Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О нормах износа основных средств бюджетных учреждений ("Налоговый вестник", 2004, N 4)



"Налоговый вестник", N 4, 2004

О НОРМАХ ИЗНОСА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В настоящее время на территории Российской Федерации действуют Годовые нормы износа по основным фондам бюджетных учреждений и организаций, утвержденные еще 28 июня 1974 г. Госпланом СССР, Минфином СССР, Госстроем СССР и ЦСУ СССР в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11.11.1973 N 824 "Об итогах переоценки основных фондов учреждений и организаций, состоящих на государственном бюджете" (далее - Годовые нормы износа).

За прошедшее время в составе основных средств бюджетных учреждений произошли значительные изменения, вызванные появлением новых машин и оборудования (персональных компьютеров, ксероксов, факсов и т.д.), а также переоборудованием и капитальным ремонтом зданий и сооружений бюджетной сферы (систем отопления, охраны и пожаротушения). Вместе с тем из состава основных средств бюджетных учреждений выбыли целые классы машин и оборудования, существовавшие в 70-х годах прошлого столетия (перфораторы, табуляторы, мини-ЭВМ и т.д.).

Необходимо отметить, что действующие Годовые нормы износа были сформированы исходя из видовых признаков основных средств, что не соответствует современным международным стандартам финансовой и бухгалтерской отчетности. Кроме того, Годовые нормы износа не связаны с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России 26.12.1994 N 359, что противоречит существующим принципам классификации.

В результате использование Годовых норм износа приводит к существенным искажениям бухгалтерской и статистической отчетности, что не позволяет объективно отображать состояние и воспроизводство основных средств бюджетных учреждений и, соответственно, обоснованно планировать выделение финансовых средств из бюджетов всех уровней на их замену и капитальный ремонт.

В связи с этим в настоящее время по инициативе Минэкономразвития России и Минфина России разрабатывается проект нормативного документа, в котором предусматривается переход на новые нормы износа основных средств бюджетных учреждений, сформированные согласно срокам полезного использования.

Как известно, Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 была утверждена Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (далее - Классификация основных средств), используемая в целях налогообложения.

Согласно п.1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ Классификация основных средств рекомендуется для применения в целях бухгалтерского учета, то есть может использоваться и для начисления износа в бюджетных учреждениях, но при соблюдении ряда отдельных ограничений и дополнений. Поэтому в основу разрабатываемой системы кодификации и определения сроков полезного использования основных средств бюджетных учреждений положены те же принципы, что и при разработке Классификации основных средств.

Предлагаемая система формирования групп основных средств бюджетных учреждений ориентирована на ОКОФ, который совместим, во-первых, с международными стандартами, а во-вторых, - с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17. На сегодняшний день ОКОФ - это единственный классификатор, который позволяет идентифицировать видовой состав основных фондов, что важно для целей бухгалтерского учета.

Основным ориентиром при определении сроков полезного использования конкретных видов основных средств, предусмотренных ОКОФ, были нормы амортизации, установленные в соответствии с Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 N 1072. Однако в большинстве случаев эти нормы уточнялись на основе мировой практики посредством анализа сроков амортизационного списания по разным видам оборудования, принятых в других странах. Наконец, учитывались мнения специалистов относительно необходимости сокращения сроков списания тех или иных видов основных средств.

Предложенная укрупненная группировка основных средств позволяет унифицировать сроки полезного использования для однотипных видов основных средств, неоправданно дифференцированных ранее по нормам износа.

При этом следует иметь в виду, что состав основных средств бюджетных и коммерческих организаций практически совпадает (компьютеры могут применяться и в бюджетном учреждении, и в коммерческой организации), а нормы износа и нормы амортизации определяются в зависимости от сроков полезного использования основных средств.

При разработке документа, касающегося новых норм износа основных средств бюджетных учреждений, также учитывается, что их финансирование осуществляется за счет средств бюджетов разных уровней или бюджетов государственных внебюджетных фондов на основе смет доходов и расходов, и, следовательно, необходимо осуществлять контроль за использованием и состоянием государственного имущества. В этой связи нецелесообразно предоставлять самому учреждению право выбора в определении сроков полезного использования своих основных средств, как это установлено в налоговом законодательстве. Кроме того, необходимо установить более жесткие временные рамки по использованию основных средств бюджетных учреждений, а именно: несколько увеличить сроки их полезного использования.

В этих целях для начисления износа по основным средствам со сроками полезного использования до 30 лет в каждой из девяти первых групп предлагается установить четкие значения сроков полезного использования. Что касается основных средств с сроками полезного использования свыше 30 лет (в основном здания и сооружения), то для большей прозрачности их учета и контроля планируется разделить десятую группу на три новые группы основных средств, а именно: со сроками полезного использования от 30 лет до 40 лет включительно, от 40 лет до 60 лет включительно и свыше 60 лет.

При этом предполагается предоставить право федеральным органам исполнительной власти самим устанавливать сроки полезного использования и, соответственно, нормы начисления износа в пределах каждой из этих групп в зависимости от особенностей эксплуатации конкретных объектов основных средств (имея в виду различные климатические условия, а также уровень физического и морального старения основных средств). В этом случае при определении норм износа, наряду с необходимостью учета в хозяйственной деятельности достижений научно-технического прогресса, ставится задача определения реальных (фактических) сроков полезного использования основных средств с учетом их физического и морального износа и оптимизации затрат на обновление.

При разработке документа учитываются положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми нормы начисления износа, рассчитанные на основе предлагаемых принципов определения сроков полезного использования основных средств бюджетных учреждений, должны распространяться на бюджетные учреждения бюджетов всех уровней (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты), а также на организации государственных внебюджетных фондов и должны применяться органами исполнительной власти.

Что касается предполагаемых сроков ввода в действие нормативного документа, устанавливающего новые правила начисления износа основных средств бюджетных учреждений, то в соответствии с п.54 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, износ по основным средствам бюджетных учреждений определяется за полный календарный год независимо даже от того, в каком месяце отчетного года приобретены или построены основные средства. Следовательно, введение новых норм износа, рассчитанных на основе сроков полезного использования, будет производиться только с начала отчетного периода, то есть с 1 января.

Е.И.Поздняков

Заместитель руководителя

Департамента финансов

Минэкономразвития России

И.Н.Титова

Начальник отдела

Департамента финансов

Минэкономразвития России

Подписано в печать

09.03.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности ведения претензионной работы с организациями железнодорожного транспорта и отражения ее результатов в бухгалтерском и налоговом учете ("Налоговый вестник", 2004, N 4) >
Статья: О реформировании налогообложения горно-металлургического комплекса ("Налоговый вестник", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.