующие о возможных нарушениях" налогового законодательства. При желании такой мотив можно найти на любом предприятии в любое время.

Если ОВД выделил своих сотрудников на проверку, то они будут пользоваться всеми правами, предусмотренными Законами "О милиции" и "Об оперативно-розыскной деятельности". А их у оперативников немало. Им разрешено проводить досмотры помещений и транспортных средств, делать контрольные закупки, снимать информацию с компьютеров, опрашивать граждан, прослушивать телефонные переговоры и т.д. У налоговиков таких привилегий нет. Их полномочия строго ограничены ст.ст.31 и 89 Налогового кодекса. Координировать действия проверяющей группы будет ее руководитель - представитель налоговой инспекции.

Совместная проверка проводится по решению (постановлению) налоговой инспекции. Сразу же, как только проверяющие прибудут на предприятие, они обязаны под роспись ознакомить директора с этим документом. Отказ директора от подписи и попытки помешать проверке сводную бригаду не остановят. Пользуясь поддержкой милиционеров (а иногда их будут приглашать только для силового воздействия), инспекторы войдут в помещение и начнут работу.

Процедура оформления документов, связанных с проведением проверки (актов, протоколов, требований), сохранилась без изменений. Только акты, разногласия и решения теперь нужно оформлять в трех экземплярах - один из них будет передаваться в милицию.

Несколько слов об изъятии документов. Во время совместных проверок эта процедура регламентируется ст.94 Налогового кодекса. Поэтому милиционеры, участвующие в проверке, самостоятельно изымать документы не вправе. Такие действия они могут проводить лишь по мотивированному постановлению начальника ОВД (п.25 ст.11 Закона "О милиции"). Поскольку совместная проверка инициируется налоговиками, то и изымать документы могут только они. При этом все изъятые документы должны быть указаны в протоколе выемки. Иначе вам их никто не вернет.

Когда милиция позовет налоговиков

С упразднением налоговой полиции МВД осталось, пожалуй, единственной силовой структурой, которая может официально контролировать финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Право проводить самостоятельные проверки и ревизии сотрудникам ОВД предоставлено ст.11 Закона "О милиции". Иногда в ходе таких мероприятий стражи порядка вскрывают факты, свидетельствующие о том, что у фирмы или предпринимателя не все в порядке с налогами. В самом деле, обнаружив "левое" производство или отсутствие ККМ, несложно сделать вывод, что мимо бюджета проплывают немалые деньги.

Однако выявить нарушение и оценить его с точки зрения налогового законодательства - это разные вещи. Нужны соответствующие полномочия и специалисты. В налоговой полиции этих ресурсов было достаточно, в милиции их не хватает. Поэтому во второй Инструкции говорится, что все материалы милицейских ревизий, которые требуют вмешательства налоговиков, в 10-дневный срок должны быть переданы им для принятия решений.

В сущности, решений может быть только два - назначение проверки (выездной или камеральной) или отказ. Причем оснований для отказа немного. Налоговики проигнорируют поступившие к ним материалы, если в них нет ничего серьезного либо если сроки для проведения проверки уже прошли.

Если же сведения, поступившие из ОВД, представляют интерес, то вслед за милицией на предприятие придут и налоговые инспекторы. Такой визит тоже может быть совместным. Но если налоговики обойдутся своими силами или ограничатся камеральной проверкой, то в течение 10 дней по ее окончании они должны будут известить милицию о результатах.

Когда налоговики позовут милицию

Может быть и обратная ситуация - когда инспекция в ходе обычной проверки обнаружит на предприятии признаки налогового преступления. Возбуждать уголовные дела и вести расследование налоговики не могут. Поэтому в течение 10 дней они должны направить весь собранный ими компромат в милицию.

Какие же факты позволяют предположить, что фирма или предприниматель совершили налоговое преступление?

Во-первых, сокрытие источников для погашения налоговой задолженности (ст.199.2 УК РФ).

А во-вторых, непредставление или умышленное искажение налоговых деклараций.

Если этим грешит предприниматель, то его можно привлечь по ст.198 Уголовного кодекса. Достаточно, чтобы за три года подряд он занизил свои налоговые обязательства более чем на 10 процентов или на 300 000 руб.

Если же речь идет об организации, то порог наступления уголовной ответственности повышается до 1 500 000 руб. (ст.199 УК РФ).

Такими же критериями оценивается деятельность налоговых агентов, которые уклонялись от исполнения своих обязанностей "в личных интересах" (ст.199.1 НК РФ).

Подробный перечень документов, которыми налоговики должны аргументировать свои подозрения, приведен в разд.2 третьей Инструкции.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод, что в лице представителей МВД налоговики приобрели не менее мощное подспорье, чем ликвидированная служба налоговой полиции. В ходе совместных проверок инспекторы и милиционеры смогут оперативно решать все возникающие вопросы. Руководителям организаций, бухгалтерам и предпринимателям остается только следить за тщательным соблюдением всех процессуальных процедур. Утешение слабое - реальных прав у совместных бригад гораздо больше. Тем не менее в Приказе подчеркивается, что любые неправомерные действия проверяющих можно обжаловать в вышестоящие инстанции, прокуратуру и суд.

Ю.В.Рябов

Эксперт "НА"

Подписано в печать

19.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму ГТК России от 16.02.2004 N 01-06/5529 "О примерах внесения сведений в декларацию таможенной стоимости"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2004, N 6) >
Вопрос: ...При оформлении договора дарения доли в уставном капитале ООО у нотариуса стороны должны указать в договоре стоимость доли в уставном капитале не ниже оценки, произведенной экспертом. Какая организация может выступать в роли эксперта в данном случае? Является ли правильное определение стоимости доли в уставном капитале общества обязанностью налогоплательщика или это обязанность нотариуса? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 11)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.