Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 3, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 08.12.2003 N 162-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">

Статьей 9 "Действие уголовного закона во времени" Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) установлено, что преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния, и временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий. В связи с этим следует обратить внимание на Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (далее - Закон N 162-ФЗ), вступивший в силу со дня его официального опубликования (см.: "Парламентская газета" N 231 от 11.12.2003) и внесший изменения и дополнения в части уголовной ответственности за нарушение налогового и бюджетного законодательства.

Статьей 108 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определено, что предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. При этом привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения в рамках НК РФ не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований в том числе и от уголовной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

Закон N 162-ФЗ ввел новую редакцию ст.ст.198 и 199 УК РФ (исключающую, в частности, ответственность за неуплату страховых взносов, так как они не являются налоговыми платежами). Так, ст.198 УК РФ называется в настоящее время "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица" (вообще, налоговое законодательство не предусматривает взимания (взыскания) налога с физического или юридического лица, они являются плательщиками, уплачивающими налог при наличии соответствующего объекта налогообложения, то есть с соответствующего объекта). Согласно вышеназванной статье УК РФ физическое лицо уклоняется от уплаты налога (сбора) посредством непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо посредством включения в налоговую декларацию или в вышеуказанные документы заведомо ложных сведений.

Если уклонение (произведенное тем или иным путем) совершено в крупном размере, оно наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

В целях ст.198 УК РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 100 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 300 000 руб., а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 500 000 руб., при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

В части размеров штрафов, установленных ст.198 УК РФ, следует обратить внимание на то, что ст.46 УК РФ, определяющая штраф как вид наказания, претерпела существенные изменения. В соответствии с внесенными Законом N 162-ФЗ изменениями и дополнениями под штрафом подразумевается денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных УК РФ. Штраф устанавливается в размере от 2500 до 1 000 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Штраф в размере от 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. С учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет. В случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, он заменяется в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Новая редакция ст.198 УК РФ не предусматривает также ранее содержавшейся в примечании к данной статье Кодекса возможности освобождения от уголовной ответственности, если лицо, впервые совершившее преступление, способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб. Теперь же с учетом изменений, внесенных в ст.75 УК РФ, лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести (категории преступлений определены ст.15 УК РФ), может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным.

Освобождение от наказания возможно также в соответствии с вновь введенной в УК РФ ст.80.1, предусматривающей, что лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, освобождается судом от наказания, если будет установлено, что вследствие изменения обстановки это лицо или совершенное им преступление перестали быть общественно опасными.

Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации. В соответствии с названной статьей Кодекса уклонение от уплаты налогов и (или) сборов путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью определяется ст.47 УК РФ).

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере (ранее предусматривались неоднократность и совершение преступлений, предусмотренных ст.ст.194 и 198 УК РФ), наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Определение крупного и особо крупного размера уклонения от уплаты налогов и (или) сборов дано в примечании к ст.199 УК РФ.

Как известно, в соответствии с НК РФ взыскание налога (сбора) может быть осуществлено за счет имущества (в том числе денежных средств) налогоплательщика и налогового агента. В связи с этим следует обратить внимание на новую статью УК РФ, а именно на ст.199.2 "Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов" (как видно из названия статьи, она не применяется к налогоплательщикам - физическим лицам, не осуществляющим предпринимательской деятельности, и к налоговым агентам). В соответствии с вышеназванной статьей УК РФ сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере (определение крупного размера применительно к данной статье Кодекса не дано), наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статьей 24 НК РФ установлено, что налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. В качестве налогового агента могут выступать как юридические, так и физические лица, которым следует обратить внимание на новую ст.199.1 УК РФ, устанавливающую уголовную ответственность за неисполнение обязанностей налогового агента.

Обязанности налогового агента определены п.2 ст.24 НК РФ; к ним, в частности, помимо вышеуказанных обязанностей по исчислению, удержанию и перечислению сумм налогов, относятся сообщение в течение одного месяца в налоговый орган по месту учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика, ведение учета выплаченных налогоплательщикам доходов и др.

Однако ст.199.1 УК РФ установлено, что неисполнение в личных интересах (как уже говорилось, налоговыми агентами являются и юридические лица) обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. При этом определение крупного и особо крупного размера деяния в названной статье определяется применительно к ст.199 УК РФ.

В части уголовной ответственности за нарушение бюджетного законодательства следует обратить внимание на новую ст.285.1 УК РФ. Статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) установлено, что одним из оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации является нецелевое использование бюджетных средств. В соответствии со ст.289 БК РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет, в том числе при наличии состава преступления, уголовные наказания, предусмотренные УК РФ.

В целях реализации этого положения в УК РФ введена ст.285.1 "Нецелевое расходование бюджетных средств", в соответствии с которой расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

При этом крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая 1 500 000 руб., а особо крупным размером - 7 500 000 руб.

Закон N 162-ФЗ введен в действие со дня его официального опубликования; в связи с этим следует обратить внимание на ст.4 Закона, в которой определяется переходный период в части применения штрафов как уголовного наказания. В соответствии с вышеназванной статьей Закона N 162-ФЗ назначенное наказание в виде штрафа в размере минимального размера оплаты труда, не исполненное до введения в действие настоящего Закона, взыскивается в размерах, установленных приговором суда, вступившим в законную силу. Штраф, назначенный осужденному в качестве основного наказания, от уплаты которого он злостно уклоняется, с момента вступления в силу Закона N 162-ФЗ заменяется по правилам, установленным ч.5 ст.46 УК РФ.

Г.Г.Иванова

Подписано в печать

11.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 11.11.2003 N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"> (Окончание) ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.