Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Фирма купила компьютер, сканер и модем. Каждый из этих предметов выгоднее принять к учету как отдельное ОС: ведь часто они стоят меньше 10 000 руб. и их стоимость можно включить в расходы единовременно. Тогда не придется платить налог на имущество с остаточной стоимости ОС. Налоговики же требуют, чтобы все оборудование было оприходовано как единый инвентарный объект. Однако, если грамотно оформить документы, спора с инспекцией можно избежать. ("Главбух", 2004, N 6)



"Главбух", N 6, 2004

Вопрос: Фирма купила компьютер, сканер и модем. Каждый из этих предметов выгоднее принять к учете как отдельное основное средство: ведь нередко они стоят меньше 10 000 руб. за единицу А раз так, стоимость такого оборудования можно включить в расходы единовременно, как только его начнут эксплуатировать. В этом случае не придется платить и налог на имущество с остаточной стоимости основных средств. Налоговики же, как правило, требуют, чтобы все это оборудование было оприходовано как единый инвентарный объект. Однако, если грамотно оформить документы, спора с налоговой инспекцией можно избежать.

Ответ:

Чем грозит?

Если бухгалтер примет к учету периферийные компьютерные устройства как отдельные объекты основных средств, он, несомненно, рискует. Ведь многие инспекторы настаивают на том, что подобное оборудование может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. Следовательно, как это вытекает из п.6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", такие предметы надо учитывать в составе единого инвентарного объекта. И некоторые суды в этой ситуации встают на сторону налоговиков.

Скажем, к подобному выводу пришли ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 25 декабря 2002 г. по делу N А19-10158/00-24-43-32-Ф02-3807/02-С1 и ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 20 июня 2003 г. по делу N А56-29955/02

Если бухгалтер в этой ситуации не выполнит требования чиновников, они могут квалифицировать его действия как занижение налога на прибыль и налога на имущество.

А раз так, с фирмы взыщут недоимку и пени, да еще и оштрафуют по ст.122 Налогового кодекса РФ (20% от суммы недоплаты).

Что предпринять?

Конечно, с позицией налоговиков можно спорить. Во-первых, только в ПБУ 6/01 есть предписание о том, что любые предметы, которые имеют общее управление и могут работать только в составе единого комплекса, должны быть учтены как один объект. В Налоговом кодексе РФ ничего подобного не говорится. Во-вторых, тот же модем или принтер могут использоваться не одним, а несколькими компьютерами. И тогда вообще непонятно, о каком "комплексе" может идти речь.

Незаконность требований налоговиков подтверждают и некоторые суды. Пример тому - Постановление ФАС Московского округа от 25 июня 2001 г. по делу N КА-А41/3098-01. В своем вердикте судьи указали, что вопрос о том, каким образом учитывать периферийные устройства (процессор, монитор, принтер) - в комплексе или отдельно, - должен решать руководитель организации. На возможность учитывать составные части компьютеров как самостоятельные основные средства указал и ФАС Северо-Западного округа в своем Постановлении от 3 марта 2003 г. по делу N А42-6402/02-С4.

Но согласитесь, что судиться с налоговиками захотят немногие, тем более что исход дела заранее предугадать невозможно. Ведь, как мы рассказывали выше, у арбитражных судов по этому вопросу единого мнения нет. Между тем проблему можно решить и не вступая в конфронтацию с чиновниками.

Внимательно прочитаем п.6 ПБУ 6/01. Там, помимо прочего, сказано, что если у одного объекта есть несколько составных частей, которые имеют разные сроки полезного использования, то каждую такую часть учитывают как самостоятельный инвентарный объект.

Поэтому, чтобы принять к учету монитор, принтер или модем как отдельные основные средства, достаточно установить для них разные сроки службы (причем эти сроки могут различаться незначительно, например в один месяц).

Как известно, конкретные сроки полезного использования приобретенного оборудования организация устанавливает самостоятельно. При этом нужно ориентироваться на Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы.

Пример. В феврале 2004 г. ЗАО "Сервис" приобрело электронно-вычислительное оборудование: компьютер, сканер и принтер.

Стоимость покупки без учета НДС составила 21 500 руб., в том числе:

- жидкокристаллический монитор - 11 000 руб.;

- системный блок - 5000 руб.;

- сканер - 1900 руб.;

- принтер - 3600 руб.

В соответствии с Классификацией основных средств электронно-вычислительная техника (включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним) относится к третьей амортизационной группе. Срок полезного использования такого имущества - от трех лет и одного месяца до пяти лет включительно.

На 2004 г. руководитель ЗАО "Сервис" своим приказом установил для амортизируемого электронно-вычислительного оборудования следующие сроки полезного использования:

- мониторы - 37 месяцев;

- системные блоки - 38 месяцев;

- сканеры - 39 месяцев;

- принтеры - 40 месяцев.

Так как все устройства имеют разные сроки полезного использования, учесть их как единый инвентарный объект нельзя.

Следовательно, и монитор, и системный блок, и сканер, и принтер будут приходоваться как самостоятельные объекты основных средств.

Поскольку стоимость монитора больше 10 000 руб., по нему придется начислять амортизацию. А стоимость остального оборудования можно единовременно списать на затраты, как только его введут в эксплуатацию. Причем как в бухгалтерском учете, так и для целей налогообложения.

Подписано в печать

10.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: По итогам 9 месяцев 2003 г. организация недоплатила взносы на обязательное пенсионное страхование. В результате налоговая инспекция потребовала перечислить недоимку и насчитала пени. Добровольно пени организация платить отказалась. Дело дошло до суда. ("Главбух", 2004, N 6) >
Статья: Новая расчетная ведомость по средствам ФСС РФ ("Главбух", 2004, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.