|
|
Статья: Право налогоплательщика не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам ("Финансовая газета", 2004, N 7)
"Финансовая газета", N 7, 2004
ПРАВО НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА НЕ ВЫПОЛНЯТЬ НЕПРАВОМЕРНЫЕ АКТЫ И ТРЕБОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НК РФ ИЛИ ИНЫМ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНАМ
В ст.6 НК РФ приведен перечень обстоятельств, при которых нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ. Признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. При этом Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения. Признание ненормативных правовых актов и требований налоговых органов и их должностных лиц не соответствующими НК РФ осуществляется в порядке обжалования таких актов и требований в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. До признания в установленном порядке правового (как нормативного, так и ненормативного) акта не соответствующим НК РФ действия по его неисполнению являются правонарушением, и в отношении налогоплательщика могут быть приняты меры государственного принуждения для обеспечения исполнения правового акта налогового органа и их должностных лиц. Правовые акты - акты органа власти, принятые в рамках установленной законом компетенции, следует отличать от неправовых актов и требований (неправомерные акты и требования). Такие акты и требования не подлежат исполнению независимо от признания их не соответствующими НК РФ.
Пример. Инспекцией направлено заявителю письмо, на основании которого инспекция обязывает заявителя с 1 июля 2002 г. ежемесячно представлять в срок до 3 числа каждого месяца сведения о его основных контрагентах. По утверждению заявителя ст.ст.31 и 88 НК РФ, которыми инспекция обосновывает требования о систематическом представлении указанных в письме сведений, обязанности систематического представления таких сведений не устанавливают. Как следует из объяснений инспекции, при направлении заявителю требования о систематическом представлении сведений инспекция руководствовалась приказом вышестоящего налогового органа, на основании которого инспекция обязана, в частности, ежемесячно определять и составлять списки основных контрагентов каждого основного налогоплательщика. Приказ, которым руководствовалась инспекция, не устанавливает обязанности налогоплательщика ежемесячно представлять в налоговые органы сведения, ежемесячное представление которых не установлено законодательством о налогах и сборах. Основанием для представления соответствующих сведений, систематическое представление которых не предусмотрено законодательством о налогах и сборах, может быть только их истребование налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ. Поручение ежемесячно определять и составлять списки основных контрагентов каждого основного налогоплательщика является основанием для систематического истребования у налогоплательщиков соответствующих сведений на основании ст.ст.31 и 88 НК РФ. Таким образом, действия инспекции по возложению на заявителя обязанности ежемесячно представлять в инспекцию в срок до 3 числа каждого месяца сведения о его основных контрагентах являются неправомерными. В то же время необходимые для ежемесячного определения и составления списков основных контрагентов каждого основного налогоплательщика сведения инспекция вправе ежемесячно истребовать у налогоплательщика в установленном законодательством о налогах и сборах порядке.
Л.Гурьяков Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 11.02.2004
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |