Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: О постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ("Налоговый вестник", 2004, N 3)



"Налоговый вестник", N 3, 2004

О ПОСТАНОВКЕ НА УЧЕТ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Федеральный закон от 23.12.2003 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 185-ФЗ) продолжает процесс реформирования законодательства о государственной регистрации, начало которому положил Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", установивший новый порядок государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Развитие законодательства о государственной регистрации и постановке на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей направлено на объединение существующих оснований регистрации - регистрации в качестве участников гражданского оборота, постановки на учет в качестве налогоплательщиков, а также регистрации в органах государственных внебюджетных фондов в качестве страхователей с целью реализации так называемого принципа "одного окна".

С 1 января 2004 г. регистрация вновь созданных организаций и регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей будет происходить в регистрирующих органах, которыми Постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" определены налоговые органы.

В этой связи положения Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), закрепляющие обязанности организации и индивидуального предпринимателя подавать в налоговый орган заявление о постановке на учет в течение 10 дней после их государственной регистрации в регистрирующих (налоговых) органах, потребовали переоценки.

Вследствие совпадения в одном лице регистрирующих органов и налоговых органов потеряла свое значение и обязанность органов, осуществляющих государственную регистрацию организаций и предпринимателей без образования юридического лица, по сообщению в налоговые органы сведений о фактах такой регистрации.

Закон N 185-ФЗ носит комплексный характер и затрагивает положения, относящиеся к различным отраслям законодательства, - о социальном обеспечении, о государственной регистрации, о налогах и сборах, о банках и банковской деятельности.

Согласно Закону N 185-ФЗ учет зарегистрированных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков и страхователей будет организован следующим образом.

Юридические лица по месту нахождения и индивидуальные предприниматели по месту жительства будут учитываться в налоговых органах на основе сведений государственных реестров - соответственно реестра юридических лиц и реестра индивидуальных предпринимателей в порядке, определенном Правительством РФ. Постановка на учет налогоплательщика завершается выдачей соответствующего свидетельства.

В таком же порядке будет производиться учет изменений, вносимых в сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, в том числе их снятие с учета.

Поэтому из НК РФ исключены обязанности организации и физического лица подавать заявления о постановке на учет в налоговых органах по месту своего нахождения или по месту жительства после регистрации с представлением подтверждающих регистрацию документов.

Во всех иных случаях порядок постановки на учет должен быть установлен МНС России. Соответствующие процедуры должны быть завершены в течение пяти дней со дня представления в налоговые органы необходимых документов (представления сведений) выдачей уведомления о постановке на учет (п.2 ст.84 НК РФ).

Определение понятий документов, которыми оформляется постановка на учет, приведено в ст.11 НК РФ. До внесения поправок в Кодекс случаи выдачи документов (свидетельства или уведомления) определялись Приказом МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309 "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц".

Следует отметить, что основания для постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрены не только в ст.83 НК РФ, но и в отдельных главах части второй Кодекса (постановка на учет по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование (ст.335 НК РФ), постановка на учет по месту осуществления деятельности, облагаемой единым налогом (ст.346.28 НК РФ) и т.д.).

Таким образом, перечень оснований для постановки на учет, который содержался в п.1 ст.83 НК РФ, не был исчерпывающим, что и констатировано внесенным Законом N 185-ФЗ в указанный пункт ст.83 Кодекса дополнением о постановке на учет также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Из НК РФ исключено понятие "место нахождения российской организации" (оно раскрывается в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ), уточнено понятие "место жительства физического лица" (дана привязка к факту регистрации по месту жительства согласно Закону РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации").

Кроме этого, исключена обязанность по самостоятельной постановке на учет (снятию с учета) налогоплательщика по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. С 1 января 2004 г. налоговые органы будут учитывать налогоплательщика на основании сведений, поступающих из органов регистрации недвижимого имущества и сделок с ним, а также органов ГИБДД МВД России. При этом Законом N 185-ФЗ более четко установлены обязанности соответствующих органов по сообщению в налоговые органы сведений о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах.

Налоговый орган будет уведомлять налогоплательщика о постановке его на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств.

Организация будет учитываться по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на основании следующих вещных прав: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления. Первоначальная редакция НК РФ прямо указывала только на поставку на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества, принадлежащего организации на праве собственности.

В соответствии с новой редакцией ст.ст.83 и 84 НК РФ для организации сохранена обязанность самостоятельной постановки на учет (снятия с учета) по месту нахождения обособленных подразделений. Порядок этой постановки на учет не претерпел изменений: организации в течение месяца после создания обособленного подразделения должны представить в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения заявление о постановке на учет (Приложения N N 6, 7, 12 к Приказу МНС России от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309).

Из понятия "индивидуальные предприниматели" исключены частные детективы и частные охранники. Первым для получения своего статуса требуется государственная регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей, а вторые имеют право работать только в организациях, специально учреждаемых для оказания услуг в сфере охраны, то есть наемными работниками <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".

Отдельный порядок учета сохранился только для частных нотариусов и адвокатов, приравненных в целях НК РФ к индивидуальным предпринимателям (абз.4 п.2 ст.11 Кодекса).

Частные нотариусы и адвокаты будут учитываться по месту жительства на основе сведений, сообщаемых налоговым органам органами юстиции, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющими нотариуса полномочиями, и советами адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Следовательно, и у этой категории налогоплательщиков не будет обязанности представлять в налоговые органы заявления о постановке на учет.

Учет изменений в сведениях о физических лицах, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, а также о частных нотариусах и адвокатах будет осуществляться на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст.85 НК РФ, которая вступила в силу с 1 января 2004 г. в уточненной редакции. Помимо прочего, в вышеназванную статью НК РФ введена обязанность органов, осуществляющих выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, сообщать в налоговые органы сведения о фактах изменения сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации.

Упрощено исполнение обязанности по сообщению в налоговый орган сведений, необходимых для налогового контроля. Если ранее обязанность налогоплательщика-организации и индивидуального предпринимателя по сообщению в налоговые органы сведений об открытии (закрытии) счетов, о случаях участия в организациях, о создании (ликвидации) обособленных подразделений, об объявлении несостоятельности, о ликвидации, реорганизации или об изменении места нахождения и места жительства должна была исполняться по месту учета (их могло быть несколько), то с 1 января 2004 г. представление сведений должно производиться только по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя (п.2 ст.23 НК РФ). Помимо этого, из НК РФ исключаются обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по сообщению в налоговые органы сведений об объявлении несостоятельности и ликвидации (такие сведения будут поступать в налоговые органы как в регистрирующие органы), а также обязанность по сообщению сведений об изменении адресов места нахождения и жительства налогоплательщиков (такую информацию налоговые органы будут получать или как регистрирующие органы, или от органов внутренних дел).

Законом N 185-ФЗ признаны утратившими силу положения НК РФ, предусматривающие постановку на учет в органах государственных внебюджетных фондов. При этом в порядке регистрации в органах страховщика реализован, насколько это возможно, принцип "одного окна".

Учет страхователей - организаций и индивидуальных предпринимателей будет производиться на основе сведений Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, представляемых в территориальные органы фондов регистрирующими (налоговыми) органами не позднее пяти рабочих дней с момента государственной регистрации. В состав реестров включены данные о номере и дате регистрации в качестве страхователя в органах государственных внебюджетных фондов, а также о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-20001 (КДЕС Ред. 1), введенному Постановлением Госкомстата России от 06.11.2001 N 454-ст. В реестрах будут также содержаться сведения об открытых юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям банковских счетах.

Обязанности по самостоятельной регистрации в качестве страхователей в зависимости от вида социального страхования сохраняются:

для частных нотариусов, адвокатов, физических лиц - эта категория лиц не регистрируется в качестве индивидуальных предпринимателей;

для организаций по месту нахождения обособленных подразделений - самостоятельное выполнение данной обязанности объясняется в том числе несовпадением содержания понятий обособленного подразделения, используемых Гражданским кодексом Российской Федерации и НК РФ;

для органов государственной власти и органов местного самоуправления - для них действует особая процедура создания в качестве юридического лица.

С.В.Разгулин

Государственный

советник налоговой службы

Российской Федерации I ранга

Подписано в печать

11.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Налогообложение ценных бумаг ("Налоговый вестник", 2004, N 3) >
Статья: События после отчетной даты ("Налоговый вестник", 2004, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.