Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О ставках земельного налога ("Налоговый вестник", 2004, N 4)



"Налоговый вестник", N 4, 2004

О СТАВКАХ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

В соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон N 1738-1) ставки земельного налога применяются по соответствующим категориям земель. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса. В основном категории земель имеют специфический правовой режим в зависимости от их целевого назначения.

В Земельном кодексе Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ЗК РФ) дано определение каждой категории земли. Так, например, в ст.77 ЗК РФ дано определение земель сельскохозяйственного назначения и указаны правовые признаки, по которым выделена эта самостоятельная категория земель. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. Из земель сельскохозяйственного назначения земельное законодательство выделяет земли сельскохозяйственных угодий и относит к ним пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими). Земли сельскохозяйственного назначения подлежат налогообложению в соответствии с разд.II "Плата за земли сельскохозяйственного назначения" Закона N 1738-1.

Основными землепользователями, от которых поступают земельные платежи, являются организации (товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, сельскохозяйственные организации, подсобные сельскохозяйственные предприятия и другие), крестьянские (фермерские) хозяйства и личные хозяйства граждан.

Ставки земельного налога связаны с ежегодной индексацией, проводимой в соответствии с постановлениями Правительства РФ, федеральными законами о ставках земельного налога и о бюджете на соответствующий финансовый год. В 2003 г. ставки индексировались, и при этом по всем категориям земель, согласно ст.7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которой предусмотрено, что действующие в 2002 г. ставки земельного налога применялись в 2003 г. с коэффициентом 1,8. Ставки земельного налога также индексируются в 2004 г., однако не по всем категориям земель. Статьей 7 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действовавшие в 2003 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 г. с коэффициентом 1,1.

В Законе N 1738-1 средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации приведены для расчета налога в 1994 г. Кроме того, каждая категория земель имеет свои установленные законодательством ставки земельного налога. Если организация использует земли сельскохозяйственных угодий, то земельный налог взимается на основании ст.5 Закона N 1738-1. Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Российской Федерации применяются согласно Приложению N 1 к этому Закону. При исчислении суммы земельного налога для налогоплательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

В 1995 - 1996 гг. ставки и средние размеры земельного налога индексировались в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 07.06.1995 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году", от 03.04.1996 N 378 "Об индексации ставок земельного налога в 1996 году". Позднее ставки и средние размеры индексировались согласно Федеральным законам от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога", от 24.07.2002 N 110-ФЗ. В то же время ставки и средние размеры земельного налога не индексировались в 1998 г. согласно Федеральному закону от 28.10.1998 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" и в 2001 г. в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год". Согласно Указу Президента Российской Федерации от 04.08.1997 N 822 "Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен" с 1 января 1998 г. проводилась деноминация рубля, в связи с чем значения ставок и размеров земельного налога уменьшились на три знака.

Согласно соответствующим Постановлениям Правительства РФ, федеральным законам о ставках земельного налога и федеральным законам о бюджете к ставкам налога за сельскохозяйственные угодья применялись следующие коэффициенты индексации: 1,5 - в 1995 г.; 1,5 - в 1996 г.; 2 - в 1997 г.; 1,2 - в 2000 г.; 2 - в 2002 г.; 1,8 - в 2003 г. Что касается 2004 г., то, как указывалось выше, ставки земельного налога индексируются для всех категорий земель, за исключением сельскохозяйственных угодий.

Исходя из коэффициентов индексации, установленных по соответствующим годам, ставки земельного налога за земли сельскохозяйственных угодий в 2004 г. определяются следующим образом: Ставка 2004 г. = (Ставка 1994 г. х 1,5 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)) : 1000 х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.).

С учетом вышеуказанных законодательных и нормативных правовых актов средние размеры земельного налога с 1 га пашни, приведенные в Приложении N 1 к Закону N 1738-1, должны применяться в 2004 г. по субъектам Российской Федерации с вышеназванными коэффициентами индексации.

Пример. Организация использует сельскохозяйственные угодья, расположенные на территории площадью 900 га, которые находятся в Красноярском крае.

Из Приложения N 1 к Закону N 1738-1 следует, что средний размер налога за один гектар пашни по Красноярскому краю составлял в 1994 г. 1580 руб.

При расчетах применяются коэффициенты индексации для ставок земельного налога за земли сельскохозяйственных угодий в 1995 - 1997 гг., в 2000 г., в 2002 - 2003 гг. Средний размер налога по Красноярскому краю в 2004 г. составит 30,72 руб/га ((1580 руб/га х 1,5 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)) : 1000 х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.)).

Сумма земельного налога, которая подлежит уплате в 2004 г., составит 27 648 руб. (900 га х 30,72 руб/га).

Согласно пп.2 п.1 ст.7 ЗК РФ земли поселений выделены в самостоятельную категорию земель Российской Федерации по своему целевому назначению. Черта городских поселений (в соответствии со ст.5 Гражданского кодекса Российской Федерации к городским поселениям отнесены города и поселки) представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий. Черта поселений устанавливается на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Черта поселений определяется по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. В состав земель поселений входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным регламентом к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.

За городские (поселковые) земли налог устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению N 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону N 1738-1 (за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога). При этом в сноске <*> к Приложению N 2 (таблица 1) к Закону N 1738-1 указано, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1, в 1994 г. применяются с коэффициентом 50. Налог за земли городов и поселков взимается со всех организаций и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель.

Средняя ставка налога по конкретному городу, поселку соответствующего экономического района устанавливается в определенном размере с учетом коэффициента индексации, определенного на соответствующий год для ставок земельного налога. При этом средняя ставка устанавливается в зависимости от численности населения конкретного города и нахождения этого города в экономическом районе.

Соответствующими постановлениями Правительства РФ, федеральными законами о ставках земельного налога и федеральными законами о бюджете к ставкам налога за земли городов и поселков применяются следующие коэффициенты индексации: 50 - в 1994 г.; 2 - в 1995 г.; 1,5 - в 1996 г.; 2 - в 1997 г.; 2 - в 1999 г.; 1,2 - в 2000 г.; 2 - в 2002 г.; 1,8 - в 2003 г.; 1,1 - в 2004 г.

В 2004 г. с учетом коэффициентов индексации, установленных по соответствующим годам для ставок земельного налога по землям городов и поселков, средняя ставка налога рассчитывается следующим образом:

Ставка 2004 г. = (Ставка 1994 г. х 50 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)) : 1000 х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.).

Пример. Организация занимает земельный участок площадью 5000 кв. м, расположенный на территории города в Уральском экономическом районе. Предположим, что численность населения в городе составляет 1100 тыс. чел. В городе есть учебные заведения, другие объекты социально-культурного назначения.

Средняя ставка налога для населенных пунктов с численностью 1100 тыс. чел. определяется из таблицы 1 Приложения N 2 к Закону N 1738-1, которая находится на пересечении строки, соответствующей Уральскому экономическому району, и столбца, соответствующего численности населения от 1000 до 3000 тыс. чел. Средняя ставка равна 2,3 руб/кв. м. Для расчета ставки налога для 2004 г. следует учитывать коэффициенты индексации: 50 - в 1994 г.; 2 - в 1995 г.; 1,5 - в 1996 г.; 2 - в 1997 г.; 2 - в 1999 г.; 1,2 - в 2000 г.; 2 - в 2002 г.; 1,8 - в 2003 г.; 1,1 - в 2004 г. Также необходимо принимать во внимание деноминацию рубля 1998 г., в связи чем три знака в значениях исключаются.

Кроме того, необходимо применить коэффициент увеличения средней ставки налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала, который приведен в таблице 3 Приложения N 2 к Закону N 1738-1 по столбцу, соответствующему численности населения города от 1000 до 3000 тыс. чел. Этот коэффициент равен 2,6. Средняя ставка земельного налога для 2004 г. составляет 17,05 руб/кв. м (2,3 руб/кв. м х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 2 х 1,2 х 2 х 1,8 х 1,1) : 1000 х 2,6,

где 1000 - значение соответствует деноминации рубля 1998 г.;

2,6 - коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в 2004 г., составит 85 250 руб. (5000 кв. м х 17,05 руб/кв. м).

В составе земель поселений выделяются земли сельскохозяйственного использования. Согласно ЗК РФ к ним относятся земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями и сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки. Важным признаком, который выделяет земли сельскохозяйственного использования из состава земель поселений, является указание ЗК РФ на то, что эти земельные участки используются в целях ведения сельскохозяйственного производства. При исчислении земельного налога за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты применяется ст.8 Закона N 1738-1, в соответствии с которой налог за вышеуказанные земли устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества. Поскольку ставки земельного налога по сельскохозяйственным угодьям в 2004 г. не индексируются, то размеры налога за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты будут в 2004 г. на уровне 2003 г.

Действующее законодательство также выделяет земли, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов для иных целей. Это земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов, за исключением тех, которые используются гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота. За эти земельные участки налог взимался в соответствии с ч.2 ст.6 Закона N 1738-1 в размере 5 руб. за 1 кв. м в 1994 г. С учетом коэффициентов индексации к ставкам земельного налога в 1995 - 1997, 1999 - 2000, 2002 - 2004 гг. размер земельного налога в 2004 г. составит 28,51 коп/кв. м ((5 руб/кв. м (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)) : 1000 х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.)).

Пример. В деревне на земельном участке площадью 897 кв. м размещен продовольственный магазин. Поскольку используются земельные участки, предоставленные в границе сельского поселения, как для иных целей, то для расчета земельного налога в 2004 г. принимаем размер налога, равный 28,51 коп/кв. м. Вышеуказанный размер земельного налога рассчитан с учетом индексации ставок в 1995 - 1997, 1999 - 2000, 2002 - 2004 гг. Органы местного самоуправления приняли решение о том, что юридические лица, имеющие на территории деревень данного района земельные участки, применяют при расчете земельного налога к установленным ставкам коэффициент 2 (органам местного самоуправления предоставлено право с учетом благоприятных условий размещения земельных участков повышать ставки земельного налога, но не более чем в 2 раза - ст.6 Закона N 1738-1).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате за указанные выше земли, составит в 2004 г. 511,47 руб. (897 кв. м х 28,51 коп/кв. м х 2).

Особо следует рассмотреть ставки налога за земли городов и поселков, занятые жилищным фондом, а также ставки налога за земли, занятые личными подсобными хозяйствами, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, расположенными в границах городской (поселковой) черты. Налог за вышеуказанные земли взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее минимального размера земельного налога, установленного ст.8 Закона N 1738-1. Для 1994 г. этот размер налога составлял 10 руб. за 1 кв. м. С учетом коэффициентов индексации, применяемых в 1995 - 1997, 1999 - 2000, 2002 - 2004 гг., за земельные участки, занятые жилищным фондом, а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, расположенными в границах городской (поселковой) черты, минимальный размер земельного налога составит в 2004 г. 57,02 коп/кв. м ((10 руб./кв. м х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)) : 1000 х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.)).

Пример. Площадь земельного участка под жилым комплексом составляет 2100 кв. м. Город, на территории которого расположен жилой комплекс, признан городом с развитым социально-культурным потенциалом и относится к Центральному экономическому району. Численность населения в городе - свыше 3000 тыс. чел.

Среднюю ставку земельного налога определяем из таблицы 1 Приложения N 2 к Закону N 1738-1 на пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района, и столбца, соответствующего численности населения свыше 3000 тыс. чел. Средняя ставка согласно этому Приложению составляет 4,5 руб/кв. м. К этой ставке применяем коэффициенты индексации: 50 - в 1994 г.; 2 - в 1995 г.; 1,5 - в 1996 г.; 2 - в 1997 г.; 2 - в 1999 г.; 1,2 - в 2000 г.; 2 - в 2002 г., 1,8 - в 2003 г., 1,1 - в 2004 г.

Средняя ставка земельного налога составит 12,83 руб/кв. м ((4,5 руб/кв. м х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 2 х 1,2 х 2 х 1,8 х 1,1) : 1000).

Коэффициент увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса города, развития социально-культурного потенциала находим из таблицы 3 Приложения N 2 к Закону N 1738-1. Этот коэффициент при численности населения городов свыше 3000 тыс. чел. равен 3,0.

Средняя ставка налога составит 38,49 руб/кв. м (12,83 руб/кв. м х 3,0).

Налог за земли, занятые жилищным фондом в границах городской (поселковой) черты, взимается в размере 3% от ставок, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 57,02 коп/кв. м в 2004 г. Средняя ставка налога по данному городу - 38,49 руб/кв. м. 3% от этой ставки составляют 1,15 руб/кв. м, или 115 коп./кв. м (38,49 руб/кв. м х 3%).

Учитывая, что за земельные участки, занятые жилищным фондом, находящимся на территории города, минимальный размер земельного налога в 2004 г. равен 57,02 коп/кв. м, то для расчета налога принимаем полученную ставку - 115 коп/кв. м (предположим, что рассматриваемый земельный участок находится в первой градостроительной зоне города, по которой установлена ставка - 115 коп/кв. м).

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в 2004 г., составит 2415 руб. (2100 кв. м х 115 коп/кв. м).

Как указывалось выше, земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, входят в перечень земель, на которые распространяется действие ст.8 Закона N 1738-1. Однако исходя из того, что в 1999 г. на земли, занятые личным подсобным хозяйством, не распространялось действие коэффициента индексации - 2, то налог будет взиматься в 2004 г. со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 28,51 коп. за 1 кв. м. Рассчитывается этот размер налога следующим образом:

(10 руб/кв. м х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)) : 1000 х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.) = 28,51 коп/кв. м.

Пример. Земельный участок площадью 1100 кв. м выделен гражданину для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок находится на территории поселка Центрального экономического района. Предельный размер земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для данного поселка и для вышеуказанных земельных участков органы местного самоуправления установили предельный размер земельного участка - 600 кв. м (6 соток).

Поскольку налог за земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах поселковой черты, взимается в размере 3% от ставок, установленных для поселков городского типа, а ставка налога по данному поселку Центрального экономического района в 1994 г. установлена в размере 1,0 руб/кв. м, то в 2004 г. она составит 2,85 руб/кв. м, или 285 коп./кв. м ((1,0 руб/кв. м х 50 х 2 х 1,5 х 2 х 2 х 1,2 х 2 х 1,8 х 1,1) : 1000). 3% от этого размера налога составляют 8,55 коп/кв. м (285 коп/кв. м х 3%). Поскольку минимальный размер налога за участки для ведения личного подсобного хозяйства в городах и поселках в 2004 г. равен 28,51 коп/кв. м, то из расчета исключаем 8,55 коп/кв. м.

Сумма земельного налога, которая подлежит уплате в 2004 г., составит:

171,06 руб. (600 кв. м х 28,51 коп/кв. м) - по норме отвода земельных участков;

285,10 руб. (500 кв. м х 57,02 коп/кв. м) - сверх установленной нормы отвода;

456,16 руб. (171,06 руб. + 285,10 руб.) - всего за весь земельный участок.

В 2004 г. применяется коэффициент индексации к ставкам налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества и животноводства в пределах городской (поселковой) черты. При расчете этой ставки налога необходимо иметь в виду следующее. Земельные участки для садоводства и огородничества подразделяются на две части: земли общего пользования садоводческих и огороднических товариществ и земли, переданные в частную собственность либо в пожизненное наследуемое владение членов указанных товариществ. К первым относятся земельные участки, предоставленные под охранные зоны, дороги, проезды, сооружения и объекты, находящиеся в собственности товарищества либо на ином вещном праве. Общее собрание членов товарищества вправе принять решение о закреплении за таким товариществом как за юридическим лицом всех предоставленных ему земельных участков. До введения в действие ЗК РФ земельные участки передавались членам товариществ в частную собственность, либо на праве пожизненного наследуемого владения, либо постоянного бессрочного пользования. В настоящее время земельные участки не предоставляются гражданам в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение. Ранее регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость осуществлялись Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, его территориальными органами. С 31 января 1998 г. права на землю каждого члена товарищества удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Начисление земельного налога садоводческим и огородническим товариществам производится со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с площадей земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым в соответствии со ст.12 Закона N 1738-1 предоставлены льготы. Таким образом, садоводческое, огородническое товарищество как юридическое лицо не освобождается от уплаты земельного налога в соответствии с Законом N 1738-1, а отдельные граждане - члены этого товарищества могут пользоваться льготой по налогу (за исключением земель общего пользования). Кроме того, льготы по земельному налогу, предоставленные органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст.ст.13 - 14 Закона N 1738-1) членам садоводческих, огороднических товариществ, следует учитывать при исчислении земельного налога (при этом льготы по земельному налогу членам товариществ не распространяются на земли общего пользования).

Налог уплачивается в следующем порядке. До выдачи свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам садоводческих, огороднических товариществ плательщиками земельного налога являются данные товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки вышеуказанных товариществ (за исключением членов товариществ, получивших такие свидетельства). Когда члены садоводческих, огороднических товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами. Если члены вышеуказанных товариществ имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и в этом случае каждый член данного товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно.

Садоводческое, огородническое товарищество уплачивает земельный налог, если земельные участки находятся в черте города или поселка, исходя из размеров налога, установленного ст.8 Закона N 1738-1, в соответствии с которой налог устанавливается в размере 10 руб. за 1 кв. м (в 1994 г.), а с учетом индексации в соответствующих годах и деноминации рубля в 1998 г. размер налога составляет в 2004 г. 28,51 коп/кв. м. Расчет ведется с учетом коэффициентов индексации, применяемых к размерам земельного налога в 1995 - 1997 гг., в 2000 г., в 2002 - 2004 гг. Размер налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства в пределах городской, поселковой черты, рассчитывается в 2004 г. следующим образом:

(10 руб/кв. м х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.)) : 1000 х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.) = 28,51 коп/кв. м.

Пример. Земельный участок поселка общей площадью 18 000 кв. м. используется садоводческим товариществом. Члены садоводческого товарищества ведут деятельность на его территории, однако земельные участки еще не оформлены в частную собственность и никто из членов садоводческого товарищества не освобожден от уплаты земельного налога. При определении размера земельного налога на 2004 г. следует исходить из следующего расчета:

(10 руб/кв. м х 2 х 1,5 х 2 х 1,2 х 2 х 1,8 х 1,1) : 1000 = 28,51 коп./кв. м.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате садоводческим товариществом в 2004 г., составит 5131,8 руб. (18 000 кв. м х 28,51 коп./кв. м).

За пределами городской черты нередко располагаются объекты промышленности, энергетики, транспортной инфраструктуры, складские помещения городских предприятий, организаций, учреждений, объекты радиовещания, телевидения, информатики. Согласно ЗК РФ к землям промышленности относятся земли, которые расположены за чертой поселений и используются для обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В составе земель промышленности самый большой удельный вес (по территориальному пространству) имеют участки, находящиеся в государственной федеральной собственности (земли обороны, безопасности, земли федерального железнодорожного, автомобильного транспорта, земли промышленных и энергетических предприятий, земли, обеспечивающие космическую деятельность). В составе земель промышленности и иного специального назначения для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационно опасных и ядерно опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов выделяются охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель. Санитарно-защитные зоны, например, промышленных объектов подлежат налогообложению.

У налогоплательщиков нередко возникает вопрос о ставках земельного налога, применяемых в 2004 г. к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения и информатики, которые находятся вне черты поселений. Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением N 2 (таблица 1) к Закону N 1738-1 для поселений численностью до 20 тыс. чел. В 2004 г. к ставкам налога за вышеуказанные земли применяется коэффициент индексации - 1,1.

Пример. Химический завод расположен в сельской местности в Западно-Сибирском экономическом районе вне населенного пункта. Площадь земельного участка составляет 30 000 кв. м. При определении ставки налога следует руководствоваться ч.1 ст.9 Закона N 1738-1, в соответствии с которой налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности устанавливается в размере 20% средних ставок земельного налога, определенных для поселений с численностью до 20 тыс. чел. согласно таблице 1 Приложения N 2 к вышеназванному Закону.

По этой таблице определяем среднюю ставку земельного налога. На пересечении строки, соответствующей наименованию экономического района (Западно-Сибирский район), и графы, соответствующей численности населения до 20 тыс. чел., находим, что средняя ставка налога в расчете на год равна 0,6 руб/кв. м (средняя ставка указана для 1994 г.).

С учетом индексации средняя ставка в 2004 г. составляет 1,71 руб/кв. м ((0,6 руб/кв. м х 50 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.)) : 1000).

20% от этой средней ставки составят 0,34 руб/кв. м (1,71 руб/кв. м х 20%).

Сумма земельного налога для уплаты в 2004 г. - 10 200 руб. (30 000 кв. м х 0,34 руб/кв. м).

Н.В.Голубева

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Подписано в печать

09.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Социальные налоговые вычеты, предоставляемые индивидуальным предпринимателям ("Налоговый вестник", 2004, N 4) >
Вопрос: Организация приобрела в 2003 г. объект недвижимого имущества. В какой момент это основное средство может быть принято к бухгалтерскому и налоговому учету? Следует ли отражать в бухгалтерском учете разницу между оценкой БТИ и договорной ценой, если оценка БТИ выше? ("Налоговый вестник", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.