Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 11.11.2003 N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"> (Окончание) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 3, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 11.11.2003 N 148-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">

(Окончание. Начало см. "Налоговый вестник: комментарии

к нормативным документам для бухгалтеров", N 2, 2004)

Сбор за пользование водными биологическими ресурсами

Сбор установлен более чем за 100 видов водных биологических ресурсов (ВБР) и, кроме того, более чем за 10 видов морских млекопитающих (см. п.п.4 и 5 ст.333.3 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)).

Точное количество этих видов определить на основании гл.25.1 НК РФ невозможно, поскольку они разделены по конкретным бассейнам и, повторяясь по некоторым названиям, все же отличаются (и по размерам ставок, и по потребительским свойствам, и по другим критериям). Кроме того, в перечне ВБР несколько раз упоминаются прочие объекты ВБР, что означает значительное увеличение общего количества биоресурсов, добываемых за плату.

Плательщиками этого сбора признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (далее - пользователи), получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование ВБР во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Таким образом, охвачены практически все акватории, имеющиеся непосредственно в Российской Федерации, а также находящиеся под ее юрисдикцией, где пользователи ВБР, осуществляя свой лов, обязаны вносить сбор за пользование ВБР. Исключение составляют только свободная зона Мирового океана и акватории водных объектов, находящихся под юрисдикцией других государств.

Напрашивается сравнение с ранее действовавшим порядком покупки квот на аукционах, организуемых и проводимых Минэкономразвития России, то есть перечнем видов ВБР, выставляемых на аукционы. Как известно, на аукционы выставлялись только морские виды ВБР и, в основном, те из них, которые пользовались повышенным спросом. Остальная часть распределялась бесплатно между заявителями, осуществлявшими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции внутри страны.

Это было предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации".

В настоящее время, как следует из гл.25.1 НК РФ, платить придется за лов гораздо большего количества видов ВБР, причем не только морских, но и пресноводных, хотя они и занимают весьма незначительную долю в общем объеме допустимого улова ВБР.

Тем не менее, по мнению рыбопромысловых организаций, введение нового сбора с одновременным упразднением системы аукционной продажи квот имеет гораздо больше положительных сторон, главная из них - уровень затрат на приобретение квот по многим видам ВБР будет значительно ниже, чем при аукционной их покупке.

Ниже приведена сравнительная таблица по ценам продажи квот на аукционах 2001 - 2002 гг. с уровнем ставок сбора <*>, введенных гл.25.1 НК РФ по отдельным видам ВБР (см. табл. 1).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Поскольку сумма проданных квот на аукционах оценивалась, как правило, в долларах, то и размер ставок сбора тоже переведен в эту валюту по курсу, действовавшему в ноябре - декабре 2003 г.

Таблица 1

     
   ——————————————————————T————————————————————T—————————————————————¬
   | Название биоресурса |  Стоимость 1 т на  |    Стоимость 1 т    |
   |                     |аукционе, долл. США |   согласно гл.25.1  |
   |                     |                    |   НК РФ, долл. США  |
   +—————————————————————+————————————————————+—————————————————————+
   |Минтай               |         146        |          116        |
   +—————————————————————+————————————————————+—————————————————————+
   |Сайра                |          45        |            7        |
   +—————————————————————+————————————————————+—————————————————————+
   |Палтус               |         325        |      116 — 233      |
   +—————————————————————+————————————————————+—————————————————————+
   |Краб—стригун         |        3140        |         2000        |
   +—————————————————————+————————————————————+—————————————————————+
   |Краб камчатский      |     3100 — 3500    |         3333        |
   +—————————————————————+————————————————————+—————————————————————+
   |Краб синий           |        5880        |         3333        |
   L—————————————————————+————————————————————+——————————————————————
   

Конечно, это небольшое сравнение не дает возможности делать какие-либо обобщающие выводы об уровне затрат при приобретении права лова ВБР на аукционе и при нынешних размерах сбора. Все-таки это очень разные системы реализации квот. И при аукционах часто были задействованы факторы, влиявшие на покупку соответствующего лота, которые не имели никакого отношения к целям сохранения биоразнообразия и развитию отрасли в целом. Например, к крабовым аукционам стали допускать всех желающих независимо от того, нарушала компания правила рыболовства, являлась должником бюджета или нет, имела собственный флот или взяла судна в аренду. Как отмечало Госкомрыболовство России, в аукционах иногда участвовали и те, кто вообще не имел лицензии на право заниматься рыбопромысловой деятельностью. Что же в результате? Появилось очень много компаний, которые никогда не занимались крабовым промыслом, а ведь для этого надо не только уметь ловить, но и иметь налаженный рынок сбыта. Эти компании покупали по любой цене небольшие лоты, дававшие право на вылов краба, хотя с экономической точки зрения было очевидно, что такая цена не могла окупить затрат на его лов и реализацию. Понятно, что это делалось лишь для получения официального права на добычу крайне ликвидного продукта. В то же время Комиссиям по проведению аукционов и органам Госкомрыболовства России, которые контролировали объемы добычи и отвечали за рациональное использование биоресурсов, было не обязательно сообщать, сколько на самом деле было выловлено этого продукта (видимо, примерно так рассуждали те, кто приобретал эти лоты).

С этой проблемой, по-видимому, придется столкнуться и после принятия гл.25.1 НК РФ, то есть вопросы контроля за реальным выловом (а значит, облагаемой базой) остаются весьма актуальными.

Заканчивая сравнение нынешней системы платы за ВБР с аукционной, целесообразно отметить, что большое значение имеет возможность доступа к пользованию ВБР. Если сравнить эти возможности при аукционной системе и в условиях "всеобщей" платности за ВБР, то следует напомнить, что превалирующей формой аукциона была избрана закрытая форма (по английскому типу), когда к аукциону допускались участники на определенных условиях, а победителем считался тот из них, кто предложил наивысшую (снизу вверх) цену во время проведения торгов. Считалось, что именно такая форма должна была способствовать максимальному получению доходов от проводившихся торгов. Что должно было происходить с остальными хозяйствующими субъектами в рыбной отрасли и как это должно было повлиять на дальнейшее развитие самой отрасли, об этом почти никто не задумывался.

Продолжая анализ введенных ставок сбора за ВБР, можно констатировать, что только их практическое применение в течение хотя бы одного промыслового сезона (путины, которая уже началась в декабре 2003 г.), позволит сделать достаточно обоснованный вывод о том, каким образом повлияет введение нового экономического механизма платы за пользование ВБР на финансовое состояние организаций рыбной отрасли.

Как уже было сказано выше, проводить сравнение ставок сбора с ценами аукционных продаж не совсем корректно. Что касается сравнения новых ставок сбора со ставками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.1998 N 1490 "О мерах по усилению государственного управления водными биологическими ресурсами", то следует иметь в виду, что в то время была иная экономическая ситуация в стране и для расчетов уровня этих ставок учитывались другие критерии и факторы. Тем не менее считаем целесообразным провести такое сравнение, учитывая тот факт, что в обоих случаях предложения по размеру ставок вносились одним и тем же ведомством - Госкомрыболовством России. Всего было определено 17 видов ВБР, по которым Постановлением Правительства РФ от 14.12.1998 N 1490 были установлены предельные размеры платы; приведем их полностью (см. табл. 2).

Таблица 2

     
   ——————————————————————T——————————————————————T———————————————————¬
   | Название биоресурса |     Стоимость 1 т    |   Стоимость 1 т   |
   |                     |согласно Постановлению|  согласно гл.25.1 |
   |                     |   Правительства РФ   |     НК РФ, руб.   |
   |                     | от 14.12.1998 N 1490,|                   |
   |                     |         руб.         |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Минтай охотоморский  |            75        |        3 500      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Минтай               |            50        |        2 000      |
   |беринговоморский     |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Треска               |            50        |        3 000      |
   |дальневосточная      |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Пикша                |           200        |        3 500      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Палтус               |           100        |        3 500      |
   |дальневосточный      |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Сельдь               |            20        |          500      |
   |дальневосточная      |                      |                   |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Осетровые            |         2 000        |        5 500      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Лососевые            |            20        |         —         |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Семга                |           200        |         —         |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Нерка                |           100        |       20 000      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Краб камчатский      |        10 000        |      100 000      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Краб синий           |         8 000        |      100 000      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Краб волосатый       |         5 000        |   9 000 — 40 000  |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Краб равношипый      |         7 000        |       40 000      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Краб—стригун         |         5 000        |       60 000      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Креветка гребенчатая |           500        |        5 000      |
   +—————————————————————+——————————————————————+———————————————————+
   |Гребешок             |           100        |   5 000 — 7 000   |
   L—————————————————————+——————————————————————+————————————————————
   

Обращаем внимание читателей журнала на то, что по таким наиболее распространенным видам рыб, как минтай, разница (в сторону увеличения) составляет 40 и более раз, треска - 60 раз, по осетровым - 2,5 раза, по некоторым видам крабов - 10 раз. Видимо, при расчете новых ставок их разработчики посчитали, что финансовое положение рыбопромысловых хозяйств улучшилось по сравнению с 1998 г. не менее чем в 10 раз. Как говорится, комментарии излишни.

Такой рост ставок сбора отчасти смягчается определенными льготами, установленными ст.333.3 НК РФ.

Во-первых, при использовании ВБР, так же как и при использовании ОЖМ, в некоторых случаях вводится ставка 0 руб. Это касается, в частности, использования ВБР в целях регулирования видового состава объектов ВБР и их воспроизводства, изучения запасов и промышленной экспертизы, а также в научных целях и т.д. (см. п.6 ст.333.3 НК РФ).

Во-вторых, ставки сбора за каждый объект ВБР для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций устанавливаются в размере 15% ставок сбора.

При этом пониженная ставка сбора применяется в отношении объема промышленных квот, не превышающего годового объема промышленных квот, выделенного этим организациям на бесплатной основе в 2001 г.

Далее из ст.333.3 НК РФ следует, что для признания хозяйствующего субъекта градо- и поселкообразующей рыбохозяйственной организацией необходимо выполнение четырех условий, а именно:

1) численность работающих в организации с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта, и организация функционирует на 1 января 2002 г. не менее пяти лет;

2) эта организация должна эксплуатировать только находящиеся у нее на праве собственности рыбопромысловые суда;

3) эта организация должна быть зарегистрирована в качестве юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) у этой организации объем реализованной ею рыбной продукции и (или) выловленных объектов ВБР должен составлять в стоимостном выражении более 70% общего объема реализуемой ею продукции.

Только одновременное выполнение всех вышеуказанных условий служит основанием для включения хозяйствующего субъекта в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством РФ. И только после вступления в силу соответствующего постановления Правительства РФ можно исчислять сумму сбора по 15%-м ставкам.

Поскольку признание пользователя ВБР плательщиком сбора неразрывно связано с наличием у него соответствующей лицензии, рассмотрим более подробно ныне действующий порядок лицензирования в сфере рыболовства.

В настоящее время имеются семь видов лицензий на промышленное рыболовство, в частности:

- на добычу рыб, других ВБР;

- на приемку и транспортировку уловов и иных грузов на судах, зарегистрированных в морских рыбных портах;

- на обслуживание судов в морских рыбных портах;

- на лоцманскую деятельность в морских рыбных портах и т.д.

К гл.25.1 НК РФ имеет отношение не только лицензирование промышленного рыболовства, хотя именно при данном виде пользования ВБР будут поступать свыше 90% сумм сбора, но и лицензирование, охватывающее деятельность, связанную:

- с непосредственным ловом ВБР;

- с воспроизводством ВБР, включая их вылов для этих целей;

- с акклиматизацией ВБР, включая их вылов и перевозку в другие водоемы с этой целью;

- с культивированием ВБР в естественных водоемах и водохранилищах (товарные морские, озерные и садковые хозяйства);

- с рыбохозяйственными научными исследованиями (включая вылов ВБР для исследовательских целей и контрольный лов) с целью оценки запасов и выработки рекомендаций по рациональному использованию биоресурсов и т.д.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что право осуществлять выдачу и аннулирование лицензий (разрешений) на промысел ВБР закреплено за Госкомрыболовством России Постановлением Правительства РФ от 05.09.2003 N 557 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по рыболовству" (см. пп.3 п.7 указанного Положения). Кроме этого, данное ведомство осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами соответствующих лицензионных требований и условий.

Ранее процедуры лицензирования осуществлялись на основе Положения о лицензировании промышленного рыболовства и рыбоводства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.09.1995 N 967. Отметим, что Госкомрыболовством России для упрощения процедуры и снижения затрат заявителей процедура лицензирования добычи ВБР, осуществляемой во внутренних водоемах маломерным флотом или без использования плавательных средств, была передана в бассейновые управления рыбоохраны.

Как отмечается самим Госкомрыболовством России, вся необходимая работа в этой сфере еще не закончена. Тем не менее уже сейчас можно предположить, что в 2004 г. в процессе действия гл.25.1 НК РФ не возникнут серьезные проблемы в части обязательности лицензирования пользователей, которые должны вносить сбор за лов ВБР.

По имеющимся данным, все организации, предприятия различных форм собственности и предприниматели, которым выданы лицензии, уже представили документы, подтверждающие их соответствие требованиям, необходимым для осуществления этой деятельности. Заявки на получение лицензий, конечно, еще поступают. Меняются собственники судов, предприятия приобретают новые суда. Все это требует внесения уточнений в уже выданные лицензии. Само проведение лицензирования позволяет создавать условия для действенного контроля за распределением квот на вылов ВБР, так как наличие лицензии не только является основанием для признания пользователя плательщиком сбора, но и дает ему возможность получать квоты и разрешения на вылов биоресурсов.

Следует также сказать, что в результате проведения лицензирования была получена достоверная информация о рыбохозяйственных организациях и предприятиях, осуществляющих добычу, приемку и транспортировку ВБР, а также о составе имеющихся у них судов, что заметно повысило ответственность судовладельцев, представляющих сведения об уловах.

Кроме того, составлены реестры отраслевых научно-исследовательских организаций и рыбоводных предприятий. Учтены и взяты под контроль не только транспортные суда, зарегистрированные в морских рыбных портах, но и суда, принадлежащие нерыбохозяйственным организациям, также занимающиеся приемкой и перевозкой рыбопродукции.

В связи с этим крайне важно обеспечить своевременное представление подразделениями Госкомрыболовства России этих сведений налоговым органам для организации последними действенного контроля за достоверностью получаемой ими уже от пользователей информации по суммам уплачиваемых сборов. Проблем в этой сфере остается достаточно много. В частности, администрации нескольких регионов уже не раз обращались в Госкомрыболовство России с предложениями о внесении изменений и дополнений в действующий порядок лицензирования промышленного рыболовства, поскольку выявлены неурегулированные процессы возникновения новых рыбодобывающих предприятий и роста мощностей промыслового флота при ограниченности и ухудшении состояния запасов водных промысловых объектов в ряде районов разрешенного лова.

Порядок, сроки уплаты и зачисления сбора установлены ст.333.5 гл.25.1 НК РФ.

Сбор вносится в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. При этом уплата разового взноса осуществляется сразу же при получении лицензии (разрешения), а оставшаяся сумма сбора определяется как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса. Эта оставшаяся сумма уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) ежемесячно не позднее 20-го числа.

Судя по поступающим вопросам, не совсем понятна норма данной статьи НК РФ, устанавливающая обязанность уплачивать сбор в течение всего срока действия лицензии (разрешения). Здесь следует пояснить, что при осуществлении лова пользователь должен иметь, как минимум, два вида разрешительных документов:

- лицензию на право вылова ВБР, которая выдается на несколько лет;

- разрешение на вылов ВБР, где указываются конкретные районы промысла, виды и объем ВБР, а также более короткие сроки действия этого разрешения, выдаваемого каждый год.

В связи с этим получение долгосрочной лицензии не обязывает пользователя вносить плату даже за те периоды времени, когда он не получал разрешения на лов и, соответственно, не должен был его осуществлять.

Рассмотрим это на конкретном примере.

Пример. В разрешении на вылов ВБР установлен срок его действия - в течение пяти месяцев. Сумма сбора рассчитана лицензирующим органом и пользователем за определенные виды ВБР в размере 50 тыс. руб. В этом случае первоначальный взнос составит 5 тыс. руб. (10%), а оставшаяся сумма - 45 тыс. руб. - будет вноситься равными долями по 9 тыс. руб. ежемесячно в течение пяти месяцев.

Статьей 333.5 НК РФ также предусмотрено, что суммы сборов за пользование объектами ВБР зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Обращаем внимание читателей журнала на то, что в отличие от сбора за пользование объектами животного мира не предусматривается возврат (зачет) сумм сбора за пользование объектами ВБР по нереализованным лицензиям.

В.В.Лебедев

Подписано в печать

11.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3) >
Статья: <Комментарий к Приказу Минфина России от 13.10.2003 N 91н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств"> (Продолжение) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.