Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Расходы по содержанию транспорта в 2004 году ("Главбух", 2004, N 4)



"Главбух", N 4, 2004

РАСХОДЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ТРАНСПОРТА В 2004 ГОДУ

Две наиболее важные проблемы начала года, связанные с использованием машин, - это страхование "автогражданки" и транспортный налог. Отсутствие страховки грозит штрафом от дорожного инспектора, а неуплата налога - неприятностями с инспектором налоговым. Из нашего материала вы узнаете, как оформить страхование и зарегистрировать автомобиль, чтобы максимально сэкономить на таких расходах.

Кроме того, мы рассмотрели другие постоянные расходы фирмы на содержание транспортных средств: плату за ГСМ, парковку, сигнализацию и т.д. Подобные затраты не новость, однако у бухгалтеров их учет все еще вызывает массу вопросов. Это и расчет налога на прибыль, и оформление документов, и вычет "входного" НДС, и неправомерные требования налоговиков. Справиться со всеми сложностями поможет один из разделов предлагаемой статьи.

Как застраховать автомобиль

Организацию, которая использует незастрахованный автомобиль, могут оштрафовать на сумму от 500 до 800 руб. Это установлено ст.12.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом не важно, какая машина служит предприятию, - собственная или арендованная. Застраховать транспорт придется в любом случае. Давайте же рассмотрим каждый из них.

Страхование собственного транспорта

Чтобы застраховать автомобиль, фирме нужно заполнить заявление по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263. Бланк заявления организации дадут в компании, с которой она решила заключить договор обязательного автогражданского страхования (ОСАГО).

Кроме того, понадобятся следующие документы:

- свидетельство о регистрации организации;

- паспорт транспортного средства (ПТС) или свидетельство о регистрации автомобиля.

Договор ОСАГО оформляется на один год. Это указывается в полисе, который страховая компания выдает организации. Как видите, действие страховки начинается в одном году, а заканчивается в другом. Поэтому уплаченный взнос нужно отражать в бухгалтерском учете в составе расходов будущих периодов на счете 97. А затем равномерно списывать на затраты в течение всего срока страховки. Суммы, истраченные на обязательное страхование гражданской ответственности, уменьшают налогооблагаемый доход организации. Так говорится в пп.5 п.1 ст.253 Налогового кодекса РФ. В налоговом учете эти расходы надо списывать так же, как и в бухгалтерском - равномерно, пока действует страховка (п.6 ст.272 Налогового кодекса РФ).

Пример 1. ООО "Парус" в 2004 г. купило автомобиль. Сразу после покупки, 26 января, фирма заключила договор обязательного страхования гражданской ответственности. Сумма страхового взноса составила 5997 руб. В январе бухгалтер списал на затраты 96,73 руб. (5997 руб. : 12 мес. : 31 дн. х 6 дн.). В учете ООО "Парус" нужно сделать такие записи:

Дебет 97 Кредит 76

- 5997 руб. - учтена сумма страховки;

Дебет 26 Кредит 97

- 96,73 руб. - списана часть страхового взноса.

С февраля по декабрь 2004 г. бухгалтер должен списывать на затраты по 499,75 руб. (5997 руб. : 12 мес.). В январе 2005 г. - 403,02 руб. (499,75 - 96,73).

За рулем застрахованного автомобиля может быть любой сотрудник фирмы, имеющий водительские права. Ну а кроме прав у водителя при себе должен быть страховой полис, путевой лист, а также паспорт транспортного средства. Помимо этого на лобовое стекло автомобиля нужно прикрепить специальный знак, который выдала страховая компания.

Страхование арендованного автомобиля

Если владелец автомобиля еще не позаботился о страховании, то этим придется заняться фирме-арендатору. Тогда помимо заявления, свидетельства о регистрации фирмы и ПТС страховая компания может попросить у вас еще и копию договора аренды. В такой ситуации суммы, потраченные на страхование арендованной машины, можно без сомнения исключить из налогооблагаемой прибыли. Об этом прямо сказано в пп.5 п.1 ст.253 Налогового кодекса РФ.

Но допустим, что ваше предприятие арендовало уже застрахованный автомобиль. Тут возможно две ситуации. Первая: арендодателем является юридическое лицо, скажем, транспортная компания. Обычно в таких случаях в страховом полисе записано, что к управлению автомобилем допущен неограниченный круг лиц. Значит, вам со страховкой уже ничего делать не нужно.

Но есть более сложная вторая ситуация: фирма арендует автомобиль у физического лица. Тогда вам следует ознакомиться с условиями страховки. Скорее всего, в полисе указано, что автомобиль может водить только его владелец. В этом случае ему надо вновь обратиться в страховую компанию, чтобы она внесла изменения в полис. Ведь чтобы ваша фирма могла пользоваться машиной, в нем нужно указать тех, кто будет ее водить.

За изменения в договоре страховая компания возьмет деньги, и, вероятнее всего, вам придется возместить гражданину эти затраты. Многие бухгалтеры сомневаются: можно ли уменьшить налогооблагаемый доход на такие суммы? Вы вправе сделать это, но только если данная компенсация предусмотрена в договоре аренды. Такое условие позволяют прописать в договоре ст.ст.637 и 646 Гражданского кодекса РФ. Тогда ваш расход будет считаться обоснованным - то есть вы выполните требования ст.252 Налогового кодекса РФ.

Транспортный налог

Налог обязаны платить лишь организации, на которые зарегистрированы транспортные средства.

Тут есть очень важный момент: облагаются налогом только те машины, которые считаются транспортными средствами в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94. Это разъяснено в Методических рекомендациях по применению главы 28 Налогового кодекса РФ. Но часто случается, что ГИБДД или Гостехнадзор регистрируют машину, которая не является транспортным средством согласно Классификатору. Налоговики настаивают, чтобы фирма все равно заплатила налог. Однако мы считаем, что это необоснованное требование. Ведь такая обязанность не предусмотрена Кодексом.

Рассмотрим еще одну распространенную ситуацию. Организация передала филиалу, который находится в другом регионе, свое транспортное средство. Куда перечислять транспортный налог - в региональный бюджет головного предприятия или обособленного подразделения? Отвечаем: налог платится в том регионе, где транспортное средство стоит на учете в ГИБДД. Причем организация не обязана регистрировать машину по местонахождению филиала.

Значит, тут вы можете выбрать наиболее выгодный вариант. Ведь ставки, по которым платится транспортный налог, утверждают регионы. Об этом сказано в п.1 ст.361 Налогового кодекса РФ. Поэтому лучше зарегистрировать машину в том регионе, где ставка ниже. Но не забудьте, что фирме невыгодно в одном и том же месяце снимать транспорт с учета и регистрировать в другом регионе. Тогда за этот месяц придется начислить налог дважды - и головному офису, и филиалу (п.3 ст.362 Налогового кодекса РФ).

Пример 2. На балансе ООО "Сигнал" числится автомобиль мощностью 150 л. с. Машина зарегистрирована в Москве - по местонахождению головного офиса. ООО "Сигнал" передало автомобиль своему филиалу, который расположен в Московской области.

В Москве автомобиль облагается транспортным налогом по ставке 15 руб. за 1 л. с. В области же предусмотрена ставка, равная 17 руб. за 1 л. с. Естественно, ООО "Сигнал" выгоднее, чтобы автомобиль был зарегистрирован по местонахождению головной организации - в Москве. Поэтому фирма не стала снимать машину с учета и регистрировать ее в Московской области.

Теперь о налоговой декларации. Как мы уже сказали, транспортный налог - региональный. Поэтому отчитываться надо по форме, разработанной на местах. Если же ваши региональные власти для 2003 г. своих бланков не ввели, то нужно использовать форму, утвержденную Приказом МНС России от 18 марта 2003 г. N БГ-3-21/125.

Прочие расходы по содержанию автомобиля

Рассмотрим другие затраты, без которых невозможно пользоваться автомобилем. Это стоимость бензина и других горюче-смазочных материалов, плата за парковку и мойку авто, а также суммы, истраченные на покупку сигнализации.

Оплата бензина. Если организация покупает бензин за наличные, то оплачивает его обычно водитель. Всю эту сумму бухгалтер исключает из налогооблагаемого дохода организации. Если же в чеке отдельно указан налог на добавленную стоимость, принять его к вычету нельзя. Ведь водителю на заправке выдают только кассовый чек (п.7 ст.168 Налогового кодекса РФ). А без счета-фактуры зачет НДС невозможен. И при расчете налога на прибыль тогда сумму НДС включить в расходы нельзя.

Между тем некоторые организации приобретают топливо по талонам. Тогда помимо кассового чека фирма получит от продавца и счет-фактуру. Можно ли в этом случае принять "входной" НДС к вычету? Да, можно. Судите сами. Организация имеет право зачесть НДС, если соблюдены условия, предусмотренные в п.1 ст.172 Налогового кодекса РФ. А именно: у предприятия есть расчетные документы и счет-фактура.

Правда, налоговики утверждают, что принять налог к вычету можно, если выполнено еще одно условие: НДС вынесен в отдельную строку в кассовом чеке. При этом чиновники ссылаются на п.4 ст.168 Налогового кодекса РФ. Однако вы можете оспорить данное мнение. Дело в том, что требования ст.168 должны соблюдать продавцы.

Расходы по парковке и мойке автомобиля. Здесь примерно та же ситуация. Если в первичном документе и кассовом чеке НДС не выделен, то налогооблагаемый доход уменьшается на всю истраченную сумму. Если же в данных документах указано, что в стоимость услуг входит налог, принять его к вычету можно только на основании счета-фактуры.

Один нюанс: на платной стоянке водителю могут выдать бланк строгой отчетности - квитанцию за парковку автомобилей по форме, утвержденной Письмом Минфина России от 24 февраля 1994 г. N 16-38. Тогда кассовый чек вам не нужен.

Покупка автомобильной сигнализации. Самый распространенный вопрос об автосигнализации, который задают бухгалтеры, - как учитывать затраты на нее в налоговом учете. Давайте разберемся. Предположим, организация покупает автомобиль и сразу устанавливает на нем сигнализацию. В этом случае стоимость сигнализации включается в первоначальную стоимость авто (п.1 ст.257 Налогового кодекса РФ).

Другой вариант. Предприятие покупает сигнализацию и устанавливает ее на машину, которая уже используется. Тогда первоначальную стоимость автомобиля увеличивать не надо. Пункт 2 ст.257 Налогового кодекса РФ гласит: первоначальная стоимость эксплуатируемого основного средства может поменяться только в том случае, если его достроят, дооборудуют, модернизируют или реконструируют. В общем, нужно, чтобы работы изменили характеристики имущества. Сигнализация же "охраняет", а не меняет автомобиль.

Поэтому сигнализацию нужно оформить отдельно. Причем как еще одно основное средство: во-первых, она служит больше одного года; а во-вторых, ее можно снять с машины. И если сигнализация дороже 10 000 руб., вам надо начислять амортизацию.

Чтобы для налогового учета определить срок службы имущества, нужно использовать Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1. Однако в этом документе сигнализация не упоминается. Следовательно, вы можете самостоятельно определить срок ее службы. Это позволяет сделать п.5 ст.258 Налогового кодекса РФ. Впрочем, можно использовать Общероссийский классификатор основных фондов (ОК 013-94). В нем предусмотрен срок службы сигнализации, равный 5 годам (60 месяцам).

Пример 3. ООО "Киния" купило в феврале 2004 г. автосигнализацию за 12 390 руб. (в том числе НДС - 1890 руб.). Бухгалтер сделал такие записи:

Дебет 08 Кредит 60

- 10 500 руб. (12 390 - 1890) - отражена стоимость сигнализации;

Дебет 19 Кредит 60

- 1890 руб. - учтена сумма НДС.

Сигнализация стоит больше 10 000 руб. Поэтому бухгалтер ООО "Киния" будет начислять в бухгалтерском и налоговом учете амортизацию. Срок службы сигнализации равен 60 месяцам. Поэтому организация должна ежемесячно начислять амортизацию в сумме 175 руб. (10 500 руб. / 60 мес.) и делать в бухучете такую запись:

Дебет 26 Кредит 02

- 175 руб. - начислена амортизация за месяц.

Если же сигнализация стоит меньше 10 000 руб., амортизацию начислять не надо. Тогда вся потраченная сумма сразу включается в материальные расходы. Это следует из пп.3 п.1 ст.254 Налогового кодекса РФ.

Е.А.Савина

Эксперт журнала "Главбух"

Подписано в печать

11.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Заполняем новую декларацию по налогу на прибыль ("Главбух", 2004, N 4) >
Статья: Пора подтвердить в ФСС РФ основной вид деятельности организации ("Главбух", 2004, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.