|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Продажа основных средств. Как заплатить налоги при "упрощенке" и "вмененке" ("Главбух", 2004, N 6)
"Главбух", N 6, 2004
ПРОДАЖА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. КАК ЗАПЛАТИТЬ НАЛОГИ ПРИ "УПРОЩЕНКЕ" И "ВМЕНЕНКЕ"
Когда фирма, работающая по упрощенной системе налогообложения, продает свои основные средства, бухгалтер сталкивается со сложной проблемой. Ведь Налоговый кодекс умалчивает о том, как в такой ситуации учитывать остаточную стоимость проданных объектов. Трудности при реализации имущества ожидают и те предприятия, которые уплачивают единый налог на вмененный доход. Инспекторы требуют начислять в такой ситуации "обычные" налоги - НДС и налог на прибыль. Разрешить эти проблемы или, по крайней мере, смягчить их налоговые последствия поможет наша статья.
Основные средства продает фирма, перешедшая на упрощенную систему
Бухгалтеры предприятий, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами, часто спрашивают: можно ли включить в затраты остаточную стоимость проданного имущества? Ответ однозначный - нельзя.
Однако это отнюдь не означает, что положение фирм, работающих по упрощенной системе, хуже, чем у организаций, уплачивающих традиционные налоги. Дело в том, что бухгалтеру "упрощенца", как правило, не нужно начислять в налоговом учете амортизацию основных средств (о единственном исключении мы расскажем ниже). Вместо амортизации на расходы, уменьшающие единый налог, списывают сумму, которая была истрачена на покупку имущества. Как это сделать, сказано в п.3 ст.346.16 Налогового кодекса РФ. Причем здесь все зависит от того, когда фирма купила основное средство - до или после перехода на упрощенную систему.
Объект приобретен до перехода на "упрощенку"
Если имущество куплено еще до "упрощенки", то на расходы можно списать ту его остаточную стоимость, которая сложилась в бухучете на момент перехода. Эту сумму делят на равные доли и списывают их ежеквартально в течение: - первого года работы по упрощенной системе, если срок полезного использования основного средства не превышает трех лет; - первого года - 50 процентов стоимости, в течение второго года - 30 процентов стоимости и за третий год - оставшиеся 20 процентов стоимости имущества со сроком службы от трех лет и одного месяца до 15 лет; - десяти лет "упрощенки", когда срок полезного использования объекта превышает 15 лет. Причем Налоговый кодекс РФ не запрещает списывать эти суммы даже после того, как основное средство реализовано. Таким образом, рано или поздно все, что фирма истратила при покупке проданного объекта, будет учтено при расчете единого налога.
Пример 1. ЗАО "Экватор" с 1 января 2004 г. перешло на упрощенную систему, решив платить налог с разницы между доходами и расходами. В марте этого же года ЗАО "Экватор" продало морозильную камеру за 50 000 руб. Остаточная стоимость камеры на начало 2004 г. составляла 36 000 руб., срок ее полезного использования - шесть лет. Бухгалтер ЗАО "Экватор" включил выручку от продажи камеры в налогооблагаемые доходы 2004 г. А на расходы этого года он равномерно списал 50 процентов от ее остаточной стоимости - 18 000 руб. (36 000 руб. x 50%). Соответственно, 30 процентов от стоимости камеры - 10 800 руб. (36 000 руб. x 30%) - бухгалтер включит в расходы 2005 г. А оставшиеся 20 процентов стоимости - 7200 руб. (36 000 руб. x 20%) - в расходы 2006 г.
Объект приобретен после перехода на "упрощенку"
В таком случае всю стоимость объекта следует отнести на расходы в последний день того квартала, в котором это имущество ввели в эксплуатацию. Теперь предположим, что основное средство, купленное после перехода на упрощенную систему, продали. Если это произошло спустя три года после покупки (или через 10 лет - для объектов со сроком службы более 15 лет), никаких корректировок в налоговом учете делать не нужно. В момент продажи бухгалтер должен отразить там только выручку. А расходы, равные покупной стоимости реализованного объекта, по-прежнему будут числиться списанными в том периоде, когда это имущество начали использовать. Гораздо хуже обстоят дела, если основное средство эксплуатировали меньше трех лет (или же 10 лет - для объектов со сроком службы более 15 лет). В такой ситуации после продажи бухгалтер обязан пересчитать налоговую базу за все время, в течение которого имущество находилось в эксплуатации. Для этого сначала нужно исключить из расходов того отчетного периода, в котором начали использовать проданный объект, его первоначальную стоимость. А затем начислять по этому основному средству амортизацию, руководствуясь правилами, которые установлены для плательщиков налога на прибыль. Это как раз тот самый исключительный случай, о котором мы упоминали в начале статьи. К сожалению, из-за перерасчета налоговой базы фирме придется доплатить в бюджет единый налог. Кроме того, п.3 ст.346.16 Налогового кодекса РФ требует начислить на сумму такой доплаты пени.
Пример 2. ООО "Тропик" работает по упрощенной системе и платит единый налог с разницы между доходами и расходами. В декабре 2003 г. ООО "Тропик" купило и ввело в эксплуатацию легковой автомобиль. Затраты на его покупку без учета НДС составили 200 000 руб. Бухгалтер включил эту сумму в расходы 31 декабря 2003 г. А 20 мая 2004 г. этот автомобиль продали за 180 000 руб. Поэтому бухгалтер должен пересчитать налоговую базу за 2003 г., а также за I квартал 2004 г. Налоговая база за 2003 г. увеличивается на 200 000 руб. Значит, сумма единого налога, которую ООО "Тропик" не доплатило в бюджет за этот год, составляет 30 000 руб. (200 000 руб. x 15%). Начиная с января 2004 г. по автомобилю нужно начислять амортизацию по правилам, которыми руководствуются плательщики налога на прибыль. Согласно Классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1, легковые автомобили относятся к третьей амортизационной группе. Срок их полезного использования - от трех лет и одного месяца до пяти лет включительно. Бухгалтер решил, что срок службы автомобиля - три года и один месяц (37 месяцев), и начислил по нему амортизацию линейным методом. Сумма амортизации за I квартал 2004 г. составила 16 216,22 руб. (200 000 руб. x 3 мес. : 37 мес.). Определяя единый налог по итогам I квартала, бухгалтер эту сумму не учитывал. Поэтому ООО "Тропик" переплатило в бюджет 2432,43 руб. (16 216,22 руб. x 15%). На сумму этой переплаты бухгалтер уменьшил задолженность, образовавшуюся на начало 2004 г. Она стала равна: 30 000 руб. - 2432,43 руб. = 27 567,57 руб. ООО "Тропик" погасило этот долг перед бюджетом 21 мая 2004 г. Кроме того, фирма перечислила пени. Их сумму бухгалтер рассчитал так. 1 апреля 2004 г. - день, следующий за последним сроком, в который надо уплатить единый налог за 2003 г. 25 апреля 2004 г. - последний день уплаты налога по итогам I квартала. Между этими датами 25 дней. Задолженность составляла 30 000 руб. Ставка рефинансирования - 14 процентов. Следовательно, пени, начисленные за этот период, равны: 30 000 руб. x 14% : 300 x 25 дн. = 350 руб. 26 апреля следует за последним днем, в который нужно перечислить в бюджет единый налог за I квартал 2004 г. 21 мая - последний день опоздания. Между этими датами 26 дней. Долг перед бюджетом равен 27 567,57 руб. Пени с этой суммы: 27 567,57 руб. x 14% : 300 x 26 дн. = 334,49 руб. Общая сумма пеней, которую уплатило ООО "Тропик", составила 684,49 руб. (350 + 334,49).
Понятно, что после такого перерасчета в налоговом учете останется несписанной часть стоимости проданного основного средства. Можно ли уменьшить на эту сумму доход от реализации? Налоговый кодекс прямо на этот вопрос не отвечает. Чиновники никаких официальных разъяснений по этому поводу также не давали. На наш взгляд, у налогоплательщика есть полное право списать на расходы недоамортизированную часть стоимости. Аргументы здесь такие. Подпункт 1 п.1 ст.346.16 Налогового кодекса РФ позволят уменьшить налогооблагаемый доход на расходы, связанные с покупкой основных средств. И уточняет, что это нужно делать так, как указано в п.3 той же статьи Кодекса. А, как мы уже отмечали, в п.3 говорится: по объектам, купленным после перехода на "упрощенку" и проданным меньше чем через три года (или 10 лет), налоговую базу надо рассчитывать по правилам гл.25 "Налог на прибыль". Безусловно, это касается не только начисления амортизации, но и учета прибыли или убытка от продажи имущества. Это означает, что единый налог нужно начислять на разницу между выручкой от реализации объекта и его недоамортизированной стоимостью.
Пример 2 (продолжение). ООО "Тропик" продало автомобиль 20 мая 2004 г. К этому моменту бухгалтер фирмы включил в расходы, уменьшающие налогооблагаемый доход, амортизацию в сумме 27 027,03 руб. (200 000 руб. x 5 мес. : 37 мес.). В результате разница между доходом от продажи и недоамортизированной стоимостью автомобиля составила 7027,03 руб. (180 000 - (200 000 - 27 027,03)). Единый налог с этой суммы равен 1054,05 руб. (7027,03 руб. x 15%).
Основные средства продает фирма, уплачивающая единый налог на вмененный доход
Единый налог на вмененный доход уплачивают фирмы, занимающиеся одним из тех видов деятельности, которые перечислены в п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ. Продажа основных средств в этом перечне не значится. Потому представители многих региональных управлений МНС России утверждают, что, продав свое имущество, "вмененщик" обязан уплатить НДС и налог на прибыль. В частности, на это указано в Письме УМНС России по Московской области от 8 сентября 2003 г. N 04-20/15896/Ф590. Однако это утверждение можно оспорить следующим образом. До того как реализовать основное средство, предприятие использовало его в деятельности, облагаемой ЕНВД. Сама же продажа не свидетельствует о том, что фирма решила заниматься новым видом предпринимательства. Чаще всего это делают, чтобы обновить оборудование или закупить на вырученные деньги товары, которые потом использовать во "вмененной" деятельности. Именно поэтому в бухучете выручка от продажи основных средств включается в операционные доходы - то есть те, которые не направлены на получение прибыли от реализации товаров, работ или услуг (п.7 ПБУ 9/99). В общем, получается, что продажа имущества - это не отдельный вид предпринимательской деятельности, а составная часть того бизнеса, которым занимается фирма и по которому платит единый налог на вмененный доход. И еще один довод. В Налоговом кодексе РФ ничего не сказано о том, какие налоги при продаже основных средств должны платить предприятия, переведенные на "вмененку". А, как известно, в ст.3 Кодекса говорится, что все неясные моменты в законодательных актах следует трактовать в пользу налогоплательщика. Значит, инспекторы не имеют права требовать от фирм, уплачивающих ЕНВД, начислять "обычные" налоги при реализации основных средств. Правда, чиновники вряд ли откажутся от возможности взыскать с предприятия лишние налоги. И тогда фирме придется отстаивать свою правоту в арбитражном суде. К сожалению, судебная практика по данному вопросу пока не сложилась. Однако у организации есть реальные шансы отстоять свою точку зрения, если она станет использовать доводы, которые мы привели.
К.С.Каляев Эксперт журнала "Главбух" Подписано в печать 10.03.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |