![]() |
| ![]() |
|
Статья: Летние кафе. Особенности создания и функционирования ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2004, N 4)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", N 4, 2004
ЛЕТНИЕ КАФЕ. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Общие положения
В последние годы оказание услуг общественного питания через летние кафе приобретает все большее распространение. Это обусловлено сравнительно невысоким уровнем затрат по их созданию и обеспечению функционирования, а также возрастающей популярностью среди потенциальных потребителей. Как явствует из самого названия этой разновидности предприятий общественного питания, они создаются, как правило, ежегодно и действуют в течение ограниченного периода времени (в средней полосе России, как правило, с апреля по октябрь). При этом какими-либо нормативными документами период действия летних кафе жестко не ограничен и не регламентирован и, следовательно, их работа определяется погодными условиями (в частности, временем схода снежного покрова и его новым возникновением или началом затяжных дождей), а также величиной потребительского спроса. Наиболее распространенными летние кафе являются в крупных и курортных городах, для которых характерно большое количество населения, питающегося вне домашних условий. Право нормативного и законодательного регулирования процессов создания и ликвидации летних кафе, контроля за их деятельностью, а также по установлению документооборота, обеспечивающего жизненный цикл летних кафе, предоставлено органам регионального и местного (муниципального) управления (государственной власти). Так, на территории г. Москвы в 2004 г. деятельность летних кафе регулируется нормами Постановления Правительства Москвы от 27 января 2004 г. N 29-ПП. Более подробно некоторые из этих требований будут рассмотрены ниже. Прежде чем переходить к особенностям правового регулирования создания и функционирования летних кафе, по нашему мнению, уместно напомнить общие термины, установленные действующим законодательством в отношении предприятий общественного питания. В соответствии с п.3 Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. N 1036, услуги общественного питания (далее именуются услуги) оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый), определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 50762-95 "Общественное питание. Классификация предприятий". При этом критерии, по которым предприятия общественного питания причисляются к тому или иному типу - ресторан, бар, кафе, закусочная, столовая, определяются исполнителем услуг общественного питания в соответствии с упомянутым ГОСТ Р 50762-95.
ГОСТ Р 50762-95 содержит минимальный набор регламентов по определению типа и класса предприятия, включающий требования: - по технической оснащенности (архитектурно-планировочное решение, состав помещений, их оснащение и оформление); - методам обслуживания, форменной одежде, музыкальному обслуживанию; - качеству обслуживания (комфортность, эстетика и т.д.); - ассортименту реализуемой продукции, ее разнообразию и сложности изготовления; - мебели, столовой посуде, приборам, столовому белью, номенклатуре предоставляемых услуг; - квалификации персонала. В соответствии с данным ГОСТом: Кафе - предприятие по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. В отличие от ресторанов кафе (как столовые и закусочные) на классы не подразделяют, но различают: по ассортименту реализуемой продукции - кафе-мороженое, кафе-кондитерская, кафе-молочная. В соответствии с этими принципами могут классифицироваться и летние кафе. Однако следует подчеркнуть, что подобная классификация не является обязательной, также как и классификация по контингенту потребителей - кафе молодежное, детское и др. Тем же ГОСТом установлены требования к архитектурно-планировочным решениям кафе, а также к мебели, столовой посуде, приборам, белью, которые в кафе должны быть использованы. Большая часть этих требований в летних кафе выполнена быть не может и поэтому их рассмотрение представляется нецелесообразным. Однако прочие требования, по нашему мнению, должны быть выполнены, так как обусловлены необходимостью оказания услуг соответствующего качества и санитарно-гигиеническими требованиями: к оформлению меню и прейскурантов, ассортименту кулинарной продукции: для кафе обязательно оформление меню и прейскуранта с эмблемой (фирменным знаком) предприятия, отпечатанные машинописным способом; ассортимент кафе должен представлять собой разнообразный ассортимент блюд, изделий и напитков, в том числе фирменных, заказных и с учетом специализации. Причем для кафе и закусочных, специализирующихся на приготовлении блюд из определенного вида сырья, обязательна реализация нескольких наименований этих блюд; к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви, музыкальному обслуживанию: обслуживание посетителей в кафе должно осуществляться официантами, барменами, метрдотелями (в отдельных кафе допускается самообслуживание); обслуживающий персонал кафе должен быть обеспечен санитарной одеждой; музыкальное обслуживание посетителей в кафе не обязательно. Основным отличием летних кафе является то, что они фактически являются объектами мелкорозничной торговли и квалифицируются как нестационарная торговая сеть. Законодательное определение нестационарной торговой сети приведено в ст.346.27 НК РФ: нестационарная торговая сеть - торговая сеть, функционирующая на принципах развозной и разносной торговли, а также иные объекты организации торговли, не относимые к стационарной торговой сети (для сравнения: стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в специально оборудованных, предназначенных для ведения торговли зданиях (их частях) и строениях. Стационарную торговую сеть образуют строительные системы, прочно связанные фундаментом с земельным участком и подсоединенные к инженерным коммуникациям. К данной категории торговых объектов относятся магазины, павильоны и киоски). То, что летние кафе относятся именно к нестационарной торговой сети, закреплено в упоминавшемся Постановлении Правительства г. Москвы N 29-ПП. Особенности бухгалтерского учета операций по созданию и осуществлению деятельности летних кафе связаны с отражением затрат по приобретению (первоначальному и последующему) необходимого оборудования, мебели и иных предметов, необходимых для оказания услуг, а также по приобретению или аренде земельных участков, занятых летними кафе. Что касается затрат по оборудованию летних кафе, а также монтажу и демонтажу тентов и иных легких конструкций, то, по нашему мнению, в данном случае следует руководствоваться общими принципами бухгалтерского учета, закрепленными в учетной политике организации. При этом следует исходить из того, что, как правило, летние кафе не являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, а представляют собой обособленные подразделения (выделенные или не выделенные на отдельный баланс) организаций торговли и (или) общественного питания. В этом случае при организации и ведении бухгалтерского учета подразделение руководствуется нормами учетной политики головной организации. Следовательно, указанные виды расходов могут приниматься к учету либо единовременно - в том отчетном периоде, когда они произведены, либо относиться в состав расходов будущих периодов с последующим распределением в течение срока эксплуатации летнего кафе. То, что все перечисленные виды расходов являются текущими, вытекает из периода, на который они осуществлены - летнее кафе может использоваться и в течение нескольких лет, но при его создании предположить это с достаточной степенью уверенности вряд ли возможно. То есть летнее кафе создается на сезон (менее одного года), и никакие расходы по его созданию и содержанию не могут быть отнесены к инвестиционным и должны быть погашены до окончания периода фактической эксплуатации кафе. При этом в первом случае расходы будут учитываться в составе издержек обращения: Дебет счета 44 "Расходы на продажу" Кредит счетов учета производственных затрат и расчетов (10 "Материалы", 23 "Вспомогательные производства", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" и т.п.) - на сумму фактически произведенных затрат. Во втором - расходы предварительно относятся на счет 97 "Расходы будущих периодов": Дебет счета 97 Кредит счетов учета производственных затрат и расчетов - на сумму фактически произведенных затрат. Далее - в течение всего срока деятельности летнего кафе эти расходы списываются в состав издержек обращения равными долями в течение всего сезона. Например, для сезона "апрель - октябрь" расходы списываются в размере, равном 1/7, если расходы будущих периодов сформированы в марте, 1/6 - если расходы произведены в апреле и т.д. Если расходы производятся постепенно, то их списание также целесообразно производить исходя из периода до конца срока эксплуатации летнего кафе. Расходы по демонтажу конструкций вне зависимости от выбранного метода списания расходов отражаются в учете в последнем месяце. При этом стоимость материалов от разборки, а также мебели, посуды и оборудования, которые могут быть использованы в следующем сезоне или перепроданы, следует оприходовать с отнесением их оценочной стоимости в состав прочих доходов: Дебет счета 10 (по соответствующим субсчетам) Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы". Например, расходы по монтажу конструкций летнего кафе, произведенные в апреле 2004 г., составили 20 тыс. руб. (без учета НДС). Монтаж проводился сторонней организацией. Списаны расходы по приобретению оборудования, мебели и посуды: 10 тыс. руб. в мае и 30 тыс. руб. в июне. Все имущество было приобретено ранее и учитывалось на счете 10 "Материалы" (по соответствующим субсчетам). Налоговый вычет по НДС по счету 10 также был произведен в момент постановки на учет перечисленных материальных ценностей. Период работы кафе установлен и согласован с органами местного самоуправления по сентябрь месяц включительно. В соответствии с учетной политикой организации, которая будет проводить торговлю через летнее кафе, произведенные расходы учитываются в составе расходов будущих периодов. По окончании деятельности кафе конструкции демонтированы. Стоимость демонтированных конструкций составила 10 тыс. руб. Кроме того, принято решение об оприходовании (с целью использования в следующих сезонах) мебели и многоразовой посуды на сумму 5 тыс. руб. В бухгалтерском учете будут оформлены проводки: в апреле: Дебет счета 97 Кредит счета 60 - 20 тыс. руб. - на сумму стоимости услуг сторонней организации по монтажу конструкций (с учетом стоимости конструкций); Дебет счета 19 Кредит счета 60 - 3,6 тыс. руб. - на сумму НДС по стоимости услуг; в мае: Дебет счета 97 Кредит счета 10 - 10 тыс. руб. - на сумму стоимости мебели, посуды и оборудования, переданных в эксплуатацию; Дебет счета 44 Кредит счета 97 - 4 тыс. руб. (20 тыс. руб. : 5 мес.) - на сумму стоимости работ по монтажу оборудования в части, относящейся к данному месяцу; в июне: Дебет счета 97 Кредит счета 10 - 30 тыс. руб. - на сумму стоимости мебели, посуды и оборудования, переданных в эксплуатацию; Дебет счета 44 Кредит счета 97 - 6,5 тыс. руб. (20 тыс. руб. : 5 мес. + 10 тыс. руб. : 4 мес.) - на сумму расходов будущих периодов в части, относящихся к данному месяцу; в июле - сентябре: Дебет счета 44 Кредит счета 97 - 16,5 тыс. руб. (20 тыс. руб. : 5 мес. + 10 тыс. руб. : 4 мес. + 30 тыс. руб. : 3 мес.) - на сумму расходов будущих периодов в части, относящихся к данному месяцу; в октябре (по окончании деятельности кафе и завершении всех операций, связанных с этой деятельностью): Дебет счета 10 Кредит счета 91 - 10 тыс. руб. - на сумму стоимости демонтированных конструкций; Дебет счета 10 Кредит счета 91 - 5 тыс. руб. - на сумму стоимости отраженной по учету многоразовой посуды. В начале следующего сезона (если кафе будет вновь функционировать) стоимость конструкций и посуды будет списана на увеличение издержек обращения. Земельные участки под летние кафе, как правило, в собственность или аренду не оформляются. Это также может быть обусловлено тем, что земля, по общему правилу, относится к объектам основных средств и должна использоваться в течение периода, как минимум превышающего 12 месяцев. Исключением является случай, когда летние кафе располагаются на земельных участках, непосредственно прилежащих к помещениям и земельным участкам основных организаций (предприятий общественного питания). При этом оформление участка производится в момент создания организации или приобретения участка. Начисление амортизации на земельные участки в соответствии с действующими документами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и налоговым законодательством не предусмотрено. Следовательно, на издержки обращения могут быть списаны только те дополнительные расходы по содержанию участка, которые обусловлены требованиями законов или иных актов, имеющих нормативную силу.
Особенности деятельности летних кафе в г. Москве
Правительством г. Москвы в течение последних лет неоднократно принимались решения (на уровне законов, постановлений и подзаконных актов), регулирующих деятельность пунктов мелкорозничной торговли и конкретно летних кафе. С 2004 г. (точнее, с 6 февраля - даты вступления Постановления N 29-ПП в силу) действуют: "Основные требования к работе объектов мелкорозничной сети (Приложение 1)"; "Порядок размещения павильонов и киосков на территории г. Москвы (Приложение 2)" и "Порядок выдачи Разрешений на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети (Приложение 3)", утвержденные упоминавшимся Постановлением Правительства Москвы N 29-ПП. Непосредственно к деятельности летних кафе относятся некоторые положения самого Постановления, а также Приложений 1 и 3 к Постановлению. Организациям, которые предполагают оказание услуг питания через летние кафе, следует обратить внимание на следующие нормы: право определять места для размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на городских территориях предоставлено префектам административных округов путем утверждения схем их размещения, представляемых главами управ районов г. Москвы по согласованию с заинтересованными организациями (п.3 Постановления); документом, подтверждающим размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети в соответствии с утвержденной в установленном порядке схемой размещения, является Разрешение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети, выдаваемое управой района г. Москвы (п.5 Постановления); в I квартале 2004 г. Центр госсанэпиднадзора в г. Москве должен разработать и утвердить в установленном порядке критерии оценки санитарно-эпидемиологического благополучия каждого типа объекта мелкорозничной сети, включая ассортимент реализуемой продукции, которые будут использоваться при принятии решения о выдаче Разрешений и осуществлении контроля за деятельностью летних кафе; форма бланка Разрешения на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети будет разработана дополнительно, финансирование расходов, связанных с изготовлением бланков Разрешений на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети, производится за счет средств целевых бюджетных фондов развития территорий г. Москвы в части, относящейся к районам. Следовательно, указанные расходы не могут приниматься к учету организациями, создающими летнее кафе. Из Основных требований к работе объектов мелкорозничной сети обращаем внимание на следующие положения: в соответствии с п.1.2 летние кафе (наряду с автомагазинами, автокафе и бахчевыми развалами) относятся к нестационарным объектам мелкорозничной сети; особо следует обратить внимание на то, что в соответствии с п.1.4 нестационарные объекты мелкорозничной сети размещаются на территории г. Москвы в местах, отведенных органами исполнительной власти г. Москвы без оформления земельно-правовых отношений. Из этого следует, что, во-первых, дополнительные расходы, связанные с землеотводом, в данном случае осуществляться не могут; во-вторых, выделение места для размещения летнего кафе не означает перехода прав владения, распоряжения или пользования этим участком, а, значит, решение может быть пересмотрено без каких-либо компенсаций владельцу кафе. Основанием для размещения летнего кафе является Разрешение на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети, выдаваемое управами районов г. Москвы с применением городской Системы информационного обеспечения потребительского рынка (СИОПР) (за исключением нестационарных объектов мелкорозничной сети, расположенных на территориях, для которых нормативными правовыми актами г. Москвы установлен особый порядок размещения объектов). Не допускается массовое (более 10) размещение на одной территории нестационарных объектов мелкорозничной сети, за исключением их размещения при проведении городских и окружных культурно-массовых и спортивно-зрелищных мероприятий, в зонах отдыха, пешеходных зонах, утвержденных правовыми актами Правительства Москвы; пунктом 3.1 установлено, что на все продаваемые товары должны быть документы, указывающие источник их поступления, а также документы, подтверждающие качество и безопасность продукции; в соответствии с п.3.3 торговля продовольственными товарами (оказание услуг общественного питания) с применением посуды одноразового использования может осуществляться только при наличии емкостей для ее сбора; пунктом 3.6 установлено, что на каждом объекте в течение всего времени работы должны находиться и предъявляться по требованию органов государственного контроля (надзора) следующие документы: разрешение на размещение нестационарного объекта мелкорозничной сети; санитарно-эпидемиологическое заключение с приложением ассортиментного перечня реализуемой продукции (оказываемых услуг), санитарно-эпидемиологическое заключение о согласовании плана (программы) производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, санитарный журнал, личные медицинские книжки на работников и другие необходимые документы в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; документы, указывающие источник поступления и подтверждающие качество и безопасность реализуемой продукции; документ о регистрации контрольно-кассовой техники (кроме случаев, когда в соответствии с федеральным законодательством контрольно-кассовая техника не применяется); регистрационное свидетельство Газовой технической инспекции Мосжилинспекции, заверенные копии договоров на техническое обслуживание газобаллонной установки и на централизованную заправку (доставку, замену) баллонов сжиженного газа (для объектов, оборудованных газобаллонными установками); тексты Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Правил продажи отдельных видов товаров (оказания услуг общественного питания, бытового обслуживания населения), санитарные правила для предприятий продовольственной торговли и общественного питания; книга отзывов и предложений, прошитая, пронумерованная и заверенная руководителем юридического лица или индивидуальным предпринимателем; журнал учета мероприятий по контролю; технологические карточки (для летних кафе и автокафе). Объекты должны быть оснащены коллективной аптечкой первой помощи. Так как обязательность наличия всех перечисленных документов установлена на уровне регионального законодательства, все расходы по их оформлению или приобретению могут приниматься к бухгалтерскому и налоговому учету в общем порядке; перечень органов, которые могут осуществлять контроль за работой объектов мелкорозничной сети, установлен п.4.1. К числу таких органов относятся санитарно-эпидемиологическая служба РФ, органы внутренних дел (милиция), Мосгосторгинспекция, Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы, префектуры административных округов г. Москвы, управы районов г. Москвы, ОАТИ и другие органы государственного контроля (надзора), имеющие на это право в соответствии с федеральным законодательством и законодательством г. Москвы в пределах своей компетенции. В соответствии с п.1 Порядка выдачи разрешений на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети (далее - Порядок) разрешения на размещение нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории г. Москвы выдаются управами районов г. Москвы на каждый нестационарный объект мелкорозничной сети. Разрешение выдается на основании поданного заявления, к которому прилагаются копии учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации предпринимательской деятельности. Перечень данных, которые должны быть указаны в заявлении, установлен п.2 Порядка. После принятия управой района г. Москвы решения о размещении летнего кафе заявитель в течение одного месяца представляет дополнительно копии (с предоставлением подлинников) следующих документов (п.6.2 Порядка): - заключения окружного центра Госсанэпиднадзора (для сетевых предприятий потребительского рынка - Центра Госсанэпиднадзора в г. Москве) с приложением ассортиментного перечня; - договора на вывоз твердых бытовых отходов, уборку прилегающей территории; - документа о регистрации контрольно-кассовой техники; - паспорта на транспортное средство и санитарного паспорта (при необходимости), выданных в установленном порядке; - согласования с окружным органом государственного пожарного надзора; - регистрационного свидетельства Газовой технической инспекции Мосжилинспекции, договоров на техническое обслуживание газобаллонной установки и на централизованную заправку (доставку, замену) баллонов сжиженного газа (для объектов, оборудованных газобаллонными установками); - ситуационного плана с указанием границ земельного участка, оформленного АПУ административного округа и согласованного в установленном порядке (для летних кафе). В случае если в течение одного месяца после принятия решения о размещении объекта перечисленные документы не будут представлены, управа района г. Москвы принимает решение об отказе в размещении объекта и возвращает заявителю поданные им документы, кроме случаев, когда задержка представления документов произошла по вине согласующих организаций. Отметим, что перечень документов является исчерпывающим и в соответствии с п.20 Порядка управа района г. Москвы не вправе требовать от заявителя дополнительные документы. Расходы по оформлению перечисленных документов, а также по оформлению их копий, могут приниматься к бухгалтерскому и налоговому учету на общих основаниях. Разрешения на размещение летних кафе выдаются на срок, указанный заявителем, но не более семи месяцев - с 1 апреля по 1 ноября. В соответствии с п.20 Порядка плата за рассмотрение представленных заявителями документов, а также за выдачу, переоформление Разрешения не взимается. Отдельными пунктами Порядка определены основания для отказа в приеме заявления, отказа в выдаче Разрешения, а также для досрочного прекращения Разрешения.
В.Р.Захарьин Подписано в печать 10.03.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |