Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Наша организация оформляет сделку по продаже принадлежащего нам автосервиса, включая занимаемое им здание. В регистрационный центр был подан весь необходимый комплект документов, однако в регистрации было отказано по причине того, что новый Закон о регистрации не позволяет МУП БТИ составлять технические планы недвижимости. Так ли это и что делать? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 9)



"Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", N 9, 2004

Вопрос: Наша организация оформляет сделку по продаже принадлежащего нам автосервиса, включая занимаемое им здание. В регистрационный центр был подан весь необходимый комплект документов, однако в регистрации было отказано по причине того, что новый Закон о регистрации не позволяет МУП БТИ составлять технические планы недвижимости. Так ли это и что делать?

Ответ: Действительно, Федеральным законом от 09.06.2003 N 69-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон), в том числе в п.4 ст.18 Закона.

Описанная в вопросе проблема возникла из-за включения слова "государственный" по отношению к органу (организации), осуществляющему государственный учет и техническую инвентаризацию.

Новая редакция дает учреждениям юстиции основания отказывать в приеме планов зданий, строений, помещений, составленных большинством БТИ, потому что они созданы в форме муниципального унитарного предприятия и не подпадают под формулировку "государственный орган (организация)".

Создание большинства БТИ в форме МУП было предопределено такими нормами законодательства, как ст.6 Закона РФ от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" ("недвижимость подлежит регистрации в местной администрации"), ст.15 Жилищного кодекса РСФСР (относящего государственный учет жилищного фонда к компетенции местных органов власти), п.3 Постановления Правительства РФ от 13 октября 1997 г. N 1301 (возлагающего технический учет жилищного фонда на "специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро").

Отнесение технического учета к ведению местных органов власти фактически предопределило форму МУП для БТИ.

Внесенные в Закон изменения приняты в рамках так называемой "реформы БТИ", заключающейся в передаче функций по техническому учету ФГУП "Ростехинвентаризация" и его филиалам. Предпосылки этой реформы были созданы ранее подзаконными актами.

Так, пп."в" п.4 Постановления Правительства РФ от 4 декабря 2000 г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов градостроительной деятельности" Госстрой России (в качестве уполномоченного органа государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации) был наделен правом назначать организации, уполномоченные на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, а также определять номенклатуру объектов, учет и инвентаризацию которых осуществляют эти организации.

Следует отметить, что данная норма Постановления Правительства РФ N 921 оспаривалась в Верховном Суде РФ, однако в жалобе заявителю было отказано ввиду того, что "назначение организаций, уполномоченных на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации, входит в компетенцию данного органа исполнительной власти" (см. Решение ВС РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ 01-481).

На основании данных полномочий по "назначению уполномоченных организаций" Госстроем России были изданы Приказы от 15 апреля 2003 г. N 129, от 6 ноября 2002 г. N 261, от 12 сентября 2002 г. N 205, от 1 июля 2002 г. N 120, от 15 марта 2002 г. N 39, от 30 января 2002 г. N 19, от 4 октября 2001 г. N 2341 "Об уполномочении дочерних ФГУП "Ростехинвентаризация", которыми функции по техническому учету и инвентаризации в отдельных субъектах РФ были переданы соответствующим "дочерним ФГУП" (соотношение формулировки "дочернее предприятие" с нормами п.1 ст.2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" - отдельный вопрос).

С одной стороны, можно говорить о противоречии данных подзаконных актов упомянутым выше нормам ст.6 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и ст.15 Жилищного кодекса РСФСР (в части учета и инвентаризации жилых помещений). С другой стороны, позиция ВС РФ по данному вопросу была однозначно высказана в Решении ВС РФ от 16 мая 2001 г. N ГКПИ 01-481, в связи с чем перспективы обжалования названных приказов Госстроя представляются достаточно сомнительными.

В этом контексте не вполне корректно выглядит попытка решить данную коллизию при помощи новой редакции п.4 ст.18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

На наш взгляд, новая редакция нормы никак не решает вопрос о том, в чьей компетенции находится государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов недвижимого имущества (в том числе жилых помещений). Она также не способна понудить существующие БТИ к передаче этих функций именно ФГУП "Ростехинвентаризация", поскольку формулировке "государственный орган (организация)" соответствуют и ГУП, созданные субъектами РФ.

В то же время при буквальном толковании этой нормы она способна повлечь невозможность совершения вообще каких-либо сделок с недвижимостью в тех субъектах РФ, где БТИ по-прежнему существуют в форме МУП (и нет ни филиалов ФГУП "Ростехинвентаризация", ни созданных субъектами РФ ГУП "БТИ").

В частности, как видно из постановления губернатора Калужской области от 3 июля 1998 г. N 232, в области создано государственное унитарное предприятие "Бюро оценки и технической инвентаризации" (ГУП "БОТИ"). Большинство МУП "БТИ" в муниципальных образованиях, входящих в состав Калужской области, преобразованы в филиалы ГУП "БОТИ".

Вопрос будет решаться в зависимости от того, переданы ли функции ранее действовавшего на территории г. Обнинска МУП "БТИ" созданному органами власти Калужской области ГУП "БОТИ". Если функции переданы - за планами помещений следует обращаться в ГУП "БОТИ".

Если же нет - для автора вопроса фактически складывается неразрешимая ситуация: до создания филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" или ГУП "БОТИ", осуществляющего технический учет и инвентаризацию на территории г. Обнинска, он не сможет совершить какие-либо сделки с принадлежащим ему недвижимым имуществом, поскольку не сможет собрать предусмотренный Законом комплект документов для представления в орган по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

И.Алещев

Эксперт "ЭЖ-Юрист"

Подписано в печать

10.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Какие технические требования предъявляются сегодня к охране труда работников транспортных служб? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 9) >
Вопрос: Общее собрание акционеров реорганизуемого общества принимает решение о создании нового общества, однако при этом не утверждает его устава и не образует органов управления. Что составляет содержание такого решения "о создании нового общества", если на его основании невозможно зарегистрировать новое юридическое лицо? ("Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", 2004, N 9)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.