|
|
Статья: Адаптация Плана счетов бухгалтерского учета для нужд управленческого учета ("Главбух", 2004, N 4)
"Главбух", N 4, 2004
АДАПТАЦИЯ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ДЛЯ НУЖД УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА
Большинство отечественных предприятий используют только ту нумерацию счетов, которую установил производитель компьютерной программы, руководствуясь требованиями Минфина России. И этого вполне достаточно для бухгалтерского и налогового учета. Однако если каждому счету присвоить еще и особый код, то можно существенно упростить ведение учета управленческого. В таком случае, работая с компьютерной программой, отражая операции на бухгалтерских счетах, можно в любой момент вывести данные для управленческого учета. О том, как этого добиться, мы и расскажем.
Как зашифровать номера счетов
В первую очередь надо составить развернутый план счетов бухгалтерского учета. Впрочем, обычно он уже разработан. Далее нужно присвоить коды каждой позиции бюджета. И наконец, увязать номера счетов с кодами бюджетных строк. Проделав все это, бухгалтер свою задачу выполнит. Останется только передать результаты компьютерщику, который внесет необходимые поправки в программу.
Составляем развернутый план счетов
Здесь имеется в виду обычное открытие субсчетов к тем счетам, на которых отражены доходы и расходы, предусмотренные бюджетом предприятия. Например, нет необходимости детализировать счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", так как для управленческого учета такая информация не нужна. Зато если в рамках основной деятельности фирма занимается несколькими проектами, то лучше завести субсчет для каждого.
Пример 1. Покажем, как может выглядеть расшифровка счетов 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" и 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".
——————T————————T—————————————————————————————————————————————————¬
| N | Новый N| Название счета |
|счета| счета | |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 20 | 20—10 |Расходы на строительные материалы |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 20 | 20—11 |Расходы на отделочные материалы |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 20 | 20—12 |Расходы на электромонтажную продукцию |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 20 | 20—20 |Расходы на заработную плату рабочих |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 23 | 23—21 |Расходы на заработную плату вспомогательного |
| | |персонала |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 26 | 26—22 |Расходы на заработную плату администрации |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 26 | 26—31 |Расходы на аренду офиса |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 26 | 26—32 |Расходы на охрану |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 26 | 26—33 |Расходы на подписку (на журнал "Главбух"/на |
| | |бухгалтерскую периодику |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 60 | 60—42 |Расчеты с поставщиками (медь) |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 60 | 60—43 |Расчеты с поставщиками (алюминий) |
+—————+————————+—————————————————————————————————————————————————+
| 60 | 60—45 |Расчеты с подрядчиками |
L—————+————————+——————————————————————————————————————————————————
Присваиваем коды бюджетным строкам
Чтобы планировать свою хозяйственную деятельность и контролировать выполнение сметы, предприятие ежегодно составляет развернутый финансовый план. Каждая строка такого плана должна иметь свой собственный код.
Пример 2. Возьмем компанию, которая в качестве основного документа управленческого учета утвердила бюджет доходов и расходов (о том, как его сформировать, мы рассказали в статье "Готовим упрощенный бюджет компании" см. "Главбух" N 23, 2003, с. 69).
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Бюджет доходов и расходов |
+———T———————————————————————————T———T————————————————————————————+
|100|Бюджет продаж |200|Бюджет расходов |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|110|Бюджет доходов от текущей |210|Бюджет расходов на |
| |деятельности | |производство и реализацию |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|111|Выручка от реализации |211|Прямые расходы — сырье, |
| |продукции | |материалы |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|112|Выручка от реализации услуг|212|Прямые расходы — заработная |
| | | |плата |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|120|Бюджет внереализационных |213|Косвенные расходы — |
| |доходов | |заработная плата |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|121|Процентный доход |214|Косвенные расходы — аренда |
| | | |офиса |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|122|Сдача имущества в аренду |220|Бюджет внереализационных |
| | | |расходов |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|123|Полученные штрафы |221|Расходы на оплату процентов |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|124|Положительная суммовая |222|Отрицательная суммовая |
| |разница | |разница |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|125|Списание кредиторской |223|Списание дебиторской |
| |задолженности | |задолженности |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|126|Безвозмездно полученное |224|Потери от стихийных бедствий|
| |имущество | | |
L———+———————————————————————————+———+—————————————————————————————
Также в этой компании был принят бюджет движения денежных средств.
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Бюджет движения денежных средств |
+———T———————————————————————————T———T————————————————————————————+
|300|Поступления денежных |400|Расходы денежных средств |
| |средств | | |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|310|Основная деятельность — |410|Основная деятельность — |
| |приход | |расход |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|311|Текущие денежные |411|Поставщики, подрядчики |
| |поступления от реализации | | |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|312|Поступления в погашение |412|Заработная плата |
| |дебиторской задолженности | | |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|313|Авансы от покупателей |413|Бюджет, внебюджетные фонды |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|320|Инвестиционная |420|Инвестиционная |
| |деятельность — приход | |деятельность — расход |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|321|Продажа ОС и НМА |421|Покупка ОС и НМА |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|322|Выбытие финансовых вложений|422|Финансовые вложения |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|323|Доход от финансовых |423|Убыток от финансовых |
| |вложений | |вложений |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|330|Финансовая деятельность — |430|Финансовая деятельность — |
| |приход | |расход |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|331|Кредиты и займы |431|Возврат кредитов и займов |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|332|Поступления от эмиссий |432|Выплата дивидендов |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|340|Остатки денежных средств — |440|Остатки денежных средств — |
| |приход | |расход |
+———+———————————————————————————+———+————————————————————————————+
|341|Остатки на счетах на начало|441|Остатки на счетах на конец |
| |периода | |периода |
L———+———————————————————————————+———+—————————————————————————————
Коды в обеих таблицах поставлены произвольные. Впрочем, определенной системы бухгалтер все же придерживался: коды бюджета доходов начинаются на единицу, бюджета расходов на двойку. У поступлений денежных средств первая цифра кода 3, у расходов денежных средств 4.
Формируем новые номера субсчетов
Теперь в номер счета надо внести код бюджетной строки. Понятно, что бюджет расходов нужно соотносить со счетами затрат, а бюджет доходов с финансовыми результатами. А последний раздел этого бюджета остатки денежных средств следует сравнивать со счетами касс и банковских вкладов. Проведя такую взаимоувязку, бухгалтер отдает программисту сводную таблицу.
Пример 3 (сводная таблица).
————————T—————————T————————————T—————————————————————————————————¬
|Прежний|Бюджетный|Доработанный| Название счета |
|N счета| код | N счета | |
+———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
| 20—10 | 211 | 20—211—10 |Расходы на строительные материалы|
+———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
| 20—11 | | 20—211—11 |Расходы на отделочные материалы |
+———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
| 20—12 | | 20—211—12 |Расходы на электромонтажную |
| | | |продукцию |
+———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
| 20—20 | 212 | 20—212—20 |Расходы на заработную плату |
| | | |рабочих |
+———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
| 23—21 | 213 | 23—213—21 |Расходы на заработную плату |
| | | |вспомогательного персонала |
+———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
| 26—22 | | 26—213—22 |Расходы на заработную плату |
| | | |администрации |
+———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
| 26—31 | 214 | 26—214—31 |Расходы на аренду офиса |
+———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
| 26—32 | 215 | 26—215—32 |Расходы на охрану |
+———————+—————————+————————————+—————————————————————————————————+
| 26—33 | | 26—215—33 |Расходы на подписку (на журнал |
| | | |"Главбух"/на бухгалтерскую |
| | | |периодику |
L———————+—————————+————————————+——————————————————————————————————
Что получилось
Итак, мы рассказали, как происходит адаптация плана счетов бухгалтерского учета для целей учета управленческого. Что это дает? Во-первых, теперь бухгалтер заносит информацию в программу только один раз. А использоваться она будет автоматически в управленческом, бухгалтерском и налоговом учете. Во-вторых, появилась возможность оперативно формировать отчеты по выполнению финансового плана они будут выводиться либо в самой программе, либо в Excel. В-третьих, стало легче анализировать эффективность отдельных проектов в рамках основного производства, оценивать их себестоимость и финансовые результаты. И при всем этом изменения не усложнят работу бухгалтера. В проводках будут использоваться стандартные номера счетов, никаких дополнительных записей делать не потребуется.
А.С.Рянский Руководитель проекта ООО "Юнайтед Парсел Сервис (РУС)" Подписано в печать 11.02.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |