|
|
Статья: Претензии туристов ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2004, N 1)
"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", N 1, 2004
ПРЕТЕНЗИИ ТУРИСТОВ
Если туристу некачественно оказали услугу, входящую в состав тура, либо не оказали ее вовсе, то он вправе предъявить претензию непосредственно турфирме. Предъявление претензии является обязательной процедурой досудебного урегулирования споров. И если турист решит сразу обратиться с иском в суд, то у него могут не принять исковое заявление (пп.1 п.1 ст.135 Гражданского процессуального кодекса РФ). В какой срок можно предъявить турфирме претензию и сколько времени отводится турфирме на рассмотрение такой претензии? Что именно может потребовать клиент в своей претензии? На этих вопросам мы остановимся в нашей статье.
В каких случаях турист может предъявить претензию
Турист может предъявить претензии на основании: - Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"); - Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон "О защите прав потребителей").
Для удобства мы привели в таблице перечень требований, которые можно предъявить турфирме, а также основания для их предъявления.
————————————————————————————————————————T———————————————————————————————————————¬
| Обязанность турфирмы | Требования, которые может предъявить |
| | турист |
+———————————————————————————————————————+———————————————————————————————————————+
| 1 | 2 |
+———————————————————————————————————————+———————————————————————————————————————+
|1. Оказать туристу услугу, качество |Безвозмездно устранить недостатки |
|которой соответствует договору (п.1 |оказанной услуги <*> |
|ст.4 Закона "О защите прав | |
|потребителей") |Уменьшить цену услуги |
|2. Своевременно предоставить туристу | |
|необходимую и достоверную информацию об|Возместить расходы по устранению |
|услугах, обеспечивающую возможность их |недостатков оказанной услуги своими |
|правильного выбора. Причем в информации|силами или третьими лицами |
|должно указываться конкретное лицо, | |
|которое будет оказывать услугу (п.1 и 2|Расторгнуть договор, если обнаружены |
|ст.10 Закона "О защите прав |существенные недостатки услуги или |
|потребителей") |существенные отступления от условий |
|3. Предоставить туристу достоверную |договора |
|информацию о потребительских свойствах | |
|туристского продукта, включая |Возместить убытки, причиненные в связи |
|информацию о программе пребывания и |с недостатками услуги <**> |
|маршруте путешествия, об условиях | |
|безопасности, о результатах | |
|сертификации туристского продукта | |
|(ст.10 Федерального закона "Об основах | |
|туристской деятельности в Российской | |
|Федерации") | |
+———————————————————————————————————————+———————————————————————————————————————+
|4. Оказать услугу в срок, установленный|Назначить новый срок |
|в договоре (ст.27 Закона "О защите прав| |
|потребителей") |Поручить оказание услуги третьим лицам |
| |за разумную цену и потребовать от |
| |турфирмы возместить понесенные расходы |
| | |
| |Уменьшить цену услуги |
| | |
| |Расторгнуть договор |
| | |
| |Возместить убытки, причиненные в связи |
| |с нарушением сроков оказания услуги |
L———————————————————————————————————————+————————————————————————————————————————
————————————————————————————————
<*> Это требование предъявляется в момент оказания услуги, поэтому из-за специфики отношений между туристом и турфирмой оно вряд ли применимо.<**> Данное требование человек может предъявить только в том случае, если он реально отказался от предоставляемых услуг либо был вынужден воспользоваться ими в силу того, что объективно не мог отказаться.
Как и когда турист должен предъявить претензию
Претензии к качеству турпродукта, то есть к услугам по размещению, перевозке, питанию, к экскурсионной программе, а также к другим услугам, предусмотренным договором, предъявляются только в письменной форме. Такое требование установлено в ст.10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". При этом в Законе не сказано, что должно быть указано в претензии. Но, как правило, она содержит: - сведения о туристе (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства); - сведения о турфирме; - реквизиты договора, описание тех его условий, которые были нарушены; - перечень требований, предъявляемых туристом. К претензии должны быть приложены документы, которые подтверждают факт того, что услуги были оказаны туристу с нарушениями или же вообще не оказаны. Турист должен предъявить претензии турфирме в течение 20 дней с момента окончания действия договора. При этом требования, заявленные туристом, подлежат удовлетворению в течение 10 дней после получения претензии <***>.
————————————————————————————————
<***> О том, каким образом турфирма может уменьшить количество претензий от своих клиентов, читайте в статье, опубликованной в приложении "Учет в туристической деятельности" N 1, 2003, с. 19.
Сумма, выплачиваемая в качестве возмещения убытков, не может превышать два размера стоимости туристского продукта. Это установлено в ст.10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Г.Г.Поляков Налоговый консультант Подписано в печать 19.02.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |