![]() |
| ![]() |
|
Статья: Системный подход к планированию аудита ("Аудиторские ведомости", 2004, N 4)
"Аудиторские ведомости", N 4, 2004
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ АУДИТА
Планирование, принципы и значение которого раскрыты в ФСА-3 "Планирование аудита" и в МСА-300 "Планирование", является обязательной составляющей аудиторской проверки. В процессе планирования необходимо рассмотреть множество аспектов, для того чтобы разработать и оформить документально общий план аудита, оценить предполагаемый масштаб и порядок аудиторских действий, составить программу аудита, определить характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, а также обеспечить порядок рабочих взаимоотношений с клиентом. Учитывая сложность и значение этих действий для повышения эффективности аудита, по нашему мнению, необходим системный подход к организации планирования. Такой подход подразумевает планомерный, документальный процесс накопления, анализа и подтверждения информации о целях и возможностях аудита в данных обстоятельствах, а также знаний об экономическом субъекте, достаточных с позиций разумной уверенности, для принятия своевременных решений. Эта информация включает: - постановку общих и частных, актуальных для данного случая задач; - определение целей и объема предполагаемых мероприятий; - раскрытие возможностей оптимизации проверки; - сведения об аудиторском риске и существенности; - выделение важных областей аудита и выявление потенциальных проблем; - стратегию проверки, оценку трудозатрат, сроков и стоимости.
Системный подход предполагает письменное согласование позиций, свидетельствующих о взаимопонимании между заказчиком и аудитором, что позволяет: - аудитору - оптимально поставить задачу и определить временные рамки для получения достаточных гарантий и доказательств в отношении того, что содержащаяся в документах информация и прочие источники данных могут служить надежной основой для подготовки финансовой отчетности; - клиенту - сформировать сознательное отношение к возможностям и специфике аудиторской деятельности, существующим ограничениям, познакомиться с понятиями риска и существенности, прочей терминологией и на этой базе определить степень своей готовности нести соответствующие затраты и выполнять соответствующие обязательства. Системный подход к планированию аудита предполагает ряд действий, описывающих методику формирования задания по сбору и оформлению информации об экономическом субъекте, необходимую для принятия дальнейших решений. Возможные действия аудитора по сбору и уточнению информации на этапе планирования аудита приведены в таблице, которая содержит также ссылки на нормативные документы и рекомендуемые аудиторские процедуры.
Этапы планирования аудита
—————————————————————T———————————T—————————————T———————————T———————————————¬ | Перечень возможных |Нормативные|Трудозатраты,|Исполнитель| Рекомендуемые | | действий аудитора | документы | чел/час | | аудиторские | |по сбору и уточнению| | | | процедуры | | информации на этапе| | | | | | планирования аудита| | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Ознакомление | | | | | |с учредительными | | | | | |документами | | | | | |организации | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Сведения |Федеральный| | |Аналитические | |об учредителях |закон от | | |процедуры | |Уставный |26.12.1995 | | |Инспектирование| |(складочный) |N 208—ФЗ, | | | | |капитал, проверка |Федеральный| | | | |правильности его |закон от | | | | |формирования |08.02.1998 | | | | |Анализ |N 14—ФЗ, | | | | |организационной |Приказ | | | | |структуры клиента, |Минфина | | | | |статус его отдельных|России от | | | | |структурных |29.07.1998 | | | | |подразделений, |N 34н, | | | | |положение |Приказ | | | | |о подразделении |Минфина | | | | |Порядок регистрации |России от | | | | |в налоговых органах |31.10.2000 | | | | |Описания |N 94н, | | | | |организационной |Письмо | | | | |структуры |Минфина | | | | |Проверка документов |СССР от | | | | |по существу |07.03.1960 | | | | | |N 63, | | | | | |ст.270 | | | | | |НК РФ | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Ознакомление | | | |Аналитические | |с основными | | | |процедуры | |направлениями | | | |Наблюдение | |производственно— | | | | | |хозяйственной | | | | | |деятельности | | | | | |клиента | | | | | |Описание | | | | | |производственной | | | | | |структуры клиента | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Наличие лицензий и | | | |Аналитические | |срок их действия | | | |процедуры | |в случае | | | |Инспектирование| |осуществления | | | | | |лицензируемых видов | | | | | |деятельности | | | | | |Проверка документов | | | | | |по существу | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Формирование | | | |Аналитические | |предварительного | | | |процедуры | |мнения | | | | | |об организации | | | | | |бухгалтерского учета| | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Учетная политика |Федеральный| | |Аналитические | |организации, |закон от | | |процедуры | |рабочий план счетов,|21.11.1996 | | |Запрос и | |порядок отражения |N 129—ФЗ, | | |подтверждение | |хозяйственных |Письмо | | |Инспектирование| |операций в реестрах |N 63, | | | | |бухгалтерского |Письмо | | | | |учета, формы и |Минфина | | | | |методы в данных |СССР от | | | | |регистрах |06.06.1960 | | | | |Аудит обоснованности|N 176, | | | | |и своевременности |Приказ | | | | |записей на счетах |Минфина | | | | |бухгалтерского учета|России от | | | | |клиента |21.12.1998 | | | | |Организационная |N 64н | | | | |структура | | | | | |подразделения, | | | | | |отвечающего за | | | | | |бухгалтерский учет, | | | | | |распределение | | | | | |обязанностей между | | | | | |работниками | | | | | |бухгалтерии | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Заполнение | | | | | |вопросников и | | | | | |тестов | | | | | |Описание структуры | | | | | |подразделения | | | | | |Предварительная | | | | | |оценка | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Ознакомление | | | |Аналитические | |с организацией | | | |процедуры | |подготовки, оборота | | | | | |и хранения | | | | | |документов | | | | | |Изучение документов | | | | | |по существу | | | | | |Предварительная | | | | | |оценка | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Проверка полноты, |Закон | | |Аналитические | |достоверности и |N 129—ФЗ, | | |процедуры | |своевременности |Приказ | | |Запрос и | |оформления первичных|Минфина | | |подтверждение | |документов, |России от | | |Инспектирование| |отражающих факт |29.07.1983 | | | | |совершения |N 105 | | | | |хозяйственных | | | | | |операций | | | | | |Организация | | | | | |документооборота, | | | | | |анализ взаимосвязей | | | | | |между должностными | | | | | |инструкциями, | | | | | |положениями об | | | | | |отдельных службах | | | | | |организации и | | | | | |фактически | | | | | |применяющемся | | | | | |в анализируемом | | | | | |периоде | | | | | |документообороте | | | | | |с учетом специфики | | | | | |клиента | | | | | |Изучение документов | | | | | |по существу | | | | | |Предварительная | | | | | |оценка | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Знакомство | | | |Аналитические | |с системой | | | |процедуры | |внутреннего контроля| | | | | |клиента | | | | | |Предварительное | | | | | |изучение и оценка | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Проверка соблюдения | | | |Запрос и | |формы и процедуры | | | |подтверждение | |исправления | | | | | |обнаруженных ошибок | | | | | |(недостатков) | | | | | |Обоснованность | | | | | |списания убыли, | | | | | |в том числе | | | | | |естественной | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Получение |Закон | | |Аналитические | |предварительного |N 129—ФЗ, | | |процедуры | |представления |Приказ | | |Запрос и | |о полноте и |Минфина | | |подтверждение | |достоверности |России от | | |Инспектирование| |инвентаризации |13.06.1995 | | |Наблюдение | |имущества и |N 49 | | | | |финансовых вложений | | | | | |Предварительный | | | | | |анализ работы | | | | | |ревизионной | | | | | |комиссии, в том | | | | | |числе: | | | | | |анализ оформленных | | | | | |организацией | | | | | |документов по | | | | | |результатам | | | | | |инвентаризаций за | | | | | |проверяемый период | | | | | |участие аудиторов в | | | | | |инвентаризации | | | | | |имущества и | | | | | |финансовых вложений | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Предварительное | | | |Аналитические | |ознакомление | | | |процедуры | |с организацией | | | | | |налогового учета | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Анализ методологии |Закон | | |Аналитические | |составления учетных |N 129—ФЗ, | | |процедуры | |регистров в целях |Приказ | | |Инспектирование| |налогового учета, |N 34н, | | |Запрос и | |соответствие |Приказ | | |подтверждение | |действующим правилам|Минфина | | | | |бухгалтерского учета|России от | | | | |и налогового |30.03.2001 | | | | |законодательства |N 26н, | | | | | |ст.ст.258 —| | | | | |259 НК РФ | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Рассмотрение |Закон | | |Аналитические | |возможности аудита |N 129—ФЗ, | | |процедуры | |на базе |Федеральный| | | | |использования |закон от | | | | |компьютерной системы|07.08.2001 | | | | |учета |N 119—ФЗ | | | | |Соответствие ее | | | | | |возможностей | | | | | |требованиям | | | | | |бухгалтерского и | | | | | |налогового учета | | | | | |Степень | | | | | |использования | | | | | |компьютерного учета,| | | | | |сохранность | | | | | |информации, | | | | | |содержащейся | | | | | |в компьютерной | | | | | |системе | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Предварительное | | | |Аналитические | |ознакомление | | | |процедуры | |с квартальной и | | | |Прослеживание | |годовой отчетностью | | | | | |о финансово— | | | | | |хозяйственной | | | | | |деятельности | | | | | |клиента, | | | | | |ее налоговыми | | | | | |декларациями | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Первичная сверка | | | |Прослеживание | |данных | | | | | |аналитического учета| | | | | |с данными главной | | | | | |книги и | | | | | |бухгалтерской | | | | | |отчетности | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Знакомство | | | |Аналитические | |с договорами, | | | |процедуры | |заключенными | | | |Запрос и | |с контрагентами | | | |подтверждение | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Наличие и | | | | Аналитические | |правильность | | | |процедуры | |оформления | | | |Инспектирование| |документов, | | | | | |подтверждающих факт | | | | | |заключения договора,| | | | | |его выполнения | | | | | |и оплаты | | | | | +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+ |Другие вопросы | | | | | L————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————— Примечание. В таблице использованы материалы из книг: Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. - М.: Дело и сервис, 1998; Барышников Н.П. Практикум внутреннего и внешнего аудита. - М.: Филинъ, 2002.
После того как выполнены перечисленные в таблице задания и собрана предварительная информация об экономическом субъекте, в частности о его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля согласно системному подходу следует обобщить, проанализировать и отразить полученные сведения в соответствии с внутренним стандартом в так называемой "Папке клиента". "Папка клиента" содержит следующие рабочие документы: - обзор информации о клиенте <*>; ————————————————————————————————<*> Форму документа см. в кн.: Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. - М.: Финансы и статистика, 2001, с. 174 - 177.
- документация клиента; - аудиторские заключения, полученные клиентом ранее; - изменения, внесенные по результатам предыдущего аудита; - учетная политика клиента и результаты аудита этой учетной политики; - итоговые оценочные таблицы, в которых аудитор выражает свое мнение о состоянии систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента, а также о влиянии различных факторов на деятельность клиента. В дальнейшем эти таблицы могут использоваться для оценки аудиторского риска <**>; ————————————————————————————————<**> Некоторые рекомендуемые формы этих рабочих документов см. в кн.: Кочинев Ю.Ю. Аудит / Под ред. Н.Л. Вещуновой. - СПб: Питер, 2002; Бычкова С.М., Газарян А.В., Планирование в аудите; Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. - М.: Дело и сервис, 1998 г.
- письма-запросы от аудитора и ответы на них; - описание операций с выявленными третьими сторонами; - анализ финансового состояния клиента; - прочее. Благодаря системному подходу возможны документально обоснованная предварительная оценка состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента, а также качественная характеристика влияния различных факторов на работу клиента. На этой основе строится профессиональное мнение аудитора, используемое для выполнения дальнейших этапов планирования. Такими этапами, на наш взгляд, могут быть: - оценка рисков и выявление проблем; - определение уровня существенности; - фактическое установление связанных сторон и анализ операций со связанными сторонами; - подтверждение первоначальной оценки допущения о непрерывности деятельности клиента; - выявление противоречивой информации (например, противоречивых заявлений); - оценка заявлений руководства и оценочных значений; - определение областей исследования, в которых могут потребоваться специальный аудиторский анализ и привлеченные специалисты; - выявление различных нарушений (например, мошенничества и несоблюдения законов и нормативных актов). Благодаря проведенной работе с материалами аудиторской проверки предыдущего года и другими соответствующими документами выявляются обстоятельства, требующие особого рассмотрения при проверке в текущем году. Например, принимаются решения: - о степени целесообразности проведения аудита в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях, выделенных на отдельный баланс; - об использовании результатов работы другого аудитора и определении степени влияния этой работы на проведение аудита. При этом анализируется профессиональная компетентность другого аудитора в контексте конкретного поручения и выполняются процедуры для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что работа другого аудитора адекватна целям главного аудитора в контексте конкретного поручения; - о необходимости привлечения к работе эксперта, обладающего специальными знаниями и опытом в конкретной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита. При этом анализируется профессиональная компетентность и объективность эксперта (профессиональная аттестация, лицензирование, членство в соответствующей профессиональной организации, опыт и репутация, независимость и т.д.); - о возможности и целесообразности применения аудита в среде компьютерных информационных систем. При принятии решения об использовании компьютерных информационных систем в процессе аудита планируется участие в работе аудиторов, обладающих достаточным знанием компьютерных информационных систем; - об адекватности работы внутреннего аудита для целей внешнего аудита и возможности использования этой работы в процессе аудита; - об участии аудитора в инвентаризации. Производится обобщенная оценка риска аудиторской проверки и определяются объекты выборочных исследований. Предварительные оценки существенности искажений, сделанные аудитором, привязываются к конкретным сальдо по счетам и видам операций. Проверка планируется таким образом, чтобы ее риск был сведен к минимуму. Осуществляется "сегментирование" информации, содержащейся в бухгалтерской документации (в процессе "сегментирования" бухгалтерская информация распределяется на участки, каждый из которых будет проверять свой исполнитель). В ходе проверки каждого сегмента выделяются совокупности элементов (натуральных единиц или документов), которые должны быть подвергнуты проверке для решения указанных задач. Составляется перечень аудиторских процедур, которые будут использоваться при проверках совокупностей, и устанавливаются их вид и способ применения. Необходимо уточнить ожидания клиента, цели обслуживания. В этом вопросе нужна особая ясность во избежание возможных коллизий, поскольку интересы клиента и аудиторов не всегда совпадают и нужно найти приемлемые для сторон компромиссы. При этом уточняются условия деятельности (например, сроки выполнения работы, объем информации и т.п.). Наконец, в письменном виде составляется план аудита, т.е. документ, который на основе знаний особенностей деятельности клиента описывает процесс планирования аудита, отражает весь объем собранного ранее материала и содержит: - планируемые затраты труда; - уровень (уровни) существенности; - оценку аудиторского риска; - сроки проведения проверки; - состав аудиторской группы; - перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнителей; - меры по управлению и контролю за качеством аудита. План аудита согласуется с клиентом, особое внимание следует уделить распределению ответственности. По ходу проверки план может дорабатываться. Все внесенные в план существенные изменения и соответствующие обоснования должны быть зафиксированы документально. Разрабатывается и оформляется документально программа аудита, определяющая характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита представляет собой набор инструкций для ассистентов аудитора, выполняющих аудит, а также служит средством контроля и регистрации надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены цели аудита по каждой из областей и бюджет времени, в котором указывается количество часов, отведенных на конкретные процедуры.
Н.Ю.Слатецкая ВЗФЭИ Подписано в печать 15.03.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |