Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Два в одном ("Московский бухгалтер", 2004, N 3)



"Московский бухгалтер", N 3, 2004

ДВА В ОДНОМ

(Счет + договор)

О том, как заключить сделку в письменной форме и затратить на это минимум времени, рассказывает наш эксперт Константин Самусев.

Договор купли-продажи имущества, выполнения работ или оказания услуг можно заключить как в письменной, так и в устной форме.

Письменная форма договора надежна. В договоре определяются величина обязательств каждой стороны, сроки и условия их исполнения. В нем можно предусмотреть штрафные санкции, валюту обязательств и многое другое. Однако все это отнимает время, которого всегда мало.

При устной форме сделки все по-другому. Нужно только договориться о ценах, объемах, сроках и... процесс пошел. Однако и здесь все не так просто, как кажется. Продавец будет сомневаться в добропорядочности и платежеспособности покупателя, и наоборот. Клиенты требуют отсрочку платежа, а продавцы - оплату по факту или авансом.

Плюсы и минусы письменных и устных договоров

     
   —————————————T——————————————————————T————————————————————————————¬
   |Форма сделки|         Плюсы        |           Минусы           |
   +————————————+——————————————————————+————————————————————————————+
   |Письменная  |Можно уточнить все    |На обсуждение условий       |
   |            |условия договора.     |договора и его подписание   |
   |            |Надежность            |может уйти значительное     |
   |            |                      |количество времени          |
   +————————————+——————————————————————+————————————————————————————+
   |Устная      |Оперативность         |Сделка совершается под      |
   |            |                      |"честное слово". Поэтому    |
   |            |                      |отстаивать свои права в суде|
   |            |                      |сложнее, нежели при         |
   |            |                      |письменной форме сделки     |
   L————————————+——————————————————————+—————————————————————————————
   

Однако существует некая золотая середина, которая как бы объединяет письменную и устную формы договора - это счет-договор.

Дело в том, что для заключения сделки в письменной форме необязательно писать на бумаге слово "Договор" и по пунктам расписывать все условия. Согласно положениям ст.160 Гражданского кодекса достаточно указать в любом документе необходимые условия сделки и скрепить его подписями ответственных лиц. Это значит, что продавец может составить счет, в котором будут указаны все существенные условия договора. И его должны будут подписать ответственные лица организации-продавца и организации-покупателя, например генеральный директор и главный бухгалтер. Документ этот будет называться счетом, но фактически это будет договор, причем заключенный в письменной форме. А главное - на его составление не должно уйти много времени.

Пример. ЗАО "Стекло" собирается поставить ООО "Сервиз" хрустальные стаканы в количестве 100 штук. Цена 1 штуки равна 1,18 у. е., НДС - 18 процентов (1 у. е. = 1 долл. США). Стоимость товара равна 118 у. е., в том числе НДС - 18 у. е. Оплата производится в рублях по курсу Банка России на день оплаты. Право собственности на товар переходит в момент его отгрузки покупателю. Товар должен быть оплачен в течение 45 календарных дней. По истечении установленного срока начисляются штрафные санкции в размере 0,5 процента от суммы непогашенной задолженности. Товар ненадлежащего качества возвращается продавцу.

Продавец выставляет покупателю счет, в котором указываются все существенные условия сделки. Счет подписывается руководителями и главными бухгалтерами продавца и покупателя.

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                  Счет N ПТ—563 от 01.03.2004                   |
   |                                                                |
   |    Продавец: ЗАО "Стекло"                                      |
   |    Юридический адрес:  103051,  Москва,  Б. Сухаревский   пер.,|
   |д. 18, стр. 2                                                   |
   |    Фактический адрес:  103051,  Москва,  Б. Сухаревский   пер.,|
   |д. 18, стр. 2                                                   |
   |    ИНН/КПП: 7703123456/770301001                               |
   |    Банковские реквизиты:                                       |
   |    Расч. счет   40702810512365478906    в    АКБ   "Инвестбанк"|
   |г. Москва, БИК 0442565                                          |
   |    Корр. счет 30101810987459632105                             |
   |                                                                |
   |    Покупатель: ООО "Сервиз"                                    |
   |    Юридический адрес: 123284, Москва, ул. Беговая, д. 24       |
   |    Фактический адрес: 123284, Москва, ул. Беговая, д. 24       |
   |    ИНН/КПП: 7714123456/771401001                               |
   |    Банковские реквизиты:                                       |
   |    Расч. счет  40702810645879601328  в  КБ "Соцбанк" г. Москва,|
   |БИК 0442553                                                     |
   |    Корр. счет 30101810786879543021                             |
   |                                                                |
   |                                           1 у. е. = 1 долл. США|
   +———————————————————T————————T————————T————————T————————T————————+
   |    Наименование   |Ед. изм.| Кол—во |  Цена  | НДС 18%|  Сумма |
   |                   |        |        | (у. е.)| (у. е.)| (у. е.)|
   +———————————————————+————————+————————+————————+————————+————————+
   |Стакан хрустальный,|шт.     |   100  |  1,18  |  18,00 | 118,00 |
   |арт. 52639         |        |        |        |        |        |
   +———————————————————+————————+————————+————————+————————+————————+
   |Итого              |    —   |    —   |    —   |  18,00 | 118,00 |
   +———————————————————+————————+————————+————————+————————+————————+
   |                                                                |
   |    Право собственности  на  товар  переходит  в момент отгрузки|
   |покупателю.                                                     |
   |    Товар ненадлежащего качества возвращается продавцу.         |
   |    Срок оплаты товара: 45 дней с момента отгрузки.             |
   |    Штрафные санкции за нарушение сроков оплаты: 0,5 процента от|
   |суммы непогашенной  задолженности  за   каждый   день  просрочки|
   |платежа.                                                        |
   |                                                                |
   |    Генеральный директор ЗАО "Стекло"                Петров А.И.|
   |                                           М.П.                 |
   |    Главный бухгалтер ЗАО "Стекло"                  Сидоров К.П.|
   |                                                                |
   |    Генеральный директор ООО "Сервиз"                Дубова И.В.|
   |                                           М.П.                 |
   |    Главный бухгалтер ООО "Сервиз"                    Сухов С.Д.|
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————
   

Такой счет-договор будет удобен и бухгалтеру. Аналитический учет расчетов с покупателями в этом случае можно вести в разрезе контрагентов и договоров. К тому же можно составить картотеку, в которой будут содержаться оригиналы договоров и к ним прикладываться копии документов, свидетельствующих об исполнении договора продавцом и покупателями (накладных, актов о выполнении работ-услуг, актов приема-передачи, счетов-фактур, платежных поручений с отметкой банка, кассовых документов и других).

При этом способе организации учета будет легче производить сверку расчетов даже при очень больших оборотах. Если у кого-нибудь возникнут сомнения в правильности учета, то достоверность сведений можно проверить по созданной картотеке, найти в которой нужный счет и все необходимые документы по сделке будет достаточно легко.

К.Самусев

Подписано в печать

22.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: В добрый путь! ("Московский бухгалтер", 2004, N 3) >
Вопрос: Можно ли сделать запись в трудовой книжке человеку, который работает в нашей фирме по совместительству? Если можно, то на основании каких документов? ("Московский бухгалтер", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.