Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств"> (Продолжение) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 3, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ПРИКАЗУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 13.10.2003 N 91Н

"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ" <*>>

(Продолжение. Начало см. "Налоговый вестник: комментарии

к нормативным документам для бухгалтеров", N 2, 2004)

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Для удобства пользования текст настоящих Методических указаний и комментарий к ним объединены; при этом текст официального документа выделен полужирным шрифтом, текст комментария - светлым курсивом.

8. Первичные учетные документы должны быть надлежащим образом оформлены, с заполнением всех необходимых реквизитов, и иметь соответствующие подписи.

Комментарий

Обязательные реквизиты для документов, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичных учетных документов, утвержденных Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, должны содержать реквизиты, предусмотренные п.2 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции (разд.5 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2002 N БГ-3-02/729; далее - Методические рекомендации по применению гл.25 НК РФ).

По мнению налоговых органов, изложенному в Письмах МНС России от 30.05.2003 N 02-1-16/57-У885 и УМНС России по г. Москве от 11.07.2003 N 26-08/38889 "О налоге на прибыль организаций", для подтверждения произведенных расходов для их учета в целях налогообложения первичные документы должны соответствовать требованиям Федерального закона "О бухгалтерском учете", которым определен порядок оформления первичных документов и наличие в них обязательных реквизитов, в том числе электронной подписи. Это означает, что если в первичных документах нет существенных реквизитов, установленных ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", то отраженные в них расходы не являются документально подтвержденными и, следовательно, они не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.

Более того, в Письме МНС России от 15.05.2003 N 02-4-08/184-С827 и в вышеуказанном Письме УМНС России по г. Москве подчеркивается, что если из утвержденных Госкомстатом России унифицированных форм первичной учетной документации организацией удалены существенные реквизиты унифицированных форм, то расходы, произведенные и указанные организацией в первичных документах, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, не могут быть признаны документально подтвержденными и, следовательно, не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли как не соответствующие нормам п.1 ст.252 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

В связи с этим рекомендуем в приказе по бухгалтерской учетной политике предусмотреть, что первичные учетные документы по учету движения основных средств составляются в электронном виде и заверяются электронно-цифровыми подписями. Такие первичные учетные документы имеют одинаковую юридическую силу наравне с их копиями, составленными на бумажных носителях и заверенными собственноручной подписью лица, составившего и подписавшего документ.

9. Первичные учетные документы могут составляться на бумажных и (или) машинных носителях информации.

Программы кодирования, идентификации и машинной обработки данных документов на машинных носителях должны обладать системой защиты и храниться в организации в течение срока, установленного для хранения соответствующих первичных учетных документов.

Комментарий

Комментируемые Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (далее - Методические указания 2003 г.) дополнены новым пунктом, касающимся составления первичных учетных документов как на бумажных, так и на машинных носителях информации, при обязательном обеспечении защиты информации в электронных документах.

Пунктом 7 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации, причем в последнем случае организация обязана изготавливать за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

10. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Пример. Подвижной состав автомобильного транспорта (автомобили всех марок и типов, автомобили-тягачи, трейлеры, прицепы, полуприцепы всех видов и назначений, мотоциклы и мотороллеры) - в инвентарный объект по указанной группе включаются все относящиеся к нему приспособления и принадлежности. В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплекта инструментов.

По морскому и речному флоту инвентарным объектом является каждое судно, включая основной и вспомогательный двигатели, электростанцию, радиостанцию, спасательные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, навигационные и измерительные приборы, бортовой комплект запасных частей. Предметы производственного, культурно-бытового и хозяйственного инвентаря и такелажа, находящиеся на судне, но не являющиеся его составной частью, отвечающие требованиям отнесения объектов к основным средствам, учитываются как отдельные инвентарные объекты.

Авиационные двигатели гражданской авиации в силу того обстоятельства, что срок полезного использования указанных двигателей отличается от срока полезного использования воздушного судна, учитываются как отдельные инвентарные объекты.

В случае наличия у одного объекта нескольких частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

Капитальные вложения в земельные участки, на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), в объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы) учитываются как отдельные инвентарные объекты (по видам объектов капитальных вложений).

Капитальные вложения на коренное улучшение земель, по участку, находящемуся в собственности организации, учитываются в составе инвентарного объекта, в который осуществлены капитальные вложения.

Капитальные вложения в арендованный объект основных средств учитываются арендатором как отдельный инвентарный объект, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.

Объект основных средств, находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

Комментарий

Понятие "инвентарный объект", данное в Положении по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденном Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, не претерпело никаких изменений.

Буквальное прочтение определения инвентарного объекта (в части обособленного комплекса конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенного для выполнения определенной работы) позволяет сделать очень спорные выводы.

Именно поэтому, учитывая, сколько вопросов у организаций вызывала проблема учета сложных "комплексоподобных" объектов основных средств, в Методических указаниях 2003 г. на примере подвижного состава автомобильного транспорта, морского и речного флота, воздушного судна показывается, что именно является единицей учета таких объектов.

Следует отметить, что Минфин России привел примеры, касающиеся специфики деятельности отдельных организаций. Открытым остался вопрос, который возникает у подавляющего большинства организаций: что считать первоначальной единицей учета при приобретении компьютера?

С одной стороны, согласно п.3 Методических указаний 2003 г. каждый из предметов вычислительной техники - это основное средство, которое независимо от стоимости должно учитываться как самостоятельный инвентарный объект. Но если речь идет о минимальной базовой конфигурации компьютера, в состав которой помимо основных комплектующих входят клавиатура, мышь (последние в издательствах, справочных службах служат менее года, а в ресторанах клавиатура вообще не нужна, поскольку у монитора сенсорный экран, но тем не менее она входит в базовую конфигурацию), а также принтер (к которому подключено несколько компьютеров, расположенных вообще на разных этажах офиса), то как быть в этом случае? Вышеперечисленные предметы вычислительной техники не монтируются на одном фундаменте, не сочленяются, могут функционировать отдельно друг от друга на произвольном расстоянии в зависимости от способа подключения. Ответа на этот вопрос нет.

Другая распространенная на практике ситуация связана с постоянным высокоскоростным подключением организаций к сети Интернет путем прокладки и эксплуатации наземного выделенного волоконно-оптического или специального кабельного канала от провайдера к пользователю или же путем беспроводного подключения через спутниковую телевизионную антенну. В таких случаях организация приобретает для себя базовый приемный комплект оборудования (например, спутниковую "тарелку", конвертор частоты для сбора поступивших сигналов, выделенный приемник-маршрутизатор DVB-IP, программное обеспечение, комплект монтажных изделий и соединительных кабелей, инструкцию пользователя). На вопрос: учитывать ли базовый приемный комплект оборудования для подключения к сети Интернет как единый инвентарный объект, - ответа также нет.

По мнению автора, при решении данных вопросов необходимо исходить из требования рациональности, предусмотренного п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.1998 N 60н, и существенности показателей (п.1 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций").

Применительно к рассмотренным ситуациям автор рекомендует в приказе по бухгалтерской учетной политике таких организаций записать следующее:

"Руководствуясь требованием рациональности, предусмотренным п.7 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, сложные комплексоподобные объекты основных средств, используемых при реализации информационных и телекоммуникационных процессов, принимаются к бухгалтерскому учету в качестве комплекса конструктивно сочлененных предметов как единого инвентарного объекта, в состав которого входит базовый комплект инфокоммуникационного оборудования (совокупность аппаратных и программных средств вычислительной техники и связи). При этом такая совокупность аппаратных и программных средств вычислительной техники и связи, входящая в базовый комплект, учитывается в инвентарной карточке группового учета объектов основных средств по форме N ОС-6а с выделением стоимости каждой составляющей комплекса".

Именно такой более гибкий подход к решению проблем учета отдельных объектов основных средств характерен для Международного стандарта финансовой отчетности (МСФО) 16 "Основные средства".

Так, в МСФО при определении того, что является отдельным объектом основных средств, квалифицирующие условия его признания должны применяться к конкретным обстоятельствам и конкретным типам компаний именно в таком качестве. В некоторых случаях можно объединить отдельные незначительные активы, например шаблоны, инструменты и штампы, и применять критерии к их общей стоимости. Большинство запасных частей и оборудования для обслуживания обычно учитываются как товарно-материальные запасы и списываются на расходы по мере их использования. Однако крупные запасные части и резервное оборудование классифицируются как основные средства, если компания намерена использовать их в течение более одного периода. Точно так же, если запасные части и оборудование для технического обслуживания могут использоваться только для обслуживания определенного объекта основных средств и предполагается, что их использование будет нерегулярным, они учитываются как основные средства и амортизируются в течение периода, не превышающего срока полезной службы соответствующего объекта основных средств (п.11 МСФО 16).

При определенных условиях общую сумму затрат, связанных с активом, необходимо подразделить на составляющие части и учитывать каждую часть отдельно. Это необходимо в случае, если составные части данного объекта имеют разные сроки полезной службы или извлечение выгоды от использования отдельных частей происходит по различным схемам, требуя применения неодинаковых норм и методов амортизации. Например, самолет и его двигатели должны отражаться как отдельно амортизируемые активы, если они имеют разные сроки полезной службы (п.12 МСФО 16).

Сравним последний пример МСФО 16 и последний абзац примера комментируемого пункта Методических указаний 2003 г.:

"Авиационные двигатели гражданской авиации в силу того обстоятельства, что срок полезного использования указанных двигателей отличается от срока полезного использования воздушного судна, учитываются как отдельные инвентарные объекты".

В МСФО подчеркивается, что такой порядок применяется только в случае, если составные части актива имеют разные сроки полезной службы, а отечественные методологи утверждают, что сроки полезного использования самолета и его двигателей всегда отличаются.

В комментируемом пункте также говорится о том, что как отдельные инвентарные объекты теперь нужно учитывать капитальные вложения в земельные участки, на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), в объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы).

Как отдельный инвентарный объект арендаторам следует также принимать к учету капитальные вложения в арендованный объект основных средств, если в соответствии с заключенным договором аренды эти капитальные вложения являются собственностью арендатора.

Но капитальные вложения на коренное улучшение земельного участка, находящегося в собственности организации, необходимо учитывать в стоимости этого участка.

11. Для организации бухгалтерского учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств каждому инвентарному объекту основных средств должен присваиваться при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.

Присвоенный инвентарному объекту номер может быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской или иным способом.

В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.

Инвентарный номер, присвоенный инвентарному объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.

Инвентарные номера выбывших инвентарных объектов основных средств не рекомендуется присваивать вновь принятым к бухгалтерскому учету объектам в течение пяти лет по окончании года выбытия.

Комментарий

Перед тем как организация начнет использовать объект основных средств, он должен быть принят к учету и ему должен быть присвоен инвентарный номер, под которым он будет значиться в организации.

Инвентарный номер, присвоенный объекту, должен быть внесен в соответствующие унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные Госкомстатом России. Этот номер указывается на здании, станке, машине, компьютере и т.д. Причем наносить номер можно краской (например, на станок) или путем прикрепления соответствующей бирки (например, на компьютер).

По сравнению с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными Приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н (далее - Методические указания 1998 г.), менее категорично звучит рекомендация, касающаяся присвоения вновь принятым к учету объектам инвентарных номеров выбывших объектов: фраза "не присваиваются" заменена на фразу "не рекомендуется присваивать", а словосочетание "списанных с бухгалтерского учета объектов" - соответственно, на словосочетание "выбывших инвентарных объектов".

12. Учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств (например, унифицированная форма первичной учетной документации по учету основных средств N ОС-6 "Инвентарная карточка учета объекта основных средств", утвержденная Постановлением Государственного комитета по статистике Российской Федерации от 21 января 2003 г. N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств"). Инвентарная карточка открывается на каждый инвентарный объект.

Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке применительно к Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч.II), ст.52; 2003, N 28, ст.2940), а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов - по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации).

Организация, имеющая небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет может осуществлять в инвентарной книге с указанием необходимых сведений об объектах основных средств по их видам и местам нахождения.

Комментарий

В Методических указаниях 1998 г. говорилось о группировке инвентарных карточек в картотеке применительно к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, введенному в действие Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" подчеркивается, что вышеуказанная Классификация может использоваться не только для целей налогового, но и для целей бухгалтерского учета. В связи с этим в комментируемый пункт и внесены соответствующие изменения. Использование данной Классификации для целей бухгалтерского учета должно быть зафиксировано в приказе по бухгалтерской учетной политике.

Организации с небольшим количеством объектов основных средств могут заполнять Инвентарную книгу учета объектов основных средств типовой формы N ОС-6б, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7. Такой выбор организации должен быть закреплен в приказе по бухгалтерской учетной политике.

13. Заполнение инвентарной карточки (инвентарной книги) производится на основе акта (накладной) приемки-передачи основных средств, технических паспортов и других документов на приобретение, сооружение, перемещение и выбытие инвентарного объекта основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

Комментарий

В данный пункт (по сравнению с прежней редакцией) внесены незначительные коррективы, связанные с использованием современного понятийного аппарата в бухгалтерском учете: фраза "списание объектов основных средств" заменена на фразу "выбытие инвентарного объекта основных средств", а вместо предложения "освобождение от начисления амортизации (если имеет место)" включен более корректный текст "отметка о неначислении амортизации (если имеет место)".

14. На объект основных средств, полученный в аренду, для организации учета указанного объекта на забалансовом счете в бухгалтерской службе арендатора рекомендуется также открывать инвентарную карточку. Данный объект может учитываться арендатором по инвентарному номеру, присвоенному арендодателем.

Комментарий

Данный пункт подтверждает непоследовательность некоторых действий методологов Минфина России. С одной стороны, из Методических указаний 2003 г. исключен раздел "Учет аренды основных средств" в связи с подготовкой Минфином России в рамках Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 283 (далее - Программа реформирования бухучета), соответствующего Положения по бухгалтерскому учету таких операций, а с другой стороны, в комментируемом пункте сохранен порядок учета арендатором основных средств, полученных в аренду, на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства" с присвоением такому объекту инвентарного номера арендодателя.

15. Синтетический и аналитический учет основных средств организуется на основе регистров бухгалтерского учета, рекомендованных Министерством финансов Российской Федерации или разработанных министерствами, иными органами исполнительной власти или организациями.

Комментарий

Понятия "синтетический учет" и "аналитический учет" даны в ст.2 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Синтетический учет - это учет обобщенных данных бухгалтерского учета о видах имущества, обязательств и хозяйственных операций по определенным экономическим признакам, который ведется на синтетических счетах бухгалтерского учета.

Аналитический учет - это учет, который ведется в лицевых, материальных и иных аналитических счетах бухгалтерского учета, группирующих детальную информацию об имуществе, обязательствах и о хозяйственных операциях внутри каждого синтетического счета.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что аналитический учет (исходя из определения, данного в Федеральном законе "О бухгалтерском учете") - это не обязательно субсчет (заметим, в вышеуказанном Федеральном законе термин "субсчет" вообще не упоминается); регистром аналитического учета может быть карточка аналитического учета, любой другой регистр, таблица, в которой содержится аналитическая информация. На практике налоговые органы под ведением аналитического учета понимают только наличие субсчетов аналитического учета. Во избежание конфликтов с налоговой инспекцией рекомендуем порядок ведения аналитического учета (с применением субсчетов или иных регистров аналитического учета) отразить в приказе по бухгалтерской учетной политике. При отказе от использования субсчетов необходимо разработать формы регистров аналитического учета и утвердить их в приложении к этому приказу.

Согласно Письму Минфина СССР от 08.03.1960 N 63 (применяется в настоящее время с учетом Письма Минфина России от 24.07.1992 N 59) организациям рекомендовано вести бухгалтерский учет с применением единой журнально-ордерной формы счетоводства, которая основана на использовании принципа накапливания данных первичных документов в разрезах, обеспечивающих синтетический и аналитический учет средств и хозяйственных операций по всем разделам бухгалтерского учета. Аналитический и синтетический учет обычно осуществляется совместно в единой системе записей. В единой журнально-ордерной форме счетоводства применяются, как правило, два вида бухгалтерских регистров: журналы-ордера и вспомогательные ведомости. При этом основными регистрами бухгалтерского учета являются журналы-ордера. Вспомогательные ведомости применяются обычно в случае, если требующиеся аналитические показатели сложно обеспечить непосредственно в журналах-ордерах.

Напомним, что на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, организация должна утверждать рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Для учета специфических операций организация может по согласованию с Минфином России вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета основных средств устанавливается организацией исходя из Инструкции по применению Плана счетов, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета.

Показатели бухгалтерской отчетности должны основываться на данных синтетического и аналитического учета. Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н рекомендованы образцы форм бухгалтерской отчетности организаций, однако организация может самостоятельно разработать такие формы на основе рекомендованных образцов.

16. При наличии большого количества объектов основных средств по месту их нахождения в структурных подразделениях их учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.

Комментарий

В данный пункт по сравнению с прежней редакцией внесены незначительные коррективы: слова "по месту их эксплуатации (нахождения)" заменены на слова "по месту их нахождения в структурных подразделениях".

Кроме того, поскольку унифицированная форма инвентарного списка не утверждена постановлением Госкомстата России, то организации должны разрабатывать ее самостоятельно, включая в нее сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта основных средств, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта, а также обязательные реквизиты, предусмотренные п.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

17. Инвентарные карточки на принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств, а также на выбывшие объекты основных средств в течение месяца могут находиться до конца месяца обособленно от инвентарных карточек остальных основных средств.

Комментарий

В данный пункт внесены незначительные изменения, связанные с использованием современного понятийного аппарата в бухгалтерском учете: слова "списанные с бухгалтерского учета" заменены на слова "на выбывшие объекты", а слова "в течение отчетного месяца" - на слова "в течение месяца".

18. Данные инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

Комментарий

В новой редакции Методических указаний зафиксирована периодичность сверки данных инвентарных карточек с данными синтетического учета основных средств - ежемесячно. Ранее документ просто констатировал необходимость сверки без указания ее частоты.

19. На основе соответствующих данных бухгалтерского учета, а также технической документации в организации осуществляется контроль за использованием основных средств.

К числу показателей, характеризующих использование основных средств, могут относиться, в частности: данные о наличии основных средств с подразделением их на собственные или арендованные; действующие и неиспользуемые; данные о рабочем времени и простоях по группам основных средств; данные о выпуске продукции (работ, услуг) в разрезе объектов основных средств и др.

Комментарий

В данный пункт внесены незначительные коррективы технического характера: из абз.1 исключены слова "и оперативного учета" и "оперативный" (имеется в виду контроль).

В абз.2 расширено количество показателей, характеризующих использование основных средств. Так, данные о рабочем времени и простоях теперь рассматриваются по группам основных средств (ранее только по оборудованию, машинам и транспортным средствам), а данные о выпуске продукции (работ, услуг) необходимо расшифровывать в разрезе объектов основных средств (раньше это не конкретизировалось).

Вместе с тем требования к перечню показателей использования основных средств стали менее категоричны: слово "относятся" заменено на слова "могут относиться".

20. По степени использования основные средства подразделяются на находящиеся:

в эксплуатации;

в запасе (резерве);

в ремонте;

в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации и частичной ликвидации;

на консервации.

Комментарий

Расширена классификация основных средств по степени использования за счет добавления объектов в ремонте и в стадии модернизации.

21. Основные средства в зависимости от имеющихся у организации прав на них подразделяются на:

основные средства, принадлежащие на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление);

основные средства, полученные организацией в аренду;

основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование;

основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

Комментарий

Расширена классификация основных средств в зависимости от имеющихся у организации прав на них.

К основным средствам, принадлежащим организации на праве собственности, кроме сданных в аренду, добавлены основные средства, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление.

Расшифрована группа основных средств, находящихся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении. В настоящее время в нее включаются в том числе основные средства, сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление.

Перечень пополнили также основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование, и основные средства, полученные организацией в доверительное управление.

(Продолжение см. "Налоговый вестник: комментарии

к нормативным документам для бухгалтеров", N 4, 2004)

Е.В.Орлова

Подписано в печать

11.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 11.11.2003 N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"> (Окончание) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3) >
Статья: <Комментарий к Приказу МНС России от 04.11.2003 N БГ-3-05/598 "О внесении изменений и дополнений в Приказ МНС России от 26.12.2002 N БГ-3-05/747"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.