|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Спор между организациями был рассмотрен в третейском суде. Вправе ли организация для целей налогообложения прибыли учесть в составе расходов затраты в виде сумм оплаченного при обращении в третейский суд третейского сбора как судебные расходы согласно пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ?
Вопрос: Спор между организациями был рассмотрен в третейском суде. Вправе ли организация для целей налогообложения прибыли учесть в составе расходов затраты в виде сумм оплаченного при обращении в третейский суд третейского сбора как судебные расходы согласно пп. 10 п. 1 ст. 265 НК РФ?
Ответ: Понятие судебных расходов для целей налогообложения в Налоговом кодексе не определено. Поэтому этот термин должен применяться в том значении, в котором он используется в других отраслях законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ). Согласно определению, данному в процессуальном законодательстве, судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела судом общей юрисдикции или арбитражным судом (ч. 1 ст. 88 ГПК РФ, ст. 101 АПК РФ). Третейский сбор не является государственной пошлиной. Напомним, что государственной пошлиной признается сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы или к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ (п. 1 ст. 333.16 НК РФ). Плата за совершение действий, осуществляемых в отношении организаций и физических лиц третейскими судами, гл. 25.3 НК РФ не предусмотрена. Более того, постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ и органах местного самоуправления (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации") и не входят в судебную систему РФ (ст. 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"). Состав расходов, связанных с разрешением спора в третейском суде, определен в ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ. Согласно указанной статье сумма третейского сбора, взимаемого при принятии третейским судом спора к рассмотрению, предназначена для покрытия расходов третейского суда (п. п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 102-ФЗ) и не подлежит уплате в бюджет. Как видим, сумма уплаченного третейского сбора для целей налогообложения прибыли не может признаваться в качестве судебных расходов. Но это не означает, что сумма уплаченного организацией третейского сбора должна быть исключена из состава расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Фактически третейский сбор является платой за оказание услуги по рассмотрению спора и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на прибыль юридического лица, образовавшего третейский суд (п. 5 ст. 38, п. 1 ст. 39, ст. 249 НК РФ, Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@). Затраты в виде сумм уплаченного третейского сбора для организации, обратившейся в третейский суд для разрешения спора с контрагентом, являются экономически оправданными, так как произведены в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Затраты в виде сумм третейского сбора, уплаченного при рассмотрении спора в третейском суде, непосредственно не связаны с производством и реализацией товаров, работ и услуг, следовательно, такие расходы относятся к внереализационным (п. 1 ст. 265 НК РФ). Перечень внереализационных расходов, приведенный в гл. 25 НК РФ, не является закрытым. Поэтому при наличии документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ) суммы уплаченного третейского сбора подлежат включению в состав внереализационных расходов налогоплательщика на основании пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.
При этом следует отметить, что, по мнению налоговых органов и Минфина России, налогоплательщики вправе учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, только ту часть суммы третейского сбора, которая не превышает сумму расходов, которые налогоплательщик мог бы понести, если бы обратился в арбитражный суд или суд общей юрисдикции (Письмо Минфина России от 29.04.2000 N 04-02-18, Письмо УМНС России по г. Москве от 03.07.200 N 04-14б/25175). Однако, во-первых, письма, содержащие данную позицию, были изданы в период действия Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Во-вторых, право субъектов гражданских правоотношений обращаться за защитой нарушенных или оспоренных гражданских прав в третейский суд установлено гражданским законодательством (п. 1 ст. 11 ГК РФ). Ограничений на включение в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затрат налогоплательщика, связанных с рассмотрением спора в третейском суде, налоговым законодательством не установлено. Поэтому, по нашему мнению, суммы уплаченного налогоплательщиком третейского сбора должны включаться в состав внереализационных расходов налогоплательщика в полном размере.
М.Н.Ахтанина Издательство "Главная книга" 06.04.2005
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |