Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Ответственный за налог ("ЭЖ-Юрист", 2004, N 10)



"ЭЖ-Юрист", N 10, 2004

ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА НАЛОГ

В области регулирования налога на рекламу органам местного самоуправления предоставлено достаточно много полномочий. В связи с этим возникает ряд вопросов, обусловленных особенностями установления данного налога, а также его взимания посредством использования института сборщиков налогов.

Широкие права

Согласно ст.21 Закона РФ от 27.12.1991 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налог на рекламу отнесен к разряду местных. В отличие от иных местных налогов, обязательных к уплате на всей территории РФ (налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью), налог на рекламу может устанавливаться представительными органами местного самоуправления.

Другой отличительной чертой налога на рекламу можно считать то, что на федеральном уровне отсутствует какой-либо специализированный акт, ему посвященный. Единственной нормой федерального законодательства, регулирующей условия и порядок взимания налога, является положение все той же вышеназванной статьи Закона - "налог на рекламу уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе" (пп."з" п.1 ст.21).

Таким образом, налог на рекламу регулируется актом общего уровня, каким на сегодняшний день является Закон. На данное обстоятельство применительно к налогу с продаж (в негативном смысле) обращал внимание Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.01.2001 N 2-П (п.3 мотивировочной части).

В обозначенной ситуации местные органы власти обладают значительными возможностями в части собственной регламентации налога на рекламу. Пользуясь отсутствием четкого правового регулирования на федеральном уровне, они порой забывают о необходимости соблюдения общих норм и принципов налогового законодательства, заложенных в части первой НК РФ. Анализ нормативных актов ряда муниципальных образований Российской Федерации свидетельствует о существенных нарушениях указанных норм НК РФ при установлении и взимании налога на рекламу.

Не имея возможности осветить все аспекты, остановимся на одном из них, на наш взгляд, важном с теоретической и практической точек зрения. Речь идет о механизме взимания налога на рекламу через так называемых сборщиков налогов.

Подобный механизм существует, в частности, в городах Тула, Новгород, Саратов, Рязань и предусматривает перечисление налога в бюджет налогоплательщиком (рекламодателем) не непосредственно, а через рекламораспространителей (рекламные агентства). Последние обязаны принять суммы налога от налогоплательщика и перечислить их в местный бюджет.

Например, согласно Положению о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, утвержденному Тульским городским Советом народных депутатов 16 июля 1992 г., рекламные агентства являются сборщиками данного налога. В свою очередь, налогоплательщики (рекламодатели) обязаны уплачивать налог путем перечисления средств на счет рекламного агентства не позднее дня размещения (опубликования) рекламы.

Вследствие принятия Положения о налоге на рекламу, утвержденного Саратовской городской Думой 14 декабря 2000 г., рекламораспространители взимают с заказчиков налог на рекламу и перечисляют его в городской бюджет.

В соответствии с Положением о налоге на рекламу, утвержденным Новгородской городской Думой 30 ноября 1999 г., рекламодатели вносят налог на рекламу путем перечисления средств на счета рекламопроизводителей и рекламораспространителей по мере оплаты услуг по изготовлению и размещению рекламы.

По Положению о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу, утвержденному Рязанским городским Советом 11 сентября 1997 г., Рязанский городской Совет уполномочивает (?!) рекламораспространителей собирать налог на рекламу с юридических и физических лиц, которым оказываются услуги по изготовлению, размещению и распространению рекламы, и объявляет их сборщиками налога на рекламу.

Утвержденное муниципальным Советом г. Воронежа 23 декабря 1997 г. Положение о порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г. Воронеже не содержит института "сборщиков налогов". Однако в проекте нового Положения предусмотрено, что уплата налога на рекламу производится налогоплательщиком одновременно с оплатой рекламных услуг путем перечисления средств на счет рекламораспространителя (рекламопроизводителя).

Кто есть кто

Местный законодатель при установлении налога на рекламу пытается использовать институт сборщиков налогов, основы которого заложены в ст.25 НК РФ. Причиной тому является тот факт, что нередко налогоплательщик (рекламодатель) рекламирует свою продукцию не по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика.

К примеру, воронежский предприниматель размещает рекламу в Рязани, то есть рекламодатель и рекламораспространитель находятся в разных регионах. Чтобы налог на рекламу не проходил мимо бюджета того муниципального образования, где фактически размещается реклама, местный законодатель в ряде случаев и придумал схему "уплаты налога через рекламораспространителя".

Возникает вопрос: каков в этом случае налогово-правовой статус рекламораспространителя, какова его ответственность, насколько рассматриваемая схема позволяет избежать двойного налогообложения (в рамках территории одного государства!) и в целом насколько она законна?

В силу ст.25 НК РФ "в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами - сборщиками налогов". Таким образом, институт сборщиков налогов может устанавливаться только в случаях, предусмотренных НК РФ. Поэтому рассмотренные выше нормативные акты в соответствующей части противоречат Налоговому кодексу РФ и применяться не должны.

Стоит признать, что сама идея института сборщиков налогов не реализована до конца во многом из-за неопределенности их статуса в нормах НК РФ.

Во-первых, усматривается определенное противоречие между ст.ст.9 и 25 НК РФ в части функций сборщиков налогов. В силу норм ст.25 НК РФ сборщики осуществляют прием средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет, а в соответствии с п.5 ст.9 НК РФ также и контроль за их уплатой.

Во-вторых, до конца не ясно, могут ли функции сборщика налогов выполнять организации и физические лица. Налоговый кодекс не дает однозначного ответа на этот вопрос. Например, по мнению С.Г. Пепеляева, организации и физические лица функции сборщиков налогов выполнять не могут, однако теоретически возможно возложение на них этих функций <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С.Г. Пепеляева. М., 2000. С. 181 - 182.

Статус сборщика налогов во многом схож со статусом налогового агента. Главным, на наш взгляд, является то обстоятельство, что возложение обязанностей сборщика налогов и налогового агента возможно исключительно в случаях, предусмотренных НК РФ. Если налоговый агент выступает по отношению к налогоплательщику источником выплат, то сборщик налогов, наоборот, принимает от налогоплательщика средства в уплату налога. Как видим, движение денежных средств либо иного имущества осуществляется во взаимно противоположных направлениях, имея в обоих случаях одного и того же конечного адресата - соответствующий бюджет.

Введение в субъектный состав налогового правоотношения фигуры сборщика налогов удлиняет цепочку "налогоплательщик - бюджет" и тем самым осложняет само правоотношение, а потому не должно осуществляться произвольно. Механизм сбора налогов предполагает участие не только налогоплательщика (плательщика сборов) и казны (фиска), но также и иных лиц, без которых нельзя обойтись в силу специфики их деятельности. Такими лицами выступают банки, налоговые агенты и, видимо, сборщики налогов.

Однако каждый случай участия в налоговых правоотношениях какого-либо субъекта (что в подавляющем большинстве случаев сопровождается возложением скорее обязанностей, нежели прав) должен быть прямо предусмотрен федеральным законом, в частности НК РФ. Согласно ст.55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Защищены ли права?

Произвольное закрепление статуса сборщиков налогов существенным образом нарушает права организаций и граждан, на которых незаконно возложены дополнительные обязанности. Обращаем внимание, что в соответствии с рассмотренными выше нормативными актами рекламораспространители обязаны: собирать налог (то есть требовать его уплаты от рекламодателя), отчитываться перед местным бюджетом, а также не вправе размещать рекламу без уплаты налога рекламодателем.

Последнее ограничение фактически ставит осуществление деятельности рекламораспространителя в зависимость от исполнения обязанностей третьими лицами, что прямо нарушает конституционно закрепленное право занятия экономической и любой другой не запрещенной законом деятельностью (ст.ст.8, 34 Конституции РФ). Рекламодатель же рискует оказаться в ситуации двойного налогообложения при уплате налога на рекламу: по месту учета и по месту размещения рекламы.

На фоне многочисленных нарушений налогового законодательства при установлении налога на рекламу можно указать и на положительные примеры. Один из них - Закон г. Москвы "О налоге на рекламу" от 21.11.2001. Согласно ему организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах других субъектов РФ, не являются плательщиками налога в бюджет г. Москвы (п.8 ст.9).

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что в ситуации, когда налоговая реформа по сути не коснулась местных налогов, нормотворчество на местах должно опираться в первую очередь на положения Конституции Российской Федерации и нормы общей части налогового права.

В.Стрельников

К. ю. н.

Воронежский ГУ

кафедра административного,

муниципального и финансового права

С.Третьяков

Старший прокурор

отдела по надзору

за исполнением налогового и таможенного

законодательства прокуратуры

Воронежской области,

юрист второго класса

Подписано в печать

12.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О правах налогоплательщиков ("ЭЖ-Юрист", 2004, N 10) >
Вопрос: ...Российский банк выплачивает доход в виде дисконта по векселю в пользу венгерского агентства. В целях применения Международного договора об избежании двойного налогообложения венгерское агентство представило свидетельство о регистрации. Является ли данное свидетельство документом, подтверждающим постоянное местонахождение венгерского агентства в налоговых целях? ("Московский налоговый курьер", 2004, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.