![]() |
| ![]() |
|
Интервью: Ю.К. Волков: "Выработан единый стандарт для всех деклараций" ("Российский налоговый курьер", 2004, N 5)
"Российский налоговый курьер", N 5, 2004
Ю.К. ВОЛКОВ: "ВЫРАБОТАН ЕДИНЫЙ СТАНДАРТ ДЛЯ ВСЕХ ДЕКЛАРАЦИЙ"
За последние месяцы декларации по основным налогам приобрели новый вид. Как рассказал нам заместитель генерального директора Главного научно-исследовательского вычислительного центра МНС России (ГНИВЦ) Юрий Константинович Волков, благодаря этому теперь их гораздо быстрее смогут обрабатывать в инспекциях.
- Юрий Константинович, когда мы встречались с вами осенью прошлого года, вы рассказывали о готовящихся изменениях в налоговой отчетности. С тех пор форма деклараций по многим налогам изменилась. Не могли бы вы рассказать об основных новшествах? - В самом деле, налоговые декларации с этого года подверглись серьезным изменениям. Поменялась их структура, стандартизирован титульный лист. А фактически был выработан единый стандарт для всех форм деклараций. Если говорить более конкретно, то нами и МНС России была проведена колоссальная работа в сжатые сроки. Дело в том, что министерство поставило задачу упростить налоговые декларации. Помимо этого нужно было сделать их максимально пригодными для автоматизированной обработки ЭВМ в инспекциях. В результате мы вывели все поля, которые обязательны для ввода всеми налогоплательщиками, в начало декларации. На первом листе декларации появилось поле, которое определяет категорию налогоплательщика (оно заполняется налоговым органом). И вот почему. В феврале вышел новый Регламент принятия и ввода данных налоговых деклараций в автоматизированную систему (утвержден Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76). Согласно Регламенту вся информация из декларации по основным и крупнейшим налогоплательщикам вводится в полном объеме, а по прочим - частично. Это значит, что сначала "забиваются" обязательные для ввода поля, а если осталось у налогового органа время, то и остальная информация. Обязательные для ввода поля участвуют в автоматизированных проверках по контрольным соотношениям. Именно эти поля в первую очередь присутствуют в формах налоговой отчетности министерства. Все остальные поля нужны для более глубокой камеральной проверки. Еще одно очень интересное новшество, которое наверняка заметили все. Это штрихкоды на бланках деклараций. В штрихкоде - восемь цифр. Первые пять - это данные кода налогового документа, следующие два - порядковый номер листа в данной декларации (например А, Б), последняя цифра - это контрольный разряд, который формируется автоматически на основании семи предыдущих. Появление штрихкода вызвано тем, что в структуре налоговых органов создаются центры по обработке данных. В этих центрах установлены сканирующие устройства, которые считывают штрихкод. По штрихкоду компьютер сразу определяет тип бланка декларации, выбирает необходимый шаблон, по которому осуществляется распознавание сведений декларации и занесение в базу данных автоматизированной системы налоговых органов. По сути, этот процесс очень похож на то, как в магазине кассир сканирует штрихкоды на товарах, которые вы покупаете. То есть по коду сразу можно определить, какой это товар и сколько он стоит.
Еще один важный момент. Утвержденные формы все-таки еще имеют рекомендательный характер для типографий. Чтобы создать типографскую форму, удовлетворяющую всем параметрам, потребуется время. Поэтому типографии будут создавать макет бланка сами, который затем нужно согласовать с нами. - А как обстоит дело с электронным видом деклараций? Могут ли налогоплательщики получить программы по составлению обновленных деклараций? - Форматы представления электронной отчетности разработаны и переданы в профильные департаменты МНС России. Я думаю, что когда выйдет этот номер журнала, они уже будут утверждены. Ведь мы не можем остановить декларационную кампанию. Напомню лишь, что сейчас на утверждении находятся форматы по декларациям, которые сдаются ежеквартально. У разработчиков еще есть время настроить свое программное обеспечение и довести его до налогоплательщиков. - Насколько нам известно, электронная отчетность завоевывает поклонников далеко не ударными темпами. Много ли сегодня налогоплательщиков, которые сдают отчетность в электронном виде? - Данные по стране за 2003 г. пока не собраны. Но, например, в Москве сейчас только через электронные каналы связи, то есть не выходя из своего офиса, сдают отчетность 8,5 тысячи налогоплательщиков. Разумеется, для такого региона, как Москва, это мало. Однако по-прежнему, на наш взгляд, основная проблема здесь в том, что налогоплательщики не понимают, насколько это выгодно. Они часто задают вопрос: а что я буду иметь, сдавая отчетность в электронном виде? Пользуясь случаем, мне бы хотелось ответить на него. Во-первых, сдавая отчетность в электронном виде, налогоплательщик может вовремя все исправить и внести изменения до того, как в инспекции обнаружат ошибку. Кроме того, даже в последний день сдачи отчетность в электронном виде принимается круглосуточно. Во-вторых, налогоплательщик застрахован от неправильности заполнения реквизитов. В соответствии с Приказом N БГ-3-06/76, о котором я уже говорил, налоговый орган может отказаться принять декларацию, если реквизиты будут написаны неразборчиво или в них будут обнаружены ошибки. Например, в названии организации и т.д. Такая декларация не считается принятой, и налогоплательщик получает уведомление о том, что ему надо повторно подать декларацию, прийти в инспекцию и внести исправления. Если же он сдает декларацию в электронном виде, то программа в инспекции автоматически проверит, правильно ли заполнены реквизиты. Таким образом, налогоплательщик может быть уверен, что в инспекции все данные будут приняты. - Не секрет, что многие налогоплательщики не доверяют сдаче отчетности по каналам связи, потому что у них нет уверенности, что декларация получена. Ведь как с декларацией в бумажном виде? На ней инспектор проставляет свой штамп и все - декларация получена. А какое подтверждение получит налогоплательщик, если он сдал декларацию по Сети? - Порядок сдачи такой. Налогоплательщик, сдавая декларацию, подписывает ее своей электронной цифровой подписью и через специализированного оператора связи направляет в налоговую инспекцию. Оператор, удостоверившись, что это именно тот налогоплательщик, отправляет декларацию в налоговую инспекцию. Последняя, получив эту декларацию, подписанную налогоплательщиком, также проверяет, кому принадлежит ЭЦП. Кроме того, там сверяют входящие данные и автоматически формируют протокол. Если в протоколе ошибок нет, то есть все реквизиты заполнены правильно, то инспекция подписывает протокол приема и декларацию своей электронной подписью и возвращает налогоплательщику. ЭЦП налоговой - тот же штамп, только в электронном виде. - В прошлом году МНС России выступило с предложениями по ускорению процедуры открытия банковских счетов. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее. - Нами разработан программный комплекс "Банковские счета", и сейчас проводится его опытная эксплуатация. Суть комплекса заключается в том, чтобы упростить процедуру открытия счета в банке. Существующий сейчас процесс открытия счета в банке выглядит примерно так <*>. Банк по месту своего учета получает бланки строгой отчетности, на них он заносит реквизиты налогоплательщика, которому он открыл счет, и направляет в письменном виде по месту учета организации. И чтобы начать операцию по этому счету, банк должен получить от налоговой инспекции по месту учета налогоплательщика уведомление о том, что данный налогоплательщик действительно стоит на учете. Инспекция также отсылает банку это уведомление в письменном виде. Кроме того, еще надо отослать второй "корешок" этого налогового бланка в налоговую инспекцию по месту учета банка, чтобы тот зафиксировал, что бланк использован. Вся эта процедура занимает иногда неделю, а то и более длительный период. —————————————————————————————————————<*> Согласно Решению Верховного Суда РФ от 27.06.2003 N ГКПИ 03-565 и Определению Кассационной коллегии от 26.08.2003 N КАС 03-383 расходные операции по счету в банке можно начинать, не дожидаясь, когда банк получит уведомление из инспекции. МНС России подана надзорная жалоба в Президиум Верховного Суда РФ на эти решения. - Примеч. ред.
С прошлого года на базе Москвы и Московской области - а сейчас к опытной эксплуатации подключены Санкт-Петербург, Кемеровская и Ростовская области - внедрена автоматическая система извещений. Банк по месту своего учета направляет в электронном виде информацию об открытии счета налогоплательщику. Налоговая инспекция, получив эту информацию в электронном виде, по своей системе доводит ее до налоговой инспекции по месту учета налогоплательщика. Автоматически осуществляется проверка налогоплательщика по единому государственному реестру налогоплательщиков и формируется электронное извещение. Извещение направляется в налоговую инспекцию по месту учета банка, которая и уведомляет банк о достоверности. Это занимает от 4 до 30 часов. Таким образом, если налогоплательщик зарегистрировался в режиме "одного окна", получил свидетельство о постановке на учет и тут же открыл счет в банке, то фактически на второй день после открытия счета он может начать работать. - Юрий Константинович, давайте теперь поговорим о нововведениях внутри МНС России. В январе в министерстве прошло совещание, посвященное укрупнению налоговых органов. Расскажите, пожалуйста, о результатах проводимых реформ. - Проект модернизации налоговых органов показал, что работа инспекций численностью менее 90 человек неэффективна. До начала осуществления проекта у нас было 2700 инспекций, а сейчас примерно 1600. На наш взгляд, по количеству налоговых инспекций должно быть где-то около 1000. Процесс укрупнения продолжается. Но проблема заключается в разных географических и коммуникационных условиях. Например, в Москве для налогоплательщика не имеет принципиального значения, в какую инспекцию он поедет. А в тех местах, где нет трассы и авиация летает, скажем, раз в неделю, налогоплательщику поехать в налоговую инспекцию уже будет накладно. МНС России приняло решение о создании обособленных подразделений на месте налоговых органов, которые попали под укрупнение. Сейчас в министерстве рассматривается вопрос о расширении функций этих подразделений. - За последнее время МНС России выпустило различные приказы, в которых описаны правила ведения различных информационных баз. Например, по учету камеральных проверок (Приказ от 17.11.2003 N БГ-3-06/627@) министерство обновляет свои информационные ресурсы. - Сегодня налоговая отчетность, которую собирает МНС для координации своей деятельности, формируется в основном в инспекциях. И на основании этой первичной информации отделы учета и отчетности создают выходные формы, по которым работают департаменты и управления министерства. Учитывая, что форм отчетности очень много, колоссальная нагрузка ложится на налоговых инспекторов. Тем самым у инспекторов остается меньше времени на основную работу - проверки. Те приказы, о которых вы упомянули, направлены как раз на то, чтобы информация, то есть отчетность налоговых органов, была перенесена из инспекций на уровень регионального управления. Это гораздо меньший объем данных. Таким образом, управление будет заниматься отчетностью, а инспекция - проверками налогоплательщиков.
Беседу вели Н.Попова И.Рамазанов Подписано в печать 17.02.2004
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |