Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 4)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 4, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 23.12.2003 N 185-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕДУР

ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ И ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ

ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ">

Федеральным законом от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 185-ФЗ), который вступил в действие с 1 января текущего года, в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) были внесены изменения и дополнения, касающиеся понятийного аппарата настоящего Кодекса, а также вопросов постановки на налоговый учет.

Закон N 185-ФЗ внес в ст.11 НК РФ, определяющую институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе, следующие изменения:

- в понятие "индивидуальные предприниматели" включены адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты (в соответствии с Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокатская деятельность не является предпринимательской), и исключены частные охранники и частные детективы;

- дано новое определение понятия "свидетельство о постановке на учет в налоговом органе", под которым в настоящее время подразумевается документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица;

- введено новое понятие "уведомление о постановке на учет в налоговом органе", под которым понимается документ, выдаваемый налоговым органом организации или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, при постановке на учет в налоговом органе по иным основаниям, за исключением оснований, по которым НК РФ предусмотрена выдача свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

- исключено определение понятия "место нахождения российской организации" (в соответствии со ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) и ст.8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации; государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

- понятие "место жительства физического лица" приведено в соответствие с определением, данным в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ, и означает в настоящее время адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номер дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 83 НК РФ, определяющая порядок учета налогоплательщиков, получила название "Учет организаций и физических лиц" (но в п.1 настоящей статьи Кодекса термин "налогоплательщики" сохранен).

В соответствии с внесенными Законом N 185-ФЗ изменениями и дополнениями налогоплательщики (то есть организации и физические лица) подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения (обязанность вставать на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств исключена, постановка на учет в этих случаях осуществляется налоговым органом). Если ранее постановка на учет в налоговом органе осуществлялась на основании заявления налогоплательщика, поданного в течение 10 дней после его государственной регистрации (п.3 ст.83 НК РФ), то в настоящее время постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ.

В соответствии с п.5 ст.83 НК РФ при наличии имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению, постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст.85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления (подача заявления о постановке на учет в этих случаях не предусмотрена).

Пунктом 6 ст.83 НК РФ предусматривалась постановка на учет частных нотариусов на основании заявления, подаваемого в налоговый орган по месту жительства в течение 10 дней после выдачи им лицензии. В настоящее время постановка на учет частного нотариуса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст.85 НК РФ, а постановка на учет адвоката - на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации согласно ст.85 настоящего Кодекса.

В соответствии с новой редакцией п.10 ст.83 НК РФ налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить их постановку на учет.

Статьей 84 НК РФ определялся порядок постановки на учет, переучета и снятия с учета налогоплательщика. В настоящее время новая редакция п.п.1 - 5 рассматриваемой статьи НК РФ определяет порядок (основания, сроки, обязанности налогоплательщиков и налоговых органов) постановки на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, порядок постановки на учет организации или физического лица по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств. При этом установлено, что постановка на учет организаций и физических лиц по основаниям, не предусмотренным п.3 ст.83 НК РФ (то есть на основании сведений, содержащихся в государственных реестрах), осуществляется в порядке, установленном МНС России. Этим же министерством устанавливаются формы уведомлений о постановке на учет в налоговом органе в указанных случаях.

Положения ст.84 НК РФ в части присвоения налогоплательщикам идентификационного номера и порядка его указания остались без изменения, а п.11 данной статьи настоящего Кодекса, устанавливающий, что постановка на учет в органах государственных внебюджетных фондов производится в порядке, предусмотренном рассматриваемой статьей НК РФ, признан утратившим силу (регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в вышеуказанных фондах осуществляется в соответствии с законами об этих фондах с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом N 185-ФЗ).

Как уже отмечалось, налоговый учет основывается на сведениях, получаемых от соответствующих органов. Статьей 85 "Обязанности органов, учреждений, организаций и должностных лиц сообщать в налоговые органы сведения, связанные с учетом налогоплательщиков" НК РФ (в ред. Закона N 185-ФЗ) определено следующее:

- органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших вышеуказанные лицензии и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа;

- советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 30-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката;

- органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти вышеуказанных лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после соответствующей регистрации;

- органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, регистрирующие транспортные средства, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации.

Кроме того, органы, занимающиеся выдачей и заменой документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения:

- о фактах замены документа, удостоверяющего личность гражданина, и об изменениях персональных данных, содержащихся во вновь выданном документе, в течение пяти дней со дня выдачи нового документа;

- о фактах подачи гражданином в эти органы заявления об утрате документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в течение трех дней со дня подачи заявления.

Обязанности органов опеки и попечительства, органов (учреждений), уполномоченных совершать нотариальные действия, и частных нотариусов, органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование такой деятельности по подаче сведений в налоговые органы и сроки сообщения, предусмотренные ст.85 НК РФ, не изменены.

Помимо вышеназванных изменений и дополнений, налогоплательщикам следует обратить внимание на изменения, внесенные в п.2 ст.23 "Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)" НК РФ, в соответствии с которыми налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуальных предпринимателей сведения, указанные в названном пункте, за исключением сведений об изменении своего места нахождения или места жительства, а также об объявлении о несостоятельности (банкротстве) и ликвидации.

Г.Г.Иванова

Подписано в печать

09.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 11.11.2003 N 147-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 4) >
Статья: <Комментарий к Приказу МНС России от 11.11.2003 N БГ-3-02/614 "Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций"> (Начало) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.