Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Планирование и учет затрат в книгоиздании ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 7)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 7, 2004

ПЛАНИРОВАНИЕ И УЧЕТ ЗАТРАТ В КНИГОИЗДАНИИ

Приказом Министерства Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций (МПТР России) от 23.04.2002 N 73 отменено действие двух документов, регламентировавших книгоиздательскую деятельность, - Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях издательской деятельности, утвержденной Приказом Мининформпечати России от 28.12.1993 N 259, и Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на полиграфических предприятиях, утвержденной Приказом Мининформпечати России от 04.03.1993 N 31. Вместо них используются Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на предприятиях издательской деятельности и Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) на полиграфических предприятиях.

Методические рекомендации были разработаны специалистами НИЦ "Экономика" МПТР России и Московского государственного университета печати (МГУП). Оба документа согласованы с МПТР России. Они составлены однотипно и содержат следующие разделы.

1. Общие положения.

2. Состав, классификация и порядок оценки затрат на производство и реализацию.

3. Планирование расходов на производство и реализацию.

4. Учет затрат на производство и продажу.

5. Методы калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг).

6. Учет расходов на производство и реализацию для целей налогообложения.

7. Список законодательных актов, использованных для разработки документа.

В документах имеются приложения, раскрывающие содержание отдельных разделов, в частности номенклатура отдельных статей расходов, перечень калькуляционных единиц, формы бюджетов для планирования отдельных затрат.

В Методических рекомендациях учтены современные нормы российского гражданского законодательства, новые правила ведения бухгалтерского учета, а также особенности налогового законодательства, связанные с необходимостью определения налоговой базы при расчете налога на прибыль организаций. Кроме того, в них реализованы современные подходы к планированию затрат, основанные на принципах бюджетирования. Это позволяет не только более точно планировать и прогнозировать будущие прибыли, но и эффективно использовать компьютерную технику, так как в настоящее время уже разработано достаточное количество программ по бюджетному планированию. Как подтверждает практика, в том числе и в книгоиздании, это значительно улучшает процесс управления деятельностью организации в целом.

В документах содержатся рекомендации по применению методов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), отражению выбранного метода калькулирования в учетной политике издательства (полиграфического предприятия).

Рассмотрим нормы гражданского законодательства, предопределившие ключевые моменты при разработке Методических рекомендаций. В соответствии с ГК РФ в издательстве обычными видами деятельности являются:

выпуск издательской продукции, являющейся собственностью издательства, - преобладающий вид деятельности;

выполнение по договорам подряда (ст.ст.702 и 703 ГК РФ) работ по выпуску издательской продукции, подготовке оригиналов-макетов и др.;

оказание услуг (гл.39 ГК РФ) по редактированию, корректуре и т.п.

В отличие от издательства для полиграфического предприятия основным видом деятельности является выполнение работ по договору подряда с передачей результатов - готовых тиражей заказчику (издающей организации). В соответствии с гл.39 ГК РФ оно также может оказывать производственные услуги сторонним организациям (резка бумаги, регенерация формных пластин и т.п.).

Кроме того, полиграфическое предприятие может изготавливать собственную продукцию, а именно бумажно-беловые товары, обои, игрушки, елочные украшения и другие товары народного потребления (ТНП). Перечень ТНП определен Методическими рекомендациями по отнесению промышленной и сельскохозяйственной продукции к товарам народного потребления, направленными Письмом Минэкономики России и Госкомстата России от 27.07.1993 N МЮ-636/14-151, N 10-0-1/246.

Особенности осуществления обычных видов деятельности существенно влияют на организацию и ведение бухгалтерского учета в издательствах и на полиграфических предприятиях. Например, в Методических рекомендациях предусмотрены разные способы учета готовой продукции и ее отгрузки в соответствии с договорами. В частности, полиграфическим предприятиям рекомендовано применять счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" вместо счета 43 "Готовая продукция", а движение готовой продукции на складе отражать на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" в ценах, предусмотренных в приемо-сдаточных актах, договорах, счетах к оплате, платежных требованиях (поручениях), а также в натуральном выражении. Это позволяет предусмотреть в договорах на выполнение полиграфических работ условия хранения готовой продукции: при расчетах с заказчиком полиграфическое предприятие может предъявить ему штрафные санкции за несвоевременный вывоз готовой продукции.

Счет 43 может применяться полиграфическим предприятием для обобщения информации о наличии и движении готовой продукции, являющейся собственностью предприятия.

Если предприятие оказывает услуги производственного характера, то расходы, связанные с оказанием услуги и отражаемые на счете 20 "Основное производство", рекомендуется списывать непосредственно на себестоимость продаж минуя счета 40 и 43.

В издательствах существуют разные способы формирования выручки от продаж, от которых зависит способ учета отгруженной продукции. Если продукция отгружается заказчику в соответствии с договором купли-продажи (гл.30 ГК РФ), то в момент отгрузки формируются выручка и дебиторская задолженность, а также себестоимость продаж:

Дебет 62, Кредит 90-1;

Дебет 90-2, Кредит 43;

Дебет 90-3, Кредит 68/НДС.

Если тираж издания отгружается магазину для розничной продажи, т.е. выполняются условия агентского договора или договора комиссии, то отгрузка сопровождается следующей записью: Дебет 45, Кредит 43. Перехода права собственности от издательства к магазину в этом случае не происходит, следовательно, не формируется и выручка от продаж. Момент отгрузки оформляется только накладными, актами приемки-передачи груза, но счет-фактура не составляется. Как показывает практика, эти условия нередко нарушаются магазинами, которые требуют от издательств составлять счет-фактуру, не принимая во внимание тот факт, что этот документ нужен для учета НДС только при продаже, а ее в данном случае нет. Магазины обязаны принять от поставщика - издательства товар на склад и вести забалансовый учет складских запасов, так как они не являются их собственностью.

В связи с тем что обычно полиграфические предприятия выполняют полиграфические работы с использованием бумаги, картона, переплетных материалов своих заказчиков, большое значение имеет ведение забалансового учета так называемых давальческих материалов. Такой учет рекомендовано вести на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку" в стоимостном и натуральном выражении.

Что касается методов планирования затрат, то, как уже указывалось, они основаны на принципах бюджетирования, т.е. составления смет расходов по отдельным элементам и по отдельным подразделениям. Метод этот не является принципиально новым - составлением смет расходов и раньше занимались плановые отделы издательств и полиграфических предприятий. Новшество заключается в том, что теперь следует сгруппировать информацию о затратах по центрам ответственности (ЦО). Это позволит экономическим службам организовать поток информации о затратах таким образом, чтобы было понятно, какие заказы более выгодны, а какие - менее. Иными словами, применение методов бюджетного планирования позволит предприятиям организовать внутренний управленческий учет и эффективное управление объемами продаж, затратами, а также прибылями от продаж, правильно вести ценовую политику.

Элементом системы бюджетного планирования является приведенная в Методических рекомендациях система калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), которая известна из международной практики управленческого учета и финансового менеджмента - "директ-костинг", или расчет неполной (усеченной) себестоимости. Применение этой системы достаточно эффективно именно тогда, когда затраты сгруппированы по ЦО и есть возможность выделить из них условно-переменные и условно-постоянные составляющие (по отношению к объемам продукции, работ, услуг).

"Директ-костинг" - не единственная система, упомянутая в Методических рекомендациях. Наиболее распространенной системой калькулирования традиционно остается расчет полной себестоимости, при котором общепроизводственные (в издательствах - общередакционные) и общехозяйственные расходы распределяются на учетную единицу пропорционально выбранной базе. Что касается выбора объекта калькулирования, то в издательствах это, как правило, отдельный заказ, а на полиграфическом предприятии - заказ, который выполняется на отдельной стадии (отдельном процессе) полиграфического производства. Таким образом, для издательств может применяться позаказный и попроцессно-позаказный методы калькулирования, для полиграфических предприятий - попроцессный, попроцессно-позаказный, котловой методы. В зависимости от выбора системы калькулирования могут применяться разные способы расчета затрат на калькуляционную единицу: нормативный, способ расчета фактической себестоимости, "стандарт-кост". На наш взгляд, такой широкий выбор предприятиями и издательствами наиболее подходящих систем, методов и способов калькулирования является достоинством отраслевых документов, дающих возможность их пользователям разработать наиболее приемлемую учетную политику для формирования расходов.

Для расчета полной себестоимости продукции (работ, услуг) в Методических рекомендациях представлен перечень статей калькуляции. В документах изменились названия отдельных калькуляционных статей, уточнен состав общепроизводственных (редакционных), общехозяйственных расходов, расходов на продажу.

В издательствах рекомендовано полную себестоимость издания рассчитывать по следующим калькуляционным статьям: расходы на авторский гонорар; расходы на гонорар за художественно-графические работы; расходы на полиграфические работы; расходы на материалы; редакционные расходы; общеиздательские расходы; расходы на продажу; потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

Если издание выпускается в твердом переплете, калькуляция составляется отдельно на переплетные крышки по статьям: расходы на бумагу; расходы на картон; расходы на переплетные материалы; расходы на полиграфические работы; потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

Для расчета полной себестоимости полиграфических работ (продукции, услуг) рекомендовано применять следующие калькуляционные статьи: расходы на материалы; расходы на покупные изделия, полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера сторонних предприятий и организаций; расходы на основную заработную плату производственных рабочих; расходы на дополнительную заработную плату производственных рабочих; отчисления на социальное страхование и обеспечение; общепроизводственные расходы; общехозяйственные расходы; расходы на продажу; потери от брака (только в отчетных калькуляциях).

С точки зрения совершенствования учетной политики, упрощения задач калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составления бухгалтерской отчетности рекомендовано и издательствам, и полиграфическим предприятиям списывать общехозяйственные расходы непосредственно на себестоимость продаж минуя счет 20. На счете 90 "Продажи" рекомендуется открывать отдельные субсчета для учета общехозяйственных расходов и расходов на продажу.

Следует также обратить внимание на совершенно новый раздел в Методических рекомендациях, разработка которого связана с проблемой ведения параллельных регистров бухгалтерского и налогового учета согласно гл.25 НК РФ. Рекомендации предусматривают разработку и применение регистров налогового учета двух уровней:

регистры-расчеты для исчисления первоначальной стоимости объектов для целей налогообложения;

регистры налогового учета.

Примерная форма регистров-расчетов приведена в Приложениях к Методическим рекомендациям.

Методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг), составленные в соответствии с законодательством, а также с учетом особенностей взаимоотношений издательств и полиграфических предприятий, полезны и при формировании учетной политики, и при решении вопросов планирования прибыли и совершенствования управления бизнесом.

Е.Мерзликина

К. э. н.,

профессор МГУП

Подписано в печать

11.02.2004

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Правомерно ли включать в состав расходов при применении упрощенной системы налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов) транспортные расходы по доставке сырья и материалов? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 7) >
Статья: Исчисление и уплата налога на добавленную стоимость в переходный период ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2004, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.