Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Адаптация Плана счетов бухгалтерского учета для нужд управленческого учета ("Главбух", 2004, N 4)



"Главбух", N 4, 2004

АДАПТАЦИЯ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ДЛЯ НУЖД УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Большинство отечественных предприятий используют только ту нумерацию счетов, которую установил производитель компьютерной программы, руководствуясь требованиями Минфина России. И этого вполне достаточно для бухгалтерского и налогового учета. Однако если каждому счету присвоить еще и особый код, то можно существенно упростить ведение учета управленческого.

В таком случае, работая с компьютерной программой, отражая операции на бухгалтерских счетах, можно в любой момент вывести данные для управленческого учета. О том, как этого добиться, мы и расскажем.

Как зашифровать номера счетов

В первую очередь надо составить развернутый план счетов бухгалтерского учета. Впрочем, обычно он уже разработан. Далее нужно присвоить коды каждой позиции бюджета. И наконец, увязать номера счетов с кодами бюджетных строк. Проделав все это, бухгалтер свою задачу выполнит. Останется только передать результаты компьютерщику, который внесет необходимые поправки в программу.

Составляем развернутый план счетов

Здесь имеется в виду обычное открытие субсчетов к тем счетам, на которых отражены доходы и расходы, предусмотренные бюджетом предприятия. Например, нет необходимости детализировать счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", так как для управленческого учета такая информация не нужна. Зато если в рамках основной деятельности фирма занимается несколькими проектами, то лучше завести субсчет для каждого.

Пример 1. Покажем, как может выглядеть расшифровка счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

     
   ——————T————————T—————————————————————————————————————————————————¬
   |  N  | Новый N|                  Название счета                 |
   |счета|  счета |                                                 |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  20 |  20—10 |Расходы на строительные материалы                |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  20 |  20—11 |Расходы на отделочные материалы                  |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  20 |  20—12 |Расходы на электромонтажную продукцию            |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  20 |  20—20 |Расходы на заработную плату рабочих              |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  23 |  23—21 |Расходы на заработную плату вспомогательного     |
   |     |        |персонала                                        |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  26 |  26—22 |Расходы на заработную плату администрации        |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  26 |  26—31 |Расходы на аренду офиса                          |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  26 |  26—32 |Расходы на охрану                                |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  26 |  26—33 |Расходы на подписку (на журнал "Главбух"/на      |
   |     |        |бухгалтерскую периодику                          |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  60 |  60—42 |Расчеты с поставщиками (медь)                    |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  60 |  60—43 |Расчеты с поставщиками (алюминий)                |
   +—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |  60 |  60—45 |Расчеты с подрядчиками                           |
   L—————+————————+——————————————————————————————————————————————————
   

Присваиваем коды бюджетным строкам

Чтобы планировать свою хозяйственную деятельность и контролировать выполнение сметы, предприятие ежегодно составляет развернутый финансовый план. Каждая строка такого плана должна иметь свой собственный код.

Пример 2. Возьмем компанию, которая в качестве основного документа управленческого учета утвердила бюджет доходов и расходов (о том, как его сформировать, мы рассказали в статье "Готовим упрощенный бюджет компании" см. "Главбух" N 23, 2003, с. 69).

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                    Бюджет доходов и расходов                   |
   +———T———————————————————————————T———T————————————————————————————+
   |100|Бюджет продаж              |200|Бюджет расходов             |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |110|Бюджет доходов от текущей  |210|Бюджет расходов на          |
   |   |деятельности               |   |производство и реализацию   |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |111|Выручка от реализации      |211|Прямые расходы — сырье,     |
   |   |продукции                  |   |материалы                   |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |112|Выручка от реализации услуг|212|Прямые расходы — заработная |
   |   |                           |   |плата                       |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |120|Бюджет внереализационных   |213|Косвенные расходы —         |
   |   |доходов                    |   |заработная плата            |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |121|Процентный доход           |214|Косвенные расходы — аренда  |
   |   |                           |   |офиса                       |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |122|Сдача имущества в аренду   |220|Бюджет внереализационных    |
   |   |                           |   |расходов                    |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |123|Полученные штрафы          |221|Расходы на оплату процентов |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |124|Положительная суммовая     |222|Отрицательная суммовая      |
   |   |разница                    |   |разница                     |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |125|Списание кредиторской      |223|Списание дебиторской        |
   |   |задолженности              |   |задолженности               |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |126|Безвозмездно полученное    |224|Потери от стихийных бедствий|
   |   |имущество                  |   |                            |
   L———+———————————————————————————+———+—————————————————————————————
   

Также в этой компании был принят бюджет движения денежных средств.

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                 Бюджет движения денежных средств               |
   +———T———————————————————————————T———T————————————————————————————+
   |300|Поступления денежных       |400|Расходы денежных средств    |
   |   |средств                    |   |                            |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |310|Основная деятельность —    |410|Основная деятельность —     |
   |   |приход                     |   |расход                      |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |311|Текущие денежные           |411|Поставщики, подрядчики      |
   |   |поступления от реализации  |   |                            |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |312|Поступления в погашение    |412|Заработная плата            |
   |   |дебиторской задолженности  |   |                            |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |313|Авансы от покупателей      |413|Бюджет, внебюджетные фонды  |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |320|Инвестиционная             |420|Инвестиционная              |
   |   |деятельность — приход      |   |деятельность — расход       |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |321|Продажа ОС и НМА           |421|Покупка ОС и НМА            |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |322|Выбытие финансовых вложений|422|Финансовые вложения         |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |323|Доход от финансовых        |423|Убыток от финансовых        |
   |   |вложений                   |   |вложений                    |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |330|Финансовая деятельность —  |430|Финансовая деятельность —   |
   |   |приход                     |   |расход                      |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |331|Кредиты и займы            |431|Возврат кредитов и займов   |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |332|Поступления от эмиссий     |432|Выплата дивидендов          |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |340|Остатки денежных средств — |440|Остатки денежных средств —  |
   |   |приход                     |   |расход                      |
   +———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
   |341|Остатки на счетах на начало|441|Остатки на счетах на конец  |
   |   |периода                    |   |периода                     |
   L———+———————————————————————————+———+—————————————————————————————
   

Коды в обеих таблицах поставлены произвольные. Впрочем, определенной системы бухгалтер все же придерживался: коды бюджета доходов начинаются на единицу, бюджета расходов на двойку. У поступлений денежных средств первая цифра кода 3, у расходов денежных средств 4.

Формируем новые номера субсчетов

Теперь в номер счета надо внести код бюджетной строки. Понятно, что бюджет расходов нужно соотносить со счетами затрат, а бюджет доходов с финансовыми результатами. А последний раздел этого бюджета остатки денежных средств следует сравнивать со счетами касс и банковских вкладов.

Проведя такую взаимоувязку, бухгалтер отдает программисту сводную таблицу.

Пример 3 (сводная таблица).

     
   ————————T—————————T————————————T—————————————————————————————————¬
   |Прежний|Бюджетный|Доработанный|          Название счета         |
   |N счета|   код   |   N счета  |                                 |
   +———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
   | 20—10 |   211   | 20—211—10  |Расходы на строительные материалы|
   +———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
   | 20—11 |         | 20—211—11  |Расходы на отделочные материалы  |
   +———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
   | 20—12 |         | 20—211—12  |Расходы на электромонтажную      |
   |       |         |            |продукцию                        |
   +———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
   | 20—20 |   212   | 20—212—20  |Расходы на заработную плату      |
   |       |         |            |рабочих                          |
   +———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
   | 23—21 |   213   | 23—213—21  |Расходы на заработную плату      |
   |       |         |            |вспомогательного персонала       |
   +———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
   | 26—22 |         | 26—213—22  |Расходы на заработную плату      |
   |       |         |            |администрации                    |
   +———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
   | 26—31 |   214   | 26—214—31  |Расходы на аренду офиса          |
   +———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
   | 26—32 |   215   | 26—215—32  |Расходы на охрану                |
   +———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
   | 26—33 |         | 26—215—33  |Расходы на подписку (на журнал   |
   |       |         |            |"Главбух"/на бухгалтерскую       |
   |       |         |            |периодику                        |
   L———————+—————————+————————————+——————————————————————————————————
   

Что получилось

Итак, мы рассказали, как происходит адаптация плана счетов бухгалтерского учета для целей учета управленческого. Что это дает?

Во-первых, теперь бухгалтер заносит информацию в программу только один раз. А использоваться она будет автоматически в управленческом, бухгалтерском и налоговом учете. Во-вторых, появилась возможность оперативно формировать отчеты по выполнению финансового плана они будут выводиться либо в самой программе, либо в Excel. В-третьих, стало легче анализировать эффективность отдельных проектов в рамках основного производства, оценивать их себестоимость и финансовые результаты.

И при всем этом изменения не усложнят работу бухгалтера. В проводках будут использоваться стандартные номера счетов, никаких дополнительных записей делать не потребуется.

А.С.Рянский

Руководитель проекта

ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)"

Подписано в печать

11.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Средний заработок: когда платить и как рассчитывать? ("Главбух", 2004, N 4) >
Статья: Можно ли принять к вычету НДС, если он не выделен в платежке? ("Главбух", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.