Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Системный подход к планированию аудита ("Аудиторские ведомости", 2004, N 4)



"Аудиторские ведомости", N 4, 2004

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПЛАНИРОВАНИЮ АУДИТА

Планирование, принципы и значение которого раскрыты в ФСА-3 "Планирование аудита" и в МСА-300 "Планирование", является обязательной составляющей аудиторской проверки. В процессе планирования необходимо рассмотреть множество аспектов, для того чтобы разработать и оформить документально общий план аудита, оценить предполагаемый масштаб и порядок аудиторских действий, составить программу аудита, определить характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, а также обеспечить порядок рабочих взаимоотношений с клиентом. Учитывая сложность и значение этих действий для повышения эффективности аудита, по нашему мнению, необходим системный подход к организации планирования. Такой подход подразумевает планомерный, документальный процесс накопления, анализа и подтверждения информации о целях и возможностях аудита в данных обстоятельствах, а также знаний об экономическом субъекте, достаточных с позиций разумной уверенности, для принятия своевременных решений.

Эта информация включает:

- постановку общих и частных, актуальных для данного случая задач;

- определение целей и объема предполагаемых мероприятий;

- раскрытие возможностей оптимизации проверки;

- сведения об аудиторском риске и существенности;

- выделение важных областей аудита и выявление потенциальных проблем;

- стратегию проверки, оценку трудозатрат, сроков и стоимости.

Системный подход предполагает письменное согласование позиций, свидетельствующих о взаимопонимании между заказчиком и аудитором, что позволяет:

- аудитору - оптимально поставить задачу и определить временные рамки для получения достаточных гарантий и доказательств в отношении того, что содержащаяся в документах информация и прочие источники данных могут служить надежной основой для подготовки финансовой отчетности;

- клиенту - сформировать сознательное отношение к возможностям и специфике аудиторской деятельности, существующим ограничениям, познакомиться с понятиями риска и существенности, прочей терминологией и на этой базе определить степень своей готовности нести соответствующие затраты и выполнять соответствующие обязательства.

Системный подход к планированию аудита предполагает ряд действий, описывающих методику формирования задания по сбору и оформлению информации об экономическом субъекте, необходимую для принятия дальнейших решений. Возможные действия аудитора по сбору и уточнению информации на этапе планирования аудита приведены в таблице, которая содержит также ссылки на нормативные документы и рекомендуемые аудиторские процедуры.

Этапы планирования аудита

     
   —————————————————————T———————————T—————————————T———————————T———————————————¬
   | Перечень возможных |Нормативные|Трудозатраты,|Исполнитель| Рекомендуемые |
   |  действий аудитора | документы |   чел/час   |           |  аудиторские  |
   |по сбору и уточнению|           |             |           |   процедуры   |
   | информации на этапе|           |             |           |               |
   | планирования аудита|           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Ознакомление        |           |             |           |               |
   |с учредительными    |           |             |           |               |
   |документами         |           |             |           |               |
   |организации         |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Сведения            |Федеральный|             |           |Аналитические  |
   |об учредителях      |закон от   |             |           |процедуры      |
   |Уставный            |26.12.1995 |             |           |Инспектирование|
   |(складочный)        |N 208—ФЗ,  |             |           |               |
   |капитал, проверка   |Федеральный|             |           |               |
   |правильности его    |закон от   |             |           |               |
   |формирования        |08.02.1998 |             |           |               |
   |Анализ              |N 14—ФЗ,   |             |           |               |
   |организационной     |Приказ     |             |           |               |
   |структуры клиента,  |Минфина    |             |           |               |
   |статус его отдельных|России от  |             |           |               |
   |структурных         |29.07.1998 |             |           |               |
   |подразделений,      |N 34н,     |             |           |               |
   |положение           |Приказ     |             |           |               |
   |о подразделении     |Минфина    |             |           |               |
   |Порядок регистрации |России от  |             |           |               |
   |в налоговых органах |31.10.2000 |             |           |               |
   |Описания            |N 94н,     |             |           |               |
   |организационной     |Письмо     |             |           |               |
   |структуры           |Минфина    |             |           |               |
   |Проверка документов |СССР от    |             |           |               |
   |по существу         |07.03.1960 |             |           |               |
   |                    |N 63,      |             |           |               |
   |                    |ст.270     |             |           |               |
   |                    |НК РФ      |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Ознакомление        |           |             |           |Аналитические  |
   |с основными         |           |             |           |процедуры      |
   |направлениями       |           |             |           |Наблюдение     |
   |производственно—    |           |             |           |               |
   |хозяйственной       |           |             |           |               |
   |деятельности        |           |             |           |               |
   |клиента             |           |             |           |               |
   |Описание            |           |             |           |               |
   |производственной    |           |             |           |               |
   |структуры клиента   |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Наличие лицензий и  |           |             |           |Аналитические  |
   |срок их действия    |           |             |           |процедуры      |
   |в случае            |           |             |           |Инспектирование|
   |осуществления       |           |             |           |               |
   |лицензируемых видов |           |             |           |               |
   |деятельности        |           |             |           |               |
   |Проверка документов |           |             |           |               |
   |по существу         |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Формирование        |           |             |           |Аналитические  |
   |предварительного    |           |             |           |процедуры      |
   |мнения              |           |             |           |               |
   |об организации      |           |             |           |               |
   |бухгалтерского учета|           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Учетная политика    |Федеральный|             |           |Аналитические  |
   |организации,        |закон от   |             |           |процедуры      |
   |рабочий план счетов,|21.11.1996 |             |           |Запрос и       |
   |порядок отражения   |N 129—ФЗ,  |             |           |подтверждение  |
   |хозяйственных       |Письмо     |             |           |Инспектирование|
   |операций в реестрах |N 63,      |             |           |               |
   |бухгалтерского      |Письмо     |             |           |               |
   |учета, формы и      |Минфина    |             |           |               |
   |методы в данных     |СССР от    |             |           |               |
   |регистрах           |06.06.1960 |             |           |               |
   |Аудит обоснованности|N 176,     |             |           |               |
   |и своевременности   |Приказ     |             |           |               |
   |записей на счетах   |Минфина    |             |           |               |
   |бухгалтерского учета|России от  |             |           |               |
   |клиента             |21.12.1998 |             |           |               |
   |Организационная     |N 64н      |             |           |               |
   |структура           |           |             |           |               |
   |подразделения,      |           |             |           |               |
   |отвечающего за      |           |             |           |               |
   |бухгалтерский учет, |           |             |           |               |
   |распределение       |           |             |           |               |
   |обязанностей между  |           |             |           |               |
   |работниками         |           |             |           |               |
   |бухгалтерии         |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Заполнение          |           |             |           |               |
   |вопросников и       |           |             |           |               |
   |тестов              |           |             |           |               |
   |Описание структуры  |           |             |           |               |
   |подразделения       |           |             |           |               |
   |Предварительная     |           |             |           |               |
   |оценка              |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Ознакомление        |           |             |           |Аналитические  |
   |с организацией      |           |             |           |процедуры      |
   |подготовки, оборота |           |             |           |               |
   |и хранения          |           |             |           |               |
   |документов          |           |             |           |               |
   |Изучение документов |           |             |           |               |
   |по существу         |           |             |           |               |
   |Предварительная     |           |             |           |               |
   |оценка              |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Проверка полноты,   |Закон      |             |           |Аналитические  |
   |достоверности и     |N 129—ФЗ,  |             |           |процедуры      |
   |своевременности     |Приказ     |             |           |Запрос и       |
   |оформления первичных|Минфина    |             |           |подтверждение  |
   |документов,         |России от  |             |           |Инспектирование|
   |отражающих факт     |29.07.1983 |             |           |               |
   |совершения          |N 105      |             |           |               |
   |хозяйственных       |           |             |           |               |
   |операций            |           |             |           |               |
   |Организация         |           |             |           |               |
   |документооборота,   |           |             |           |               |
   |анализ взаимосвязей |           |             |           |               |
   |между должностными  |           |             |           |               |
   |инструкциями,       |           |             |           |               |
   |положениями об      |           |             |           |               |
   |отдельных службах   |           |             |           |               |
   |организации и       |           |             |           |               |
   |фактически          |           |             |           |               |
   |применяющемся       |           |             |           |               |
   |в анализируемом     |           |             |           |               |
   |периоде             |           |             |           |               |
   |документообороте    |           |             |           |               |
   |с учетом специфики  |           |             |           |               |
   |клиента             |           |             |           |               |
   |Изучение документов |           |             |           |               |
   |по существу         |           |             |           |               |
   |Предварительная     |           |             |           |               |
   |оценка              |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Знакомство          |           |             |           |Аналитические  |
   |с системой          |           |             |           |процедуры      |
   |внутреннего контроля|           |             |           |               |
   |клиента             |           |             |           |               |
   |Предварительное     |           |             |           |               |
   |изучение и оценка   |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Проверка соблюдения |           |             |           |Запрос и       |
   |формы и процедуры   |           |             |           |подтверждение  |
   |исправления         |           |             |           |               |
   |обнаруженных ошибок |           |             |           |               |
   |(недостатков)       |           |             |           |               |
   |Обоснованность      |           |             |           |               |
   |списания убыли,     |           |             |           |               |
   |в том числе         |           |             |           |               |
   |естественной        |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Получение           |Закон      |             |           |Аналитические  |
   |предварительного    |N 129—ФЗ,  |             |           |процедуры      |
   |представления       |Приказ     |             |           |Запрос и       |
   |о полноте и         |Минфина    |             |           |подтверждение  |
   |достоверности       |России от  |             |           |Инспектирование|
   |инвентаризации      |13.06.1995 |             |           |Наблюдение     |
   |имущества и         |N 49       |             |           |               |
   |финансовых вложений |           |             |           |               |
   |Предварительный     |           |             |           |               |
   |анализ работы       |           |             |           |               |
   |ревизионной         |           |             |           |               |
   |комиссии, в том     |           |             |           |               |
   |числе:              |           |             |           |               |
   |анализ оформленных  |           |             |           |               |
   |организацией        |           |             |           |               |
   |документов по       |           |             |           |               |
   |результатам         |           |             |           |               |
   |инвентаризаций за   |           |             |           |               |
   |проверяемый период  |           |             |           |               |
   |участие аудиторов в |           |             |           |               |
   |инвентаризации      |           |             |           |               |
   |имущества и         |           |             |           |               |
   |финансовых вложений |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Предварительное     |           |             |           |Аналитические  |
   |ознакомление        |           |             |           |процедуры      |
   |с организацией      |           |             |           |               |
   |налогового учета    |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Анализ методологии  |Закон      |             |           |Аналитические  |
   |составления учетных |N 129—ФЗ,  |             |           |процедуры      |
   |регистров в целях   |Приказ     |             |           |Инспектирование|
   |налогового учета,   |N 34н,     |             |           |Запрос и       |
   |соответствие        |Приказ     |             |           |подтверждение  |
   |действующим правилам|Минфина    |             |           |               |
   |бухгалтерского учета|России от  |             |           |               |
   |и налогового        |30.03.2001 |             |           |               |
   |законодательства    |N 26н,     |             |           |               |
   |                    |ст.ст.258 —|             |           |               |
   |                    |259 НК РФ  |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Рассмотрение        |Закон      |             |           |Аналитические  |
   |возможности аудита  |N 129—ФЗ,  |             |           |процедуры      |
   |на базе             |Федеральный|             |           |               |
   |использования       |закон от   |             |           |               |
   |компьютерной системы|07.08.2001 |             |           |               |
   |учета               |N 119—ФЗ   |             |           |               |
   |Соответствие ее     |           |             |           |               |
   |возможностей        |           |             |           |               |
   |требованиям         |           |             |           |               |
   |бухгалтерского и    |           |             |           |               |
   |налогового учета    |           |             |           |               |
   |Степень             |           |             |           |               |
   |использования       |           |             |           |               |
   |компьютерного учета,|           |             |           |               |
   |сохранность         |           |             |           |               |
   |информации,         |           |             |           |               |
   |содержащейся        |           |             |           |               |
   |в компьютерной      |           |             |           |               |
   |системе             |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Предварительное     |           |             |           |Аналитические  |
   |ознакомление        |           |             |           |процедуры      |
   |с квартальной и     |           |             |           |Прослеживание  |
   |годовой отчетностью |           |             |           |               |
   |о финансово—        |           |             |           |               |
   |хозяйственной       |           |             |           |               |
   |деятельности        |           |             |           |               |
   |клиента,            |           |             |           |               |
   |ее налоговыми       |           |             |           |               |
   |декларациями        |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Первичная сверка    |           |             |           |Прослеживание  |
   |данных              |           |             |           |               |
   |аналитического учета|           |             |           |               |
   |с данными главной   |           |             |           |               |
   |книги и             |           |             |           |               |
   |бухгалтерской       |           |             |           |               |
   |отчетности          |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Знакомство          |           |             |           |Аналитические  |
   |с договорами,       |           |             |           |процедуры      |
   |заключенными        |           |             |           |Запрос и       |
   |с контрагентами     |           |             |           |подтверждение  |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Наличие и           |           |             |           | Аналитические |
   |правильность        |           |             |           |процедуры      |
   |оформления          |           |             |           |Инспектирование|
   |документов,         |           |             |           |               |
   |подтверждающих факт |           |             |           |               |
   |заключения договора,|           |             |           |               |
   |его выполнения      |           |             |           |               |
   |и оплаты            |           |             |           |               |
   +————————————————————+———————————+—————————————+———————————+———————————————+
   |Другие вопросы      |           |             |           |               |
   L————————————————————+———————————+—————————————+———————————+————————————————
   

Примечание. В таблице использованы материалы из книг: Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. - М.: Дело и сервис, 1998; Барышников Н.П. Практикум внутреннего и внешнего аудита. - М.: Филинъ, 2002.

После того как выполнены перечисленные в таблице задания и собрана предварительная информация об экономическом субъекте, в частности о его бизнесе, организации бухгалтерского учета и внутреннего контроля согласно системному подходу следует обобщить, проанализировать и отразить полученные сведения в соответствии с внутренним стандартом в так называемой "Папке клиента".

"Папка клиента" содержит следующие рабочие документы:

- обзор информации о клиенте <*>;

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Форму документа см. в кн.: Бычкова С.М., Газарян А.В. Планирование в аудите. - М.: Финансы и статистика, 2001, с. 174 - 177.

- документация клиента;

- аудиторские заключения, полученные клиентом ранее;

- изменения, внесенные по результатам предыдущего аудита;

- учетная политика клиента и результаты аудита этой учетной политики;

- итоговые оценочные таблицы, в которых аудитор выражает свое мнение о состоянии систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента, а также о влиянии различных факторов на деятельность клиента. В дальнейшем эти таблицы могут использоваться для оценки аудиторского риска <**>;

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Некоторые рекомендуемые формы этих рабочих документов см. в кн.: Кочинев Ю.Ю. Аудит / Под ред. Н.Л. Вещуновой. - СПб: Питер, 2002; Бычкова С.М., Газарян А.В., Планирование в аудите; Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. - М.: Дело и сервис, 1998 г.

- письма-запросы от аудитора и ответы на них;

- описание операций с выявленными третьими сторонами;

- анализ финансового состояния клиента;

- прочее.

Благодаря системному подходу возможны документально обоснованная предварительная оценка состояния систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента, а также качественная характеристика влияния различных факторов на работу клиента. На этой основе строится профессиональное мнение аудитора, используемое для выполнения дальнейших этапов планирования. Такими этапами, на наш взгляд, могут быть:

- оценка рисков и выявление проблем;

- определение уровня существенности;

- фактическое установление связанных сторон и анализ операций со связанными сторонами;

- подтверждение первоначальной оценки допущения о непрерывности деятельности клиента;

- выявление противоречивой информации (например, противоречивых заявлений);

- оценка заявлений руководства и оценочных значений;

- определение областей исследования, в которых могут потребоваться специальный аудиторский анализ и привлеченные специалисты;

- выявление различных нарушений (например, мошенничества и несоблюдения законов и нормативных актов).

Благодаря проведенной работе с материалами аудиторской проверки предыдущего года и другими соответствующими документами выявляются обстоятельства, требующие особого рассмотрения при проверке в текущем году. Например, принимаются решения:

- о степени целесообразности проведения аудита в филиалах, представительствах, отделениях и других обособленных подразделениях, выделенных на отдельный баланс;

- об использовании результатов работы другого аудитора и определении степени влияния этой работы на проведение аудита. При этом анализируется профессиональная компетентность другого аудитора в контексте конкретного поручения и выполняются процедуры для получения достаточных надлежащих аудиторских доказательств того, что работа другого аудитора адекватна целям главного аудитора в контексте конкретного поручения;

- о необходимости привлечения к работе эксперта, обладающего специальными знаниями и опытом в конкретной области, отличной от бухгалтерского учета и аудита. При этом анализируется профессиональная компетентность и объективность эксперта (профессиональная аттестация, лицензирование, членство в соответствующей профессиональной организации, опыт и репутация, независимость и т.д.);

- о возможности и целесообразности применения аудита в среде компьютерных информационных систем. При принятии решения об использовании компьютерных информационных систем в процессе аудита планируется участие в работе аудиторов, обладающих достаточным знанием компьютерных информационных систем;

- об адекватности работы внутреннего аудита для целей внешнего аудита и возможности использования этой работы в процессе аудита;

- об участии аудитора в инвентаризации.

Производится обобщенная оценка риска аудиторской проверки и определяются объекты выборочных исследований. Предварительные оценки существенности искажений, сделанные аудитором, привязываются к конкретным сальдо по счетам и видам операций. Проверка планируется таким образом, чтобы ее риск был сведен к минимуму.

Осуществляется "сегментирование" информации, содержащейся в бухгалтерской документации (в процессе "сегментирования" бухгалтерская информация распределяется на участки, каждый из которых будет проверять свой исполнитель). В ходе проверки каждого сегмента выделяются совокупности элементов (натуральных единиц или документов), которые должны быть подвергнуты проверке для решения указанных задач. Составляется перечень аудиторских процедур, которые будут использоваться при проверках совокупностей, и устанавливаются их вид и способ применения.

Необходимо уточнить ожидания клиента, цели обслуживания. В этом вопросе нужна особая ясность во избежание возможных коллизий, поскольку интересы клиента и аудиторов не всегда совпадают и нужно найти приемлемые для сторон компромиссы. При этом уточняются условия деятельности (например, сроки выполнения работы, объем информации и т.п.).

Наконец, в письменном виде составляется план аудита, т.е. документ, который на основе знаний особенностей деятельности клиента описывает процесс планирования аудита, отражает весь объем собранного ранее материала и содержит:

- планируемые затраты труда;

- уровень (уровни) существенности;

- оценку аудиторского риска;

- сроки проведения проверки;

- состав аудиторской группы;

- перечень сегментов аудита с указанием сроков их проведения и исполнителей;

- меры по управлению и контролю за качеством аудита.

План аудита согласуется с клиентом, особое внимание следует уделить распределению ответственности. По ходу проверки план может дорабатываться. Все внесенные в план существенные изменения и соответствующие обоснования должны быть зафиксированы документально.

Разрабатывается и оформляется документально программа аудита, определяющая характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита представляет собой набор инструкций для ассистентов аудитора, выполняющих аудит, а также служит средством контроля и регистрации надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены цели аудита по каждой из областей и бюджет времени, в котором указывается количество часов, отведенных на конкретные процедуры.

Н.Ю.Слатецкая

ВЗФЭИ

Подписано в печать

15.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Внешний контроль за качеством аудита (Начало) ("Аудиторские ведомости", 2004, N 4) >
Статья: "Упрощенные" больничные ("Учет. Налоги. Право", 2004, N 10)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.