Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О валютном регулировании и валютном контроле ("Налоговый вестник", 2004, N 4)



"Налоговый вестник", N 4, 2004

О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ

1. Общие положения

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), вступающий в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, то есть с 15 июня 2004 г., заменит Закон РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1), который устарел как с точки зрения содержащихся в нем дефиниций, так и с точки зрения существенного изменения отношений, которые он регулировал. Законом N 173-ФЗ, с одной стороны, приводятся в соответствие с действующим законодательством юридические понятия, используемые при валютном регулировании, а с другой стороны, - изменяются механизмы валютного регулирования.

Основная цель Закона N 173-ФЗ - либерализировать валютное законодательство через реализацию принципа "разрешено все, что не запрещено законом".

Одной из основных новелл Закона N 173-ФЗ, свидетельствующих о либерализации законодательства, стал отказ законодателя от индивидуальных разрешений (лицензий), тормозивших нормальное развитие экономики Российской Федерации.

Особого внимания заслуживают также положения Закона N 173-ФЗ, регулирующие валютные операции, порядок открытия счетов, а также вводящие новые механизмы валютного регулирования.

В процессе подготовки настоящей статьи авторы проанализировали основные изменения, внесенные в валютное законодательство.

2. Изменения, внесенные в терминологию

валютного законодательства

Законом N 173-ФЗ внесены изменения в толкование основных терминов валютного законодательства с целью их приведения в соответствие с действующим законодательством.

Так, уточнены понятия "иностранная валюта", "валюта Российской Федерации", "резиденты", "нерезиденты", "уполномоченные банки".

При определении ряда понятий законодатель отошел от существовавшего до этого подхода, в соответствии с которым он пытался по максимуму определить составляющие элементы каждого понятия.

В Законе N 173-ФЗ законодатель стал, по возможности, использовать конструкцию, включающую все, что не было предусмотрено ранее.

Так, например, при определении понятия "нерезидент" Закон N 173-ФЗ определяет физическое лицо - нерезидента как любое физическое лицо, не являющееся резидентом.

Однако, по мнению авторов настоящей статьи, в ряде случаев такой подход к определению терминов не оправдан.

Так, определяя внешние ценные бумаги как ценные бумаги, не относящиеся к внутренним, законодатель, сам того не желая, незаслуженно расширил вышеуказанное понятие.

Проиллюстрируем данный довод на следующем примере.

Под внутренней ценной бумагой понимаются:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.

Иными словами, к внутренним ценным бумагам относятся корпоративные ценные бумаги, выраженные в валюте Российской Федерации (акции и их сертификаты), и денежные ценные бумаги, по которым у владельца имеется право требования денежных средств в валюте Российской Федерации (например, облигации, векселя, чеки).

В то же время имеются так называемые товарораспорядительные ценные бумаги, выражающие право на определенные вещи (закладные, коносаменты, складские свидетельства).

Если придерживаться буквального толкования положений Закона N 173-ФЗ, то товарораспорядительные ценные бумаги должны относиться к внешним ценным бумагам, что влечет распространение на них положений валютного регулирования.

Однако, по мнению авторов настоящей статьи, законодатель не преследовал цели распространить действие валютного регулирования на вышеуказанные ценные бумаги.

Более того, эти ценные бумаги не подпадали под валютное регулирование и в соответствии с Законом N 3615-1.

Как представляется, подобное недоразумение должно быть исправлено законодателем путем внесения соответствующих изменений в Закон N 173-ФЗ.

Законом N 173-ФЗ введено понятие "валютная биржа", под которым подразумевается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, и одним из видов деятельности которого является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных Банком России.

Закон N 173-ФЗ внес также изменения в понятие "валютные ценности", исключив из него драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

Поэтому можно сделать вывод, что операции с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями выведены из-под действия Закона N 173-ФЗ и их оборот подлежит регулированию специальными законами.

Однако главное изменение коснулось законодательного урегулирования понятия "валютная операция", о чем речь пойдет отдельно.

3. Применение валютного законодательства

В ст.4 Закона N 173-ФЗ установлены нормы, отражающие действие валютного законодательства, которые в целом воспроизвели существующие общетеоретические принципы действия законодательства.

Остановимся на наиболее важных положениях.

Так, Законом N 173-ФЗ презюмируется приоритет этого нормативного акта над иными документами, в том числе другими, принимаемыми в сфере валютного регулирования.

В Законе N 173-ФЗ содержится запрет на принятие Правительством РФ и Банком России нормативных актов в случаях, прямо не предусмотренных Законом N 173-ФЗ.

Вышеуказанное положение Закона можно толковать и таким образом: даже иные федеральные законы, принимаемые в сфере валютного регулирования, не могут расширять компетенцию Правительства РФ и Банка России в случае, если это не предусмотрено Законом N 173-ФЗ.

Законом N 173-ФЗ воспроизведен один из основных принципов законодательства, запрещающий обратную силу нормативного акта в случаях установления новых обязанностей резидентов и нерезидентов или ухудшения их положения.

В соответствии со ст.28 Закона N 173-ФЗ ограничения, устанавливаемые этим Законом, не применяются в отношении валютных операций, на совершение которых были получены разрешения в соответствии с Законом N 3615-1.

Закон N 173-ФЗ устанавливает закрытый перечень условий, которые должны содержаться в ранее выданном разрешении, чтобы ограничения, устанавливаемые этим нормативным актом, не распространялись на операции, совершаемые в соответствии с ранее выданным разрешением.

Читателям журнала следует обратить внимание на правило, установленное во абз.2 п.2 ст.5 Закона N 173-ФЗ, согласно которому если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Законом N 173-ФЗ.

Для гарантии реализации прав резидентов и нерезидентов в сфере валютного регулирования введено правило, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

4. Понятие "валютная операция", классификация операций

В пп.9 п.1 ст.1 Закона N 173-ФЗ дается новое толкование понятия "валютная операция".

К валютным операциям относятся:

- приобретение и отчуждение валютных ценностей на законных основаниях, а также любые платежи с использованием валютных ценностей;

- приобретение и отчуждение валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также любые платежи с использованием валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг при условии, что все эти действия совершаются с участием нерезидентов;

- ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

- перевод валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг со счета, открытого за пределами Российской Федерации, на счет того же лица, открытый в Российской Федерации, а также обратная операция, то есть со счета в Российской Федерации на счет того же лица за пределами Российской Федерации;

- перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого в Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый в Российской Федерации.

Таким образом, к валютным операциям впервые отнесены переводы нерезидентом валюты Российской Федерации и ценных бумаг на территории Российской Федерации.

Закон N 173-ФЗ отказывается от прежнего разграничения операций на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Вместо этого вводится подразделение операций в зависимости от состава их участников на валютные операции между резидентами, между резидентами и нерезидентами и между нерезидентами.

Таким образом, в Законе N 173-ФЗ предусматриваются особенности воздействия на отдельные валютные операции в зависимости от их субъектного состава.

При этом основным принципом регулирования порядка осуществления всех валютных операций в соответствии с Законом N 173-ФЗ (в отличие от Закона N 3615-1) является диспозитивный принцип - "разрешено все, что не запрещено".

Об отказе от предусмотренного Законом N 3615-1 разрешительного порядка осуществления валютных операций свидетельствует установленный п.3 ст.5 Закона N 173-ФЗ запрет на установление органами валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений.

Действующее до вступления в силу Закона N 173-ФЗ законодательство предусматривает, что валютные операции, связанные с движением капитала, требуют особого разрешения Банка России, в частности на каждую операцию.

Таким образом, Закон N 173-ФЗ последовательно решает проблему отказа от разрешительного порядка осуществления валютных операций. Одним из ключевых моментов Закона N 173-ФЗ является законодательное закрепление запрета на получение каких-либо индивидуальных разрешений (лицензий Банка России).

В соответствии с Законом N 173-ФЗ устанавливается единый порядок осуществления валютных операций для всех субъектов, не требующий каких-либо специальных разрешений.

5. Валютные операции, осуществляемые

между резидентами и нерезидентами

Законом N 173-ФЗ предусмотрено, что указанные валютные операции осуществляются без ограничений, за исключением операций, предусмотренных ст.ст.7, 8 и 11 этого нормативного акта.

Таким образом, Закон N 173-ФЗ впервые содержит исчерпывающий список валютных операций, подлежащих регулированию.

При этом ограничения валютных операций устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации. При этом они носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

Таким образом, впервые законодательно установлены цели введения ограничений. Вместе с тем необходимо отметить расплывчатость критериев, при которых могут быть введены ограничения. В частности, на практике велика вероятность возникновения разногласий при толковании таких общих терминов, как "существенное сокращение", "резкое колебание".

Необходимо также отметить, что перечень регулируемых мер, определяемых Правительством РФ и Банком России в рамках установления порядка осуществления отдельных валютных операций, является закрытым. Таким образом, впервые введено законодательное ограничение полномочий органов валютного регулирования.

6. Валютные операции, порядок осуществления которых

устанавливается Правительством РФ

Согласно ст.7 Закона N 173-ФЗ валютные операции движения капитала, указанные в ней, осуществляются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом в рамках установления данного порядка Правительство РФ может только предусматривать требования, предъявляемые к резервированию и установлению специального счета.

Статьей 7 Закона N 173-ФЗ установлено следующее в отношении нижеприведенных операций:

- расчеты и переводы при экспорте товаров, указанных в разд.XVI, XVII и XIX Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ) принятой на основании Соглашения стран СНГ от 03.11.1995 (в частности, при экспорте машин, звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры), с предоставлением резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более трех лет - может устанавливаться требование о резервировании на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа; сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации;

- расчеты и переводы за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ, с предоставлением резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет - может устанавливаться требование о резервировании на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа; сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения пятилетнего срока со дня заключения договора на проведение соответствующих работ, а при экспорте - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации;

- расчеты и переводы в связи с осуществлением иных случаев внешнеэкономической деятельности с предоставлением резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более 180 календарных дней - может устанавливаться требование о резервировании на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы, на которую предоставлена отсрочка платежа; сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня возникновения обязательств с связи с осуществлением внешнеэкономической деятельности, а при экспорте - со дня фактического пересечения экспортируемыми товарами таможенной границы Российской Федерации. Обращаем внимание читателей журнала на то, что требование о резервировании не применяется при отсрочке платежа на срок до одного года в случае наличия обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом;

- расчеты и переводы при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности - может устанавливаться требование о резервировании на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного обеспечения; сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения 180 календарных дней со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты в связи с внешнеторговой деятельностью. Обращаем внимание читателей журнала на то, что требование о резервировании не применяется при предоставлении кредита на срок до года в случае наличия обеспечения исполнения обязательств нерезидента перед резидентом;

- расчеты и переводы при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более трех лет в виде предварительной оплаты при импорте товаров, указанных в разд.XVI, XVII и XIX ТН ВЭД СНГ (в частности, при импорте средств наземного транспорта), - может устанавливаться требование о резервировании на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более двух лет, суммы, не превышающей в эквиваленте 50% определенной на день резервирования суммы осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного резидентом от нерезидента встречного обеспечения; сумма резервирования должна быть внесена резидентом в день истечения трехлетнего срока со дня перечисления резидентом нерезиденту денежных средств в виде предварительной оплаты импортируемых товаров;

- расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами - по согласованию с Банком России может устанавливаться требование об использовании резидентом специального счета, требование о резервировании на срок не более 60 календарных дней суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции.

Рассматриваемая статья Закона N 173-ФЗ не регулирует валютные операции, осуществляемые между кредитными организациями - резидентами и нерезидентами.

Обращаем внимание, что ст.7 Закона N 173-ФЗ действует до 1 января 2007 г.

7. Валютные операции, порядок осуществления которых

устанавливается Банком России

Предусмотренные ст.8 Закона N 173-ФЗ валютные операции движения капитала регулируются Банком России, который может устанавливать только требования о резервировании и об установлении специального счета.

Требование об использовании специального счета резидентом может быть установлено для следующих валютных операций:

- расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами нерезидентам;

- расчеты и переводы при получении кредитов и займов в иностранной валюте резидентами от нерезидентов;

- операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

- исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

- операции кредитных организаций, за исключением банковских организаций.

Требование об использовании специального счета нерезидентом может быть установлено для следующих валютных операций:

- расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами нерезидентам;

- расчеты и переводы при получении кредитов и займов в валюте Российской Федерации резидентами от нерезидентов;

- операции с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами);

- исполнение резидентами обязательств по внешним ценным бумагам;

- операции, связанные с приобретением нерезидентами у резидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами);

- операции, связанные с приобретением резидентами у нерезидентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг (прав, удостоверенных внутренними ценными бумагами), а также исполнение резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

Если между физическими лицами - резидентами и нерезидентами в течение календарного года осуществляются валютные операции с внешними ценными бумагами на сумму до 150 тыс. долл. США, то они ведутся без ограничений.

При регулировании валютных операций Банк России может также по согласованию с Правительством РФ устанавливать требования о резервировании наряду с требованием об использовании специального счета.

При этом может предусматриваться резервирование суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней либо суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более года.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что ст.8 Закона N 173-ФЗ действует до 1 января 2007 г.

8. Резервирование

В ст.16 Закона N 173-ФЗ приведено толкование одного из основных понятий валютного законодательства - "резервирование".

Установлению механизма резервирования предшествовала длительная полемика о его целесообразности, эффективности и необходимых критериях (срок, сумма, субъекты).

В Законе N 173-ФЗ предпринята попытка нахождения баланса интересов всех заинтересованных лиц.

В целях Закона N 173-ФЗ под резервированием понимается внесение суммы денежных средств в валюте Российской Федерации на отдельный счет в Банке России или в уполномоченном банке без начисления процентов с последующим внесением суммы резервирования в Банк России.

Расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Законом N 173-ФЗ предусмотрен порядок расчета суммы резервирования, в частности, расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования.

Уполномоченный банк и Банк России не вправе проводить иные операции с размещенными суммами резервирования, кроме предусмотренных операций, то есть связанных с самим резервированием.

На суммы резервирования, внесенные на счет в уполномоченные банки, не может быть обращено взыскание по обязательствам уполномоченных банков.

Установлено специальное правило для случая банкротства уполномоченных банков: суммы резервирования не включаются в конкурсную массу.

По общему правилу, сумма резервирования должна быть возвращена Банком России уполномоченным банкам и уполномоченными банками резиденту или нерезиденту в день истечения срока резервирования. Кроме того, предусмотрены основания досрочного возврата полной или части суммы резервирования. В частности, досрочный возврат осуществляется:

- в случае отказа лица, внесшего сумму резервирования, от полного или частичного проведения валютной операции - в сумме, равной сумме резервирования, или в сумме, пропорциональной той, на которую уменьшена валютная операция;

- в случае признания лица, внесшего сумму резервирования, несостоятельным (банкротом) - в сумме, пропорциональной сумме резервирования;

- в случае принятия соответствующим органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании или решения об уменьшении размера резервирования - в соответствующей сумме.

Досрочный возврат полной суммы резервирования или ее части осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня представления резидентом или нерезидентом документов, подтверждающих наличие предусмотренных Законом N 173-ФЗ оснований для досрочного возврата.

При просрочке возврата суммы резервирования, произошедшей по вине уполномоченного банка, начисляются пени за каждый календарный день просрочки в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Банка России.

К сожалению, подобное правило не установлено для случая, при котором просрочка произошла по вине не уполномоченного банка, а Банка России.

Порядок резервирования и возврата суммы резервирования устанавливается Банком России. При этом к одной валютной операции не может быть предъявлено более одного требования о резервировании.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что ст.16 Закона N 173-ФЗ действует до 1 января 2007 г.

9. Внутренний валютный рынок

Внутренний валютный рынок регулируется ст.11 Закона N 173-ФЗ, где прямо указывается, что правила о внутреннем валютном рынке относятся как к купле-продаже иностранной валюты, так и к купле-продаже чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Законом N 173-ФЗ вновь подтверждено, что купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, может осуществляться исключительно уполномоченными банками.

При этом требование об идентификации личности физического лица, осуществляющего операцию на внутреннем валютном рынке, возможно исключительно в случаях, прямо установленных федеральными законами.

В иных случаях идентификация личности возможна только по просьбе самого физического лица.

В части установления правил регулирования внутреннего валютного рынка Банку России предоставлено право предъявлять к участникам внутреннего валютного рынка следующие требования:

- об использовании резидентами и нерезидентами специального счета;

- о резервировании резидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы покупаемой иностранной валюты, на срок не более 60 календарных дней до даты осуществления покупки иностранной валюты;

- о резервировании нерезидентами суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы продаваемой иностранной валюты, на срок не более года.

При этом Банк России не вправе предъявлять применительно к одной валютной операции одновременно требования о резервировании к резиденту и к нерезиденту.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что действие положений Закона N 173-ФЗ, предусматривающих возможность предъявления вышеуказанных требований, прекращается с 1 января 2007 г.

Закон N 173-ФЗ устанавливает перечень случаев, при которых Банк России заведомо не может предъявлять к участникам внутреннего валютного рынка вышеуказанные требования.

Так, Банк России не может предъявлять вышеуказанные требования в отношении:

- операций на внутреннем валютном рынке, осуществляемых физическими лицами, при условии, что вышеуказанная операция осуществляется не для целей предпринимательской деятельности;

- операций на внутреннем валютном рынке, осуществляемых уполномоченными банками;

- операций на внутреннем валютном рынке, применительно к которым требования о резервировании уже установлены в связи с осуществлением валютной операции, для проведения которой производится купля-продажа иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте.

Следует отметить, что последний случай в очередной раз подтверждает либеральную тенденцию Закона N 173-ФЗ, поскольку запрещает применять дважды обременение за осуществление резидентом, по сути, единой сделки.

10. Валютные операции между резидентами

В ст.9 Закона N 173-ФЗ содержится общее правило, запрещающее осуществление валютных операций между резидентами. В то же время предусмотрен перечень валютных операций, которые могут осуществляться между резидентами.

В частности, резиденты вправе осуществлять между собой операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.

Кроме того, впервые законодательно установлен перечень валютных операций, осуществляемых между резидентами и уполномоченными банками без ограничений.

Вышеуказанный перечень является открытым и может быть дополнен в соответствии с законодательством.

11. Валютные операции между нерезидентами

В ст.10 Закона N 173-ФЗ отражена общая тенденция на неограниченные переводы иностранной валюты нерезидентами.

Валютные операции с внутренними ценными бумагами осуществляются нерезидентами на территории Российской Федерации с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг.

В отношении валютных операций, осуществляемых нерезидентами в валюте Российской Федерации, Закон N 173-ФЗ только содержит общие нормы об их осуществлении через специальные счета.

12. Права и обязанности резидентов

при осуществлении валютных операций

Согласно ст.14 Закона N 173-ФЗ расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться юридическими лицами - резидентами через специальные счета в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения вышеуказанных счетов устанавливается Банком России.

13. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз

из Российской Федерации валютных ценностей,

валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг

В ст.15 Закона N 173-ФЗ прописан порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг.

При этом данный порядок распространяется не только на физических лиц - резидентов, но и на физических лиц - нерезидентов.

Физические лица - резиденты и нерезиденты - могут единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10 тыс. долл. США или не превышающей эту сумму. При этом не требуется представления таможенным органам Российской Федерации каких-либо документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее ввезена, переслана или переведена в Российскую Федерацию или приобретена в Российской Федерации.

При единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 3 тыс. долл. США, вывозимая валюта не подлежит декларированию таможенному органу.

При единовременном вывозе из Российской Федерации наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 тыс. долл. США, вывозимая валюта подлежит декларированию таможенному органу посредством подачи таможенной декларации на всю сумму вывозимой валюты.

По общему правилу, не допускается единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами - резидентами и нерезидентами - наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что документы, подтверждающие приобретение иностранной валюты в Российской Федерации в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, не дают права на вывоз валюты.

14. Специальный счет

Законом N 173-ФЗ дано определение специального счета, под которым понимается банковский счет в уполномоченном банке, либо специальный раздел счета депо, либо открываемый реестродержателями в реестре владельцев ценных бумаг специальный раздел лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, используемый для осуществления по нему валютных операций в случаях, установленных в соответствии с настоящим Законом.

Введение режима специального счета допускается в случаях, прямо установленных в Законе N 173-ФЗ.

Таким образом, отдельные валютные операции могут осуществляться только с использованием вышеуказанного специального счета.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что возможность установления режима специального счета, предусмотренная Законом N 173-ФЗ, используется до 1 января 2007 г.

15. Предварительная регистрация

Статьей 18 Закона N 173-ФЗ определен исчерпывающий перечень случаев для установления органами валютного регулирования требования о предварительной регистрации.

Так, предварительная регистрация может устанавливаться только в отношении:

- открытия резидентом счета в банках за пределами территории Российской Федерации;

- ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, осуществляемых резидентами.

Порядок осуществления предварительной регистрации устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что предварительная регистрация должна обязательно предшествовать соответственно открытию счета или ввозу/вывозу либо пересылке валюты Российской Федерации и документарных внутренних ценных бумаг.

Следует отметить, что Законом N 173-ФЗ формализован порядок осуществления предварительной регистрации.

Так, Закон N 173-ФЗ установил:

- закрытый перечень документов, необходимых для регистрации (причем сбор резидентом перечисленных документов не представляется проблематичным);

- срок для рассмотрения заявления о предварительной регистрации (10 рабочих дней с момента получения заявления о предварительной регистрации);

- закрытый перечень оснований для отказа в предварительной регистрации. Следует отметить, что основаниями для отказа является либо нарушение резидентом порядка предварительной регистрации (недостоверность представляемых документов, осуществление действия до его предварительной регистрации), либо введение федеральным законом запрета на совершение соответствующего действия, в отношении которого предусмотрена предварительная регистрация.

Рассмотрим особенности предварительной регистрации счета и предварительной регистрации ввоза/вывоза и пересылки валюты Российской Федерации и документарных внутренних ценных бумаг.

16. Предварительная регистрация счета

Предварительной регистрации счета не требуется, если резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ).

Перечень государств - участников ОЭСР и/или ФАТФ содержится, в частности, в Приложении 1 к Указанию Банка России от 10.12.2002 N 1220-У "Об участии уполномоченных банков в уставных капиталах иностранных кредитных организаций, созданных и действующих по законодательству иностранных государств - членов ФАТФ и/или ОЭСР и не являющихся дочерними по отношению к уполномоченным банкам".

Предварительная регистрация счета осуществляется соответствующими налоговыми органами.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что положения о предварительной регистрации счета вступают в силу по истечении одного года со дня вступления в силу данного Закона (пп.2 п.1 ст.26 Закона N 173-ФЗ), то есть с 15 июня 2005 г.

До вступления вышеуказанных положений Закона N 173-ФЗ в силу юридические лица - резиденты открывают счета в банках за пределами территории Российской Федерации в порядке, установленном Законом N 3615-1.

17. Предварительная регистрация ввоза/вывоза

и пересылки валюты Российской Федерации

и документарных внутренних ценных бумаг

Предварительная регистрация ввоза/вывоза и пересылки валюты Российской Федерации и документарных внутренних ценных бумаг осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля.

Положения о предварительной регистрации ввоза/вывоза и пересылки валюты Российской Федерации и документарных внутренних ценных бумаг вступают в силу со дня вступления в силу Закона N 173-ФЗ, то есть с 15 июня 2004 г.

18. Счета резидентов, открываемые

за пределами Российской Федерации

В соответствии со ст.12 Закона N 173-ФЗ резиденты вправе без ограничений (в том числе без обязательной предварительной регистрации счета) открывать счета в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ.

Данное условие Закона N 173-ФЗ является одним из новшеств: в Законе N 3615-1 было установлено, что возможность и условия открытия резидентом счета за рубежом регулируется Банком России (п.2 ст.5 Закона N 173-ФЗ).

В то же время резиденты должны известить (в уведомительном порядке) налоговые органы об открытии (закрытии) такого счета в течение месяца со дня заключения (расторжения) соответствующего договора банковского счета.

При представлении такого уведомления налоговый орган обязан поставить на уведомлении отметку о принятии, что свидетельствует о соблюдении резидентом установленного Законом N 173-ФЗ требования.

Такое положение Закона N 173-ФЗ хотя и является одним из свидетельств либерализации валютного законодательства, в то же время создает, по мнению авторов, возможность для значительного оттока капиталов из Российской Федерации за границу, что таит в себе угрозу для экономики Российской Федерации.

Открытие счета в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, осуществляется в порядке, предусмотренном Банком России, который может установить ограничения на открытие такого счета (например, требование о предварительной регистрации счета).

В Законе N 173-ФЗ максимально либерализован механизм использования счетов, открытых за рубежом.

Так, для перевода резидентом средств со счетов в уполномоченных банках на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации, резидент должен при первом переводе представить уполномоченному банку подтверждение уведомления налогового органа об открытии счета за пределами Российской Федерации <*> либо, если счет открыт в государствах, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, регистрационный документ (документ, подтверждающий факт предварительной регистрации счета).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Исключения из вышеуказанного правила могут быть установлены законодательством иностранного государства, регулирующим условия открытия таких счетов.

Банк России хотя и регулирует порядок осуществления таких переводов, но может устанавливать только одно обременение на такие операции.

Этим обременением является установление требования о резервировании резидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы осуществляемой валютной операции, на срок не более 60 календарных дней до дня осуществления валютной операции.

Подчеркиваем, что вышеуказанное требование является единственным, которое Банк России может предъявить к резиденту, осуществляющему перевод денежных средств со своего счета в уполномоченном банке на счет, открытый за рубежом.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что помимо перевода средств с собственных счетов в уполномоченных банках Закон N 173-ФЗ называет еще три основания для зачисления средств на счета, открытые в банках за пределами Российской Федерации:

- зачисление валютной выручки в целях исполнения обязательств юридического лица (резидента) по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, или с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

- оплата заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов по сооружению (строительству) объектов на территории иностранных государств;

- зачисление иностранной валюты, полученной от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению.

Зачисление средств на вышеуказанные счета по иным основаниям запрещено как не установленное Законом N 173-ФЗ.

Расходование средств, зачисленных по последним трем основаниям, является целевым и не может быть произведено по иным основаниям.

Расходование средств, зачисленных посредством перевода со счетов в уполномоченных банках, возможно на любые цели, кроме случаев, прямо установленных в Законе N 173-ФЗ.

Так, юридические лица не вправе использовать такие счета для проведения валютных операций с резидентами, а физические лица - для осуществления валютных операций, связанных с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации.

Формами контроля за использованием резидентами вышеуказанных счетов являются:

- для юридических лиц - представление налоговым органам отчетов о движении средств по счету с подтверждающими банковскими документами;

- для физических лиц - представление налоговым органам отчетов об остатках средств на счетах по состоянию на начало каждого календарного года.

Данные нормативные требования вступают в силу с 15 июля 2005 г.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что требования, касающиеся предварительной регистрации счета и представления регистрационного документа для осуществления перевода денежных средств, прекращают свое действие с 1 января 2007 г.

С 1 января 2007 г. будет действовать уведомительный порядок открытия счета независимо от государства, в котором происходит открытие счета.

19. Счета нерезидентов, открываемые

на территории Российской Федерации

Счета нерезидентов, открываемые на территории Российской Федерации (как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте), могут открываться только в уполномоченных банках.

В отличие от Закона N 3615-1, который поручил урегулирование порядка использования счетов нерезидентов Банку России, в ст.13 Закона N 173-ФЗ более полно установлены нормы, изменять которые Банк России не вправе.

Так, перечисление валюты (как российской, так и иностранной) с банковских счетов за пределами Российской Федерации на счета в Российской Федерации осуществляется без ограничений.

Если в отношении валютной операции предусмотрено обязательное использование специального счета, в качестве обременения Банк России вправе установить требование либо о резервировании нерезидентом суммы, не превышающей в эквиваленте 100% суммы денежных средств, списываемых со счета нерезидента, на срок не более 60 календарных дней, либо о резервировании суммы, не превышающей в эквиваленте 20% суммы денежных средств, зачисляемых на счет нерезидента, на срок не более года.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что вышеуказанное положение Закона N 173-ФЗ прекращает свое действие с 1 января 2007 г.

20. Обеспечение исполнения обязательств

В ст.17 Закона N 173-ФЗ установлен перечень мер, которые могут быть использованы в качестве обеспечения исполнения обязательств:

1) безотзывный аккредитив, покрытый за счет плательщика по аккредитиву, при условии, что исполняющим банком является уполномоченный банк либо банк за пределами территории Российской Федерации;

2) банковская гарантия банка за пределами территории Российской Федерации, выданная в пользу резидента;

3) договор имущественного страхования риска утраты (гибели), недостачи или повреждения имущества, причитающегося резиденту, риска гражданской ответственности нерезидента, предпринимательского риска резидента, в том числе неполучения резидентом или невозврата ему денежных средств либо невозврата или непоставки ему товаров;

4) вексель, выданный нерезидентом в пользу резидента и авалированный банком за пределами территории Российской Федерации.

Кроме того, в целях обеспечения исполнения обязательств Банк России устанавливает критерии, которым должен удовлетворять банк за пределами территории Российской Федерации.

К сожалению, формулировка вышеуказанной статьи Закона N 173-ФЗ не позволяет определить, являются перечисленные меры обязательными для резидентов при осуществлении валютных операций или носят рекомендательный характер.

По мнению авторов, стороны могут не применять рекомендованные Законом N 173-ФЗ меры обеспечения.

Так, принятие вышеуказанных мер позволяет в ряде случаев избежать установления в отношении резидента требования о резервировании (п.6 ст.7 Закона N 173-ФЗ).

По мнению авторов, факт принятия резидентом вышеуказанных мер может учитываться при рассмотрении вопроса о соблюдении резидентом требований о репатриации иностранной валюты и валюты Российской Федерации.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что ст.17 Закона N 173-ФЗ прекращает свое действие с 1 января 2007 г.

21. Репатриация иностранной валюты

и обязательная продажа части выручки

Статьей 19 Закона N 173-ФЗ на резидентов, осуществляющих внешнеторговую деятельность, возложена обязанность в установленные внешнеторговыми контрактами сроки обеспечить:

- получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резиденту по внешнеторговому контракту от нерезидента;

- возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

В случае несоблюдения резидентом вышеуказанных требований в рамках определения вины резидента и возможности применения к нему ответственности, по мнению авторов, должно учитываться следующее: применял резидент меры, направленные на обеспечение исполнения обязательств, предусмотренные в ст.17 Закона N 173-ФЗ, или нет.

Зачисление иностранной валюты или валюты Российской Федерации на счет в уполномоченном банке может не осуществляться в случае, если вышеуказанная валюта может быть зачислена в соответствии с Законом N 173-ФЗ на счет, открытый в банке за пределами Российской Федерации, а также в случае проведения зачета встречных требований по обязательствам между нерезидентами и резидентами, являющимися транспортными организациями либо осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что запрещено производить зачет в иных случаях, поскольку произойдет незачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках, что признается нарушением и до вступления в силу Закона N 173-ФЗ.

Статья 21 Закона N 173-ФЗ посвящена обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.

Закон N 173-ФЗ впервые ввел четкое определение валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи.

В соответствии с Законом N 173-ФЗ обязательной продаже подлежит валютная выручка резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), включающая поступления иностранной валюты, причитающиеся резидентам от нерезидентов по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.

Закон N 173-ФЗ устанавливает исключения из данного правила, которые распространяются:

- на суммы в иностранной валюте, получаемые Правительством РФ, уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти, Банком России от операций и сделок, осуществляемых ими (или от их имени и (или) за их счет) в пределах их компетенции;

- на суммы в иностранной валюте, получаемые уполномоченными банками от осуществляемых ими операций и иных сделок в соответствии с Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности";

- на валютную выручку резидентов в пределах суммы, необходимой для исполнения обязательств резидентов по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, или с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет;

- на суммы в иностранной валюте, поступающие по сделкам, предусматривающим передачу внешних эмиссионных ценных бумаг.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что продаже подлежит не любая иностранная валюта, а только та, которая включена Банком России в перечень валюты, подлежащей обязательной продаже на внутреннем валютном рынке.

Размер подлежащей обязательной продаже части валютной выручки, установленный Законом N 173-ФЗ, - 30%.

При этом Банк России вправе устанавливать меньший размер продажи валютной выручки.

Валютная выручка, подлежащая обязательной продаже, уменьшается на суммы расходов, связанных с исполнением соответствующих сделок, перечень которых устанавливается Законом N 173-ФЗ и Банком России.

К таким расходам согласно Закону N 173-ФЗ в том числе относятся:

- оплата транспортировки, страхования и экспедирования грузов;

- уплата вывозных таможенных пошлин, а также таможенных сборов;

- выплата комиссионных вознаграждений кредитным организациям, а также оплата исполнения функций агентов валютного контроля.

Обязательная продажа части валютной выручки должна быть осуществлена на основании распоряжения резидента не позднее семи рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке (согласно Закону N 3615-1 - в течение семи календарных дней).

Законом N 173-ФЗ сохранена возможность установления федеральными законами льгот по обязательной продаже части валютной выручки, а также освобождения от обязательной продажи части валютной выручки.

Порядок обязательной продажи части валютной выручки устанавливается Банком России (согласно Закону N 3615-1 - Президентом Российской Федерации).

Обращаем внимание читателей журнала на то, что действие требования об обязательной продаже части валютной выручки прекращается с 1 января 2007 г.

22. Валютный контроль

Закон N 173-ФЗ воспроизвел систему органов, осуществляющих валютный контроль, в виде, который приведен в Законе N 3615-1: Правительство РФ, органы валютного контроля, агенты валютного контроля.

Органами валютного контроля являются Банк России, а также федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством РФ (Законом N 3615-1 допускалось наделение полномочиями органа валютного контроля иных федеральных органов исполнительной власти в пределах компетенции, установленной федеральными законами).

Перечень органов валютного контроля, установленный Законом N 173-ФЗ, вступает в силу со дня официального опубликования Закона N 173-ФЗ, то есть с 15 декабря 2003 г.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, подотчетные ФКЦБ России, и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.

Полномочия органов, осуществляющих валютный контроль, по сути, аналогичны существовавшим в соответствии с Законом N 3615-1 полномочиям, однако в Законе N 173-ФЗ они более четко регламентированы.

Что касается прав и обязанностей резидентов и нерезидентов, осуществляющих валютные операции, то здесь необходимо отметить снижение срока хранения документов и материалов, на основании которых ведется учет и составляется отчетность, - с пяти до трех лет. Единственным расширением вышеуказанного срока может рассматриваться обязанность хранения документов в течение срока исполнения договора.

Вопросы применения мер ответственности за нарушение валютного законодательства Законом N 173-ФЗ не регулируются.

В настоящее время санкции за нарушение валютного законодательства установлены в ст.15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

А.А.Деменков

Юрисконсульт

аудиторско-консалтинговой группы

"РСМ Топ-Аудит"

С.В.Эрдни-Горяева

Юрисконсульт

аудиторско-консалтинговой группы

"РСМ Топ-Аудит"

Подписано в печать

09.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Выплата дивидендов: особенности учета и налогообложения ("Налоговый вестник", 2004, N 4) >
Статья: Учет доходов от операций с ценными бумагами для целей бухгалтерского и налогового учета ("Налоговый вестник", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.