|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Интервью: Последний аккорд налоговой реформы ("Главбух", 2004, N 6)
"Главбух", N 6, 2004
ПОСЛЕДНИЙ АККОРД НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ
Государственная Дума РФ вновь приступает к работе. Во время весенней сессии депутатам предстоит обсудить ряд законопроектов, которые призваны завершить налоговую реформу в России. Что же ожидает нас под занавес?
- В прессе начавшийся этап налоговой реформы называют завершающим. В чем он заключается? - В ближайшее время депутаты окончательно определят перечень налогов и сборов, которые будут взиматься в России. Этот перечень войдет в Налоговый кодекс РФ, и изменять его не вправе будут ни региональные, ни местные власти. - Какие же документы осталось для этого принять? - Несколько новых глав Налогового кодекса. В частности, они будут посвящены налогу на наследование и дарение, государственной пошлине, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц. - Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее. - Проект главы о налоге на наследование и дарение предполагает существенное снижение ставки. Например, сейчас она составляет 40 процентов, а предлагается снизить ее до 13. А в главе о государственной пошлине мы хотим свести все платежи, которые взимаются на территории России за совершение юридических действий: например, за регистрацию брака или рождения, за открытие фирмы. Если это удастся сделать, то государственные и местные органы власти лишатся возможности устанавливать какие-либо дополнительные сборы.
- А земельный налог и налог на имущество физических лиц? - Эти налоги перейдут в разряд местных. Кроме того, правительство должно разработать проект главы о торговом сборе - тоже местном. Сегодня торговый сбор прописан в законопроекте "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ и признании утратившим силу Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", принятом пока только в первом чтении в конце прошлого года. Торговые сборы будут устанавливаться органами местного самоуправления и станут обязательными к уплате на этих территориях. О суммах торговых сборов говорить пока рано. Мы ожидаем, что правительство вынесет расширенную статью, посвященную торговым сборам, в отдельную главу Налогового кодекса. - Когда же все эти главы могут быть приняты? - Уже в этом году. Хотя многие проекты, касающиеся местных налогов, до сих пор не внесены в Госдуму. Это относится и к торговым сборам. - Значит ли завершение реформы, что налоги, ставки и льготы будут установлены раз и навсегда и более никаких поправок в Налоговом кодексе не появится? - Ну, это уж слишком категорично! Будут приняты основные решения, чтобы налогоплательщики могли планировать свой бизнес на годы вперед. Но надеюсь, что и потом все же будут появляться поправки, облегчающие жизнь налогоплательщикам. - То есть вы считаете, что надо продолжать снижать налоговое бремя? - Да, я считаю, что налоговую нагрузку можно еще уменьшить. Но при этом необходим разумный компромисс: чтобы и государству хватало денег на выполнение его функций, и налоги не были бы препятствием для развития предпринимательства. Да и взаимодействие чиновников и налогоплательщиков не должно создавать лишних проблем. И мы будем работать именно в этом направлении. - Бухгалтеров интересует, будет ли изменена гл.25 Налогового кодекса? - Существенных поправок в гл.25 вносить пока не планируется. Налог на прибыль в Кодексе расписан достаточно четко: довольно низкая налоговая ставка и широкие возможности для вычета обоснованных затрат. Кроме того, в 2003 г. в бюджет поступило больше налога на прибыль, чем это было запланировано. - Но, по нашим данным, в эту главу подготовлены многочисленные технические поправки... - Изменения технического характера вполне возможны. Но по существу, повторю, глава о налоге на прибыль не изменится. В конце концов она не так давно уже была переработана. Не хотелось бы преподносить налогоплательщикам новые сюрпризы. Слишком частое изменение законодательства не идет на пользу налоговой системе. - А спецсчета по НДС - разве не сюрприз? Будут ли они введены? - Готового законопроекта о спецсчетах в Госдуме пока нет. Я знаю, что в правительстве еще ведется дискуссия о том, стоит ли вводить такую систему и какой она должна быть. Могу лишь сказать, что мы не намерены принимать какие-либо решения, затрагивающие интересы налогоплательщиков, в спешке. - Если спецсчета все же появятся, будет ли уменьшена ставка НДС? - Безусловно. Многие, в том числе и в Госдуме, считают снижение ставки НДС до 18 процентов недостаточным. Вполне возможно, что уже в весеннюю сессию мы рассмотрим вопрос о ее уменьшении. Но это не самая главная проблема. Например, снижение ставки ЕСН гораздо важнее. - Значит, изменения ждут и единый социальный налог? - Снижение ставки ЕСН Госдума уже поддержала в первом чтении. Конкретные цифры еще будут обсуждаться, но пока предполагается уменьшить максимальную ставку с 35,6 до 30 процентов. Дело в том, что слишком высокая ставка соцналога мешает легализации заработной платы. - А сохранится ли при этом регрессивная шкала? - Разумеется. Но и тут не обойдется без нововведений. Ведь сейчас большинство организаций и предпринимателей не могут воспользоваться пониженными ставками. Поэтому мы должны продумать, как облегчить им доступ к этой льготе. - И какие же предложения есть у комитета по этому поводу? - Во-первых, планируется снижение минимальной суммы, которую организация должна выплатить работнику за год, чтобы воспользоваться пониженными ставками. Сейчас это 100 000 руб., а в законопроекте, прошедшем первое чтение, предлагается уменьшить ее в два раза, до 50 000 руб. Во-вторых, мы хотим сократить количество интервалов регрессии с четырех до трех. - Какой же будет схема регрессии? - Пока в планах вот что. Для выплат в пользу сотрудника, не превышающих 50 000 руб. в год, определена ставка 30 процентов. Для выплат в пределах от 50 001 до 600 000 руб. в год - 15 процентов. Если же работодатель платит человеку более 600 000 руб. за год, то ставка будет равна 5 процентам. То есть, с одной стороны, большинство зарплат будет облагаться по ставке 15 процентов. С другой же стороны, несколько повысится ставка для высокооплачиваемых работников.
Беседовала С.Стрельникова Подписано в печать 10.03.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |