Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3)



"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", N 3, 2004

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 10.12.2003 N 173-ФЗ

"О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ">

Порядок осуществления валютных операций в Российской Федерации регулировался ранее Законом РФ от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 3615-1). Согласно ст.26 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) новый нормативный акт вступает в силу поэтапно, но в основной части - по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования (17.12.2003). Как определено в преамбуле Закона N 173-ФЗ, этот нормативный акт направлен на обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка России.

Читателям журнала необходимо обратить внимание на следующее.

Внесены определенные изменения в понятийный аппарат законодательства о валютном регулировании и валютном контроле. Так, например, валюта Российской Федерации в Законе N 173-ФЗ определяется:

как денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

как средства на банковских счетах и в банковских вкладах (ранее валюта Российской Федерации определялась в том числе как средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях в Российской Федерации, а также в банках и иных кредитных учреждениях за пределами Российской Федерации при наличии соответствующего соглашения, заключаемого Правительством РФ и Банком России с органами иностранного государства об использовании на территории соответствующего государства валюты Российской Федерации в качестве законного платежного средства).

В Законе N 3615-1 объектом валютного регулирования были ценные бумаги, номинированные в валюте Российской Федерации, к которым относились документы (чеки, векселя и другие платежные документы), эмиссионные ценные бумаги (включая акции и облигации), ценные бумаги, производные от эмиссионных ценных бумаг (включая депозитарные расписки), опционы, дающие право на приобретение эмиссионных ценных бумаг, и другие долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации. Теперь же ценные бумаги подразделяются на внутренние и внешние ценные бумаги (пп.3 и 4 п.1 ст.1 Закона N 173-ФЗ).

Из категории валютных ценностей исключены драгоценные металлы и природные драгоценные камни, и в настоящее время к валютным ценностям относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги.

В понятийном аппарате Закона N 173-ФЗ даны новые определения резидентов и нерезидентов, введены новые понятия "специальный счет" и "валютные биржи".

Статьей 4 Закона N 173-ФЗ определяется правовая база валютного регулирования, в соответствии с которой валютное законодательство Российской Федерации состоит из рассматриваемого Закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов (актов валютного законодательства Российской Федерации). Органы валютного регулирования вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом N 173-ФЗ. При этом акты валютного законодательства Российской Федерации и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты валютного законодательства Российской Федерации, акты органов валютного регулирования не применяются (за исключением тех, которые содержат сведения, относящиеся к государственной тайне). Пунктом 6 ст.4 Закона N 173-ФЗ установлено, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.

В соответствии с гл.2 "Валютное регулирование" Закона N 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Банк России и Правительство РФ (в соответствии со ст.9 Закона N 3615-1 Банк России был основным органом валютного регулирования в Российской Федерации). Регулирование Правительством РФ и Банком России валютных операций движения капитала определено соответственно ст.ст.7 и 8 Закона N 173-ФЗ. При этом если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с данным Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Читателям журнала следует также обратить внимание на то, что не допускается установление органами валютного регулирования:

требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений;

требования о предварительной регистрации (ст.18 Закона N 173-ФЗ определяет режим предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации).

В ст.1 Закона N 173-ФЗ дано достаточно широкое определение понятия "валютные операции". Статьей 6 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст.ст.7, 8 и 11 рассматриваемого Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях, определенных вышеназванной статьей Закона N 173-ФЗ; при этом такие ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

В гл.2 Закона N 173-ФЗ определены:

права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций (ст.14);

порядок открытия счетов (вкладов) нерезидентами на территории Российской Федерации (ст.13);

порядок ввоза в Российскую Федерации и вывоза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (ст.15).

Статьей 16 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что в случаях, установленных в соответствии с данным Законом, резиденты и нерезиденты обязаны выполнить требование о резервировании в порядке, определяемом Банком России. При этом:

орган валютного регулирования не может устанавливать применительно к одной валютной операции более одного требования о резервировании;

сумма резервирования вносится в валюте Российской Федерации на отдельный счет в уполномоченном банке;

расчет суммы резервирования осуществляется на день ее внесения. Расчет суммы резервирования по валютной операции в иностранной валюте осуществляется по официальному курсу, устанавливаемому Банком России на день внесения суммы резервирования.

В целях валютного регулирования осуществляется предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами Российской Федерации. В соответствии со ст.18 Закона N 173-ФЗ предварительная регистрация вышеуказанного счета (вклада) осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента. Этой же статьей Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что предварительная регистрация вывоза, пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также ввоза, пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, являющимся органом валютного контроля.

Глава 3 Закона N 173-ФЗ посвящена вопросам репатриации резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательной продажи части валютной выручки.

Читателям журнала следует обратить внимание на то, что обязательная продажа части валютной выручки распространяется не только на резидентов - юридических лиц, но и на индивидуальных предпринимателей (ст.21 Закона N 173-ФЗ). Льготы по обязательной продаже части валютной выручки для резидентов, а также освобождение от обязательной продажи части валютной выручки устанавливаются актами валютного законодательства Российской Федерации.

Согласно гл.4 Закона N 173-ФЗ валютный контроль осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля, которые определены в ст.22 данного Закона. При осуществлении валютного контроля резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны в соответствии со ст.24 Закона N 173-ФЗ:

представлять органам и агентам валютного контроля соответствующие документы и информацию;

вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.

При этом необходимо иметь в виду ст.25 Закона N 173-ФЗ, в соответствии с которой резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так, ст.193 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что невозвращение в крупном размере (если сумма средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда) из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до трех лет.

Помимо уголовной предусмотрена административная ответственность за нарушение валютного законодательства. Статьей 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность:

за осуществление валютных операций без лицензии либо с нарушением требований лицензии, а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации;

за невыполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо за невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств;

за нарушение установленного порядка зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности;

за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно за нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов.

Помимо обязанностей в ст.24 Закона N 173-ФЗ предусмотрены и права резидентов и нерезидентов; в частности, они имеют право:

знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

возмещать в установленном законодательством Российской Федерации порядке реальный ущерб, причиненный неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Н.П.Петрова

Подписано в печать

11.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Об уплате земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями, перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога ("Налоговый вестник", 2004, N 3) >
Статья: <Комментарий к Федеральному закону от 08.12.2003 N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации"> ("Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.