Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: ЕНВД и "упрощенка": делим доходы и расходы ("Главбух", 2004, N 6)



"Главбух", N 6, 2004

ЕНВД И "УПРОЩЕНКА": ДЕЛИМ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ

С 1 января 2004 г. организации, переведенные на ЕНВД, могут по другим своим видам деятельности применять упрощенную систему налогообложения. Это стало возможным благодаря изменениям в Налоговом кодексе РФ. Однако, ограничившись лишь общими фразами, законодатели не удосужились подробно прописать, как фирмам на деле совместить эти налоговые режимы. Прежде всего, осталось неясным: как распределять общехозяйственные расходы, то есть те, которые относятся к обоим видам деятельности? Как организовать раздельный учет?

В нашей статье мы расскажем, как решить эти проблемы с наибольшей выгодой для фирмы.

Как организовать раздельный учет?

Предприятия, применяющую упрощенную систему налогообложения, вправе не вести бухгалтерский учет. Такую возможность им предоставляет п.3 ст.4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". В то же время у плательщиков ЕНВД бухучет должен быть. Поэтому организациям, совмещающим эти два режима, мы рекомендуем вести бухгалтерский учет по обоим видам деятельности. С одной стороны, вы выполните требования законодательства, а с другой - так проще организовать раздельный учет. Например, доходы и расходы деятельности, переведенной на ЕНВД, можно отражать на субсчетах с номером 1. Расчеты в рамках "упрощенки" показывать на субсчетах с номером 2. А те операции, которые нельзя отнести к одному виду бизнеса, учитывать на субсчетах с номером 3.

Как известно, бухучет ведется методом начисления. Между тем при упрощенной системе налогообложения все доходы и расходы надо определять кассовым методом. Поэтому нужно четко отслеживать оплату доходов и расходов, которые в соответствии со ст.346.16 Налогового кодекса РФ могут быть учтены при расчете единого налога при упрощенной системе налогообложения. После того как оплата произошла, соответствующие суммы нужно в хронологическом порядке перенести в книгу учета доходов и расходов: на основании именно этого документа бухгалтер в конце квартала и рассчитывает платеж по единому налогу.

Раздельный учет доходов

Раздельный учет доходов должны вести все предприятия, ведь от этого зависит расчет единого налога, уплачиваемого при упрощенной системе. Делить доходы несложно. Это связано с тем, что на ЕНВД переводятся лишь виды деятельности, указанные в п.2 ст.346.26 Налогового кодекса РФ. Таким образом, все доходы, которые не относят к деятельности, облагаемой ЕНВД, автоматически надо учитывать при "упрощенке". Но, конечно, только после того, как они будут оплачены.

Пример 1. ООО "Сказка" занимается как розничной, так и оптовой торговлей детскими игрушками. Розничная торговля переведена на ЕНВД. Для опта фирма применяет упрощенную систему налогообложения. В марте 2004 г. ООО "Сказка" сдало часть своих торговых помещений в аренду. Услуги по сдаче помещений в аренду ЕНВД не облагаются, поэтому всю вырученную сумму организация должна учесть в составе доходов, с которых рассчитывается "упрощенный" налог.

Раздельный учет расходов

Организации, уплачивающие "упрощенный" налог с доходов, раздельно должны учитывать только заработок своих сотрудников. Это необходимо для того, чтобы правильно рассчитывать пенсионные взносы и пособия по нетрудоспособности.

Иная ситуация у фирм, которые, применяя упрощенную систему налогообложения, платят единый налог с разницы между доходами и расходами. Таким предприятиям нужно раздельно учитывать все расходы. А те, которые нельзя отнести к одному виду деятельности, - распределять.

Тут надо сказать, что на размер ЕНВД расходы не влияют, поскольку этот налог рассчитывается на основе физических показателей. "Упрощенный" же налог уменьшают лишь те расходы, которые оплачены и указаны в ст.346.16 Налогового кодекса РФ. Поэтому мы рекомендуем вам распределять лишь затраты, упомянутые в данной статье. А те расходы, что при "упрощенке" учесть нельзя, - полностью относить на деятельность, переведенную на ЕНВД. На расчете налогов это не отразится, а вас от лишней работы избавит.

Распределение общехозяйственных расходов

В Налоговом кодексе не сказано, пропорционально какому показателю нужно распределять расходы. Поэтому каждое предприятие должно выбрать его самостоятельно и указать в своей учетной политике. Есть несколько вариантов.

Первый вариант. Налоговики предлагают распределять расходы пропорционально выручке, полученной от каждого вида предпринимательства (аналогичный порядок предложен в Письме МНС России от 4 сентября 2003 г. N 22-2-16/1962-АС207). Причем в расчет следует брать уже полученную выручку и оплаченные расходы. Поскольку и ЕНВД, и авансовый платеж по единому налогу при "упрощенке" рассчитываются по окончании квартала, делить расходы можно также ежеквартально.

Пример 2. ЗАО "Сакура" расположено в Реутове (Московская область). У фирмы два вида деятельности: ателье и оптовая торговля тканями. В Московской области оказание бытовых услуг населению облагается единым налогом на вмененный доход. С 2004 г. по торговле тканями фирма применяет "упрощенку", объект налогообложения - "доходы минус расходы".

За I квартал 2004 г. от продажи тканей организация выручила 1 980 000 руб. Еще 240 000 руб. она получила в качестве аванса под отгрузку тканей, предстоящую в следующем квартале. То есть оптовая торговля принесла ЗАО "Сакура" 2 220 000 руб. (1 980 000 + 240 000). За этот же период ателье заработало 540 000 руб. Всего доходов - 2 760 000 руб. (2 220 000 + 540 000).

Затраты, которые нельзя отнести на какой-то один вид деятельности, в I квартале 2004 г. составили 430 000 руб. Все они оплачены и указаны в ст.346.16 Налогового кодекса. Их, согласно учетной политике ЗАО "Сакура", решили распределять пропорционально доходам, полученным от каждого вида деятельности.

Удельный вес доходов от торговой деятельности в общей выручке равен 80,43 процента (2 220 000 руб. : 2 760 000 руб. x 100%). То есть сумма оплаченных общехозяйственных расходов, приходящихся на торговлю, - 345 849 руб. (430 000 руб. x 80,43%). А на деятельность, облагаемую ЕНВД, ЗАО "Сакура" должно списать 84 151 руб. (430 000 - 345 849) общих расходов.

Второй вариант. Чтобы распределять общехозяйственные расходы, можно взять любой другой показатель. Например, зарплату, выданную сотрудникам. Но выбирать показатель, отличный от того, который рекомендуют налоговики, имеет смысл только в том случае, если доходы по разным видам деятельности несопоставимы (например, фирма получает доходы только от одного вида деятельности).

Основные средства

Как учитывать амортизацию основных средств тем, кто совмещает ЕНВД и "упрощенку", в Налоговом кодексе РФ не сказано. Чиновники же дают противоречивые разъяснения.

Например, в столичном налоговом ведомстве нам пояснили, что стоимость основных средств вообще можно не делить, а полностью списывать на "упрощенку". То есть в расходы включать стоимость всех без исключения основных средств организации, в том числе и задействованных в бизнесе, переведенном на ЕНВД: ведь на "упрощенку" переходит вся организация, а не конкретный вид ее деятельности.

Разумеется, такая точка зрения выгодна для налогоплательщиков. Но неизвестно, как к этому отнесутся инспекторы в других регионах. Поэтому, если хотите поступать так, как разъясняют московские чиновники, рекомендуем удостовериться в том, что ваша инспекция разделяет их точку зрения. Если же она придерживается иного мнения, то все основные средства предприятия придется также распределить между видами предпринимательства.

Как это лучше сделать? Необходимо издать приказ руководителя и прописать в нем, какие объекты используются в деятельности, переведенной на ЕНВД, а какие в той, которая на "упрощенке". Соответственно, по тем основным средствам, которые отнесены на ЕНВД, вы будете начислять обычную амортизацию. А стоимость объектов, относящихся к "упрощенке", - списывать на расходы, уменьшающие единый налог.

Мы советуем распределить между видами бизнеса абсолютно все основные средства. Оставить общими можно лишь помещения, в которых одновременно ведутся оба вида деятельности. При этом их остаточную стоимость на начало года логично распределить между видами деятельности пропорционально занимаемой площади.

Кроме того, способ распределения основных средств нужно прописать в учетной политике. Тогда у налогового инспектора не будет повода предъявить вам претензии.

Пример 3. С 1 января 2004 г. ЗАО "Саппоро" занимается оптовой и розничной торговлей. По опту фирма применяет упрощенную систему налогообложения, а по рознице платит ЕНВД.

На балансе ЗАО "Саппоро" числится панельное здание площадью 540 кв. м. Причем 130 кв. м приходится на розничный магазин, а оставшиеся площади заняты под склад и административный офис. Остаточная стоимость здания на 1 января 2004 г. составила 35 450 000 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 панельные здания относятся к седьмой амортизационной группе со сроком полезного использования более 15 лет. При упрощенной системе налогообложения подобные объекты списывают в течение 10 лет (пп.2 п.3 ст.346.16 Налогового кодекса РФ).

Бухгалтер ЗАО "Саппоро" определил, какую часть остаточной стоимости здания можно списать на расходы, рассчитывая "упрощенный" налог. Сначала он узнал долю склада и офиса в общей площади здания. Она составит:

(540 кв. м - 130 кв. м) : 540 кв. м = 0,76.

Таким образом, стоимость здания, которую можно списать на расходы "упрощенки", равна:

35 450 000 руб. x 0,76 = 26 942 000 руб.

Эту стоимость бухгалтер ЗАО "Саппоро" и будет списывать на расходы в течение 10 лет. При этом ежеквартально можно списывать по 673 550 руб. (26 942 000 руб. : 10 лет : 4 кв.).

На остальную часть здания - стоимостью 8 508 000 руб. (35 450 000 - 26 942 000) - бухгалтер ЗАО "Саппоро" продолжит начислять амортизацию в обычном порядке.

Оплата труда

Фирмы, которые платят "упрощенный" налог с разницы между доходами и расходами, заработок своих сотрудников и начисленные на него взносы включают в затраты. Как вы понимаете, для этого им необходимо вести учет расходов на оплату труда. Однако такой учет важен и для тех фирм, кто рассчитывает единый налог только с доходов. Ведь они вправе уменьшить налог на пенсионные взносы, а также пособия по временной нетрудоспособности.

Кроме того, "вмененный" налог также уменьшается на пенсионные взносы и больничные тех сотрудников, которые заняты в деятельности, облагаемой ЕНВД.

Таким образом, вести раздельный учет нужно, чтобы правильно рассчитать оба налога. Сложности здесь опять же могут возникнуть с теми сотрудниками, которые задействованы в обоих видах деятельности. Их заработок и начисленные на него взносы, а также выплаченные пособия, по идее, надо распределять. Однако как это сделать, нормативные документы не разъясняют.

Мы советуем оформить документы таким образом, чтобы взносы и пособия каждого сотрудника можно было напрямую отнести либо к "упрощенке", либо к ЕНВД. Скажем, если у вас два бухгалтера, то приказом можно зафиксировать, что один из них ведет "упрощенку", а другой занимается исключительно вмененной деятельностью. Составить такое штатное расписание будет проще, чем распределять суммы пособий и больничных административного персонала.

В конце концов, организация вправе сама решать, чем будет заниматься каждый работник, независимо от того, как называется его должность. Главное, чтобы это было оформлено соответствующими приказами руководства.

Если же вы по каким-либо причинам оставите "общих" сотрудников, то ежеквартально придется распределять не только их заработную плату, но и пенсионные взносы, страховые взносы от несчастных случаев, а также выплаченные больничные.

И.С.Немчанинов

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

10.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Списать дебиторскую задолженность и не переплатить в бюджет ("Главбух", 2004, N 6) >
Статья: Продажа основных средств. Как заплатить налоги при "упрощенке" и "вмененке" ("Главбух", 2004, N 6)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.