![]() |
| ![]() |
|
Вопрос: По договору поставки предприниматель осуществил предоплату в декабре 2003 г.; при этом товар был поставлен предпринимателю и продан им в январе 2004 г. Обратная ситуация: товар был поставлен поставщиком и продан предпринимателем в декабре 2003 г., оплата поставщику произведена в январе. В каком налоговом периоде (в 2003 или 2004 г.) необходимо включить сумму аванса (предоплаты) в расходы предпринимателя? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 10)
"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 10, 2004
Вопрос: По договору поставки предприниматель осуществил предоплату в декабре 2003 г.; при этом товар был поставлен предпринимателю и продан им в январе 2004 г. Обратная ситуация: товар был поставлен поставщиком и продан предпринимателем в декабре 2003 г., оплата поставщику произведена в январе. В каком налоговом периоде (в 2003 или 2004 г.) необходимо включить сумму аванса (предоплаты) в расходы предпринимателя?
Ответ: По общему правилу согласно п.17 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина и МНС России от 13 августа 2002 г. N 86н/БГ-3-04/430 (далее - Порядок) полученные предпринимателем доходы и произведенные им расходы отражаются в Книге учета кассовым методом, то есть после фактического получения дохода и совершения расхода, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым выше Порядком. В частности, стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг. Расходы по материальным ресурсам, приобретенным впрок либо использованным на изготовление товаров (выполнение работ, оказание услуг), не реализованных в налоговом периоде, а также не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов от реализации товаров (работ, услуг) в последующих налоговых периодах (п.15 Порядка). По мнению автора, аналогично может быть решен вопрос учета расходов в первой ситуации вопроса. Исходя из этого, предприниматель может учесть сумму аванса, уплаченную поставщику в том налоговом периоде, в котором произошла реализация товара (то есть в 2004 г.). При этом сумма осуществленной предоплаты за товар должна быть отражена в табл.6-3 Книги учета доходов и расходов ("Регистр расходов, произведенных в отчетном налоговом периоде, но связанных с получением доходов в следующих налоговых периодах"). Что касается второй ситуации, то, по мнению ряда представителей налоговых органов, в таком случае предприниматель вообще не сможет учесть расходы по оплате товаров, реализованных в предыдущем налоговом периоде. Такая точка зрения аргументируется следующим: в 2003 г. предприниматель должен включить в состав доходов средства, полученные за реализованный товар, но в этом налоговом периоде расходы по приобретению товара у поставщика не могут уменьшить сумму дохода (так как предприниматель еще не понес их). А в 2004 г. подобные расходы не учитываются из-за того, что в этом налоговом периоде предприниматель не получает доходов от хозяйственной операции, в рамках которой произведены расходы (то есть факт несения расходов в 2004 г. не связан с получением доходов в этом налоговом периоде). Данная позиция, по нашему мнению, может быть оспорена предпринимателями. В п.1 ст.221 НК РФ для индивидуальных предпринимателей определен профессиональный налоговый вычет "в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов". Как можно заметить, законодатель прямо не указал, что при определении суммы налогового вычета могут быть учтены только те расходы, которые произведены в целях получения доходов в отчетном налоговом периоде (кстати, в Порядке такое указание тоже отсутствует). И если следовать логике Порядка учета доходов и расходов, то расходы могут быть учтены в момент их совершения (в рассматриваемом случае - в 2004 г.). В заключение отметим, что предприниматели, не желающие вступать в конфликт с налоговыми органами, должны учесть изложенную проблему при заключении сделок с поставщиками товаров (работ, услуг). Если доходы будут получены, а расходы понесены в пределах одного налогового периода (календарного года), то рассмотренные выше проблемы возникать не будут.
А.Першин Ведущий эксперт "БП" Подписано в печать 11.03.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |