Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Какие изменения в порядок исчисления аптеками акцизов на фармакопейный этиловый спирт внесены Письмом МНС России от 03.09.2003 N 03-4-11/2581/43-АД824? ("Налоговый вестник", 2004, N 4)



"Налоговый вестник", N 4, 2004

Вопрос: Какие изменения в порядок исчисления аптеками акцизов на фармакопейный этиловый спирт внесены Письмом МНС России от 03.09.2003 N 03-4-11/2581/43-АД824?

Ответ: Письмо МНС России от 03.09.2003 N 03-4-11/2581/43-АД824 (далее - Письмо МНС России) носит разъяснительный характер и не может устанавливать порядок исчисления акцизов на какой-либо вид подакцизных товаров, в данном случае - на этиловые спирты фармакопейных концентраций.

Порядок исчисления акцизов определен Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ), и данное Письмо только разъясняет позицию МНС России по применению вышеуказанного порядка.

Так, Письмо МНС России еще раз подтверждает, что с точки зрения применения установленного порядка исчисления акцизов в отношении фармакопейного этилового спирта позиция МНС России не изменилась, и исходит из того, что фармакопейные этиловые спирты являются подакцизным товаром, а их розлив в системе аптечных учреждений облагается акцизами.

Выводы Письма МНС России основываются на формулировке п.3 ст.182 НК РФ, в соответствии с которой в целях обложения акцизами к производству приравнен розлив подакцизных товаров, осуществляемый как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства вышеуказанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

При этом Письмо МНС России обращает внимание налоговых органов на то, что в соответствии с пп.1 п.1 ст.181 НК РФ подакцизным товаром является спирт этиловый, к которому отнесены все виды спиртов этиловых (за исключением спирта коньячного) независимо от их концентрации, вида сырья, из которого они производятся, и от того, по какой нормативно-технической документации они изготавливаются (по ГОСТ, ТУ, ОСТ или фармакопейным статьям). Соответственно, поэтому нельзя исключить из перечня подакцизных товаров спирт этиловый, производимый в соответствии с фармакопейными статьями и включенный в Государственный реестр лекарственных средств.

Далее в Письме МНС России делается вывод о том, что к спирту этиловому фармакопейных концентраций нельзя применять пп.2 п.1 ст.181 НК РФ, в соответствии с которым к спиртосодержащей продукции, не подлежащей обложению акцизами, отнесены лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства (включая гомеопатические препараты), изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармакопейных статей), утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данный вывод сделан на основании наименований вышеупомянутых спиртов согласно фармакопейным статьям, указанным в Государственном реестре лекарственных средств, как спиртов этиловых, а не как спиртосодержащих растворов или препаратов.

Таким образом, Письмом МНС России обосновывается вывод об отнесении фармакопейных спиртов для целей обложения акцизами не к спиртосодержащей лекарственной продукции (которая согласно пп.2 п.1 ст.181 НК РФ не рассматривается как подакцизный товар), а к спирту этиловому, который в соответствии с пп.1 п.1 ст.181 НК РФ включен в перечень товаров, признанных подакцизными.

Исходя из вышеизложенного делается вывод о том, что этиловые спирты фармакопейных концентраций, внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, признаются подакцизным товаром потому, что не отвечают одному из условий освобождения от обложения лекарственных средств акцизами, а именно: как товар они классифицируются (в том числе и в вышеуказанном Государственном реестре) в качестве спиртов этиловых, а не спиртосодержащей продукции.

Кроме того, Письмом МНС России рассматриваются операции по розливу фармакопейного этилового спирта с точки зрения обложения их акцизами. В Письме МНС России говорится о том, что согласно п.3 ст.182 НК РФ деятельность по розливу (упаковке, расфасовке) подакцизных товаров рассматривается как объект обложения акцизами только в случае, если порядок их упаковки (розлива, расфасовки) в упаковочные единицы утвержден специальными правилами и представлен в нормативно-технической документации, в соответствии с которой осуществляется их производство как часть общего производственного процесса, после которого эти товары становятся готовыми к применению.

Затем в Письме МНС России указывается, что нормативно-технической документацией, регламентирующей производство спиртов этиловых фармакопейных, являются вышеуказанные фармакопейные статьи, утвержденные Управлением по контролю качества лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России, в которых содержатся требования по упаковке этих спиртов в потребительскую тару (в банки или флаконы). На основании этого делается вывод, что для приобретения фармакопейными спиртами готового к реализации товарного вида их упаковка (розлив, расфасовка) в потребительскую тару является обязательной и, следовательно, рассматривается как часть общего процесса их производства.

Далее в Письме МНС России говорится о том, что, учитывая изложенное, аптеки, осуществившие указанный розлив спиртов фармакопейных, признаются плательщиками акцизов по операциям их реализации населению или лечебно-профилактическим учреждениям.

Данное положение может, на первый взгляд, показаться наиболее спорным местом в цепочке выводов, приведенных в Письме МНС России, в части осуществления аптеками розлива этилового спирта фармакопейных концентраций по рецептам врачей.

Дело в том, что в соответствии с п.4 Правил государственной регистрации лекарственных средств, утвержденных Минздравом России 01.12.1998 N 01/29-14, государственной регистрации не подлежат лекарственные средства, изготовляемые в аптеках по рецептам врачей.

Однако нельзя забывать о том, что согласно п.2 ст.17 Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" (далее - Закон N 86-ФЗ) изготовление лекарственных средств осуществляется в аптечном учреждении, имеющем лицензию на фармацевтическую деятельность, по правилам изготовления лекарственных средств, утвержденным федеральным органом контроля качества лекарственных средств.

При этом правила изготовления в аптечных учреждениях лекарственных средств фармакопейных и нефармакопейных концентраций, в данном случае этилового спирта, должны быть утверждены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - федеральным органом контроля качества лекарственных средств.

Согласно п.1 ст.17 Закона N 86-ФЗ изготовление лекарственных средств в аптечном учреждении осуществляется по рецептам врачей на основе лекарственных средств, зарегистрированных в Российской Федерации. Следовательно, до издания данным органом особенностей правил розлива этилового спирта фармакопейных концентраций непосредственно в аптечных учреждениях применительно к ст.17 Закона N 86-ФЗ изготовление (в том числе розлив) этилового спирта фармакопейных концентраций в аптеках должно осуществляться по правилам соответствующих фармакопейных статей, поскольку они утверждены федеральным органом контроля качества лекарственных средств. В Письме МНС России, в частности, упоминаются фармакопейные статьи ФС 42-3071-94 и ФС 42-3072-94.

Таким образом, розлив этилового спирта фармакопейных концентраций в аптеках должен осуществляться по правилам фармакопейных статей (или другого аналогичного нормативно-технического документа, утвержденного федеральным органом контроля качества лекарственных средств). Соответственно, данный розлив согласно п.3 ст.182 НК РФ в целях обложения акцизами приравнен к производству как часть общего процесса производства этих товаров в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации, которые регламентируют процесс производства вышеуказанных товаров и утверждаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Сложнее обстоит дело с розливом аптеками этилового спирта нефармакопейных концентраций, при котором требования фармакопейных статей, естественно, не применимы. Читателям журнала следует обратить внимание на то, что в Письме МНС России и рассматриваются только вопросы розлива фармакопейных этиловых спиртов. Однако в данной ситуации необходимо учитывать следующее: согласно п.2 ст.17 Закона N 86-ФЗ изготовление лекарственных средств, в частности розлив этилового спирта нефармакопейных концентраций, должно осуществляться в аптечном учреждении, имеющем лицензию на фармацевтическую деятельность, по правилам, утвержденным федеральным органом контроля качества лекарственных средств.

Иными словами, аптека при розливе этилового спирта обязана соблюдать положения всех нормативно-технических документов, утвержденных федеральным органом контроля качества лекарственных средств, как прямо регулирующих изготовление нефармакопейных этиловых спиртов, так и имеющих косвенное отношение к розливу нефармакопейного этилового спирта, например положения Инструкции по санитарному режиму аптек, утвержденной Приказом Минздрава России от 21.10.1997 N 309, положения Методических указаний N 99/144 "Обработка посуды и укупорочных средств, используемых в технологии стерильных растворов, изготовленных в аптеках", утвержденных Минздравом России 12.12.1999. В противном случае аптека нарушит нормы Закона N 86-ФЗ и может быть лишена лицензии на фармацевтическую деятельность.

Соответственно, исходя из формулировок п.3 ст.182 НК РФ аптеки являются в случае розлива этилового спирта нефармакопейных концентраций плательщиками акциза по этиловому спирту нефармакопейных концентраций, поскольку осуществляют его розлив как часть общего процесса производства подобных товаров согласно нормативно-технической документации, которая регламентирует процесс производства вышеуказанных товаров и утверждается уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

М.Н.Михайлов

Советник налоговой службы

Российской Федерации III ранга

Московская обл.

Подписано в печать

09.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Порядок определения и уплаты в бюджет суммы акциза по налогооблагаемым операциям с подакцизными товарами (Окончание) ("Налоговый вестник", 2004, N 4) >
Вопрос: ГОСТ 5962-67 не предусматривает требований по упаковке (розливу) этилового спирта. Может ли в этом случае розлив этилового спирта в аптеке рассматриваться как операция, подлежащая обложению акцизами? ("Налоговый вестник", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.